kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Налоговый пресс

15.10.09
размер текста:

Украинский Кабмин во втором полугодии текущего года усиливает налоговую нагрузку на бизнес. В то же время правительства других стран в период финансово-экономического кризиса поступают с точностью до наоборот, снижая фискальное давление.

В последнее время в Минфине и в Государственной налоговой администрации особой популярностью пользуется слово "креатив". Так руководство поощряет подчиненных к поиску нестандартных решений по наполнению госбюджета. И надо сказать, определенные успехи в этом направлении уже имеются. Не повышая существующих ставок налогов и сборов (за исключением разве что акцизов на табак и алкоголь), чиновники ухитрились еще больше "зажать" предпринимателей независимо от размера их бизнеса.

Можно вспомнить о нескольких последних нововведениях. Так, в сентябре Кабмин внес изменения в порядок вычисления курсовой разницы по валютным кредитам, относимой на валовые затраты предприятий. Это приведет к существенному увеличению отчислений налога на прибыль в госбюджет. По подсчетам Минфина, сумма составит до 3 млрд грн. в год. Кроме того, в ГНАУ инициировали введение налогообложения на деривативы, мотивируя это тем, что через них происходит уклонение от платежей в бюджет, и прежде всего в строительной отрасли.

Наконец, в финансовом ведомстве сочли, что сейчас самое время вернуться к старой идее, которая заключается в применении методики обычных цен при расчете подлежащих налогообложению доходов хозсубъектов. Ее суть заключается в том, что теперь представители ГНАУ будут самостоятельно определять, кому и сколько платить в бюджет, исходя из той суммы дохода, которую, по их мнению, может получить предприниматель. Для этого и будут использоваться так называемые "обычные" цены. Они будут рассчитываться в налоговой администрации на основе сравнительного анализа ценовых предложений, существующих на каждом товарном рынке.

Приняв постановление о применении методики обычных цен, Кабмин сделал небольшой реверанс в сторону бизнеса, пообещав доработать его текст с учетом замечаний и пожеланий предпринимателей. Однако едва ли эта дипломатическая уловка способна кого-то ввести в заблуждение. Ведь отдельные дополнения не могут ничего изменить по сути. При этом правительство не собирается останавливаться на достигнутом, намереваясь утвердить положение об использовании обычных цен через парламент в виде закона. "Чтобы в дальнейшем плательщики не могли оспаривать эту норму", – поясняют в руководстве Минфина.

Впрочем, о таком простом методе, как повышение ставок существующих налогов, в госструктурах тоже не забывают. Так, Укравтодор направил в правительство проект постановления, инициирующий увеличение ставок акциза на нефтепродукты. При этом аргументы ведомства не совсем отвечают здравому смыслу. Так, Укравтодор отмечает, что в начале 2009 г. доля акциза в стоимости нефтепродуктов составляла 18%, а сейчас снизилась до 12%. Как заявляют в Укравтодоре, это произошло за счет увеличения стоимости топлива при сохранении существовавшей ставки. И предлагает в связи с этим поднять акциз до восстановления его доли на уровне 18%. То есть стимулировать дальнейший рост цен на бензин, а заодно раскручивать инфляцию.

Между тем второе по величине и значению фискальное ведомство – Гостаможслужба – в сентябре также "порадовало" бизнес нововведениями. Ему удалось сделать то, чего не получилось даже у ГНАУ: узаконить через регистрацию в Минюсте собственные приказы о введении "белого" и "зеленого" списков операторов внешнеэкономической деятельности. Внесенные в списки хозяйственные субъекты получают значительные привилегии.

К примеру, их грузы прекратят досматривать при пересечении госграницы (для "белых") либо будут досматривать выборочно (для "зеленых"). Останется только таможенный контроль в пункте приема/отправления. Надо ли пояснять, что новшество создает широчайшие возможности для чиновников Гостаможслужбы, которые могут по своему усмотрению определять "цвет" предприятия? Правда, в самом ведомстве говорят, что это будет делаться с помощью балльной шкалы. Ну, так за баллы и придется платить…

При этом в Гостаможслужбе отмечают, что попытки увеличения налогового давления на бизнес – путь в никуда. Поскольку в таком случае он в массовом порядке уходит в "тень". В качестве примера приводят ситуацию, возникшую в сентябре 2008 г., когда пошлину на ввоз мобильных телефонов увеличили с 94 долл. до 300 долл. В итоге за месяц в Украину официально по документам завезли 10 тыс. "мобилок", тогда как среднемесячное значение легального импорта в тот период составляло 56 тыс. шт. Нетрудно подсчитать, что бюджет от такого новшества не только не получил дополнительных поступлений, но и утратил те, что имелись.

В текущем году уровень "тенизации" украинской экономики, согласно данным правительства, возрос с 28% до 32%. Не здесь ли находятся колоссальные резервы, которые остро нуждаются в легализации? Правда, для этого необходимо идти в прямо противоположном направлении, снижая налоговый пресс. И никакой "креатив" здесь не нужен.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0
14:07 | 16.10.2009
Прагматик
Помаранчевих геть, бо доб"ють економіку і Україну.

...


Статьи
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!