kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Бюджет, который никому не нужен

14.12.09
размер текста:

Бюджетная политика Украины в нынешнем году полностью интегрирована в противостояние между двумя крупнейшими политическими кланами. Уже очевидно, что бюджет на следующий год не нужен ни оппозиции, ни правительству. Кабинет Министров продемонстрировал, что будет тратить деньги вне зависимости от его утверждения, а Партия Регионов ожидает победы своего кандидата на президентских выборах в надежде на то, что получит возможность самостоятельно распоряжаться государственными финансами.

Нынешний бюджетный процесс характеризуется вопиющими нарушениями действующего законодательства, на которые боялся идти даже авторитарный режим Л. Кучмы. Правительство в свойственной ему манере перевело бюджетную систему на ручное управление, окончательно разрушив попытки парламента утвердить ее автономное функционирование, минимально зависящее от субъективного вмешательства.

Прежде всего, правительство не сдержало обещание и так и не подало в парламент доработанный законопроект о бюджете на следующий год. Напомним, что после того, как 20 ноября парламент отправил на доработку данный документ, исполняющий обязанности министра финансов Украины Игорь Уманский обещал, что Кабмин подаст его новый вариант в течение двух недель. Позже лично премьер-министр на официальном сайте обещала, что Министерство финансов Украины подготовит доработанный бюджет к 7 декабря, откорректированный с учетом изменений прогнозных макропоказателей на основе результатов экономического развития за 9 месяцев 2009 года.

Однако, в начале текущей недели Ю. Тимошенко сообщила, что правительство не будет торопиться с внесением в парламент доработанного бюджета. По ее словам, он будет принят только во второй половине февраля 2010 г., вместе с новой редакцией Бюджетного кодекса Украины. При этом, до вступления в силу нового бюджета, по ее словам "как новый, так и старый" кодексы позволяют при отсутствии закона о госбюджете на 2010 г. осуществлять бюджетное финансирование путем принятия соответствующего постановления правительства.

Ключевые месседжи Премьер-министра свидетельствуют, что для КМУ утверждение бюджета не является крайне необходимым. Согласно действующему Бюджетному кодексу, если до начала нового бюджетного периода не вступил в силу закон о государственном бюджете Украины, правительство имеет право осуществлять расходы на уровне предыдущего года, но с рядом важных ограничений:

1. Ежемесячные расходы госбюджета Украины не могут превышать 1/12 объема за предшествующий бюджетный период;

2. До принятия закона о государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период проводить капитальные расходы запрещается, кроме случаев, связанных с введением военного либо чрезвычайного положения, объявлением отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации.

Кроме того, в действующем бюджетном кодексе есть еще ряд важных ограничений. Во-первых, до принятия закона о государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период заимствования могут осуществляться лишь с целью погашения основной суммы государственного долга. Во-вторых, до принятия закона налоги, сборы и другие поступления взимаются в соответствии с законом с прошлогодним планом.

Если соблюдать действующее законодательство, то Украину зимой ожидает социально-экономический кризис. За последний год защищенные статьи бюджета увеличились на 14-17%, а если принять во внимание закон о повышении социальных стандартов, то их рост оценивается в 25-28% против бюджета 2009 г. Очевидно, что 1/12 доходов 2009 года будет недостаточно для того, чтобы профинансировать расходы января 2010 г. При этом, план по поступлениям в бюджет также остается на прошлогоднем уровне, что не позволяет правительству расширить финансовую базу.

Кроме того, четвертая часть доходов следующего года – заимствования, поэтому замораживание долговой активности дополнительно сузит финансовый ресурс правительства. Учитывая, что январь сезонно является месяцем наименьших налоговых поступлений, без права заимствования КМУ в итоге получит колоссальный разрыв между доходами и обязательствами. Наиболее опасным для Украины является мораторий на капитальные инвестиции. Непринятие бюджета фактически остановит подготовку страны к Евро 2012 г., которая и без того явно выбилась из графика.

Таким образом, если соблюдать действующее законодательство, то ситуация выглядит достаточно сложной. Однако, КМУ нашел собственное решение этих проблем. Во-первых, в прошлом году был создан Стабилизационный фонд, куда правительство перенесло большинство капитальных расходов. С экономической точки зрения Стабилизационный фонд – это оффшор в специальном фонде бюджета. Он практически не регламентируется действующим законодательство, поэтому правительство распоряжается им в ручном режиме. Действующий Бюджетный кодек ничего не говорит о том, как будут расходоваться средства фонда в случае непринятия бюджета, поэтому правительство очевидно самостоятельно определит методологию.

Во-вторых, правительство еще 29 октября (!!!) приняло Постановление №1181 "О мероприятиях по обеспечению выполнения Государственного бюджета Украины и местных бюджетов в 2010 г.", в котором по сути выписало все, что закладывало в бюджете на 2010 г. При этом, вызывает глубочайшее удивление требование к некоторым администраторам "обеспечить выполнение доходов на уровне, установленном проектом Закона Украины про госбюджет на следующий год". Иными словами, правительство своим постановлением вводит в силу нормы весьма аморфного документа, который может быть несколько десятков раз переписан в рабочем порядке. Кроме того, достаточно интересны формулировки "рекомендовать выполнить". В частности, таким образом Национальной комиссии регулирования энергетики установлен план по поступлениям целевой надбавки и сбора за размещения радиоактивных отходов.

Что касается регулирования доходной базы, то правительство постановило Государственной налоговой администрации, Государственной таможенной службе и другим фискальным органам обеспечить ежемесячные поступления в бюджет в объемах установленных Министерством финансов в соответствии с показателями росписи государственного бюджета на соответствующий период. Подобная норма, как и множество из Постановления №1181, прямо противоречит действующему бюджетному кодексу. Полномочия Минфина (а точнее правительства) приближаются к полномочиям князя Киевской Руси, протофискальные органы которого собирали столько дани, сколько утвердит князь.

Обладая такими полномочиями, которыми наделило себя правительство Постановлением № №1181, украинскому правительству Закон о госбюджете на 2010 г. не нужен в принципе. Оппозиция же, очевидно, также не будет спешить голосовать за главный финансовый документ страны, поскольку уже в предвкушении того, как она будет использовать те колоссальные возможности, которые создала Ю.Тимошенко. Между тем, чем сильнее политики расшатывают устоявшуюся бюджетную систему, тем сложнее будет потом вернуть ее в нормальное состояние.

Алексей Виниций

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!