kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Морские торговые порты Украины: проблемы и перспективы

24.11.08
размер текста:

Перевалочные мощности украинских портов постепенно приближаются к своему предельному значению. Например, Одесский МТП при максимальной годовой мощности в 38 млн тонн за 10 мес. 2008 года уже обработал 29,1 млн тонн грузов, что на 11,4% превышает показатель за соответствующий период 2007 года. Еще больший темп прироста наблюдается по контейнерной перевалке, которая в ближайшие 5-10 лет рассматривается как наиболее перспективное направление морской логистики – на 30% ежегодно. Аналогичная ситуация по другим ключевым портам – Илличевскому и Мариупольскому. В целом 20 украинских МТП за 10 мес. обработали 112,5 млн тонн грузов, что на 9,5% больше, чем в 2007 году. Снижение по продукции ГМК компенсировалось, прежде всего, за счет зерна и наливных грузов.

Дальше – больше. ''Укрморречфлот'' прогнозирует к 2015 году увеличение перевалки грузов в портах с нынешних 127 до 236 млн тонн. А Минтранссвязи ожидает еще больший рост – до 286 млн тонн, по оценке заместителя главы ведомства И.Урбанского. В связи с указанным обстоятельством актуальным представляется строительство новых причалов и перевалочных терминалов в существующих портах. Отказавшись от идеи приватизации МТП, государство сегодня предлагает частным компаниям сотрудничество на основе инвестиционных договоров. При этом только в Одесском порту до 2010 г. планируется реализовать 8 инвестпроектов на 1,5 млрд долл., дополнительно увеличив пропускную способность Одесского МТП на 36 млн тонн, т.е. практически вдвое. Речь идет о строительстве Сухого терминала, дальнейшем развитии порта в районе Практичной гавани, а также строительстве контейнерного терминала в районе Карантинного мола.

В Бердянском МТП также предполагается строительство восьми контейнерных терминалов стоимостью 22,2 млн долл., при этом 15,5 млн долл. планируется привлечь в виде инвестиций частных инвесторов. По расчетам администрации порта, это позволит в дальнейшем получать годовой доход в сумме 5,9 млн долл. и увеличить обработку контейнерных грузов до 300 тыс. тонн в сутки. Общий же объем инвестиций в развитие портовой инфраструктуры в 2008-2015 гг., по оценкам Минтранссвязи, составляет 10 млрд долл., что позволит, в частности, увеличить пропускную способность Ильичевского МТП с 32 до 40 млн тонн, а портов Дунайско-Бугского региона - в 3,1 раза, до 60 млн тонн. Программа модернизации украинских МТП также предусматривает до 2015 г. углубление подходящих каналов с 12,5 до 13,5 м, что позволит принимать в портах суда большего водоизмещения.

Отдельного разговора заслуживает крановое хозяйство в МТП, состояние которого можно с полным основанием расценивать как ''критическое''. Степень износа портовых кранов, по данным Минтранссвязи, в настоящее время составляет 95%, а к 2015 г. достигнет 100%. Всего в Украине насчитывается 595 портовых кранов, из которых 100 нуждаются в замене в ближайшие два-три года. Их средний возраст составляет 29 лет. Учитывая, что стоимость одного нового портового крана колеблется в пределах 1,5-2,0 млн евро, получается, что в 2009-2011 гг. на эти цели необходимо освоить около 200 млн евро. А всего до 2015 г. – 1,2 млрд евро. Модернизация кранового хозяйства могла бы существенно повысить конкурентоспособность украинских портов в сравнении с российскими, румынскими и болгарскими портами. Кстати, неудовлетворительное состояние кранового хозяйства было одной из основных претензий Минтранссвязи в адрес стивидорных компаний, работающих в портах на основании арендных договоров и договоров о совместной деятельности.

Из собственных средств МТП в 2007 г. вложили в модернизацию парка портовых кранов 18,6 млн грн. Понятно, что при таких темпах рассчитывать лишь на свои силы не приходится. Даже теоретически, при условии, что всю свою прибыль порты направят только на покупку новых кранов. Например, Одесский МТП в 2008 году согласно финплану должен получить 121 млн грн. чистой прибыли, что по нынешнему курсу составляет менее 20 млн долл. Получается, что за 7 лет порт сможет инвестировать в крановое хозяйство не более 140 млн долл., при этом напрочь забыв, например, о модернизации железнодорожных путей на своей территории. Реальная же сумма капвложений Одесского МТП согласно финплану-2008 и того меньше – 100 млн грн. Иными словами, без частных инвестиций украинским портам никак не обойтись.

Между тем, как сообщил ''Минпрому'' источник в транспортном ведомстве, ''в настоящее время инвесторы не очень охотно интересуются подобными проектами''. И причина не только в мировом финансовом кризисе, но и в отсутствии простых и понятных правил игры на украинском рынке. Возможно, определенную ясность здесь могло бы внести принятие закона ''О морских портах'', который уже прошел в парламенте первое чтение. Документом, помимо прочего, предусматривается невозможность приватизации либо передачи в аренду специализированного имущественного комплекса порта. Его также нельзя будет отдавать в залог при получении банковского кредита. Вместе с тем урегулируются отношения между частными компаниями и государственной портовой администрацией. Последней запрещается вмешиваться в хоздеятельность операторов (за исключением чрезвычайных случаев), а также устанавливать для них условия деятельности, ухудшающие положение по сравнению с госпредприятием. Например, для стивидорных компаний запрещается устанавливать тарифы на водо-, тепло- и электроснабжение выше, чем для подразделений портовой госадминистрации. По всей вероятности, этот закон будет окончательно принят Верховной Радой в первой половине 2009 г.

