kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Авиаперевозки: ПРИВАТизация и возвраты

07.12.09
размер текста:

Характерной особенностью уходящего года на рынке украинских авиаперевозок стало значительное количество возвратов самолетов, находившихся в распоряжении компаний на условиях операционного лизинга. Это связано как с плановым процессом обновления авиационного парка, так и с оптимизацией флота, вызванной снижением потока пассажиров и грузов. Причем, по данным Минтранссвязи, воздушные перевозки по сравнению с другими отраслями транспорта претерпели наиболее существенные сокращения.

Так, в январе-октябре пассажирские авиаперевозки уменьшились на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. до 4,5 млн. чел. Тогда как по автоперевозкам снижение за тот же период составило 7,4%, по железнодорожным перевозкам – 3,8%. По перевозкам груза воздушным транспортом за 10 мес. также произошло падение на 20,7%, в том числе по транзитным грузам – на 25,4% до 850 тыс. т.

Неудивительно, что практически все украинские авиаперевозчики в 2009 г. задекларировали убытки. Так, "Днепроавиа" за 9 мес. сообщила об увеличении чистого убытка с 81,32 до 186,56 млн. грн по сравнению с тем же периодом прошлого года – несмотря на почти двукратный рост доходов с 285,06 до 546,39 млн. грн. Более мелкие компании также показывали ухудшение финансовых показателей: у кировоградской "Урги" рост чистых убытков с 5,87 до 14,27 млн. грн, у запорожской "Константы" уменьшение чистой прибыли с 1,2 млн. грн до 39 тыс. грн, у ровенской "Универсал-Авиа" чистый убыток 345 тыс. грн по сравнению с чистой прибылью 29,5 тыс. грн в январе-сентябре 2008 г. Из региональных перевозчиков разве что хмельницкая "Подол-авиа" сумела за 9 мес. сократить чистый убыток с 363 до 3 тыс. грн. Но это скорее исключение из правила.

Возвращаясь к крупным игрокам, можно также отметить убытки "Международных авиалиний Украины" на 18,76 млн. грн и "Аэросвита" в размере 201,76 млн. грн по итогам I полугодия. Пожалуй, у последнего наиболее тяжелая ситуация. По данным экспертов, проводивших предприватизационную оценку, на момент аудита в III квартале непокрытые убытки "Аэросвита" составляли 587,9 млн. грн, непокрытые обязательства – 1,135 млрд. грн.

При этом "Аэросвит" в 2009 г. вернул лизингодателю четыре Boeing 737, "Роза ветров" - по два Airbus-320 и Embraer-195 соответственно. Впрочем, параллельно шла и закупка новых самолетов. Тот же "Аэросвит" взял в лизинг два Boeing 737-500 и один Ан-148, "Международные авиалинии Украины" - два Boeing 737-800. "Роза ветров" в 2009 г. также приобрела два Embraer-195.

Таким образом, продолжение программ по обновлению флота в условиях кризиса указывает, что на самом деле не все так критично у отечественных авиаперевозчиков. Хотя в украинской авиационной отрасли забастовка летного состава в 2009 г. была зафиксирована впервые за много лет. Напомним, в конце сентября пилоты "Аэросвита" остановили выполнение рейсов, требуя погашения двухмесячной задолженности по зарплате в размере 43 млн. грн.

Однако уходящий год был отмечен не только финансовыми сложностями компаний, но и оживлением приватизационных процессов. Причем слово "приватизационных" в данном случае следует рассматривать как каламбур. Поскольку речь идет о приобретении в конце августа госпакета 94,57% акций днепропетровской авиакомпании ОАО "Днеправиа" фирмой "Галтера", аффилированной с "Приватом". Сделка произошла традиционно для этой группы – то есть "Днеправиа" была куплена всего на 0,5 млн. грн больше стартовой цены, за 59 млн. грн. Это в разы меньше реальной стоимости компании, которой принадлежит 7,1% украинского рынка авиаперевозок.

Правда, небольшим упущением со стороны И. Коломойского, основного бенефициара "Привата", можно считать пробуксовку с покупкой госпакета в 22,39% акций "Аэросвита", оцененного Фондом госимущества в каких-то 17 млн. грн. Она возникла из-за разногласий с А. Майбергом, на тот момент возглавлявшим набсовет "Аэросвита". Однако в настоящее время конфликт исчерпан и если исходить из того, что "Приват" приобрел все 38% акций у зарегистрированной в Нидерландах Gilward Investments B.V., то уже сейчас его доля в уставном фонде "Аэросвита" близка к контрольной. Ранее присутствие было гораздо скромнее, через ООО "Бюро" и ООО "Укринфоконсалт", владевших 4,8% и 9,8% акций соответственно.

Таким образом, покупка госдоли в 22,39% акций позволит "Привату" окончательно закрепить свое монопольное положение на отечественном рынке авиаперевозок – учитывая, что на "Аэросвит" приходится 40,5% его объемов. Очевидно, что это произойдет совсем скоро, не позднее I квартала 2010 г. Кстати, свою цену за "Аэросвит" И. Коломойский уже озвучил через "Онлайн капитал", ранее неоднократно представлявшую его интересы. Эта инвесткомпания предложила Фонду госимущества выкупить госпакет "Аэросвита" за 35 млн. грн. И есть все основания полагать, что окончательная цена продажи не будет слишком отличаться от озвученной цифры. Поскольку в нынешних условиях В. Пинчук, имеющий в "Аэросвите" 24,99% через ООО "ГенАвиа-Инвест", едва ли включится в борьбу за госпакет, превращая приватизационный конкурс в аукцион.

Сделанные и планируемые инвестиции "Привата" в авиаперевозки следует рассматривать как долгосрочные, так как в ближайшей перспективе участники рынка не ожидают особых улучшений. Так, в текущем году суммарные убытки авиакомпаний мира, по оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта, достигнут 9 млрд. долл., а падение объемов пассажироперевозок составит 2%.

На следующий год прогнозы также не слишком оптимистичны – исходя из ключевого показателя, которым является количество новых заказов на самолеты. В 2009 г. оно было самым низким за последние 15 лет – с учетом данных всех трех мировых производителей: Bombardier, Airbass и Boeing. При этом тот же Airbass получил подтверждение лишь на 50% заказов, запланированных на следующий год.

В связи с этим большинство украинских авиакомпаний, включая "Аэросвит", в 2010 г. ставят перед собой задачу сохранить показатели пассажироперевозок на уровне убыточного для них 2009 г.

Между тем были в уходящем году и приятные для украинских авиаперевозчиков моменты. Так, в начале декабря Еврокомиссия исключила из так называемого "черного списка" три украинские авиакомпании: "Воларе", "Мотор Сич" и УАТК ("Украинская авиационная транспортная компания"), разрешив им осуществлять полеты в страны Евросоюза. Поможет ли это улучшить финпоказатели – станет ясно уже по итогам I квартала 2010 г.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!