kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Налоговый пресс

15.10.09
размер текста:

Украинский Кабмин во втором полугодии текущего года усиливает налоговую нагрузку на бизнес. В то же время правительства других стран в период финансово-экономического кризиса поступают с точностью до наоборот, снижая фискальное давление.

В последнее время в Минфине и в Государственной налоговой администрации особой популярностью пользуется слово "креатив". Так руководство поощряет подчиненных к поиску нестандартных решений по наполнению госбюджета. И надо сказать, определенные успехи в этом направлении уже имеются. Не повышая существующих ставок налогов и сборов (за исключением разве что акцизов на табак и алкоголь), чиновники ухитрились еще больше "зажать" предпринимателей независимо от размера их бизнеса.

Можно вспомнить о нескольких последних нововведениях. Так, в сентябре Кабмин внес изменения в порядок вычисления курсовой разницы по валютным кредитам, относимой на валовые затраты предприятий. Это приведет к существенному увеличению отчислений налога на прибыль в госбюджет. По подсчетам Минфина, сумма составит до 3 млрд грн. в год. Кроме того, в ГНАУ инициировали введение налогообложения на деривативы, мотивируя это тем, что через них происходит уклонение от платежей в бюджет, и прежде всего в строительной отрасли.

Наконец, в финансовом ведомстве сочли, что сейчас самое время вернуться к старой идее, которая заключается в применении методики обычных цен при расчете подлежащих налогообложению доходов хозсубъектов. Ее суть заключается в том, что теперь представители ГНАУ будут самостоятельно определять, кому и сколько платить в бюджет, исходя из той суммы дохода, которую, по их мнению, может получить предприниматель. Для этого и будут использоваться так называемые "обычные" цены. Они будут рассчитываться в налоговой администрации на основе сравнительного анализа ценовых предложений, существующих на каждом товарном рынке.

Приняв постановление о применении методики обычных цен, Кабмин сделал небольшой реверанс в сторону бизнеса, пообещав доработать его текст с учетом замечаний и пожеланий предпринимателей. Однако едва ли эта дипломатическая уловка способна кого-то ввести в заблуждение. Ведь отдельные дополнения не могут ничего изменить по сути. При этом правительство не собирается останавливаться на достигнутом, намереваясь утвердить положение об использовании обычных цен через парламент в виде закона. "Чтобы в дальнейшем плательщики не могли оспаривать эту норму", – поясняют в руководстве Минфина.

Впрочем, о таком простом методе, как повышение ставок существующих налогов, в госструктурах тоже не забывают. Так, Укравтодор направил в правительство проект постановления, инициирующий увеличение ставок акциза на нефтепродукты. При этом аргументы ведомства не совсем отвечают здравому смыслу. Так, Укравтодор отмечает, что в начале 2009 г. доля акциза в стоимости нефтепродуктов составляла 18%, а сейчас снизилась до 12%. Как заявляют в Укравтодоре, это произошло за счет увеличения стоимости топлива при сохранении существовавшей ставки. И предлагает в связи с этим поднять акциз до восстановления его доли на уровне 18%. То есть стимулировать дальнейший рост цен на бензин, а заодно раскручивать инфляцию.

Между тем второе по величине и значению фискальное ведомство – Гостаможслужба – в сентябре также "порадовало" бизнес нововведениями. Ему удалось сделать то, чего не получилось даже у ГНАУ: узаконить через регистрацию в Минюсте собственные приказы о введении "белого" и "зеленого" списков операторов внешнеэкономической деятельности. Внесенные в списки хозяйственные субъекты получают значительные привилегии.

К примеру, их грузы прекратят досматривать при пересечении госграницы (для "белых") либо будут досматривать выборочно (для "зеленых"). Останется только таможенный контроль в пункте приема/отправления. Надо ли пояснять, что новшество создает широчайшие возможности для чиновников Гостаможслужбы, которые могут по своему усмотрению определять "цвет" предприятия? Правда, в самом ведомстве говорят, что это будет делаться с помощью балльной шкалы. Ну, так за баллы и придется платить…

При этом в Гостаможслужбе отмечают, что попытки увеличения налогового давления на бизнес – путь в никуда. Поскольку в таком случае он в массовом порядке уходит в "тень". В качестве примера приводят ситуацию, возникшую в сентябре 2008 г., когда пошлину на ввоз мобильных телефонов увеличили с 94 долл. до 300 долл. В итоге за месяц в Украину официально по документам завезли 10 тыс. "мобилок", тогда как среднемесячное значение легального импорта в тот период составляло 56 тыс. шт. Нетрудно подсчитать, что бюджет от такого новшества не только не получил дополнительных поступлений, но и утратил те, что имелись.

В текущем году уровень "тенизации" украинской экономики, согласно данным правительства, возрос с 28% до 32%. Не здесь ли находятся колоссальные резервы, которые остро нуждаются в легализации? Правда, для этого необходимо идти в прямо противоположном направлении, снижая налоговый пресс. И никакой "креатив" здесь не нужен.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0
14:07 | 16.10.2009
Прагматик
Помаранчевих геть, бо доб"ють економіку і Україну.

загрузка...


Статьи
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!