Подробнее Запомнить город


Укртранснафта сушит трубы

20.01.10
размер текста:

В 2010 году транзит нефти через территорию Украины имеет все шансы упасть до самого низкого уровня за весь период независимости. Даже надежды "Укртранснафты" компенсировать потерю объемов за счет повышения тарифов на прокачку не оправдывают непрофессиональную работу менеджмента компании.

Согласно подписанному в последние дни декабря контракту между "Укртранснафтой" и российской "Транснефтью", последняя обязалась в 2010 году прокачать через Украину 15 млн т нефти в направлении центральноевропейских стран, а также 6 млн т – в направлении порта Южный. Итого – 21 млн т. Для сравнения: в 2009 году было прокачано 29,1 млн т нефти, а до этого худшими были показатели только 2002 года – 27,4 млн т. Специфика же текущего момента заключается в том, что катализатором нынешнего транзитного обвала стали преимущественно действия украинской стороны. Раньше потери объемов транспортировки были связаны, как правило, с тем, что Россия запускала тот или иной маршрут в обход Украины.

Сейчас российская "Транснефть" никаких новых направлений перекачки не открывала, зато "Укртранснафта" наступила на горло самой себе же, наглухо закрыв для транзита одну из двух отечественных нефтепроводных систем – Приднепровскую. Уже в четвертом квартале 2009 года по ней в направлении Одессы не проследовало ни одной тонны нефти, направляемой на экспорт российскими либо казахскими добытчиками, хотя до этого объем подобного транзита составлял примерно 1,2 млн т за квартал, а в 2008 году – почти 2 млн т за квартал.

Произошли подобные метаморфозы на трубе после того, как управление "Укртранснафтой" взяла на себя команда топ-менеджеров, работавших ранее на предприятиях группы "Приват". Они, не мешкая, заявили о невыгодности эксплуатации Приднепровских трубопроводов в обычном режиме, то есть когда нефть по ним течет с севера на юг. По словам председателя правления "Укртранснафты" Александра Лазорко, качать нефть на этом маршруте в направлении Одессы невыгодно, поскольку загрузка системы в 2009 году не превышала даже 15% ее мощности. Впрочем, по мнению специалистов Института транспорта нефти, такая оценка занижена, поскольку рассчитывалась на основании проектной пропускной способности системы. Однако с учетом перераспределения нефтяных потоков и старения линейной части реальная мощность Приднепровских нефтепроводов процентов на 30 ниже номинальной. Вот от последней цифры и следует плясать. А в этом случае получается, что уровень загрузки составлял 25-30%.

Но дело даже не в этом. Вместо того, чтобы прилагать усилия по увеличению процента загрузки, новое руководство избрало радикальный метод. Один из участков Приднепровских трубопроводов (между Одессой и Кременчугом) был реверсирован под поставку азербайджанской нефти на Кременчугский НПЗ, контролируемый, кстати, "Приватом". Второй участок (Мичуринск-Кременчуг) – законсервирован, а 104 тыс. т находившейся там нефти выкачано и передано на вышеупомянутый завод. Над третьим же участком (Лисичанск-Кременчуг) навис знак вопроса, но не исключено, что через некоторое время "Укртранснафта" инициирует и его консервацию.

Выгоды от такого нефтемаршрутного передела не просто сомнительны. Их просто не существует. Физические потери на Приднепровском трубопроводном плече составят от 6 до 10 млн т перекачиваемой нефти в год. Даже если Кременчугский НПЗ выполнит обещанное и получит в 2010 году по реверсированной трубе все 3 млн т азербайджанского сырья, то это будет явно неравноценной заменой. Тем более, в свете новых тарифных изменений (о чем несколько ниже) прокачка нефти для внутренних нужд тарифицируется дешевле, чем прокачка транзитом. Зачем же "Укртранснафта" идет на такие жертвы? Ответить несложно: невзгоды ведь выпадают на долю государственной компании, а преимущества – фактически частной кременчугской "Укртатнафте" и отряду топливных трейдеров, обосновавшихся под зонтиком группы "Приват". Они лишили страну части доходов от нефтяного транзита, зато оптимизировали схему поступления сырья на Одесский НПЗ.

