kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Бюджет, который никому не нужен

14.12.09
размер текста:

Бюджетная политика Украины в нынешнем году полностью интегрирована в противостояние между двумя крупнейшими политическими кланами. Уже очевидно, что бюджет на следующий год не нужен ни оппозиции, ни правительству. Кабинет Министров продемонстрировал, что будет тратить деньги вне зависимости от его утверждения, а Партия Регионов ожидает победы своего кандидата на президентских выборах в надежде на то, что получит возможность самостоятельно распоряжаться государственными финансами.

Нынешний бюджетный процесс характеризуется вопиющими нарушениями действующего законодательства, на которые боялся идти даже авторитарный режим Л. Кучмы. Правительство в свойственной ему манере перевело бюджетную систему на ручное управление, окончательно разрушив попытки парламента утвердить ее автономное функционирование, минимально зависящее от субъективного вмешательства.

Прежде всего, правительство не сдержало обещание и так и не подало в парламент доработанный законопроект о бюджете на следующий год. Напомним, что после того, как 20 ноября парламент отправил на доработку данный документ, исполняющий обязанности министра финансов Украины Игорь Уманский обещал, что Кабмин подаст его новый вариант в течение двух недель. Позже лично премьер-министр на официальном сайте обещала, что Министерство финансов Украины подготовит доработанный бюджет к 7 декабря, откорректированный с учетом изменений прогнозных макропоказателей на основе результатов экономического развития за 9 месяцев 2009 года.

Однако, в начале текущей недели Ю. Тимошенко сообщила, что правительство не будет торопиться с внесением в парламент доработанного бюджета. По ее словам, он будет принят только во второй половине февраля 2010 г., вместе с новой редакцией Бюджетного кодекса Украины. При этом, до вступления в силу нового бюджета, по ее словам "как новый, так и старый" кодексы позволяют при отсутствии закона о госбюджете на 2010 г. осуществлять бюджетное финансирование путем принятия соответствующего постановления правительства.

Ключевые месседжи Премьер-министра свидетельствуют, что для КМУ утверждение бюджета не является крайне необходимым. Согласно действующему Бюджетному кодексу, если до начала нового бюджетного периода не вступил в силу закон о государственном бюджете Украины, правительство имеет право осуществлять расходы на уровне предыдущего года, но с рядом важных ограничений:

1. Ежемесячные расходы госбюджета Украины не могут превышать 1/12 объема за предшествующий бюджетный период;

2. До принятия закона о государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период проводить капитальные расходы запрещается, кроме случаев, связанных с введением военного либо чрезвычайного положения, объявлением отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации.

Кроме того, в действующем бюджетном кодексе есть еще ряд важных ограничений. Во-первых, до принятия закона о государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период заимствования могут осуществляться лишь с целью погашения основной суммы государственного долга. Во-вторых, до принятия закона налоги, сборы и другие поступления взимаются в соответствии с законом с прошлогодним планом.

Если соблюдать действующее законодательство, то Украину зимой ожидает социально-экономический кризис. За последний год защищенные статьи бюджета увеличились на 14-17%, а если принять во внимание закон о повышении социальных стандартов, то их рост оценивается в 25-28% против бюджета 2009 г. Очевидно, что 1/12 доходов 2009 года будет недостаточно для того, чтобы профинансировать расходы января 2010 г. При этом, план по поступлениям в бюджет также остается на прошлогоднем уровне, что не позволяет правительству расширить финансовую базу.

Кроме того, четвертая часть доходов следующего года – заимствования, поэтому замораживание долговой активности дополнительно сузит финансовый ресурс правительства. Учитывая, что январь сезонно является месяцем наименьших налоговых поступлений, без права заимствования КМУ в итоге получит колоссальный разрыв между доходами и обязательствами. Наиболее опасным для Украины является мораторий на капитальные инвестиции. Непринятие бюджета фактически остановит подготовку страны к Евро 2012 г., которая и без того явно выбилась из графика.

Таким образом, если соблюдать действующее законодательство, то ситуация выглядит достаточно сложной. Однако, КМУ нашел собственное решение этих проблем. Во-первых, в прошлом году был создан Стабилизационный фонд, куда правительство перенесло большинство капитальных расходов. С экономической точки зрения Стабилизационный фонд – это оффшор в специальном фонде бюджета. Он практически не регламентируется действующим законодательство, поэтому правительство распоряжается им в ручном режиме. Действующий Бюджетный кодек ничего не говорит о том, как будут расходоваться средства фонда в случае непринятия бюджета, поэтому правительство очевидно самостоятельно определит методологию.

Во-вторых, правительство еще 29 октября (!!!) приняло Постановление №1181 "О мероприятиях по обеспечению выполнения Государственного бюджета Украины и местных бюджетов в 2010 г.", в котором по сути выписало все, что закладывало в бюджете на 2010 г. При этом, вызывает глубочайшее удивление требование к некоторым администраторам "обеспечить выполнение доходов на уровне, установленном проектом Закона Украины про госбюджет на следующий год". Иными словами, правительство своим постановлением вводит в силу нормы весьма аморфного документа, который может быть несколько десятков раз переписан в рабочем порядке. Кроме того, достаточно интересны формулировки "рекомендовать выполнить". В частности, таким образом Национальной комиссии регулирования энергетики установлен план по поступлениям целевой надбавки и сбора за размещения радиоактивных отходов.

