kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Авиаперевозки: ПРИВАТизация и возвраты

07.12.09
размер текста:

Характерной особенностью уходящего года на рынке украинских авиаперевозок стало значительное количество возвратов самолетов, находившихся в распоряжении компаний на условиях операционного лизинга. Это связано как с плановым процессом обновления авиационного парка, так и с оптимизацией флота, вызванной снижением потока пассажиров и грузов. Причем, по данным Минтранссвязи, воздушные перевозки по сравнению с другими отраслями транспорта претерпели наиболее существенные сокращения.

Так, в январе-октябре пассажирские авиаперевозки уменьшились на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. до 4,5 млн. чел. Тогда как по автоперевозкам снижение за тот же период составило 7,4%, по железнодорожным перевозкам – 3,8%. По перевозкам груза воздушным транспортом за 10 мес. также произошло падение на 20,7%, в том числе по транзитным грузам – на 25,4% до 850 тыс. т.

Неудивительно, что практически все украинские авиаперевозчики в 2009 г. задекларировали убытки. Так, "Днепроавиа" за 9 мес. сообщила об увеличении чистого убытка с 81,32 до 186,56 млн. грн по сравнению с тем же периодом прошлого года – несмотря на почти двукратный рост доходов с 285,06 до 546,39 млн. грн. Более мелкие компании также показывали ухудшение финансовых показателей: у кировоградской "Урги" рост чистых убытков с 5,87 до 14,27 млн. грн, у запорожской "Константы" уменьшение чистой прибыли с 1,2 млн. грн до 39 тыс. грн, у ровенской "Универсал-Авиа" чистый убыток 345 тыс. грн по сравнению с чистой прибылью 29,5 тыс. грн в январе-сентябре 2008 г. Из региональных перевозчиков разве что хмельницкая "Подол-авиа" сумела за 9 мес. сократить чистый убыток с 363 до 3 тыс. грн. Но это скорее исключение из правила.

Возвращаясь к крупным игрокам, можно также отметить убытки "Международных авиалиний Украины" на 18,76 млн. грн и "Аэросвита" в размере 201,76 млн. грн по итогам I полугодия. Пожалуй, у последнего наиболее тяжелая ситуация. По данным экспертов, проводивших предприватизационную оценку, на момент аудита в III квартале непокрытые убытки "Аэросвита" составляли 587,9 млн. грн, непокрытые обязательства – 1,135 млрд. грн.

При этом "Аэросвит" в 2009 г. вернул лизингодателю четыре Boeing 737, "Роза ветров" - по два Airbus-320 и Embraer-195 соответственно. Впрочем, параллельно шла и закупка новых самолетов. Тот же "Аэросвит" взял в лизинг два Boeing 737-500 и один Ан-148, "Международные авиалинии Украины" - два Boeing 737-800. "Роза ветров" в 2009 г. также приобрела два Embraer-195.

Таким образом, продолжение программ по обновлению флота в условиях кризиса указывает, что на самом деле не все так критично у отечественных авиаперевозчиков. Хотя в украинской авиационной отрасли забастовка летного состава в 2009 г. была зафиксирована впервые за много лет. Напомним, в конце сентября пилоты "Аэросвита" остановили выполнение рейсов, требуя погашения двухмесячной задолженности по зарплате в размере 43 млн. грн.

Однако уходящий год был отмечен не только финансовыми сложностями компаний, но и оживлением приватизационных процессов. Причем слово "приватизационных" в данном случае следует рассматривать как каламбур. Поскольку речь идет о приобретении в конце августа госпакета 94,57% акций днепропетровской авиакомпании ОАО "Днеправиа" фирмой "Галтера", аффилированной с "Приватом". Сделка произошла традиционно для этой группы – то есть "Днеправиа" была куплена всего на 0,5 млн. грн больше стартовой цены, за 59 млн. грн. Это в разы меньше реальной стоимости компании, которой принадлежит 7,1% украинского рынка авиаперевозок.

Правда, небольшим упущением со стороны И. Коломойского, основного бенефициара "Привата", можно считать пробуксовку с покупкой госпакета в 22,39% акций "Аэросвита", оцененного Фондом госимущества в каких-то 17 млн. грн. Она возникла из-за разногласий с А. Майбергом, на тот момент возглавлявшим набсовет "Аэросвита". Однако в настоящее время конфликт исчерпан и если исходить из того, что "Приват" приобрел все 38% акций у зарегистрированной в Нидерландах Gilward Investments B.V., то уже сейчас его доля в уставном фонде "Аэросвита" близка к контрольной. Ранее присутствие было гораздо скромнее, через ООО "Бюро" и ООО "Укринфоконсалт", владевших 4,8% и 9,8% акций соответственно.

Таким образом, покупка госдоли в 22,39% акций позволит "Привату" окончательно закрепить свое монопольное положение на отечественном рынке авиаперевозок – учитывая, что на "Аэросвит" приходится 40,5% его объемов. Очевидно, что это произойдет совсем скоро, не позднее I квартала 2010 г. Кстати, свою цену за "Аэросвит" И. Коломойский уже озвучил через "Онлайн капитал", ранее неоднократно представлявшую его интересы. Эта инвесткомпания предложила Фонду госимущества выкупить госпакет "Аэросвита" за 35 млн. грн. И есть все основания полагать, что окончательная цена продажи не будет слишком отличаться от озвученной цифры. Поскольку в нынешних условиях В. Пинчук, имеющий в "Аэросвите" 24,99% через ООО "ГенАвиа-Инвест", едва ли включится в борьбу за госпакет, превращая приватизационный конкурс в аукцион.

