kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Спасти рядового Фирташа

18.12.09
размер текста:

Похоже, что Дмитрий Фирташ существенно проигрывает противостояние премьер-министру Украины Юлии Тимошенко. На днях Кабмин поручил аннулировать лицензии "Крымского титана" на право разработки двух месторождений ильменитовых руд, которые являются основным источником сырья для компании в производстве титана. Если Кабмину удастся аннулировать лицензии, то производственные затраты "Крымского титана" возрастут втрое, так как компании придется импортировать сырье, что им обойдется втрое дороже. Однако юристы управляющей компании Ostchem Holding сделали ответный ход.

Сегодня юридический департамент компании Дмитрия Фирташа Group DF, в которую входит Ostchem Holding, является чуть ли не самым востребованным и задействованным в работе компании. Время показало, что юристы, работающие на Дмитрия Фирташа, допустили массу ошибок и, кроме того, не проявили бдительность, в результате чего владелец компании начал терять активы за активами, а также сферы влияния. Состояние Дмитрия Фирташа до кризиса оценивалось источниками по-разному. К примеру, в 2006 году спустя ровно год после того, как Дмитрий Фирташ попал в поле зрения общественности, благодаря подписанию газового контракта Rosukrenergo и "Газпрома", польский журнал Wprost оценил его состояние в 2,4 млрд. долларов, а в рейтинге самых богатых людей Центральной и Восточной Европы украинский бизнесмен занял 27-место.

Спустя год отечественные эксперты оценили состояние Фирташа более скромно – 2 млрд. долларов, а в списке самых богатых украинцев он занял 7-е место. В 2008 году тот же журнал Wprost оценил капитал владельца Group DF уже в 3,8 млрд. долларов. Однако мировой финансовый кризис стал действительно кризисом для Дмитрия Фирташа, и он стремительно начал терять свой капитал, активы и сферы влияния. И виной тому был не сам кризис, а противостояние с премьер-министром Украины, которое как раз совпало с мировым финансовым катаклизмом.

Уже в 2009 году отечественные эксперты оценивали состояние Дмитрия Фирташа от 255 до 650 млн. долларов. В результате бизнесмен, судя по оценкам экспертов, потерял за последние два года около 3 млрд. долларов. В какой-то степени сыграло роль обесценивание активов вследствие финансового кризиса, однако более весомой причиной такого финансового падения стало расторжения договора между компанией Дмитрия Фирташа Rosukrenergo и "Газпрома", к чему приложила максимум усилий украинский премьер. В итоге Фирташ потерял не только в финансовом плане, но и в плане влияния – за короткий период Rosukrenergo, которое диктовало газовые условия, превратилось в пустое место. Более того, финансовые потери были также велики – компании так и не удалось отсудить у НАК "Нафтогаз" свои 11 млрд. кубометров газа, находящиеся в подземных хранилищах госкомпании. Rosukrenergo было столпом финансовой империи Фирташа, которая и взяла свое начало именно с создания этой компании, и теперь этот столп рухнул.

Вслед за Rosukrenergo начала рушиться вся империя Фирташа. Очередным ударом для Дмитрия Фирташа стала потеря венгерского газового оператора компании Emfesz, которая контролировала венгерский и польский газовые рынки. Компанию за бесценок продал генеральный директор Emfesz, как оказалось позже – структурам, представляющие интересы "Газпрома". По определенной информации, "Газпром" таким образом предохранился от потери центральноевропейского газового рынка - после того, как Rosukrenergo перестало быть партнером "Газпрома", а Юлия Тимошенко объявила Фирташа "врагом украинского народа", российский монополист отобрал компанию у украинского бизнесмена без малейших угрызений совести. Хотя Group DF и предпринимает попытки вернуть компанию в свою собственность, однако тягаться с "Газпромом" ей не по силам, поэтому можно твердо считать, что Фирташ окончательно потерял венгерскую компанию.

