kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Правительство будет строить по-крупному

11.01.10
размер текста:

Украинское правительство утвердило перечень амбициозных инфраструктурных проектов, под которые оно намерено привлечь финансирование в среднесрочной перспективе. Учитывая, что за каждым украинским правительством стоят мощные многопрофильные ФПГ, которым в условиях кризиса нечем заняться, некоторые утвержденные проекты имеют высокие шансы на реализацию.

В середине декабря экспертная группа в составе 34 представителей министерств и финансовых организаций отобрала 10 инвестиционных проектов, которые намерено поддержать правительство. Таким образом, украинские власти намерены активизировать деловую активность в условиях охлаждения внешних рынков. Механизм антикризисного поддержания экономики через расширение госинвестиций продемонстрировал свою эффективность во многих странах. Украинское правительство также с первых дней декларировало необходимость реализации крупных инвестиционных проектов, однако из-за напряженного бюджета в этом году ему даже пришлось сократить капитальные расходы (в два раза в сравнении с прошлым годом).

Однако на перспективу правительство имеет обширные планы. В октябре этого года оно инициировало "всеукраинский конкурс" на утверждение лучших инвестиционных проектов. Центральные и местные органы исполнительной власти должны были разработать и обосновать свои предложения, из которых КМУ пообещал профинансировать десять наиболее важных с его точки зрения. В первоначальном варианте списка было 366 стратегических проектов. Все они прошли экспертизу Национального агентства по иностранным инвестициям и развитию, которое своим критериям (стратегическая важность, осуществимость, экономическая целесообразность, сроки реализации, объем инвестиций) отобрало только несколько из них.

Стоит отметить, правительство, осознавая свою неспособность самостоятельно профинансировать эти проекты, существенную часть финансовых ресурсов будет занимать у международных финансовых организаций, прежде всего, Всемирного банка, Европейского инвестиционного банка и Международной финансовой корпорации. В связи с этим в отборе проектов также принимали участие представители названных структур.

Всего было отобрано 10 предложений. Наибольшее количество стратегических проектов было выбрано в транспортной отрасли. Среди них: модернизация Ильичевского морского торгового порта (760 млн. долл.), строительство железной дороги евростандарта (1435 мм) от Львова до польской границы, железнодорожного сообщения между Киевом и аэропортом "Борисполь" (1 млрд. долл.), грузового аэропорта в Узине (760 млн. долл.). На втором месте по численности находятся энергосберегающие проекты: строительство ветряных электростанций мегаваттного класса (312 млн. долл.), модернизация и строительство тепловых электростанций (383 млн. долл.). Кроме того, в число приоритетных проектов попали строительство 10 заводов по утилизации отходов (600 млн. долл.), разработка космического ракетного комплекса "Циклон 4" (719 млн. долл.), строительство 10 технопарков (200 млн. долл.), строительство завода по фракционированию крови (120 млн. долл.).

Сроки реализации различны. Например, финансирование проекта космического ракетного комплекса "Циклон-4" растянуто до 2024 года, скоростную железную дорогу до Львова будут строить до 2016 г, а модернизацию Ильичевского МП – до 2014 г. По всем остальным проектам работы должны закончиться к 2012 г.

Представленный список не оказался перечнем новых предложений. По сути, он стал инвентаризацией тех предложений, которые давно обсуждаются украинскими властями. Более того, часть этих проектов, если вспомнить обещания правительства, должны уже быть готовыми к сдаче в эксплуатацию. В частности, строительство евроколии до Львова и железнодорожного сообщения между Киевом и аэропортом "Борисполь" обещалось в 2005 г. Министерством транспорта и связи, как одни из важнейших мероприятий в рамках подготовки транспортной инфраструктуры к Евро 2012 г. Как оказалось, украинские власти за это время даже не утвердили ТЭО этих проектов.

Общая стоимость только первой десятки проектов потребует в следующем году 6-7 млрд. долл. Большинство из этих денег КМУ планирует привлечь в качестве иностранных инвестиций. Но на основании заявлений представителей, ВБ, ЕИБ и МФК готовы вложить в украинскую экономику всего 1,5-1,7 млрд. долл. Откуда возьмутся остальные средства пока что не понятно. К слову, в январе-сентябре 2009 года во всю экономику Украины иностранными инвесторами было вложено только 3,9 млрд. долл. прямых инвестиций. Очевидно, что правительство не найдет такую сумму денег, а поэтому часть проектов будет отложена до лучших времен. В то же время ряд украинских ФПГ очень заинтересован в реализации отдельных ресурсоемких строительств, поэтому такие проекты, очевидно, будут реализованы. К числу таких относятся, прежде всего, транспортные проекты. Часть энергосберегающих проектов, возможно, будет профинансирована за счет продажи квот в рамках Киотского протокола.

Стоит отметить, что кроме озвученных топ-проектов, нынешнее правительство уже финансирует ряд крупных инфраструктурных объектов. При этом те из них, где присутствуют интересы близких к премьер-министру ФПГ, финансируются бесперебойно. К примеру, вопреки двукратному падению капитальных инвестиций, Кабинет Министров продолжает оплачивать строительство первой очереди Днестровской ГАЭС (г. Новоднестровск Черновицкой области, заказчик - ОАО "Укргидроэнерго"), в котором участвуют компании, близкие к корпорации ИСД. Более того, Постановлением от 2 декабря 2009 г. №1348 "О внесении изменений в перечень энергоблоков атомных, гидроаккумулирующих и других электростанций, подстанций, теплоэлектроцентралей и линий электропередачи, строительство, реконструкция и ремонт которых будет осуществляться в 2009 г. за счет средств специального фонда государственного бюджета" КМУ увеличил объем государственных капитальных вложений в этот объект.

Много проектов близкими к Кабмину ФПГ реализуется и в рамках Евро 2012 г. При этом, в декабре правительство намерено даже авансировать оплату работ. Отдать часть объектов "своим" компаниям без конкурса – очень рискованное решение, поскольку другое правительство может не признать их "своими" и также без конкурса передать другим.

Строительство инфраструктурных объектов действительно является действенным и эффективным рецептом стимулирования экономики. Тем более оно актуально для Украины, обладающей очень узким рынком. Но если оно превратится в раздачу госзаказов близким к властям компаниям, то это только ускорит инфляционные процессы в экономике.

Максим Соколов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!