kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Спасти рядового Фирташа

18.12.09
размер текста:

Похоже, что Дмитрий Фирташ существенно проигрывает противостояние премьер-министру Украины Юлии Тимошенко. На днях Кабмин поручил аннулировать лицензии "Крымского титана" на право разработки двух месторождений ильменитовых руд, которые являются основным источником сырья для компании в производстве титана. Если Кабмину удастся аннулировать лицензии, то производственные затраты "Крымского титана" возрастут втрое, так как компании придется импортировать сырье, что им обойдется втрое дороже. Однако юристы управляющей компании Ostchem Holding сделали ответный ход.

Сегодня юридический департамент компании Дмитрия Фирташа Group DF, в которую входит Ostchem Holding, является чуть ли не самым востребованным и задействованным в работе компании. Время показало, что юристы, работающие на Дмитрия Фирташа, допустили массу ошибок и, кроме того, не проявили бдительность, в результате чего владелец компании начал терять активы за активами, а также сферы влияния. Состояние Дмитрия Фирташа до кризиса оценивалось источниками по-разному. К примеру, в 2006 году спустя ровно год после того, как Дмитрий Фирташ попал в поле зрения общественности, благодаря подписанию газового контракта Rosukrenergo и "Газпрома", польский журнал Wprost оценил его состояние в 2,4 млрд. долларов, а в рейтинге самых богатых людей Центральной и Восточной Европы украинский бизнесмен занял 27-место.

Спустя год отечественные эксперты оценили состояние Фирташа более скромно – 2 млрд. долларов, а в списке самых богатых украинцев он занял 7-е место. В 2008 году тот же журнал Wprost оценил капитал владельца Group DF уже в 3,8 млрд. долларов. Однако мировой финансовый кризис стал действительно кризисом для Дмитрия Фирташа, и он стремительно начал терять свой капитал, активы и сферы влияния. И виной тому был не сам кризис, а противостояние с премьер-министром Украины, которое как раз совпало с мировым финансовым катаклизмом.

Уже в 2009 году отечественные эксперты оценивали состояние Дмитрия Фирташа от 255 до 650 млн. долларов. В результате бизнесмен, судя по оценкам экспертов, потерял за последние два года около 3 млрд. долларов. В какой-то степени сыграло роль обесценивание активов вследствие финансового кризиса, однако более весомой причиной такого финансового падения стало расторжения договора между компанией Дмитрия Фирташа Rosukrenergo и "Газпрома", к чему приложила максимум усилий украинский премьер. В итоге Фирташ потерял не только в финансовом плане, но и в плане влияния – за короткий период Rosukrenergo, которое диктовало газовые условия, превратилось в пустое место. Более того, финансовые потери были также велики – компании так и не удалось отсудить у НАК "Нафтогаз" свои 11 млрд. кубометров газа, находящиеся в подземных хранилищах госкомпании. Rosukrenergo было столпом финансовой империи Фирташа, которая и взяла свое начало именно с создания этой компании, и теперь этот столп рухнул.

Вслед за Rosukrenergo начала рушиться вся империя Фирташа. Очередным ударом для Дмитрия Фирташа стала потеря венгерского газового оператора компании Emfesz, которая контролировала венгерский и польский газовые рынки. Компанию за бесценок продал генеральный директор Emfesz, как оказалось позже – структурам, представляющие интересы "Газпрома". По определенной информации, "Газпром" таким образом предохранился от потери центральноевропейского газового рынка - после того, как Rosukrenergo перестало быть партнером "Газпрома", а Юлия Тимошенко объявила Фирташа "врагом украинского народа", российский монополист отобрал компанию у украинского бизнесмена без малейших угрызений совести. Хотя Group DF и предпринимает попытки вернуть компанию в свою собственность, однако тягаться с "Газпромом" ей не по силам, поэтому можно твердо считать, что Фирташ окончательно потерял венгерскую компанию.

