kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Обходные маневры Григоришина и Васадзе

14.10.09
размер текста:

У машиностроительных компаний Украины есть сразу несколько проектов строительства дочерних производств в России. И эти "дочки" таки будут создаваться, ведь они дают упрощенный доступ на рынки РФ.

В начале октября 2009 г. группа "Энергетический стандарт" Константина Григоришина заявила, что допускает строительство в России нового завода по производству трансформаторов и электрореакторов. По словам вице-президента группы Виктора Чобана, она будет искать возможность выпуска продукции совместно с компаниями РФ. В частности, специалист отмечает: "По ряду проектов в России мы выиграли тендеры, но российские клиенты часто переигрывают и отдают контракты внутренним подрядчикам. Кроме того, федеральное правительство постоянно усиливает протекционизм в пользу своих производителей (включая и налоговые льготы), заключать новые контракты все сложнее. Поэтому мы и присматриваемся к площадкам в РФ". Но если кооперация будет невозможна, то холдинг готов инвестировать в создание собственного завода в России до 100 млн долл.

Добавим, в июле федеральное Министерство экономразвития и торговли обратилось к руководству энергетических монополий страны с просьбой отдавать предпочтение внутренним поставщикам оборудования.

Не в дверь, так в окно


Такая борьба за сбыт в РФ неудивительна. По данным Министерства промышленной политики Украины, именно на эту страну с начала года пришлось более 40% всего отечественного экспорта продукции энергомашиностроения. За 8 месяцев 2009 года поставки этой продукции из Украины в Россию составили 380-385 млн долл. в стоимостном выражении (по данным Минпромполитики, отдельно в августе – 35-37 млн долл.). В словах "мы выиграли тендеры" В.Чобан, в частности, имеет в виду компанию "Запорожтрансформатор", в портфеле заказов которой доля российских клиентов сегодня составляет 50-60%.

Также, как известно, в группу Григоришина входит Сумское НПО им.Фрунзе. У НПО иной профиль – компрессоры, различное нефтегазовое оборудование и др. Но и для него новое "союзное" предприятие-резидент способно значительно облегчить экспорт в Россию за счет поставок "внутри единого холдинга" (а значит – в обход заградительных мер), а также за счет сокращения срока и стоимости доставки заказчику. Тем более, энерго- и некоторые иные ресурсы в РФ дешевле.

Кроме того, отметим, что "Энергостандарт" намерен развивать собственное производство оборудования для химической промышленности. Как сообщает тот же В.Чобан, у группы есть планы выпуска комплексных цехов по изготовлению серной кислоты и удобрений. А в кооперации с институтом "Ниохим" предполагается производить технологическую "начинку" для содовых заводов.

Кстати, на НПО им.Фрунзе уже есть химическая площадка, ныне выпускающая технику для добычи и транспортировки газа (сепараторы, абсорберы, теплообменники, колонны). "Отдельные такие агрегаты поставляются и химпрому, но для развития бизнеса нужна комплексная работа по химическим объектам. Тем более, у нас есть собственный профильный институт в Сумах – "Укрхимпроект", – заключает В.Чобан. И для вывода химоборудования на рынок РФ новый завод также может весьма пригодиться. Равно как и для любой другой продукции холдинга. В связи с этим вспоминается, что К.Григоришин не оставляет попыток "подмять" под себя в Украине ещё и авиастроение.

Итак, базовая стоимость нового украинского машзавода за рубежом – 100 млн долл. По экспертным оценкам, данная цифра действительно позволяет представить порядок инвестиций, необходимых для создания полноценного нового машиностроительного производства в России. Хотя, например, известная индустриальная группа "УПЭК" (Харьков) оценивает смету своего будущего нового завода в Белгородской области в 40-45 млн долл. Однако здесь речь идет о довольно узкоспециализированном производстве (ж/д подшипников), а не многопрофильном заводе электрооборудования, как в случае с холдингом Григоришина. Скорее всего, именно поэтому проект УПЭК в 2 раза дешевле "энергостандартовского".

Кстати, в отличие от других подобных проектов, харьковчане (УПЭК) уже начали строительство своего предприятия в РФ, что вызвано активным спросом на железнодорожные подшипники в СНГ. По информации директора железнодорожного дивизиона группы Вячеслава Юрова, завершена разработка проектной документации на 2 пусковых объекта первого этапа работ, а также начато непосредственное возведение строений. Это подтверждается и независимыми экспертами из центра "Укпромвнешэкспертиза".

В пик кризиса?

Интересно, что в рамках первой очереди завода УПЭК рассчитывает уже в 2009 г. подготовить корпус под сборочные мощности, а в І полугодии следующего года построить еще 1 корпус. Полное завершение строительства предприятия намечено в течение 3 лет, итоговая ежегодная мощность составит 600 тыс. подшипников типа CRB (традиционный узел с короткими цилиндрическими роликами для подвижного состава). Или – 300 тыс. подшипников CRU (сдвоенный цилиндрический подшипник-дуплекс, увеличивающий время безремонтного пробега подвижного состава с нагрузкой на ось до 23,5 тс с 360 тыс. км до 800 тыс. км) плюс 120 тыс. подшипников TBU (конический кассетного типа для вагонов нового поколения с нагрузкой на ось от 25 тс). По словам В.Юрова, на российском заводе будут сосредоточены наиболее трудо- и наукоемкие технологические переделы – термообработка, твердое точение, шлифование, суперфиниширование наружных и внутренних колец, суперфиниширование роликов, а также изготовление сепараторов и крепежных колец, комплектация и сборка.

