kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Украине наступили на трубу

08.10.09
размер текста:

Российский рынок сбыта испокон веков был базовым для украинских трубников. Но если пару лет назад он напоминал губку, готовую впитать любые объемы импорта, то теперь уподобился шагреневой коже. Российское трубное лобби целенаправленно вытесняет соседей-конкурентов на задворки. На днях жертвой такой политики стал никопольский завод "Сентравис". Вслед за ним под прицел попали Харцызский трубный завод и группа "Интерпайп". Неприятности их поджидают сразу после того, как кремлевские куранты отсчитают начало следующего года.

Нержавеющие трубы

В конце сентября российское правительство ввело ввозную пошлину в размере 28,1% от таможенной стоимости на трубы из коррозионностойкой стали наружным диаметром до 426 мм. Эта мера будет действовать на протяжении трех лет, начиная с ноября 2009 года, поскольку от момента публикации соответствующего постановления (что случилось в конце сентября) до вступления его в силу должен пройти месяц времени.

Всего же под действие этой защитной пошлины попало 19 видов труб, большинство из которых на российский рынок поставляют украинские и китайские производители. Однако разница между ними в том, что отечественные заводы занимают в сегменте нержавеющих труб сейчас самую дорогую нишу, тогда как китайцы окопались среди более дешевой номенклатуры, а, значит, в денежном эквиваленте новая пошлина придавит их с меньшей силой.

В объединении "Укртрубопром" считают, что такое решение российского правительства противоречит не только нормам ВТО, но и нормальной логике. Ведь цены на украинскую трубную продукцию из нержавейки значительно превосходили как цены других поставщиков, так и российских производителей. Поэтому ни о какой недобросовестной ценовой конкуренции не может быть и речи. Это во-первых. А во-вторых, динамика роста экспорта нержавеющих труб из Украины в Россию значительно ниже не только аналогичной динамики из других стран (12% против 207%), но и уступает темпам роста спроса на данные трубы в России.

До ведома российской стороны эти аргументы были доведены. При этом "Укртрубопром" и Минпромполитики Украины предлагали вместо ограничительной пошлины ввести обоюдно приемлемые квоты на поставки украинской продукции. Однако в условиях кризиса российское правительство решило помочь своим трубникам более радикальным методом. В связи с этим "Укртрубопром" заявил о намерении просить Кабмин Юлии Тимошенко применить такие же ограничительные меры к трубам, импортируемым из России.

В последние годы главным украинским поставщиком коррозионностойких труб малых диаметров на рынок РФ была никопольская компания "Сентравис". Ее руководство, безусловно, огорчено размером пошлины, но все же надеется сохранить свою нишу сбыта, уповая на незаменимость своей продукции. Несколько видов труб из нержавеющей стали для атомной, нефтехимической, машиностроительной отраслей, которые поставляет "Сентравис", в России просто не производят. В частности, речь идет о трубах из стали ДИ 59, трубах длиной от 20 метров из стали 08Х14МФ и др.

Правда, в общем тоннаже украинского трубного экспорта в Россию продукция "Сентрависа" не занимает и 10%. В прошлом году на этот рынок было отправлено около 10 тыс. т никопольских труб, в нынешнем ожидается и того меньше. Гораздо более крупные потери украинская металлургия несет в сегментах бесшовных труб, а также труб большого диаметра. Их производители еще только ждут приговора из Москвы. И, судя по настроениям в России, щадящим этот приговор не будет. Пошлина на нержавеющие трубы – это только первая ласточка, которая, к сожалению, предвещает не весну, а зиму.

Бесшовные трубы

Всего за январь-август 2009 года в Россию отправлено около 238 тыс. т труб украинского происхождения, из них около 60% (129,7 тыс. т) – бесшовные трубы. А в сегменте бесшовного экспорта около 90% – это продукция заводов группы "Интерпайп" Виктора Пинчука. Такое ее доминирующее положение в трубных внешнеторговых операциях с северным соседом объясняется тем, что за последние 5 лет у "Инетерпайпа" сложились более крепкие отношения с игроками российского рынка по сравнению с другими украинскими трубниками. Возможно, это объясняется тем, что за время правления Леонида Кучмы господин Пинчук оброс крепкими связями в российских промышленно-политических кругах. Возможно, его топ-менеджеры (часть из которых, кстати, переехали в Днепропетровск из России) оказались более гибкими переговорщиками. В результате "Интерпайп" взял на себя добровольные квотные ограничения на поставки труб в Россию, но их рамки были достаточно широки, чтобы группа чувствовала себя если и не вольготно, то комфортно.

В 2008 году объем этой квоты составлял 415 тыс. т в год, в 2009 году он должен был увеличиться еще на 2%, хотя в этом и нет надобности. Судя по темпам экспорта бесшовных труб из Украины (252 тыс. т за январь-август, из них 53% идут в Россию), полностью квотных объемов трубные заводы Пинчука не выберут. Однако волнует их совсем другое. 31 декабря истекает срок соглашения о добровольных квотах, а продлить его на тех же условиях не получится. Фонд развития трубной промышленности России предложил "Интерпайпу" убийственный секвестр – сузить границы беспошлинной квоты до 170 тыс. т в год. Правда, пока это еще не официальная позиция Москвы, но очень к ней близкая. "Интерпайп" на такое урезание квоты по самые уши, естественно, не согласился. Но и встречных предложений у него немного. Либо за три оставшихся месяца нащупать компромиссный вариант с россиянами, что, впрочем, не удается сделать с начала года. Либо работать на общих условиях с другими трубниками-экспортерами, что подразумевает обложение при ввозе в Россию разных бесшовных труб в зависимости от типа и диаметра пошлинами в размере от 8,9% до 55,3%.

