kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Здравствуй, бартер

18.01.10
размер текста:

Дефицит госбюджета, вызванный как финансово-экономическим кризисом, так и популистскими решениями в части социальных расходов, вынуждает правительство все чаще прибегать к уже порядком подзабытым методам расчетов эпохи 1990 годов.

Прежде всего, это коснулось возмещения экспортерам НДС, задолженность по которому в течение 2009 года возросла на 6 млрд. грн и достигла 20 млрд. грн. Очевидно, что средства пошли на выполнение госбюджетом своих текущих обязательств, а предприятиям в таких условиях ничего не остается, кроме как ждать. Причем ждать, судя по всему, придется долго, поскольку всего правительственный проект госбюджета-2010 предусматривает направить на возмещение НДС лишь 20,8 млрд. грн. Это означает, что старый долг за 2009 год Государственная налоговая администрация Украины (ГНАУ) погасит – при благоприятном раскладе. И все. На возмещение НДС, уплаченного в 2010 году, уже просто ничего не остается.

Такая ситуация вынуждает Минфин и ГНАУ искать креативные подходы к решению проблемы. Например, в 2009 году было принято решение (оно и сейчас остается в силе) о возмещении натурой НДС зернотрейдерам. То есть на сумму задолженности перед ними бюджета компании могут получить зерно в государственном Аграрном фонде. Правда, по ценам, которые АФ сам посчитает нужным установить. Такие условия зернотрейдеры посчитали неприемлемыми и, во-первых, снизили свои закупочные цены (что бумерангом ударило по сельхозпроизводителям), а во-вторых, сократили объемы экспорта – что, естественно, тоже сказалась на поступлениях в госбюджет.

Но бартер вернулся не только в агросектор. Так, в 2009 году правительство разрешило угольным госпредприятиям не платить "Укрзализныце" за перевозки своей продукции. Предусматривалось, что при этом железнодорожники, в свою очередь, не будут платить за потребленную электроэнергию государственному оператору "Энергорынок", который учтет эти суммы при расчетах с энергогенерирующими компаниями, использующими уголь в производственных целях.

Однако и здесь вышла незадача – поскольку ежемесячно "Укрзализныця" перевозит угольную продукцию госпредприятий в среднем на 70 млн. грн, в то время как потребляет электроэнергии на 15 млн. грн. Если добавить к этому обстоятельству падение объемов грузоперевозок в связи с кризисом, то получится, что к техническому дефолту, который наступил 1 декабря 2009 года в результате отказа от выплаты 650 млн. долл. по внешним займам, железнодорожного монополиста вели сознательно.

Еще одной крупной госмонополией, которая в 2009 году оказалась на грани дефолта, стал Укравтодор. Правда, здесь речь пока идет о дефолте внутреннем. В течение года подрядными организациями для Укравтодора было выполнено работ на 2 млрд. грн, включая восстановление дорог, мостов и дамб после наводнения 2008 года в западноукраинских областях, а также подготовку к Евро-2012. Но уже в середине года стало понятно, что рассчитаться с подрядчиками Государственная администрация автодорог не в состоянии.

Сам Укравтодор предлагал решить проблему путем повышения ставок акцизного сбора на нефтепродукты. Однако в правительстве не хотели лишний раз портить настроение избирателям незадолго до президентских выборов. Поэтому было принято решение рассчитаться с дорожниками векселями, которые правительство обязалось погасить в конце III квартала 2012 года. Конечно, это не совсем бартерная форма расчета, но, тем не менее, и не денежная. И результат у нее тот же, что и у классического бартера: вымывание у предприятий оборотных средств, ведущее в итоге к прекращению хоздеятельности и банкротству.

К всевозможным взаимозачетам давно привыкли и в национальной нефтегазовой монополии. К примеру, с облгазами за транспортировку газа по распределительным сетям "Нафтогаз" весь 2009 год рассчитывался путем списания с них задолженности прошлых лет на сумму полученных услуг. Налоговые платежи в госбюджет компания также осуществляет за счет средств, которые ей из этого же госбюджета должны выделяться на компенсацию разницы в цене импортного газа, отпускаемого предприятиям теплокоммунэнерго. Иными словами, фактически деньги не выходят за пределы Госказначейства.

Следом за государственными учреждениями на бартер понемногу переходят и хозсубъекты. В условиях невозврата НДС и чрезмерной дороговизны кредитных ресурсов металлургические предприятия, к примеру, предлагают поставщикам лома в качестве оплаты взять металлопродукцию. Между тем с ее реализацией в условиях слабого спроса у ломозаготовителей возникают определенные проблемы.

Следует отметить, что пик бартерных операций в Украине пришелся на 1997 год. Тогда, по данным Министерства экономики, в I квартале на прямой обмен товарами в качестве формы расчетов пришлось 37% от всего объема реализованной промышленной продукции. В III квартале показатель был и вовсе рекордным – 42,6%. Понятно, что в такой ситуации собрать платежи в бюджет с хозсубъектов было не очень реально. И окончательно ликвидировать бартерную форму расчетов, им же, кстати, и порожденную, государство смогло лишь в 2003 году.

Сейчас, по оценкам участников рынка, доля бартера в общем объеме продаж составляет примерно 5%. Однако можно предположить, что исходя из вышеуказанных тенденций, к концу нынешнего года показатель как минимум удвоится.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!