kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Украине наступили на трубу

08.10.09
размер текста:

Российский рынок сбыта испокон веков был базовым для украинских трубников. Но если пару лет назад он напоминал губку, готовую впитать любые объемы импорта, то теперь уподобился шагреневой коже. Российское трубное лобби целенаправленно вытесняет соседей-конкурентов на задворки. На днях жертвой такой политики стал никопольский завод "Сентравис". Вслед за ним под прицел попали Харцызский трубный завод и группа "Интерпайп". Неприятности их поджидают сразу после того, как кремлевские куранты отсчитают начало следующего года.

Нержавеющие трубы

В конце сентября российское правительство ввело ввозную пошлину в размере 28,1% от таможенной стоимости на трубы из коррозионностойкой стали наружным диаметром до 426 мм. Эта мера будет действовать на протяжении трех лет, начиная с ноября 2009 года, поскольку от момента публикации соответствующего постановления (что случилось в конце сентября) до вступления его в силу должен пройти месяц времени.

Всего же под действие этой защитной пошлины попало 19 видов труб, большинство из которых на российский рынок поставляют украинские и китайские производители. Однако разница между ними в том, что отечественные заводы занимают в сегменте нержавеющих труб сейчас самую дорогую нишу, тогда как китайцы окопались среди более дешевой номенклатуры, а, значит, в денежном эквиваленте новая пошлина придавит их с меньшей силой.

В объединении "Укртрубопром" считают, что такое решение российского правительства противоречит не только нормам ВТО, но и нормальной логике. Ведь цены на украинскую трубную продукцию из нержавейки значительно превосходили как цены других поставщиков, так и российских производителей. Поэтому ни о какой недобросовестной ценовой конкуренции не может быть и речи. Это во-первых. А во-вторых, динамика роста экспорта нержавеющих труб из Украины в Россию значительно ниже не только аналогичной динамики из других стран (12% против 207%), но и уступает темпам роста спроса на данные трубы в России.

До ведома российской стороны эти аргументы были доведены. При этом "Укртрубопром" и Минпромполитики Украины предлагали вместо ограничительной пошлины ввести обоюдно приемлемые квоты на поставки украинской продукции. Однако в условиях кризиса российское правительство решило помочь своим трубникам более радикальным методом. В связи с этим "Укртрубопром" заявил о намерении просить Кабмин Юлии Тимошенко применить такие же ограничительные меры к трубам, импортируемым из России.

В последние годы главным украинским поставщиком коррозионностойких труб малых диаметров на рынок РФ была никопольская компания "Сентравис". Ее руководство, безусловно, огорчено размером пошлины, но все же надеется сохранить свою нишу сбыта, уповая на незаменимость своей продукции. Несколько видов труб из нержавеющей стали для атомной, нефтехимической, машиностроительной отраслей, которые поставляет "Сентравис", в России просто не производят. В частности, речь идет о трубах из стали ДИ 59, трубах длиной от 20 метров из стали 08Х14МФ и др.

Правда, в общем тоннаже украинского трубного экспорта в Россию продукция "Сентрависа" не занимает и 10%. В прошлом году на этот рынок было отправлено около 10 тыс. т никопольских труб, в нынешнем ожидается и того меньше. Гораздо более крупные потери украинская металлургия несет в сегментах бесшовных труб, а также труб большого диаметра. Их производители еще только ждут приговора из Москвы. И, судя по настроениям в России, щадящим этот приговор не будет. Пошлина на нержавеющие трубы – это только первая ласточка, которая, к сожалению, предвещает не весну, а зиму.

Бесшовные трубы

Всего за январь-август 2009 года в Россию отправлено около 238 тыс. т труб украинского происхождения, из них около 60% (129,7 тыс. т) – бесшовные трубы. А в сегменте бесшовного экспорта около 90% – это продукция заводов группы "Интерпайп" Виктора Пинчука. Такое ее доминирующее положение в трубных внешнеторговых операциях с северным соседом объясняется тем, что за последние 5 лет у "Инетерпайпа" сложились более крепкие отношения с игроками российского рынка по сравнению с другими украинскими трубниками. Возможно, это объясняется тем, что за время правления Леонида Кучмы господин Пинчук оброс крепкими связями в российских промышленно-политических кругах. Возможно, его топ-менеджеры (часть из которых, кстати, переехали в Днепропетровск из России) оказались более гибкими переговорщиками. В результате "Интерпайп" взял на себя добровольные квотные ограничения на поставки труб в Россию, но их рамки были достаточно широки, чтобы группа чувствовала себя если и не вольготно, то комфортно.

В 2008 году объем этой квоты составлял 415 тыс. т в год, в 2009 году он должен был увеличиться еще на 2%, хотя в этом и нет надобности. Судя по темпам экспорта бесшовных труб из Украины (252 тыс. т за январь-август, из них 53% идут в Россию), полностью квотных объемов трубные заводы Пинчука не выберут. Однако волнует их совсем другое. 31 декабря истекает срок соглашения о добровольных квотах, а продлить его на тех же условиях не получится. Фонд развития трубной промышленности России предложил "Интерпайпу" убийственный секвестр – сузить границы беспошлинной квоты до 170 тыс. т в год. Правда, пока это еще не официальная позиция Москвы, но очень к ней близкая. "Интерпайп" на такое урезание квоты по самые уши, естественно, не согласился. Но и встречных предложений у него немного. Либо за три оставшихся месяца нащупать компромиссный вариант с россиянами, что, впрочем, не удается сделать с начала года. Либо работать на общих условиях с другими трубниками-экспортерами, что подразумевает обложение при ввозе в Россию разных бесшовных труб в зависимости от типа и диаметра пошлинами в размере от 8,9% до 55,3%.