А на прошлой неделе Киевский апелляционный административный суд подтвердил правомерность принятия Кабинетом Министров решения о ликвидации еще одной компании Дмитрия Фирташа, которая участвовала в украинско-российских газовых схемах, - монопольного в Украине импортера газа ЗАО "УкрГаз-Энерго". В частности, суд отменил постановление Окружного административного суда Киева и подтвердил правомочность распоряжения правительства Юлии Тимошенко (№260 от 6 февраля 2008 года), которым отменялось распоряжение правительства Юрия Еханурова о создании "УкрГаз-Энерго" и поручалось "Нафтогазу Украины" и Минюсту принять меры для прекращения ЗАО. Доля Дмитрия Фирташа в "УкрГаз-Энерго" составляла 50% акций.

По словам первого заместителя министра юстиции Евгения Корнийчука, это означает, что действия по ликвидации "УкрГаз-Энерго" являются законными и правильными.
Минимальные шансы у Дмитрия Фирташа остались и в борьбе за источники сырья для крупнейшего производителя титана в Украине – компании "Крымский титан". "Крымский титан" арендовал государственные месторождения ильменитовых руд – Иршанский и Вольногорский ГОКи, однако в этом году срок их аренды закончился. Правительство приняло решение не продлевать аренду комбинатов с "Крымским титаном", так как намерено было включить их в состав государственного холдинга "Титан Украины". Но руководство "Крымского Титана" заблокировало передачу имущества должностным лицам Фонда госимущества и потребовало пролонгировать аренду предприятий еще на два года, так как государство не предупредило их в установленный срок об использовании комбинатов в своих целях. Кроме того, структуры Фирташа потребовали возместить финансовые затраты, которые они понесли при инвестициях в предприятия. По их оценкам, сумма составляет около 500 млн. долларов. Однако Кабмин не посчитал необходимым возмещать финансовые затраты компании.

Немногим позже Кабмин поручил Министерству охраны окружающей природной среды аннулировать лицензии, выданные "Крымскому титану", на право разработки Иршанского ГОКа и Вольногорского ГМК. В ответ ЗАО "Крымский титан" подало в Высший хозяйственный суд Украины кассацию на решение Хозяйственного суда Киева об аресте имущества Иршанского горно-обогатительного комбината и Вольногорского горно-металлургического комбината. Если же структурам Дмитрия Фирташа удастся заблокировать действия Минприроды, то это предоставит им отсрочку на 1-2 года, так как именно примерно столько может продлиться рассмотрение дела в суде. В ином случае, отмечают эксперты, "Крымскому титану" придется импортировать сырье, что может обойтись втрое дороже. Данное обстоятельство скажется лишь на прибыльности предприятия, но никаким образом – на рынках сбыта продукции, так как продукция украинского предприятия является весьма конкурентоспособной на внешних рынках.

Теперь уже можно с твердой уверенностью говорить о том, что Дмитрий Фирташ еще не скоро вернется в число самых богатых людей Украины. Однако ему стоит беспокоиться не об этом, а о том, чтобы сохранить остатки своей империи, так как в результате "войны" с Юлией Тимошенко он потерял более четверти своих активов, при этом – самых ключевых. Единственным шансом на спасение для него является победа политических сил, которые он финансово поддерживает, на выборах в Президенты Украины. По некоторым данным, на данный момент Дмитрий Фирташ является одним из спонсоров Партии Регионов. Именно победа Виктора Януковича на выборах может стать спасительной соломинкой для бизнесмена. Естественно, что былого газового величия Фирташа это не восстановит, так как газовый рынок можно считать уже безвозвратно потерянным. Однако победа Виктора Януковича предоставит ему шанс на беспрепятственное право аренды двух ильменитовых комбинатов, а также предприятия "Ривнеазот", которое грозится отобрать Юлия Тимошенко. В противном случае Юлия Тимошенко постарается довести свое дело до конца, и ничто уже тогда не спасет "рядового Фирташа".

Тарас Жирош

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!