Подробнее Запомнить город


Особенности национального интереса

13.10.09
размер текста:

Государственный оператор магистральных нефтепроводов – компания "Укртранснафта" – решила изменить маршрут поставок нефти на "Одесский нефтеперерабатывающий завод". Тем самым она причинила неудобства владельцу НПЗ – российской компании ЛУКОЙЛ. Руководство завода "встало в позу" и остановило завод, так как, по его подсчетам, транспортировка нефти по новому маршруту принесет дополнительные расходы.

На прошлой неделе государственная компания "Укртранснафта" сделала предложение Одесскому НПЗ изменить маршрут поставок нефти на завод. Причем предложение было сделано в приказном порядке: с 1 октября использовать для транспортировки нефти на предприятие маршрут через 32 км государственной границы Украины с Беларусью. Данный маршрут включает в себя использование нефтепровода Одесса-Броды в реверсном режиме. До этого момента нефть на Одесский НПЗ попадала по маршруту Лисичанск-Кременчуг-Одесса. На Одесском НПЗ сразу подсчитали, что новый маршрут будет более затратным для предприятия, вплоть до убыточности переработки российской нефти на заводе. Поэтому руководство российской компании заявило государственному оператору, что для них неприемлемо подобное предложение.

В частности, транспортировка нефти по новому маршруту обойдется заводу на 6 долларов за тонну дороже. Как сообщили на Одесском НПЗ, при транспортировке по старому маршруту стоимость прокачки составляла 32,94 доллара за тонну, а по новому маршруту из-за увеличения расстояния цена увеличится до 38,95 долларов. Несогласное с нововведением руководство НПЗ потребовало объяснить причину изменения маршрута, однако в "Укртранснафте" ответа не дали.

Как позже выяснилось, причиной изменения маршрута для Одесского НПЗ стали их конкуренты – Кременчугский НПЗ. Так, в случае изменения маршрута поставок нефти для завода, принадлежащего компании ЛУКОЙЛ, создается возможность бесперебойной прокачки нефти в обратную сторону – из Одессы на Кременчугский НПЗ. Поэтому становится понятным, почему глава "Укртранснафты" Александр Лазорко не особо спешил объяснять общественности причины изменения маршрута для Одесского НПЗ. Другими словами, "Укртранснафта" бесцеремонно подвинула российский ЛУКОЙЛ, так как это было выгодно для компании "Укртатнафта", которой принадлежит Кременчугский НПЗ. Это было не так сложно, если учесть, что господин Лазорко в свое время возглавлял НПК "Галичина", который, как и "Укртатнафта", контролируется группой "Приват".

Таким образом, ситуация развивалась примерно следующим образом: Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов наладили поставку танкеров с импортной нефтью в Одессу. Из Одессы эту нефть необходимо было доставить по нефтепроводу в Кременчуг. До определенного момента Приднестровские магистральные нефтепроводы работали в обе стороны, а так как загрузки на полную мощность не было, то этого было вполне достаточно для обоих заводов – нефть поочередно качалась в обе стороны. В частности, объемы прокачки нефти в сторону Одесского НПЗ составляли 200 тысяч тонн.

Однако планы по увеличению объемов поставок нефти на Кременчугский НПЗ, вероятно, и послужили сигналом к тому, что группе "Приват" в дальнейшем невыгодно будет использовать нефтепровод в обе стороны. По информации главы "Укртатнафты" Павла Овчаренко, компания наращивает объемы поставок импортной нефти на Кременчугский НПЗ. Дело в том, что на сегодняшний день Кременчугский НПЗ перерабатывает нефть отечественной добычи, так как после конфликта в 2007 году с "Татнефтью" последняя прекратила поставки своей нефти на завод. Однако НПЗ не хватает данных объемов, поэтому они и вынуждены были искать другие источники поставки сырья. На данный момент из Одессы уже были доставлены два танкера, еще три танкеры из Азербайджана будут доставлены в ближайшее время.

Поэтому, вероятнее всего, глава "Укртранснафты" Александр Лазорко и получил установку подвинуть компанию ЛУКОЙЛ. После этого господин Лазорко принялся сочинять обоснованную причину подобного решения "Укртранснафты". А компания ЛУКОЙЛ, оскорбленная таким решением, пригрозила остановкой Одесского НПЗ. В частности, на предприятии заявили, что "ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ" переведен в предостановочный режим.

В ответ на это "Укртранснафта" предложила руководству завода сесть за стол переговоров. По словам оператора рынка, компания руководствовалась национальными интересами. Так как, по словам заместителя председателя правления НАК "Нафтогаз" Валентина Франчука, руководство компании вынуждено было пойти на такой шаг в связи с поступлением заявки от ЗАО "Укртатнафта" о транспортировке легкой танкерной нефти из Одессы. При этом Франчук подчеркнул, что Кременчугский НПЗ на протяжении длительного времени испытывает перебои с поставками сырья и, принимая данное решение, "Укртранснафта" руководствовалась национальными интересами.

Другими словами, интересы группы "Приват" являются национальными интересами, а интересы других компаний в счет не берутся. По словам Франчука, переговоры об изменении маршрута с Одесским НПЗ велись два месяца, однако второй стороне ни один из четырех предложенных маршрутов не подошел.

