kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Налоговый пресс

15.10.09
размер текста:

Украинский Кабмин во втором полугодии текущего года усиливает налоговую нагрузку на бизнес. В то же время правительства других стран в период финансово-экономического кризиса поступают с точностью до наоборот, снижая фискальное давление.

В последнее время в Минфине и в Государственной налоговой администрации особой популярностью пользуется слово "креатив". Так руководство поощряет подчиненных к поиску нестандартных решений по наполнению госбюджета. И надо сказать, определенные успехи в этом направлении уже имеются. Не повышая существующих ставок налогов и сборов (за исключением разве что акцизов на табак и алкоголь), чиновники ухитрились еще больше "зажать" предпринимателей независимо от размера их бизнеса.

Можно вспомнить о нескольких последних нововведениях. Так, в сентябре Кабмин внес изменения в порядок вычисления курсовой разницы по валютным кредитам, относимой на валовые затраты предприятий. Это приведет к существенному увеличению отчислений налога на прибыль в госбюджет. По подсчетам Минфина, сумма составит до 3 млрд грн. в год. Кроме того, в ГНАУ инициировали введение налогообложения на деривативы, мотивируя это тем, что через них происходит уклонение от платежей в бюджет, и прежде всего в строительной отрасли.

Наконец, в финансовом ведомстве сочли, что сейчас самое время вернуться к старой идее, которая заключается в применении методики обычных цен при расчете подлежащих налогообложению доходов хозсубъектов. Ее суть заключается в том, что теперь представители ГНАУ будут самостоятельно определять, кому и сколько платить в бюджет, исходя из той суммы дохода, которую, по их мнению, может получить предприниматель. Для этого и будут использоваться так называемые "обычные" цены. Они будут рассчитываться в налоговой администрации на основе сравнительного анализа ценовых предложений, существующих на каждом товарном рынке.

Приняв постановление о применении методики обычных цен, Кабмин сделал небольшой реверанс в сторону бизнеса, пообещав доработать его текст с учетом замечаний и пожеланий предпринимателей. Однако едва ли эта дипломатическая уловка способна кого-то ввести в заблуждение. Ведь отдельные дополнения не могут ничего изменить по сути. При этом правительство не собирается останавливаться на достигнутом, намереваясь утвердить положение об использовании обычных цен через парламент в виде закона. "Чтобы в дальнейшем плательщики не могли оспаривать эту норму", – поясняют в руководстве Минфина.

Впрочем, о таком простом методе, как повышение ставок существующих налогов, в госструктурах тоже не забывают. Так, Укравтодор направил в правительство проект постановления, инициирующий увеличение ставок акциза на нефтепродукты. При этом аргументы ведомства не совсем отвечают здравому смыслу. Так, Укравтодор отмечает, что в начале 2009 г. доля акциза в стоимости нефтепродуктов составляла 18%, а сейчас снизилась до 12%. Как заявляют в Укравтодоре, это произошло за счет увеличения стоимости топлива при сохранении существовавшей ставки. И предлагает в связи с этим поднять акциз до восстановления его доли на уровне 18%. То есть стимулировать дальнейший рост цен на бензин, а заодно раскручивать инфляцию.

Между тем второе по величине и значению фискальное ведомство – Гостаможслужба – в сентябре также "порадовало" бизнес нововведениями. Ему удалось сделать то, чего не получилось даже у ГНАУ: узаконить через регистрацию в Минюсте собственные приказы о введении "белого" и "зеленого" списков операторов внешнеэкономической деятельности. Внесенные в списки хозяйственные субъекты получают значительные привилегии.

К примеру, их грузы прекратят досматривать при пересечении госграницы (для "белых") либо будут досматривать выборочно (для "зеленых"). Останется только таможенный контроль в пункте приема/отправления. Надо ли пояснять, что новшество создает широчайшие возможности для чиновников Гостаможслужбы, которые могут по своему усмотрению определять "цвет" предприятия? Правда, в самом ведомстве говорят, что это будет делаться с помощью балльной шкалы. Ну, так за баллы и придется платить…

При этом в Гостаможслужбе отмечают, что попытки увеличения налогового давления на бизнес – путь в никуда. Поскольку в таком случае он в массовом порядке уходит в "тень". В качестве примера приводят ситуацию, возникшую в сентябре 2008 г., когда пошлину на ввоз мобильных телефонов увеличили с 94 долл. до 300 долл. В итоге за месяц в Украину официально по документам завезли 10 тыс. "мобилок", тогда как среднемесячное значение легального импорта в тот период составляло 56 тыс. шт. Нетрудно подсчитать, что бюджет от такого новшества не только не получил дополнительных поступлений, но и утратил те, что имелись.

В текущем году уровень "тенизации" украинской экономики, согласно данным правительства, возрос с 28% до 32%. Не здесь ли находятся колоссальные резервы, которые остро нуждаются в легализации? Правда, для этого необходимо идти в прямо противоположном направлении, снижая налоговый пресс. И никакой "креатив" здесь не нужен.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0
14:07 | 16.10.2009
Прагматик
Помаранчевих геть, бо доб"ють економіку і Україну.

...


Статьи
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!