В качестве еще одного обсуждаемого направления для инвестиций можно остановиться на развитии припортовых элеваторов. Сегодня их пропускная способность позволяет экспортировать до 25 млн тонн зерна, по данным Украинской зерновой ассоциации. В 2001 г. этот показатель составлял 7 млн тонн. Учитывая, что за фактический экспорт зерновых культур никогда не превышал 15 млн тонн, можно сделать вывод, что зернотрейдеры инвестировали средства в припортовую инфраструктуру на долгосрочную перспективу. Поскольку для выхода на объемы экспорта зерна в 25 млн тонн необходимо увеличить его урожаи до 60 млн тонн – чего в кратко- и среднесрочной перспективе ожидать не приходится. Тем не менее, льготы под строительство новых элеваторов Кабмин в 2008 г. предоставил (в том числе и по частичной компенсации ставок по банковским кредитам), поэтому не исключено, что кто-то в портах решит этим стимулом воспользоваться.

Гораздо более проблематичной в нынешних условиях выглядит реализация ранее задекларированных планов по новым морским портам в Азовском море. Планы по строительству таковых в разное время озвучивали такие крупные корпорации как Индустриальный союз Донбасса (совместно с АрселорМиттал Кривой Рог) и Метинвест Холдинг. Уже упомянутый финансовый кризис заставил компании отложить эти проекты на неопределенный срок. Также пока неясно, будет ли построен новый украинский порт в районе Дуная. Согласно предварительным данным, он должен соединяться с устьем Дуная в районе Вилково при помощи глубоководного канала. Необходимость строительства в Минтранссвязи поясняют постепенной утратой своего значения Ренийским МТП. Считается, что новый порт, стоимость которого оценивается в 3,6 млрд долл., смог бы составить серьезную конкуренцию румынской Констанце, оттянув оттуда часть грузопотока. Действительно, в рамках седьмого международного транспортного коридора порт имел бы важное транзитное значение. Другое дело, что строить его возможно лишь путем создания международного консорциума, собрать который в обозримом будущем не представляется возможным. Остается добавить, что сам срок строительства по предварительным расчетам займет около пяти лет.



 


Комментарии
комментариев: 1
14:54 | 24.02.2017
ghjukliokss
заказать прогон хрумером логин скайпа pokras7777

загрузка...


Статьи
24.03.17, Максим Полевой
В 2016-м украинский рынок проката с покрытием продемонстрировал бурный рост. Сохранится ли этот тренд в текущем году, главным образом будет зависеть от общей экономической и политической обстановки в стране.
22.03.17, Игорь Воронцов
Долгоиграющее антимонопольное расследование Еврокомиссии в отношении "Газпрома" завершилось безоговорочной победой европейцев. Под их нажимом российский госконцерн был вынужден пойти на серьезные уступки. Вот только об интересах Украины, зачем-то вступившей в Европейское энергетическое сообщество, в Брюсселе никто не вспомнил.
17.03.17, Максим Полевой
Украинский металлургический экспорт в страны бывшего СССР продолжает снижаться. Если еще в 2012-13-м эти государства в структуре украинского металлоэкспорта занимали в совокупности около 20% и более, то в прошлом году эта доля упала до 13,2% в денежном выражении, или до 954 млн долл. Однако некоторые рыночные позиции сохраняются.
10.03.17, Максим Полевой
На фоне обострения конкуренции на мировых металлорынках и усиления протекционизма особое значение для металлургов Украины приобретает посильная географическая диверсификация экспорта. Она может касаться второстепенных регионов, где конкурентная борьба между влиятельными поставщиками не слишком остра – по крайней мере, пока.
06.03.17, Ярослав Ярош
Российская горно-металлургическая группа Evraz, чьим ключевым бенефициаром является Роман Абрамович, сообщила, что достигла соглашения о продаже своего украинского коксохимического завода "Южкокс". Это уже второй украинский актив, с которым она готова расстаться после начала войны на Донбассе. Но сделка до сих пор не закрыта.
02.03.17, Игорь Воронцов
Евросоюзу долгое время удавалось отбиваться от китайской экспансии в металлургической отрасли. Однако в последнее время защитные редуты дали серьезную трещину. На помощь компаниям из КНР пришел очень сильный и грозный союзник – кризис. Первыми под его напором начали сдавать позиции наиболее слабые игроки – восточноевропейские стальные производители. А там не успеешь оглянуться, как очередь дойдет и до гораздо более благополучных и устойчивых предприятий в Западной Европе.
23.02.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реконструировать основные переделы и развивать сортамент, рассчитывая на оживление продаж в 2017 году. Но для стабильной работы предприятия необходимо решить проблему блокады железнодорожного сообщения с неподконтрольными территориями.
21.02.17, Ярослав Ярош
В январе в поселке Рудничное под Кривым Рогом прошли общественные слушания на тему строительства нового железорудного ГОКа на базе Шимановского и Зеленовского месторождений. Сама идея уже обросла густой бородой. Но на этот раз жителям предложили готовиться к переезду в соседние села, с вещами и денежной компенсацией. Так что, возможно, теперь это всерьез. Под выселение попадают более 300 дворов и даже несколько многоквартирных домов. Инвестор проекта – компания Black Iron – намерена приступить к рытью карьера уже со следующего года.
17.02.17, Василий Январев
Украинская промышленность, отработавшая прошлый год с небольшим плюсом после пятилетнего спада, рискует если не опять сократить производство, то, по крайней мере, существенно снизить темпы его роста. Одна из главных угроз на сегодня – тарифная политика государства, которая в прямом смысле слова оказывает удушающий эффект на экономику.
14.02.17, Максим Полевой
Иран и страны Ближнего Востока продолжают развивать собственную металлургию, сужая возможности для импортеров. Однако у украинских металлургов сохраняются шансы для экспорта в регион.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!