kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Морские торговые порты Украины: проблемы и перспективы

24.11.08
размер текста:

Перевалочные мощности украинских портов постепенно приближаются к своему предельному значению. Например, Одесский МТП при максимальной годовой мощности в 38 млн тонн за 10 мес. 2008 года уже обработал 29,1 млн тонн грузов, что на 11,4% превышает показатель за соответствующий период 2007 года. Еще больший темп прироста наблюдается по контейнерной перевалке, которая в ближайшие 5-10 лет рассматривается как наиболее перспективное направление морской логистики – на 30% ежегодно. Аналогичная ситуация по другим ключевым портам – Илличевскому и Мариупольскому. В целом 20 украинских МТП за 10 мес. обработали 112,5 млн тонн грузов, что на 9,5% больше, чем в 2007 году. Снижение по продукции ГМК компенсировалось, прежде всего, за счет зерна и наливных грузов.

Дальше – больше. ''Укрморречфлот'' прогнозирует к 2015 году увеличение перевалки грузов в портах с нынешних 127 до 236 млн тонн. А Минтранссвязи ожидает еще больший рост – до 286 млн тонн, по оценке заместителя главы ведомства И.Урбанского. В связи с указанным обстоятельством актуальным представляется строительство новых причалов и перевалочных терминалов в существующих портах. Отказавшись от идеи приватизации МТП, государство сегодня предлагает частным компаниям сотрудничество на основе инвестиционных договоров. При этом только в Одесском порту до 2010 г. планируется реализовать 8 инвестпроектов на 1,5 млрд долл., дополнительно увеличив пропускную способность Одесского МТП на 36 млн тонн, т.е. практически вдвое. Речь идет о строительстве Сухого терминала, дальнейшем развитии порта в районе Практичной гавани, а также строительстве контейнерного терминала в районе Карантинного мола.

В Бердянском МТП также предполагается строительство восьми контейнерных терминалов стоимостью 22,2 млн долл., при этом 15,5 млн долл. планируется привлечь в виде инвестиций частных инвесторов. По расчетам администрации порта, это позволит в дальнейшем получать годовой доход в сумме 5,9 млн долл. и увеличить обработку контейнерных грузов до 300 тыс. тонн в сутки. Общий же объем инвестиций в развитие портовой инфраструктуры в 2008-2015 гг., по оценкам Минтранссвязи, составляет 10 млрд долл., что позволит, в частности, увеличить пропускную способность Ильичевского МТП с 32 до 40 млн тонн, а портов Дунайско-Бугского региона - в 3,1 раза, до 60 млн тонн. Программа модернизации украинских МТП также предусматривает до 2015 г. углубление подходящих каналов с 12,5 до 13,5 м, что позволит принимать в портах суда большего водоизмещения.

Отдельного разговора заслуживает крановое хозяйство в МТП, состояние которого можно с полным основанием расценивать как ''критическое''. Степень износа портовых кранов, по данным Минтранссвязи, в настоящее время составляет 95%, а к 2015 г. достигнет 100%. Всего в Украине насчитывается 595 портовых кранов, из которых 100 нуждаются в замене в ближайшие два-три года. Их средний возраст составляет 29 лет. Учитывая, что стоимость одного нового портового крана колеблется в пределах 1,5-2,0 млн евро, получается, что в 2009-2011 гг. на эти цели необходимо освоить около 200 млн евро. А всего до 2015 г. – 1,2 млрд евро. Модернизация кранового хозяйства могла бы существенно повысить конкурентоспособность украинских портов в сравнении с российскими, румынскими и болгарскими портами. Кстати, неудовлетворительное состояние кранового хозяйства было одной из основных претензий Минтранссвязи в адрес стивидорных компаний, работающих в портах на основании арендных договоров и договоров о совместной деятельности.

