kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Доллар по шесть

23.12.09
размер текста:

Премьер-министр Юлия Тимошенко заявила о намерении провести ревальвацию гривны в случае своей победы на президентских выборах. Эксперты уверены, что ревальвация отечественной валюты до уровня, заявленного главой правительства, существенно повредит украинским экспортерам.

Премьер-министр Юлия Тимошенко заявила о намерении ревальвировать национальную валюту до уровня 6,0-6,5 грн./долл. По мнению главы правительства, именно такой курс является наиболее обоснованным. "Реальная стоимость гривны по отношению к доллару - это не более 6, а если совсем пессимистично - 6,50 гривен", - сказала Ю. Тимошенко во время встречи с вкладчиками Укрпромбанка, после чего этот тезис был несколько раз повторен на последующих публичных выступлениях премьера.

Параллельно премьер огласила список своих потенциальных врагов, которые могут мешать ей в осуществлении этого замысла. По ее словам, в дальнейшем падении гривны с целью заработать на межвалютной разнице заинтересованы все экспортеры. Для того, чтобы осуществить свои планы Ю. Тимошенко нужно выиграть президентские выборы и назначить нового главу Национального банка.

Необходимо напомнить, что Ю. Тимошенко ранее уже дважды отметилась кампаниями по укреплению курса гривны. Первый раз это было сделано весной 2005 года, когда курс был повышен до уровня 5,05 грн./долл. Ровно через три года была проведена еще одна кампания по укреплению отечественной валюты – до уровня 4,85 грн./долл. Оба мероприятия были проведены с намерением обуздать инфляцию. Впрочем, учитывая тот факт, что в 2005 году рост инфляции составил 10,3%, а в 2008 году достиг рекордных 22,3%, то можно констатировать, что эта борьба не увенчалась успехом.

Укрепление курса валюты стимулировало работу импортеров, которые, реализуя продукцию в Украине, выручали за нее больше долларов. Если в 2007 году во время работы правительства Виктора Януковича отрицательное сальдо внешней торговли составило 7,263 млрд. долл., то в 2008 году во время работы кабинета Ю. Тимошенко этот показатель вырос более чем на 85% - до 13,485 млрд. долл. Причем этот показатель в прошлом году мог достичь 20 млрд. долл., если бы не экономический кризис, который привел к падению объемов импорта.

Казалось бы, что стимулирование работы экспортеров должно быть одной из главных задач любого правительства. Можно вспомнить пример Китая, который не внемлет призывам ревальвировать юань. Но у Ю. Тимошенко на этот счет есть свое мнение – дело в том, что увеличение импорта прямо пропорционально увеличению платежей в госбюджет за счет таможенных пошлин и взиманию НДС. Еще к лету 2008 года госбюджет получил "лишних" 30 млрд. грн., большая часть которых была собрана именно таможней, которая в январе-мае собрала 40,7 млрд. грн. превысив на 20 млрд. грн. показатель аналогичного периода прошлого года. А лишние деньги в распоряжении правительства всегда можно конвертировать в рейтинг – например за счет увеличения выплат вкладчикам Ощадбанка.

То есть увеличение импорта позволяет собрать правительству "быстрые" деньги, но в дальнейшем резкий его рост грозит экономической стабильности государства. Во многом девальвация отечественной валюты осенью прошлого года была вызвана именно этим фактором, а не заговором темных сил, как об этом заявила накануне премьер.

По мнению экспертов рынка, резкое укрепление гривны приведет к значительному снижению конкурентоспособности украинского экспорта, который занимает около половины ВВП. "По нашим оценкам, укрепление курса гривны до 6 грн./долл. к концу 2010 года приведет к снижению конкурентоспособность экспорта примерно на 40% от текущего уровня. Одновременно получат ценовое преимущество импортеры, что приведет к расширению торгового дефицита. Если при стабильном курсе гривны мы не ожидаем существенного изменения внешнеторгового баланса в следующем году, то резкое укрепление курса до указанного уровня может привести к двукратному увеличению дефицита торговли товарами, до 10 млрд. долл.", - говорит аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Елена Белан.

Особенно сильные потери понесут отечественные металлурги, которые отправляют на экспорт около 80% своей продукции. "Если внутренние цены на сырье за гривну будут оставаться такими же, а доллар упадет, тогда, конечно же, себестоимость продукции у них будет выше или, по крайней мере, прибыль, если таковая будет, то она будет намного меньше, чем она была бы при этом курсе", - сказал генеральный директор объединения "Металлургпром" Василий Харахулах.

С такой точкой зрения согласен и аналитик компании KBC Securities Ukraine Константин Головко. "При курсе 6,0-6,5 грн./долл. конкурентоспособность метпредприятий сильно снизится", - сказал эксперт, отметив, что в таком случае более устойчивыми будут вертикально интегрированные компании за счет собственных сырьевых материалов.

Впрочем, Ю. Тимошенко даже в случае избрания на пост президента и смены главы НБУ вряд ли удастся опустить курс гривны до заявленного уровня. Заместитель главы парламентского комитета по вопросам экономической политики Ирина Акимова полагает, что прогнозы международных организаций, обещающих среднегодовой курс доллара на уровне 8,0-8,5 грн./долл. являются весьма реалистичными. "Во-первых, еще непонятно как будет разворачиваться координация взаимоотношений между правительством и Национальным банком. А от этой координации зависит в конечном счете и уровень обменного курса. Во-вторых, этот год мы заканчиваем с минусовым платежным балансом, и вероятность выхода его в плюс в следующем году теоретически есть, если поднимутся экспортные рынки, но она не такая большая. А отрицательный платежный баланс это всегда фактор сохранения тенденции на девальвацию", - сказала она.

А исполнительный директор Нацбанка по вопросам валютного регулирования Анатолий Балюк уверен – путь к укреплению курса отечественной валюты лежит через бездефицитный бюджет и стабилизацию платежного баланса. "Смотрите, мы сегодня финансируем дефицит бюджета, дефицит платежного баланса заимствованиями Международного валютного фонда. Просто идут прямые трансферты в бюджет с последующими расчетами с Россией (за газ, - ред.)", - подчеркнул он.

А. Балюк считает, что нынешний курс отечественной валюты является сбалансированным. "Неплохо было бы стоять на этом уровне, плюс минус 5%, - сказал он, говоря об оптимальном курсе гривны на 2010 год. - Но усиливать гривну или ослаблять… Сегодня есть небольшой ресурс для участия на межбанке, мы даже скупаем доллары. Но ради курса сжигать резервы… я не думаю, что это будет лучшее решение".

Заявления премьер-министра о курсе 6,0-6,5 грн./долл. нужно еще рассматривать в контексте избирательной кампании. Конечно, это слова политика, который хочет сказать избирателям приятную новость – сильная гривна, уменьшение платежей по валютным кредитам, падение темпов инфляции. А проблемы экспортеров могут казаться слушателям чем-то далеким, не касающимся их непосредственно, то ли дело валютный кредит, заплатить по которому нужно уже завтра. Но эти проблемы потом могут больно ударить по всем, кто сейчас с восторгом слушает премьера.

Василий Январев

 


Комментарии
комментариев: 1
13:25 | 30.01.2010
Так и будет!
Юля знает о чем говорит ! Сказала сделает!!

...


Статьи
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!