И еще один нюанс. По Приднепровским трубопроводам испокон веков ходила нефть для переработки на Херсонском и Одесском НПЗ. Ну, допустим, первый стоит, но одесситы вынуждены теперь получать ресурс по более длинному маршруту через Броды. Неправильно полагать, что это проблема исключительно российского "Лукойла", владеющего заводом в Одессе. Из-за такой рокировки "Укртранснафта" создает дополнительные сложности и самой себе, поскольку загрузка другой трубопроводной системы, на которой она оперирует ("Дружбы"), и так уже довольно плотная. Особенно это касается белорусского участка "Унеча-Мозырь", который в 2009 году был загружен примерно на 90%. Таким образом, при всем желании "Укртранснафта" технологически не сможет существенно увеличить объемы перекачки на украинском ответвлении "Дружбы". Максимальный его резерв – 1-2 млн т нефти в год.

Об этом свидетельствует и декабрьский контракт, подписанный с "Транснефтью". Кроме 21 млн т транзитных объемов, он предусматривает возможность транспортировки по "Дружбе" и около 2 млн т нефти для Одесского НПЗ, а также по 1,5 млн т российского сырья для двух западноукраинских НПЗ "Привата" – Дрогобычского и Надвирнянского. Правда, последние еще не договорились с конкретными поставщиками, но если это произойдет, то на маршруте "Унеча-Мозырь-Броды" нефти будет так тесно, как в Киеве в час пик, а на Приднепровских нефтепроводах так пусто, как в Жмеринке в час ночи. Подобный дисбаланс потоков вряд ли можно считать нормальным состоянием дел в нефтетранспортной отрасли. Тем более, он ослабляет финансово-экономический иммунитет не только "Укртранснафты", но и двух крупнейших нефтепортов страны – Одесского и Южненского.

Впрочем, свои финансовые проблемы "Укртранснафта" (как минимум в 2010 году) уже решила. Согласно последним договоренностям с "Транснефтью", с 1 января тариф на транзитную прокачку по территории увеличится в среднем на 23% – до 1,3-1,35 долл. за транспортировку тонны нефти на 100-километровое расстояние. Это соответствует расценкам в соседней Словакии и Чехии, что примерно на 40% больше, чем было до сих пор в Белоруссии (Минск тоже намекает на необходимость поднятия тарифов), а также в два с лишним раза больше, чем на некоторых маршрутах внутри Украины. При этом плату с грузоотправителей "Укртранснафта" теперь будет брать в евро. Таким образом, перекачка тонны нефти по системе "Дружба" от украинско-белорусской границы до порта Южный обойдется в 6,5 евро, до границы со Словакией или Венгрией – в 6,6 евро.

Вопреки некоторым негативным прогнозам, ни "Транснефть", ни российские нефтеэкспортеры не особо протестовали против такого повышения расценок. Лишь слегка повозмущались для проформы. Тем не менее до очередного энергоконфликта между Москвой и Киевом дело не дошло даже близко. Во-первых, в этом году Россия на энергетическом фронте затеяла нефтяную "войнушку" с Белоруссией. Во-вторых, все, кто мог соскочить с украинских трубопроводных маршрутов, это уже сделали, а тем, кто остался, просто некуда деваться. Для российского сырья, экспортируемого на НПЗ Словакии, Чехии, Венгрии, другого пути, кроме как через Украину, нет, и в перспективе не предвидится. Поэтому поставки на этом направлении (17-18 млн т нефти в год) можно считать своего рода стабилизационным фондом "Укртранснафты". Их потерять в обозримой перспективе почти невозможно. Хотя это не означает, что надо довольствоваться малым и пренебрегать другими перспективными направлениями прокачки.

Например, в 2008 году, после того как компания "Казмунайгаз" приобрела румынский нефтяной холдинг Petrom, вырисовывалась очень привлекательная модель сотрудничества с Казахстаном, при котором нефть из этой центральноазиатской страны по трубе переправлялась в Одессу, а оттуда морем переваливалась в румынский порт Констанца. Однако нежелание украинской стороны идти на уступки в вопросе трубопроводных и портовых тарифов свело на нет этот проект, и в настоящее время "Казмунайгаз" работает с морскими терминалами России или Грузии. Этот пример всего лишь демонстрирует, что варианты оживления приднепровского вектора транзита у Украины были. Но в "Укртранснафте", а также и в "Нафтогазе Украины" ими не воспользовались. Спишем это на просчеты в маркетинговой стратегии. Не можем ведь мы даже в мыслях допустить, что добросовестные сотрудники украинских нефтяных госкомпаний требовали от тех же казахов какое-то отдельное вознаграждение за транзитную "зеленую улицу" для нефти из Казахстана.