Из собственных средств МТП в 2007 г. вложили в модернизацию парка портовых кранов 18,6 млн грн. Понятно, что при таких темпах рассчитывать лишь на свои силы не приходится. Даже теоретически, при условии, что всю свою прибыль порты направят только на покупку новых кранов. Например, Одесский МТП в 2008 году согласно финплану должен получить 121 млн грн. чистой прибыли, что по нынешнему курсу составляет менее 20 млн долл. Получается, что за 7 лет порт сможет инвестировать в крановое хозяйство не более 140 млн долл., при этом напрочь забыв, например, о модернизации железнодорожных путей на своей территории. Реальная же сумма капвложений Одесского МТП согласно финплану-2008 и того меньше – 100 млн грн. Иными словами, без частных инвестиций украинским портам никак не обойтись.

Между тем, как сообщил ''Минпрому'' источник в транспортном ведомстве, ''в настоящее время инвесторы не очень охотно интересуются подобными проектами''. И причина не только в мировом финансовом кризисе, но и в отсутствии простых и понятных правил игры на украинском рынке. Возможно, определенную ясность здесь могло бы внести принятие закона ''О морских портах'', который уже прошел в парламенте первое чтение. Документом, помимо прочего, предусматривается невозможность приватизации либо передачи в аренду специализированного имущественного комплекса порта. Его также нельзя будет отдавать в залог при получении банковского кредита. Вместе с тем урегулируются отношения между частными компаниями и государственной портовой администрацией. Последней запрещается вмешиваться в хоздеятельность операторов (за исключением чрезвычайных случаев), а также устанавливать для них условия деятельности, ухудшающие положение по сравнению с госпредприятием. Например, для стивидорных компаний запрещается устанавливать тарифы на водо-, тепло- и электроснабжение выше, чем для подразделений портовой госадминистрации. По всей вероятности, этот закон будет окончательно принят Верховной Радой в первой половине 2009 г.

В качестве еще одного обсуждаемого направления для инвестиций можно остановиться на развитии припортовых элеваторов. Сегодня их пропускная способность позволяет экспортировать до 25 млн тонн зерна, по данным Украинской зерновой ассоциации. В 2001 г. этот показатель составлял 7 млн тонн. Учитывая, что за фактический экспорт зерновых культур никогда не превышал 15 млн тонн, можно сделать вывод, что зернотрейдеры инвестировали средства в припортовую инфраструктуру на долгосрочную перспективу. Поскольку для выхода на объемы экспорта зерна в 25 млн тонн необходимо увеличить его урожаи до 60 млн тонн – чего в кратко- и среднесрочной перспективе ожидать не приходится. Тем не менее, льготы под строительство новых элеваторов Кабмин в 2008 г. предоставил (в том числе и по частичной компенсации ставок по банковским кредитам), поэтому не исключено, что кто-то в портах решит этим стимулом воспользоваться.

Гораздо более проблематичной в нынешних условиях выглядит реализация ранее задекларированных планов по новым морским портам в Азовском море. Планы по строительству таковых в разное время озвучивали такие крупные корпорации как Индустриальный союз Донбасса (совместно с АрселорМиттал Кривой Рог) и Метинвест Холдинг. Уже упомянутый финансовый кризис заставил компании отложить эти проекты на неопределенный срок. Также пока неясно, будет ли построен новый украинский порт в районе Дуная. Согласно предварительным данным, он должен соединяться с устьем Дуная в районе Вилково при помощи глубоководного канала. Необходимость строительства в Минтранссвязи поясняют постепенной утратой своего значения Ренийским МТП. Считается, что новый порт, стоимость которого оценивается в 3,6 млрд долл., смог бы составить серьезную конкуренцию румынской Констанце, оттянув оттуда часть грузопотока. Действительно, в рамках седьмого международного транспортного коридора порт имел бы важное транзитное значение. Другое дело, что строить его возможно лишь путем создания международного консорциума, собрать который в обозримом будущем не представляется возможным. Остается добавить, что сам срок строительства по предварительным расчетам займет около пяти лет.



 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!