Правительство будет строить по-крупному

Публікації

Украинское правительство утвердило перечень амбициозных инфраструктурных проектов, под которые оно намерено привлечь финансирование в среднесрочной перспективе. Учитывая, что за каждым украинским правительством стоят мощные многопрофильные ФПГ, которым в условиях кризиса нечем заняться, некоторые утвержденные проекты имеют высокие шансы на реализацию.

В середине декабря экспертная группа в составе 34 представителей министерств и финансовых организаций отобрала 10 инвестиционных проектов, которые намерено поддержать правительство. Таким образом, украинские власти намерены активизировать деловую активность в условиях охлаждения внешних рынков. Механизм антикризисного поддержания экономики через расширение госинвестиций продемонстрировал свою эффективность во многих странах. Украинское правительство также с первых дней декларировало необходимость реализации крупных инвестиционных проектов, однако из-за напряженного бюджета в этом году ему даже пришлось сократить капитальные расходы (в два раза в сравнении с прошлым годом).

Однако на перспективу правительство имеет обширные планы. В октябре этого года оно инициировало "всеукраинский конкурс" на утверждение лучших инвестиционных проектов. Центральные и местные органы исполнительной власти должны были разработать и обосновать свои предложения, из которых КМУ пообещал профинансировать десять наиболее важных с его точки зрения. В первоначальном варианте списка было 366 стратегических проектов. Все они прошли экспертизу Национального агентства по иностранным инвестициям и развитию, которое своим критериям (стратегическая важность, осуществимость, экономическая целесообразность, сроки реализации, объем инвестиций) отобрало только несколько из них.

Стоит отметить, правительство, осознавая свою неспособность самостоятельно профинансировать эти проекты, существенную часть финансовых ресурсов будет занимать у международных финансовых организаций, прежде всего, Всемирного банка, Европейского инвестиционного банка и Международной финансовой корпорации. В связи с этим в отборе проектов также принимали участие представители названных структур.

Всего было отобрано 10 предложений. Наибольшее количество стратегических проектов было выбрано в транспортной отрасли. Среди них: модернизация Ильичевского морского торгового порта (760 млн. долл.), строительство железной дороги евростандарта (1435 мм) от Львова до польской границы, железнодорожного сообщения между Киевом и аэропортом "Борисполь" (1 млрд. долл.), грузового аэропорта в Узине (760 млн. долл.). На втором месте по численности находятся энергосберегающие проекты: строительство ветряных электростанций мегаваттного класса (312 млн. долл.), модернизация и строительство тепловых электростанций (383 млн. долл.). Кроме того, в число приоритетных проектов попали строительство 10 заводов по утилизации отходов (600 млн. долл.), разработка космического ракетного комплекса "Циклон 4" (719 млн. долл.), строительство 10 технопарков (200 млн. долл.), строительство завода по фракционированию крови (120 млн. долл.).

Сроки реализации различны. Например, финансирование проекта космического ракетного комплекса "Циклон-4" растянуто до 2024 года, скоростную железную дорогу до Львова будут строить до 2016 г, а модернизацию Ильичевского МП – до 2014 г. По всем остальным проектам работы должны закончиться к 2012 г.

Представленный список не оказался перечнем новых предложений. По сути, он стал инвентаризацией тех предложений, которые давно обсуждаются украинскими властями. Более того, часть этих проектов, если вспомнить обещания правительства, должны уже быть готовыми к сдаче в эксплуатацию. В частности, строительство евроколии до Львова и железнодорожного сообщения между Киевом и аэропортом "Борисполь" обещалось в 2005 г. Министерством транспорта и связи, как одни из важнейших мероприятий в рамках подготовки транспортной инфраструктуры к Евро 2012 г. Как оказалось, украинские власти за это время даже не утвердили ТЭО этих проектов.

Общая стоимость только первой десятки проектов потребует в следующем году 6-7 млрд. долл. Большинство из этих денег КМУ планирует привлечь в качестве иностранных инвестиций. Но на основании заявлений представителей, ВБ, ЕИБ и МФК готовы вложить в украинскую экономику всего 1,5-1,7 млрд. долл. Откуда возьмутся остальные средства пока что не понятно. К слову, в январе-сентябре 2009 года во всю экономику Украины иностранными инвесторами было вложено только 3,9 млрд. долл. прямых инвестиций. Очевидно, что правительство не найдет такую сумму денег, а поэтому часть проектов будет отложена до лучших времен. В то же время ряд украинских ФПГ очень заинтересован в реализации отдельных ресурсоемких строительств, поэтому такие проекты, очевидно, будут реализованы. К числу таких относятся, прежде всего, транспортные проекты. Часть энергосберегающих проектов, возможно, будет профинансирована за счет продажи квот в рамках Киотского протокола.

Стоит отметить, что кроме озвученных топ-проектов, нынешнее правительство уже финансирует ряд крупных инфраструктурных объектов. При этом те из них, где присутствуют интересы близких к премьер-министру ФПГ, финансируются бесперебойно. К примеру, вопреки двукратному падению капитальных инвестиций, Кабинет Министров продолжает оплачивать строительство первой очереди Днестровской ГАЭС (г. Новоднестровск Черновицкой области, заказчик – ОАО "Укргидроэнерго"), в котором участвуют компании, близкие к корпорации ИСД. Более того, Постановлением от 2 декабря 2009 г. №1348 "О внесении изменений в перечень энергоблоков атомных, гидроаккумулирующих и других электростанций, подстанций, теплоэлектроцентралей и линий электропередачи, строительство, реконструкция и ремонт которых будет осуществляться в 2009 г. за счет средств специального фонда государственного бюджета" КМУ увеличил объем государственных капитальных вложений в этот объект.

Много проектов близкими к Кабмину ФПГ реализуется и в рамках Евро 2012 г. При этом, в декабре правительство намерено даже авансировать оплату работ. Отдать часть объектов "своим" компаниям без конкурса – очень рискованное решение, поскольку другое правительство может не признать их "своими" и также без конкурса передать другим.

Строительство инфраструктурных объектов действительно является действенным и эффективным рецептом стимулирования экономики. Тем более оно актуально для Украины, обладающей очень узким рынком. Но если оно превратится в раздачу госзаказов близким к властям компаниям, то это только ускорит инфляционные процессы в экономике.

Максим Соколов

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