Ярослав Ярош

 


Комментарии
комментариев: 5
20:39 | 09.08.2010
микола
интересно.много ли коллег из УТН прочитали эти комменты. сейчас УТН работает под рейдерами из Привата. эти экономят на всем. включая пож и взрывобезопасность.Понасажали на посады или жуликов-наперсточников или просто идиотов. чтоб не мешали воровать и не подозревали чем может закончиться такая 'экономия'. виноватых потом назначат. наверное для Президента это не уровень.а минтопэнерго пошарить у себя в карманах. пока там что-то еще осталось не лишне.Уж очень напоминает это разбитое корыто с которым топхапуги коломойцы остаият неньку уже в самом ближайшем будущем.за державу обидно
11:28 | 21.06.2010
ррр
я работаю в укртранснефти...........словами не передать...........персоналу работать нечем,материальная база пуста.......пополнения нет.........на все идет один ответ нет денег..........деньги есть,но и есть вышеупомянутые менеджеры.....технология почти не видит ремонта,денег на эксплуатацию не выделяют вообще.....во всех технических службах хроническая нехватка персонала.созданы все условия,для того,чтоб люди не приходили с целью трудоустройства!!!!мало того,ввели мораторий на обслуживающего персонала!!!!! это в стране с большой безработицей
На некоторых перекачивающих станциях вообще отсутствует обслуживающий персонал,работают только ИТР
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВЕЛИКАЯ ТРАНЗИТНАЯ СТРАНА "С СОВРЕМЕННЫМИ НОВОВВЕДЕНИЯМИ И РАЦИОНАЛЬНЫМ ПОДХОДОМ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ НАДЕЖНУЮ ТРАНСПОРТИРОВКУ"
К чему это приведет .......не станут ли поставщики искать альтернативу!!!!!!!!
о
22:22 | 26.03.2010
оооср
Пора менять руководство, как наверху так и в филиалах.
Вернуть специолистов
15:30 | 20.01.2010
Не дилетант
"Произошли подобные метаморфозы на трубе после того, как управление "Укртранснафтой" взяла на себя команда топ-менеджеров, работавших ранее на предприятиях группы "Приват"" - истинная правда!!! Во первых избавились от топ менеджмента, который работал в этой системе еще со времен СССР, после этого поменяли руководство всех трех филиалов. Сейчас Укртранснафтой и ее филиалами управляют люди чудовищно далекие от понимания проблем в отрасли. Выполняется одна задача - "...невзгоды ведь выпадают на долю государственной компании, а преимущества – фактически частной кременчугской "Укртатнафте" и отряду топливных трейдеров, обосновавшихся под зонтиком группы "Приват". Они лишили страну части доходов от нефтяного транзита, зато оптимизировали схему поступления сырья на Одесский НПЗ". Не в бровь, а в глаз. Обидно, что за политическими перипетиями Президенту и Премьер-министру Украины наплевать на действительно государственные интересы. А может они заинтересованны именно в таком развитии событий...
15:28 | 21.01.2010
да так...
президенту вряд ли... за ним стоят иные лоббисты:) а вот йуле.. запросто. хотя не поймешь их с коломоичем - то ругаются, то нет

...


Статьи
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.
05.12.17, Ярослав Ярош
Правительство Польши пытается отсудить у украинских владельцев автомобильного завода FSO Zeran 250 млн злотых (около 70 млн долл.) за невыполнение инвестиционных обязательств и ущерб польскому автопрому. Юридические перспективы у этого иска призрачные, но он может спровоцировать претензии и к другим украинским активам в соседней стране.
30.11.17, Максим Полевой
Индия активно развивает свою металлургию и ведет экспортную экспансию. Но возможности для работы на металлорынке этой страны по-прежнему есть.
27.11.17, Ярослав Ярош
За три с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходиться без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих пор нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.
24.11.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реализацию масштабной программы реконструкции, которая позволяет ему укрепить позиции в условиях обострения конкурентной борьбы на внешних рынках.
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!