Что касается регулирования доходной базы, то правительство постановило Государственной налоговой администрации, Государственной таможенной службе и другим фискальным органам обеспечить ежемесячные поступления в бюджет в объемах установленных Министерством финансов в соответствии с показателями росписи государственного бюджета на соответствующий период. Подобная норма, как и множество из Постановления №1181, прямо противоречит действующему бюджетному кодексу. Полномочия Минфина (а точнее правительства) приближаются к полномочиям князя Киевской Руси, протофискальные органы которого собирали столько дани, сколько утвердит князь.

Обладая такими полномочиями, которыми наделило себя правительство Постановлением № №1181, украинскому правительству Закон о госбюджете на 2010 г. не нужен в принципе. Оппозиция же, очевидно, также не будет спешить голосовать за главный финансовый документ страны, поскольку уже в предвкушении того, как она будет использовать те колоссальные возможности, которые создала Ю.Тимошенко. Между тем, чем сильнее политики расшатывают устоявшуюся бюджетную систему, тем сложнее будет потом вернуть ее в нормальное состояние.

Алексей Виниций

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
24.03.17, Максим Полевой
В 2016-м украинский рынок проката с покрытием продемонстрировал бурный рост. Сохранится ли этот тренд в текущем году, главным образом будет зависеть от общей экономической и политической обстановки в стране.
22.03.17, Игорь Воронцов
Долгоиграющее антимонопольное расследование Еврокомиссии в отношении "Газпрома" завершилось безоговорочной победой европейцев. Под их нажимом российский госконцерн был вынужден пойти на серьезные уступки. Вот только об интересах Украины, зачем-то вступившей в Европейское энергетическое сообщество, в Брюсселе никто не вспомнил.
17.03.17, Максим Полевой
Украинский металлургический экспорт в страны бывшего СССР продолжает снижаться. Если еще в 2012-13-м эти государства в структуре украинского металлоэкспорта занимали в совокупности около 20% и более, то в прошлом году эта доля упала до 13,2% в денежном выражении, или до 954 млн долл. Однако некоторые рыночные позиции сохраняются.
10.03.17, Максим Полевой
На фоне обострения конкуренции на мировых металлорынках и усиления протекционизма особое значение для металлургов Украины приобретает посильная географическая диверсификация экспорта. Она может касаться второстепенных регионов, где конкурентная борьба между влиятельными поставщиками не слишком остра – по крайней мере, пока.
06.03.17, Ярослав Ярош
Российская горно-металлургическая группа Evraz, чьим ключевым бенефициаром является Роман Абрамович, сообщила, что достигла соглашения о продаже своего украинского коксохимического завода "Южкокс". Это уже второй украинский актив, с которым она готова расстаться после начала войны на Донбассе. Но сделка до сих пор не закрыта.
02.03.17, Игорь Воронцов
Евросоюзу долгое время удавалось отбиваться от китайской экспансии в металлургической отрасли. Однако в последнее время защитные редуты дали серьезную трещину. На помощь компаниям из КНР пришел очень сильный и грозный союзник – кризис. Первыми под его напором начали сдавать позиции наиболее слабые игроки – восточноевропейские стальные производители. А там не успеешь оглянуться, как очередь дойдет и до гораздо более благополучных и устойчивых предприятий в Западной Европе.
23.02.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реконструировать основные переделы и развивать сортамент, рассчитывая на оживление продаж в 2017 году. Но для стабильной работы предприятия необходимо решить проблему блокады железнодорожного сообщения с неподконтрольными территориями.
21.02.17, Ярослав Ярош
В январе в поселке Рудничное под Кривым Рогом прошли общественные слушания на тему строительства нового железорудного ГОКа на базе Шимановского и Зеленовского месторождений. Сама идея уже обросла густой бородой. Но на этот раз жителям предложили готовиться к переезду в соседние села, с вещами и денежной компенсацией. Так что, возможно, теперь это всерьез. Под выселение попадают более 300 дворов и даже несколько многоквартирных домов. Инвестор проекта – компания Black Iron – намерена приступить к рытью карьера уже со следующего года.
17.02.17, Василий Январев
Украинская промышленность, отработавшая прошлый год с небольшим плюсом после пятилетнего спада, рискует если не опять сократить производство, то, по крайней мере, существенно снизить темпы его роста. Одна из главных угроз на сегодня – тарифная политика государства, которая в прямом смысле слова оказывает удушающий эффект на экономику.
14.02.17, Максим Полевой
Иран и страны Ближнего Востока продолжают развивать собственную металлургию, сужая возможности для импортеров. Однако у украинских металлургов сохраняются шансы для экспорта в регион.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!