"Четыре варианта, предложенные российской компании, ее не устроили. Необходимо заметить, что предложенные варианты предусматривали как снижение тарифа на прокачку, так и более короткие сроки поставок за счет сокращения транспортного плеча", – сообщил Валентин Франчук. Хотя, следует отметить, что вряд ли руководство ЛУКОЙЛа отказалось от более выгодного маршрута, чем тот, по которому транспортировалась нефть на завод до этого момента. Немногим позже пресс-секретарь ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов сообщил, что выпуск нефтепродуктов на заводе прекращен и предприятие остановлено.

Естественно, что руководству "Укртранснафты" надо было как-то реабилитироваться. Они вспомнили, что лучший способ защиты – это нападение. В результате компанию ЛУКОЙЛ обвинили в том, что она блокирует поставки нефти на Кременчугский НПЗ. По словам Александра Лазорко, причиной проблем компании является то, что они не смогли своевременно получить позиционные графики и разрешение на использование сквозного тарифа по территории России на октябрь и четвертый квартал, что позволило бы компании уменьшить расходы на транспортировку нефти на 3,5 доллара за тонну.

При этом подсчеты "Укртранснафты" и Одесского НПЗ относительно привлекательности нового маршрута совершенно отличаются. Если компания ЛУКОЙЛ считает, что будет дополнительно терять на транспортировке тонны нефти приблизительно 6 долларов, то, по подсчетам оператора, она будет выигрывать 1,2 гривны. "Таким образом, дополнительные расходы "ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ" на транспортировку нефтяного сырья не превысят 2,5 долл./тонну. Это составляет менее 0,5% средневзвешенной стоимости нефти в 2009 году (500 долл./тонну). Но необходимо заметить, что стоимость транспортировки в 2008 году по территории Украины составляла 9 долл./тонну, а при нынешнем курсе национальной валюты стоимость транспортировки по новому маршруту составляет 4,6 долл./тонну", – подытожил Александр Лазорко.

Более того, он добавил, что Одесский НПЗ является единственным нефтеперерабатывающим заводом в Украине, который может получать нефть не только трубопроводами по разным маршрутам, но и морским транспортом. Другие же заводы получают нефть исключительно по трубе, которая связана с Россией.

Выходит, что "Укртранснафта" предлагает ЛУКОЙЛу доставлять нефть разнообразными маршрутами, если им не подходит вариант, предложенный государственной компанией. Несмотря на твердую позицию ЛУКОЙЛа, по мнению экспертов, конфликт должен решиться в ближайшее время, так как российской компании не выгоден простой мощностей. Однако если ЛУКОЙЛ все же принципиально остановит завод на длительное время, то это может привести к подорожанию бензина в южном регионе Украины. С одной стороны, группа "Приват" на этом существенно выиграет, с другой – назреет общественный конфликт. В частности, лидер Партии Регионов Виктор Янукович уже обвинил правительство в непрофессионализме и подчеркнул, что остановка Одесского НПЗ принесет отечественной экономике лишь дополнительные убытки.

Максим Гачев

 


Комментарии
комментариев: 1
22:30 | 29.10.2009
Ada
Все эти пешки на самом деле ничего не решают. Зачастую они даже и не догадываются о реальных целях их заокеанских кукловодов. Выборы - это просто спектакль. О реальных целях происходящих событий можно изнать из аудио-брошюры Анастасии Новых http: // istina.ucoz.ua/index/0-50
16:35 | 16.10.2009
Работник ПДМН (Укртранснафта)
Перекачка упала в разы, бл**кий Приват банкротит мое предприятие. Уже начались в ПДМН массовые сокращения. Бл**кий - не просто образное выражение, бл*дь - Тимошенко, которая теперь может пиариться на каналах контролируемых приватом.
19:56 | 22.12.2009
Дядя Дима
Соболезную Работнику ПДМН.
Главное в этом деле вовремя смыться.
что я и сделал.
18:58 | 14.10.2009
Георгий
Дело не в хохлах, они свои пацаны,а особенно хохлушки.Это всё вонючие проделки ихнего скукоженного,а граждане,
как всегда, пострадают от подорожания. Как он достал этот амер засланный.Если он пособников фашистов награждает,
а фашисты делали из славян мыло и ремни, то что можно говорить об остальных его, сраных, проделках.
Здесь явно прослеживается наглая дискриминация прав нефтеперерабатывающей компании.
Господи!!! помоги России быстрей построить южный и северный поток,это единственный 100%-ный метод лечения
этой болезни.
14:33 | 14.10.2009
Сережа
Надеюсь лукойл оставит вас без бензина, хохлы!

...


Статьи
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.
05.12.17, Ярослав Ярош
Правительство Польши пытается отсудить у украинских владельцев автомобильного завода FSO Zeran 250 млн злотых (около 70 млн долл.) за невыполнение инвестиционных обязательств и ущерб польскому автопрому. Юридические перспективы у этого иска призрачные, но он может спровоцировать претензии и к другим украинским активам в соседней стране.
30.11.17, Максим Полевой
Индия активно развивает свою металлургию и ведет экспортную экспансию. Но возможности для работы на металлорынке этой страны по-прежнему есть.
27.11.17, Ярослав Ярош
За три с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходиться без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих пор нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.
24.11.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реализацию масштабной программы реконструкции, которая позволяет ему укрепить позиции в условиях обострения конкурентной борьбы на внешних рынках.
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!