Производитель двигателей "Мотор Сич" поделился с нами намерениями создать в Саратовской области СП по производству продукции энергетического машиностроения. С правительством региона уже подписано соглашение о паритетном инвестировании в проект. Предполагается выпуск газотурбинных электростанций и газотурбинных приводов для компрессорных станций, стоимость проекта – от 120 млн долл., срок реализации – 6 лет. При этом к программе ремонта и обслуживания газотурбинных двигателей "Мотор Сич" будет привлечен Саратовский авиазавод.

Наконец, в скандал грозит перерасти совместный проект корпораций "Укравто" и "Богдан" по строительству автозавода в Нижегородской области России. Начальство области уже заявило, что начало процедуру изъятия земельного участка в 500 тыс. кв. м, проданного указанным инвесторам в 2006 г. за 30 млн руб. Объяснение отбора – невыполнение инвестором обязательств по срокам начала проекта. Хотя если участок продан в собственность, то какие могут быть претензии? Хотя в РФ, с ее унитарно-авторитарной спецификой, возможно все.

Для создания нового предприятия "Укравто" и "Богдан" сформировали СП "Объединенные транспортные технологии" (Uttech), которое должно было стать "синонимом" крупного сборочного производства ежегодной мощностью минимум 25 тыс. легковых авто марок Chevrolet Lanos, Aveo и ZAZ Sens, 25 тыс. грузовиков Isuzu и 6 тыс. автобусов "Богдан". Но за последующие 3 года строительство предприятия (стоимостью от 800 млн долл.) с перспективным доведением годовой производительности до 240 тыс. ед. так и не началось.

По оценкам аналитиков, сначала мешало то, что в условиях большого внутреннего спроса оборотных средств не всегда хватало даже на текущие задачи, а затем – наступил мировой кризис. Но "топы" корпораций заверяют, что не собираются отказываться от проекта. К примеру, президент "Укравто" Тариэл Васадзе исключает даже то, что нижегородские власти на самом деле хотят отобрать участок под строительство. Что ж, демарши областного правительства и вправду могут быть лишь тактической попыткой давления на инвесторов. "Все вопросы с местным руководством согласованы, поэтому возможности отторжения мы даже не рассматриваем", – заявил Васадзе.

Опроверг владелец "Укравто" и версию о своем желании выйти из проекта. Хотя повод был серьезный: по данным Минпромполитики, в 2008 г. концерн General Motors отказался предоставить отечественной автокорпорации право продавать автомобили в России через дилерскую сеть "Укравто".

Сборки – достаточно

Собираются отстаивать проект и в "Богдане". Наши источники в этом холдинге уточняют, что согласны лишь перенести сроки конечной реализации – на 2012 г. И это все на фоне того, что "Богдан" уже давно и сильно сократил производство даже на имеющихся мощностях. Так, из-за кризиса полная загрузка черкасского завода группы будет возможна не ранее 2012-2014 гг.

Но не будем забывать, что рынок РФ намного более емкий, чем украинский. Да, "Богдану" трудно продать на внутреннем рынке 120 тыс. авто в год (проектные мощности нового черкасского автозавода), а на российский рынок, как резиденту Украины, поставлять сложно из-за защитных мер и "обычных" налогов на импорт. Но если у компании будет свой резидент в России, то через него будет сбываться и львиная доля отечественных машин. И общие продажи могут вырасти в разы.

Как можно догадаться, во многих случаях при создании дочерних заводов в РФ речь, прежде всего, идет не о "чистом" производстве, а о сборке. Так, на "Богдане" подчеркивают, что технически уже сегодня могут начать крупноузловую сборку автобусов на российской территории. И подобный подход понятен, особенно в условиях сильного спада спроса: сначала нужно загрузить существующие мощности, а уже потом расширяться. Исключение составляет, к примеру, УПЭК, мощности которой по выпуску ж/д подшипников сегодня перегружены, что стимулирует группу создавать новые, полноценно производственные. Генеральный директор ГП "Заря-Машпроект" Андрей Хоменко подтверждает: полностью переносить производство в Россию не будет никто из машиностроителей. "Строительство нового большого завода типа "Мотор Сич" или НПО им.Фрунзе стоит не менее 1 млрд долл. Ни сейчас, ни в ближайшие лет пять никто из украинских инвесторов таких проектов запускать не будет", – уверен А.Хоменко.

И действительно, зачем плодить мощности, если и те, что есть, простаивают. Поэтому новые заводы машхолдингов Украины в РФ будут интегрированы с материнскими структурами не столько горизонтально, сколько вертикально: "узлы (Украина) – узловая сборка (Россия) ". А получить налоговые льготы и удержаться на емком федеральном рынке под видом местного производителя позволяет и сборочное юрлицо-резидент. А значит – число проектов создания в России дочерних производств будет только расти.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0
17:34 | 16.10.2009
ккк
http://www.perevodi.at.ua/index1.htm

...


Статьи
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!