Подробнее Запомнить город


Терминал для химиков

14.12.09
размер текста:

На недавней встрече с руководителями химических предприятий Украины в Северодонецке премьер-министр Юлия Тимошенко предложила еще один способ доставки в Украину природного газа из альтернативных источников. Она пообещала химикам построить в одном из портов терминал для приема газа в сжиженном виде. Идея, возможно, и недурна. Но возникает впечатление, что в правительстве не осознают всей масштабности задачи.

Юлия Тимошенко не изменяет своему стилю. Она стремится решать проблемы эффектно, а не эффективно. Поэтому уже в Северодонецке, молниеносно реагируя на стенания химиков по поводу дороговизны газа, премьер засыпала окружающих поручениями. "Министерство топлива и энергетики определяйте, где мы можем размещать терминал, создавайте консорциум предприятий, для которых газ является сырьем, и срочно начинаем совместный проект, - заявила она. - Правительство будет помогать всем, чем сможет – выделением земли и привлечением кредитных ресурсов. Это давно нужно было делать". Кроме того, Юлия Тимошенко сообщила, что в Кабмине уже есть предложения относительно строительства терминала по приему сжиженного природного газа (LNG - так его принято называть в мировой практике) от компаний из Японии и Южной Кореи. Премьер не сказала лишь одного, что на реализацию такого проекта необходимо 3-4 года времени и не менее 2 млрд. долл. инвестиций.

До недавних пор, искренне говоря, в строительстве подобных терминалов в Украине не было экономической целесообразности. Несмотря на все сложности отношений с "Газпромом", российский газ доставался отечественным потребителям дешевле, чем его можно было приобрести где-либо на свободном рынке. Но так продолжалось лишь до 2009 года. Новая формула определения цены на газпромовский товар и падение цен на энергоносители на внешних рынках, вызванное финансовым кризисом, перевернули все с ног на голову. Сегодня поставка в Украину LNG из Северной Африки даже с учетом транспортировки не будет стоить дороже, чем закупка российского газа на пограничной трубе. Проблема лишь в том, что Украина технологически не готова принимать сжиженный природный газ с моря.

Хотя это не означает, что мысль о LNG-терминале до Юлии Тимошенко никого в стране не посещала. Отечественные проектные институты прорабатывали ее еще с начала 2000-х годов, а к середине десятилетия ею заинтересовались и в НАК "Нафтогаз Украины". В это время компания как раз начала присматриваться к регионам Северной Африки (Египет, Ливия, Алжир), откуда потенциально выгоднее всего импортировать сжиженный газ. Во-первых, по сравнению с Персидским заливом гораздо короче транспортное плечо. Во-вторых, украинское присутствие в нефтегазовом секторе этих стран наиболее ощутимо. Причем в Каире и Триполи украинские делегации ставили вопрос о том, чтобы не только закупать LNG для собственных нужд, но и создать на черноморском берегу перевалочный пункт для переброски североафриканского газа в регион Центральной Европы, используя украинскую ГТС.

Первый проект строительства принимающего газового терминала в Крыму под Феодосией был разработан в "Нафтогазе" в 2005 году. Он был рассчитан на прием 10 млрд. кубов газа в год с перспективой увеличения этих мощностей вдвое. Но смета зашкалила за 3 млрд. долл., и в компании решили, что надо быть скромнее. При подготовке следующего варианта решили обойтись для начала 5-миллиардной пропускной способностью, а место дислокации перенести из Феодосии в порт Очаков в Николаевской области. Преимущество второго в том, что он расположен ближе к потенциальным потребителям топлива и свободным газотранспортным мощностям. Ведь из Крыма на континент ведет всего лишь одна нитка газопровода, да и та сегодня качает газ в автономию, а не наоборот. Третье хорошее место, куда можно было бы поставить новый терминал, - Одесса или Южный. Но там и так уже чувствуется дефицит свободных площадей под портовое строительство. Разве что Одесский припортовый завод поделится своей территорией. Он ведь больше, чем кто-либо в регионе, заинтересован в получении недорогого газа.