Украинская позиция, озвученная объединением "Укртрубопром", сводится к тому, что никуда от сокращения рамок беспошлинной квоты не денешься, но лучше урезать ее не сразу в 2,5-3 раза, а на 25-30%. Как отмечают в "Укртрубопроме", в последнем случае будут соблюдены не только интересы "Интерпайпа", но и российских покупателей их продукции, а также российских производителей трубной заготовки. Ведь в Украине спрос на нее довольно высок даже в нынешний стагнационный период. В "Укртрубопроме" обращают внимание и на то, что сама Украина летом отменила квоты на импорт отдельных видов бесшовных обсадных и насосно-компрессорных труб, в том числе из России. После этого в Киеве рассчитывали на ответный жест доброй воли.

Кстати, отмена указанных квот опять же ударила по "Интерпайпу". Причем, как оказалось, поспособствовали этому "Нафтогаз Украины" с "Укрнафтой". Под предлогом того, что заводы Пинчука не проводили экспертизы производимых труб на соответствие требованиям API, они добились права снова покупать дешевые китайские и российские аналоги. Кстати, похожий барьер ожидает с 2010 года украинских трубников и в России. Там собираются ужесточить требования к техническим стандартам труб нефтегазового сортамента, что автоматически сузит возможности сбыта для украинских импортеров.

Трубы большого диаметра

На этом плохие новости не заканчиваются. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации начало в сентябре повторное расследование в отношении ввозимых в страну труб большого диаметра (более 508 мм). Сейчас импортные ТБД облагаются в России пошлиной в размере 8%, но срок ее действия заканчивается в декабре 2009 года. Чем ближе этот срок, тем громче российские трубники ратуют за то, чтобы продлить действие пошлины еще на 4 года, повысив, кроме того, ставку до 10% таможенной стоимости. При этом они ссылаются на то, что иностранные конкуренты получают прямые или косвенные субсидии от своих правительств.

Например, в Китае перевозка ТБД до российской границы обходится местным производителям всего в 2 цента за километр. В Японии экспортеров субсидируют отрицательной процентной ставкой по кредитам. В качестве доказательства господдержки украинских производителей труб в Москве ссылаются на меморандум, подписанный в Украине между правительством и субъектами ГМК. Хотя это только повод, а не причина. О причинах довольно прямо высказался руководитель Фонда развития трубной промышленности России Александр Дейнеко. По его словам, российские трубники в последние годы вложили в организацию производства одношовных ТБД более 3 млрд долл., а теперь пришло время окупать эти инвестиции.

Очевидно, чтобы конкуренты не мешали процессу окупаемости, их и пытаются всеми способами задвинуть подальше. Впрочем, действовавшие на протяжении трех последних лет (включая 2009 год) пошлины и так уже прошлись как цунами по иностранным поставщикам труб большого диаметра в Россию. Согласно данным российской статистики, за период 2006-2008 годов поставки в страну ТБД извне сократились в 8,3 раза. Главных пострадавших двое: охапка китайских производителей и Харцызский трубный завод. В первом полугодии 2009 года китайский импорт вообще приближался к нулю, а ХТЗ ограничился отгрузкой около 2 тыс. т. Это более чем скромный показатель, если вспомнить, что 4-5 лет назад указанный завод был главным трубным интендантом России, отгружая туда по 250-270 тыс. т продукции в год. Сейчас харцызское предприятие почти полностью переориентировалось на Казахстан и Туркменистан. Например, только за июль-август в Центральную Азию поставлено почти 95 тыс. т украинских ТБД, что раз в 40 больше, чем в Россию.

Выпавшую из рук ХТЗ первую скрипку подхватил на российском рынке Новомосковский трубный завод, работающий в сегменте труб диаметрами 426-1020 мм. В 2009 году объемы его импорта в Россию уже превышали аналогичный показатель ХТЗ. Но существенно нарастить свое присутствие на российском рынке новомосковскому заводу будет крайне проблематично. И дело не только в протекционистских мерах правительства РФ относительно своих трубников, но и в возрастающей конкуренции со стороны металлургов из Японии и стран ЕС. За первое полугодие 2009 года они суммарно отгрузили в Россию более 50 тыс. т ТБД. И 8% пошлина их не сильно пугает, поскольку российские клиенты заказывают у них трубы особых спецификаций, которые технологически сложно производить как в России, так и в Украине.

Однако именно сегмент труб большого диаметра подарил отрасли лучик надежды в весьма непростом 2009 году. Он единственный продемонстрировал завидный рост экспорта по итогам 8 месяцев. Если за январь-август 2008 года за рубеж было продано 230 тыс. т украинских ТБД, то за аналогичный период 2009 года – 421 тыс. т. Украинские мастера "больших" труб (и в первую очередь ХТЗ) доказали, что нет не только незаменимых людей, но и незаменимых рынков. И хотя нынешнее производство труб большого диаметра еще далеко от своих лучших кондиций, но оно, может быть, первым подает признаки выздоровления во всей отечественной трубной индустрии.

Ярослав Ярош

 


Комментарии
комментариев: 0
22:29 | 29.10.2009
Ada
Все эти пешки на самом деле ничего не решают. Зачастую они даже и не догадываются о реальных целях их заокеанских кукловодов. Выборы - это просто спектакль. О реальных целях происходящих событий можно изнать из аудио-брошюры Анастасии Новых http: // istina.ucoz.ua/index/0-50

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!