Сделанные и планируемые инвестиции "Привата" в авиаперевозки следует рассматривать как долгосрочные, так как в ближайшей перспективе участники рынка не ожидают особых улучшений. Так, в текущем году суммарные убытки авиакомпаний мира, по оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта, достигнут 9 млрд. долл., а падение объемов пассажироперевозок составит 2%.

На следующий год прогнозы также не слишком оптимистичны – исходя из ключевого показателя, которым является количество новых заказов на самолеты. В 2009 г. оно было самым низким за последние 15 лет – с учетом данных всех трех мировых производителей: Bombardier, Airbass и Boeing. При этом тот же Airbass получил подтверждение лишь на 50% заказов, запланированных на следующий год.

В связи с этим большинство украинских авиакомпаний, включая "Аэросвит", в 2010 г. ставят перед собой задачу сохранить показатели пассажироперевозок на уровне убыточного для них 2009 г.

Между тем были в уходящем году и приятные для украинских авиаперевозчиков моменты. Так, в начале декабря Еврокомиссия исключила из так называемого "черного списка" три украинские авиакомпании: "Воларе", "Мотор Сич" и УАТК ("Украинская авиационная транспортная компания"), разрешив им осуществлять полеты в страны Евросоюза. Поможет ли это улучшить финпоказатели – станет ясно уже по итогам I квартала 2010 г.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
24.03.17, Максим Полевой
В 2016-м украинский рынок проката с покрытием продемонстрировал бурный рост. Сохранится ли этот тренд в текущем году, главным образом будет зависеть от общей экономической и политической обстановки в стране.
22.03.17, Игорь Воронцов
Долгоиграющее антимонопольное расследование Еврокомиссии в отношении "Газпрома" завершилось безоговорочной победой европейцев. Под их нажимом российский госконцерн был вынужден пойти на серьезные уступки. Вот только об интересах Украины, зачем-то вступившей в Европейское энергетическое сообщество, в Брюсселе никто не вспомнил.
17.03.17, Максим Полевой
Украинский металлургический экспорт в страны бывшего СССР продолжает снижаться. Если еще в 2012-13-м эти государства в структуре украинского металлоэкспорта занимали в совокупности около 20% и более, то в прошлом году эта доля упала до 13,2% в денежном выражении, или до 954 млн долл. Однако некоторые рыночные позиции сохраняются.
10.03.17, Максим Полевой
На фоне обострения конкуренции на мировых металлорынках и усиления протекционизма особое значение для металлургов Украины приобретает посильная географическая диверсификация экспорта. Она может касаться второстепенных регионов, где конкурентная борьба между влиятельными поставщиками не слишком остра – по крайней мере, пока.
06.03.17, Ярослав Ярош
Российская горно-металлургическая группа Evraz, чьим ключевым бенефициаром является Роман Абрамович, сообщила, что достигла соглашения о продаже своего украинского коксохимического завода "Южкокс". Это уже второй украинский актив, с которым она готова расстаться после начала войны на Донбассе. Но сделка до сих пор не закрыта.
02.03.17, Игорь Воронцов
Евросоюзу долгое время удавалось отбиваться от китайской экспансии в металлургической отрасли. Однако в последнее время защитные редуты дали серьезную трещину. На помощь компаниям из КНР пришел очень сильный и грозный союзник – кризис. Первыми под его напором начали сдавать позиции наиболее слабые игроки – восточноевропейские стальные производители. А там не успеешь оглянуться, как очередь дойдет и до гораздо более благополучных и устойчивых предприятий в Западной Европе.
23.02.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реконструировать основные переделы и развивать сортамент, рассчитывая на оживление продаж в 2017 году. Но для стабильной работы предприятия необходимо решить проблему блокады железнодорожного сообщения с неподконтрольными территориями.
21.02.17, Ярослав Ярош
В январе в поселке Рудничное под Кривым Рогом прошли общественные слушания на тему строительства нового железорудного ГОКа на базе Шимановского и Зеленовского месторождений. Сама идея уже обросла густой бородой. Но на этот раз жителям предложили готовиться к переезду в соседние села, с вещами и денежной компенсацией. Так что, возможно, теперь это всерьез. Под выселение попадают более 300 дворов и даже несколько многоквартирных домов. Инвестор проекта – компания Black Iron – намерена приступить к рытью карьера уже со следующего года.
17.02.17, Василий Январев
Украинская промышленность, отработавшая прошлый год с небольшим плюсом после пятилетнего спада, рискует если не опять сократить производство, то, по крайней мере, существенно снизить темпы его роста. Одна из главных угроз на сегодня – тарифная политика государства, которая в прямом смысле слова оказывает удушающий эффект на экономику.
14.02.17, Максим Полевой
Иран и страны Ближнего Востока продолжают развивать собственную металлургию, сужая возможности для импортеров. Однако у украинских металлургов сохраняются шансы для экспорта в регион.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!