kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Авиаперевозки: ПРИВАТизация и возвраты

07.12.09
размер текста:

Характерной особенностью уходящего года на рынке украинских авиаперевозок стало значительное количество возвратов самолетов, находившихся в распоряжении компаний на условиях операционного лизинга. Это связано как с плановым процессом обновления авиационного парка, так и с оптимизацией флота, вызванной снижением потока пассажиров и грузов. Причем, по данным Минтранссвязи, воздушные перевозки по сравнению с другими отраслями транспорта претерпели наиболее существенные сокращения.

Так, в январе-октябре пассажирские авиаперевозки уменьшились на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. до 4,5 млн. чел. Тогда как по автоперевозкам снижение за тот же период составило 7,4%, по железнодорожным перевозкам – 3,8%. По перевозкам груза воздушным транспортом за 10 мес. также произошло падение на 20,7%, в том числе по транзитным грузам – на 25,4% до 850 тыс. т.

Неудивительно, что практически все украинские авиаперевозчики в 2009 г. задекларировали убытки. Так, "Днепроавиа" за 9 мес. сообщила об увеличении чистого убытка с 81,32 до 186,56 млн. грн по сравнению с тем же периодом прошлого года – несмотря на почти двукратный рост доходов с 285,06 до 546,39 млн. грн. Более мелкие компании также показывали ухудшение финансовых показателей: у кировоградской "Урги" рост чистых убытков с 5,87 до 14,27 млн. грн, у запорожской "Константы" уменьшение чистой прибыли с 1,2 млн. грн до 39 тыс. грн, у ровенской "Универсал-Авиа" чистый убыток 345 тыс. грн по сравнению с чистой прибылью 29,5 тыс. грн в январе-сентябре 2008 г. Из региональных перевозчиков разве что хмельницкая "Подол-авиа" сумела за 9 мес. сократить чистый убыток с 363 до 3 тыс. грн. Но это скорее исключение из правила.

Возвращаясь к крупным игрокам, можно также отметить убытки "Международных авиалиний Украины" на 18,76 млн. грн и "Аэросвита" в размере 201,76 млн. грн по итогам I полугодия. Пожалуй, у последнего наиболее тяжелая ситуация. По данным экспертов, проводивших предприватизационную оценку, на момент аудита в III квартале непокрытые убытки "Аэросвита" составляли 587,9 млн. грн, непокрытые обязательства – 1,135 млрд. грн.

При этом "Аэросвит" в 2009 г. вернул лизингодателю четыре Boeing 737, "Роза ветров" - по два Airbus-320 и Embraer-195 соответственно. Впрочем, параллельно шла и закупка новых самолетов. Тот же "Аэросвит" взял в лизинг два Boeing 737-500 и один Ан-148, "Международные авиалинии Украины" - два Boeing 737-800. "Роза ветров" в 2009 г. также приобрела два Embraer-195.

Таким образом, продолжение программ по обновлению флота в условиях кризиса указывает, что на самом деле не все так критично у отечественных авиаперевозчиков. Хотя в украинской авиационной отрасли забастовка летного состава в 2009 г. была зафиксирована впервые за много лет. Напомним, в конце сентября пилоты "Аэросвита" остановили выполнение рейсов, требуя погашения двухмесячной задолженности по зарплате в размере 43 млн. грн.

Однако уходящий год был отмечен не только финансовыми сложностями компаний, но и оживлением приватизационных процессов. Причем слово "приватизационных" в данном случае следует рассматривать как каламбур. Поскольку речь идет о приобретении в конце августа госпакета 94,57% акций днепропетровской авиакомпании ОАО "Днеправиа" фирмой "Галтера", аффилированной с "Приватом". Сделка произошла традиционно для этой группы – то есть "Днеправиа" была куплена всего на 0,5 млн. грн больше стартовой цены, за 59 млн. грн. Это в разы меньше реальной стоимости компании, которой принадлежит 7,1% украинского рынка авиаперевозок.

Правда, небольшим упущением со стороны И. Коломойского, основного бенефициара "Привата", можно считать пробуксовку с покупкой госпакета в 22,39% акций "Аэросвита", оцененного Фондом госимущества в каких-то 17 млн. грн. Она возникла из-за разногласий с А. Майбергом, на тот момент возглавлявшим набсовет "Аэросвита". Однако в настоящее время конфликт исчерпан и если исходить из того, что "Приват" приобрел все 38% акций у зарегистрированной в Нидерландах Gilward Investments B.V., то уже сейчас его доля в уставном фонде "Аэросвита" близка к контрольной. Ранее присутствие было гораздо скромнее, через ООО "Бюро" и ООО "Укринфоконсалт", владевших 4,8% и 9,8% акций соответственно.

Таким образом, покупка госдоли в 22,39% акций позволит "Привату" окончательно закрепить свое монопольное положение на отечественном рынке авиаперевозок – учитывая, что на "Аэросвит" приходится 40,5% его объемов. Очевидно, что это произойдет совсем скоро, не позднее I квартала 2010 г. Кстати, свою цену за "Аэросвит" И. Коломойский уже озвучил через "Онлайн капитал", ранее неоднократно представлявшую его интересы. Эта инвесткомпания предложила Фонду госимущества выкупить госпакет "Аэросвита" за 35 млн. грн. И есть все основания полагать, что окончательная цена продажи не будет слишком отличаться от озвученной цифры. Поскольку в нынешних условиях В. Пинчук, имеющий в "Аэросвите" 24,99% через ООО "ГенАвиа-Инвест", едва ли включится в борьбу за госпакет, превращая приватизационный конкурс в аукцион.

Сделанные и планируемые инвестиции "Привата" в авиаперевозки следует рассматривать как долгосрочные, так как в ближайшей перспективе участники рынка не ожидают особых улучшений. Так, в текущем году суммарные убытки авиакомпаний мира, по оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта, достигнут 9 млрд. долл., а падение объемов пассажироперевозок составит 2%.

На следующий год прогнозы также не слишком оптимистичны – исходя из ключевого показателя, которым является количество новых заказов на самолеты. В 2009 г. оно было самым низким за последние 15 лет – с учетом данных всех трех мировых производителей: Bombardier, Airbass и Boeing. При этом тот же Airbass получил подтверждение лишь на 50% заказов, запланированных на следующий год.

В связи с этим большинство украинских авиакомпаний, включая "Аэросвит", в 2010 г. ставят перед собой задачу сохранить показатели пассажироперевозок на уровне убыточного для них 2009 г.

Между тем были в уходящем году и приятные для украинских авиаперевозчиков моменты. Так, в начале декабря Еврокомиссия исключила из так называемого "черного списка" три украинские авиакомпании: "Воларе", "Мотор Сич" и УАТК ("Украинская авиационная транспортная компания"), разрешив им осуществлять полеты в страны Евросоюза. Поможет ли это улучшить финпоказатели – станет ясно уже по итогам I квартала 2010 г.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!