А на прошлой неделе Киевский апелляционный административный суд подтвердил правомерность принятия Кабинетом Министров решения о ликвидации еще одной компании Дмитрия Фирташа, которая участвовала в украинско-российских газовых схемах, - монопольного в Украине импортера газа ЗАО "УкрГаз-Энерго". В частности, суд отменил постановление Окружного административного суда Киева и подтвердил правомочность распоряжения правительства Юлии Тимошенко (№260 от 6 февраля 2008 года), которым отменялось распоряжение правительства Юрия Еханурова о создании "УкрГаз-Энерго" и поручалось "Нафтогазу Украины" и Минюсту принять меры для прекращения ЗАО. Доля Дмитрия Фирташа в "УкрГаз-Энерго" составляла 50% акций.

По словам первого заместителя министра юстиции Евгения Корнийчука, это означает, что действия по ликвидации "УкрГаз-Энерго" являются законными и правильными.
Минимальные шансы у Дмитрия Фирташа остались и в борьбе за источники сырья для крупнейшего производителя титана в Украине – компании "Крымский титан". "Крымский титан" арендовал государственные месторождения ильменитовых руд – Иршанский и Вольногорский ГОКи, однако в этом году срок их аренды закончился. Правительство приняло решение не продлевать аренду комбинатов с "Крымским титаном", так как намерено было включить их в состав государственного холдинга "Титан Украины". Но руководство "Крымского Титана" заблокировало передачу имущества должностным лицам Фонда госимущества и потребовало пролонгировать аренду предприятий еще на два года, так как государство не предупредило их в установленный срок об использовании комбинатов в своих целях. Кроме того, структуры Фирташа потребовали возместить финансовые затраты, которые они понесли при инвестициях в предприятия. По их оценкам, сумма составляет около 500 млн. долларов. Однако Кабмин не посчитал необходимым возмещать финансовые затраты компании.

Немногим позже Кабмин поручил Министерству охраны окружающей природной среды аннулировать лицензии, выданные "Крымскому титану", на право разработки Иршанского ГОКа и Вольногорского ГМК. В ответ ЗАО "Крымский титан" подало в Высший хозяйственный суд Украины кассацию на решение Хозяйственного суда Киева об аресте имущества Иршанского горно-обогатительного комбината и Вольногорского горно-металлургического комбината. Если же структурам Дмитрия Фирташа удастся заблокировать действия Минприроды, то это предоставит им отсрочку на 1-2 года, так как именно примерно столько может продлиться рассмотрение дела в суде. В ином случае, отмечают эксперты, "Крымскому титану" придется импортировать сырье, что может обойтись втрое дороже. Данное обстоятельство скажется лишь на прибыльности предприятия, но никаким образом – на рынках сбыта продукции, так как продукция украинского предприятия является весьма конкурентоспособной на внешних рынках.

Теперь уже можно с твердой уверенностью говорить о том, что Дмитрий Фирташ еще не скоро вернется в число самых богатых людей Украины. Однако ему стоит беспокоиться не об этом, а о том, чтобы сохранить остатки своей империи, так как в результате "войны" с Юлией Тимошенко он потерял более четверти своих активов, при этом – самых ключевых. Единственным шансом на спасение для него является победа политических сил, которые он финансово поддерживает, на выборах в Президенты Украины. По некоторым данным, на данный момент Дмитрий Фирташ является одним из спонсоров Партии Регионов. Именно победа Виктора Януковича на выборах может стать спасительной соломинкой для бизнесмена. Естественно, что былого газового величия Фирташа это не восстановит, так как газовый рынок можно считать уже безвозвратно потерянным. Однако победа Виктора Януковича предоставит ему шанс на беспрепятственное право аренды двух ильменитовых комбинатов, а также предприятия "Ривнеазот", которое грозится отобрать Юлия Тимошенко. В противном случае Юлия Тимошенко постарается довести свое дело до конца, и ничто уже тогда не спасет "рядового Фирташа".

Тарас Жирош

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!