Украинская позиция, озвученная объединением "Укртрубопром", сводится к тому, что никуда от сокращения рамок беспошлинной квоты не денешься, но лучше урезать ее не сразу в 2,5-3 раза, а на 25-30%. Как отмечают в "Укртрубопроме", в последнем случае будут соблюдены не только интересы "Интерпайпа", но и российских покупателей их продукции, а также российских производителей трубной заготовки. Ведь в Украине спрос на нее довольно высок даже в нынешний стагнационный период. В "Укртрубопроме" обращают внимание и на то, что сама Украина летом отменила квоты на импорт отдельных видов бесшовных обсадных и насосно-компрессорных труб, в том числе из России. После этого в Киеве рассчитывали на ответный жест доброй воли.

Кстати, отмена указанных квот опять же ударила по "Интерпайпу". Причем, как оказалось, поспособствовали этому "Нафтогаз Украины" с "Укрнафтой". Под предлогом того, что заводы Пинчука не проводили экспертизы производимых труб на соответствие требованиям API, они добились права снова покупать дешевые китайские и российские аналоги. Кстати, похожий барьер ожидает с 2010 года украинских трубников и в России. Там собираются ужесточить требования к техническим стандартам труб нефтегазового сортамента, что автоматически сузит возможности сбыта для украинских импортеров.

Трубы большого диаметра

На этом плохие новости не заканчиваются. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации начало в сентябре повторное расследование в отношении ввозимых в страну труб большого диаметра (более 508 мм). Сейчас импортные ТБД облагаются в России пошлиной в размере 8%, но срок ее действия заканчивается в декабре 2009 года. Чем ближе этот срок, тем громче российские трубники ратуют за то, чтобы продлить действие пошлины еще на 4 года, повысив, кроме того, ставку до 10% таможенной стоимости. При этом они ссылаются на то, что иностранные конкуренты получают прямые или косвенные субсидии от своих правительств.

Например, в Китае перевозка ТБД до российской границы обходится местным производителям всего в 2 цента за километр. В Японии экспортеров субсидируют отрицательной процентной ставкой по кредитам. В качестве доказательства господдержки украинских производителей труб в Москве ссылаются на меморандум, подписанный в Украине между правительством и субъектами ГМК. Хотя это только повод, а не причина. О причинах довольно прямо высказался руководитель Фонда развития трубной промышленности России Александр Дейнеко. По его словам, российские трубники в последние годы вложили в организацию производства одношовных ТБД более 3 млрд долл., а теперь пришло время окупать эти инвестиции.

Очевидно, чтобы конкуренты не мешали процессу окупаемости, их и пытаются всеми способами задвинуть подальше. Впрочем, действовавшие на протяжении трех последних лет (включая 2009 год) пошлины и так уже прошлись как цунами по иностранным поставщикам труб большого диаметра в Россию. Согласно данным российской статистики, за период 2006-2008 годов поставки в страну ТБД извне сократились в 8,3 раза. Главных пострадавших двое: охапка китайских производителей и Харцызский трубный завод. В первом полугодии 2009 года китайский импорт вообще приближался к нулю, а ХТЗ ограничился отгрузкой около 2 тыс. т. Это более чем скромный показатель, если вспомнить, что 4-5 лет назад указанный завод был главным трубным интендантом России, отгружая туда по 250-270 тыс. т продукции в год. Сейчас харцызское предприятие почти полностью переориентировалось на Казахстан и Туркменистан. Например, только за июль-август в Центральную Азию поставлено почти 95 тыс. т украинских ТБД, что раз в 40 больше, чем в Россию.

Выпавшую из рук ХТЗ первую скрипку подхватил на российском рынке Новомосковский трубный завод, работающий в сегменте труб диаметрами 426-1020 мм. В 2009 году объемы его импорта в Россию уже превышали аналогичный показатель ХТЗ. Но существенно нарастить свое присутствие на российском рынке новомосковскому заводу будет крайне проблематично. И дело не только в протекционистских мерах правительства РФ относительно своих трубников, но и в возрастающей конкуренции со стороны металлургов из Японии и стран ЕС. За первое полугодие 2009 года они суммарно отгрузили в Россию более 50 тыс. т ТБД. И 8% пошлина их не сильно пугает, поскольку российские клиенты заказывают у них трубы особых спецификаций, которые технологически сложно производить как в России, так и в Украине.

Однако именно сегмент труб большого диаметра подарил отрасли лучик надежды в весьма непростом 2009 году. Он единственный продемонстрировал завидный рост экспорта по итогам 8 месяцев. Если за январь-август 2008 года за рубеж было продано 230 тыс. т украинских ТБД, то за аналогичный период 2009 года – 421 тыс. т. Украинские мастера "больших" труб (и в первую очередь ХТЗ) доказали, что нет не только незаменимых людей, но и незаменимых рынков. И хотя нынешнее производство труб большого диаметра еще далеко от своих лучших кондиций, но оно, может быть, первым подает признаки выздоровления во всей отечественной трубной индустрии.

Ярослав Ярош

 


Комментарии
комментариев: 0
22:29 | 29.10.2009
Ada
Все эти пешки на самом деле ничего не решают. Зачастую они даже и не догадываются о реальных целях их заокеанских кукловодов. Выборы - это просто спектакль. О реальных целях происходящих событий можно изнать из аудио-брошюры Анастасии Новых http: // istina.ucoz.ua/index/0-50

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!