По оценкам специалистов киевской компании "Нефтегазбудинформатика", экономический кризис создал целый ряд предпосылок для того, чтобы Украина серьезно занялась подготовкой к приему LNG. Во-первых, как уже говорилось, данное топливо заметно подешевело. Во-вторых, из-за падения спроса возник профицит предложения сжиженного газа, а, следовательно, можно сравнительно легко законтрактовать необходимое количество. Еще недавно, крупные объемы LNG покупателям приходилось заказывать за 3 года вперед. В-третьих, вместе с предложением газа увеличилось и предложение танкеров для его перевозки, что снимает проблему со строительством собственного танкерного флота. Фрахт газовоза наиболее распространенного типа (140-145 тысяч кубометров, 100 тысяч тонн) будет стоить примерно 50 тыс. долл. в сутки, тогда как его строительство потянуло бы на все 200 млн. долл. Но при тех объемах LNG, которые собирается импортировать Украина, строить подобные суда не имеет смысла.

Впрочем, газовозы - это дело, пускай, и не десятое, но все же не первостепенной важности. Намного важнее знать, откуда возьмутся деньги на благое начинание, и кто непосредственно будет строить терминал. У украинских властей пока есть более-менее четкий ответ на второй вопрос и весьма расплывчатый на первый. Трудно сказать о каких корейцах упоминала Юлия Тимошенко, но японский след в истории с LNG-терминалом верен. Летом нынешнего года Минтопэнерго Украины посетила совместная делегация японской корпорации Mitsubishi, канадской компании SNC Lavalin и турецкого холдинга Calik Enerji с технико-экономическим обоснованием терминального комплекса. Подобный, кстати, SNC Lavalin уже спроектировала для польского порта Свиноуйсьце.

Тем не менее, первую скрипку в нашем потенциальном консорциуме играют не японцы и не канадцы, а турки, которые берут на себя маркетинговые вопросы по сбыту LNG и которые уже имеют опыт реализации подобных объектов у себя на родине. И их аргументы, надо признать, произвели впечатление на украинских правительственных чиновников. Ведь, по словам вице-президента холдинга Сalik Ахмета Тачйилдыза, приход на турецкий рынок танкерного газа сразу же сбил там цены на газ трубопроводный. К примеру, летом нынешнего года российский газ в Турции торговался в среднем по 180 долл. за тысячу кубометров. После такого рассказа хозяева и гости договорились о том, что к концу 2009 года на стол к украинскому правительству ляжет уже более детальный план возведения терминала. Не исключено, что документ как раз пришел, о чем доложили Юлии Тимошенко, а она использовала новость для своего северодонецкого экспромта.

Однако ни один из трех зарубежных участников, берущихся за строительство терминала в Украине, не готов выступить в качестве основного инвестора. Стоимость своих работ они, кстати, оценили примерно в 750-800 млн. долл. Правда, здесь идет речь о голом терминале, без сопутствующей инфраструктуры, создание которой как минимум удвоит издержки. Но без нее и город городить не стоит. Это все равно, что купить себе утюг, не имея доступа к электросети.

Во время недавнего визита в Японию Юлия Тимошенко заводила речь о привлечении кредита консорциума тамошних банков под терминальный проект. Но после того как нынешней осенью на Украину осерчал МВФ, японские банкиры вряд ли подпишутся под займом для Киева. Найти же внутреннего инвестора для такой дорогостоящей затеи не менее сложно. Даже если все химики страны пустят по кругу шляпу, они вряд ли наберут достойную сумму. В кризисный год оборотных средств им не хватает даже для обеспечения насущных потребностей производства, где уж тут думать о 3-4-летней перспективе. Единственной, с кем правительство могло бы предметно вести речь о газовом терминале, оставалась до недавних пор группа "Приват", имеющая большие виды на отечественную химиндустрию. Но после того как ей не позволили приватизировать Одесский припортовый завод, для Игоря Коломойского эта тема закрыта. Хотя это вряд ли помешает Юлии Тимошенко и дальше пичкать наиболее доверчивых промышленников радужными обещаниями.

Ярослав Ярош

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.
31.10.17, Максим Полевой
"Зеленая" энергетика в Украине активно развивается, и к 2020 году ее долю в национальном энергопотреблении страны планируется довести до 11%, а к 2035-му – до 25%.
27.10.17, Ярослав Ярош
Российский бизнесмен Олег Дерипаска сделал вполне ожидаемый ход. Все свои украинские активы, в первую очередь, Николаевский глиноземный завод, он уступил крупному сырьевому трейдеру и давнему партнеру – компании Glencore. Теперь у НГЗ появился швейцарский иммунитет, но завод продолжает оставаться в орбите влияния "Русского Алюминия".
23.10.17, Максим Полевой
В мировой экономике наметилось оживление, но нельзя исключать и новую кризисную волну. Это особенно опасно для недостаточно стабильных развивающихся стран, включая Украину.
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!