kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Авиаперевозки: ПРИВАТизация и возвраты

07.12.09
размер текста:

Характерной особенностью уходящего года на рынке украинских авиаперевозок стало значительное количество возвратов самолетов, находившихся в распоряжении компаний на условиях операционного лизинга. Это связано как с плановым процессом обновления авиационного парка, так и с оптимизацией флота, вызванной снижением потока пассажиров и грузов. Причем, по данным Минтранссвязи, воздушные перевозки по сравнению с другими отраслями транспорта претерпели наиболее существенные сокращения.

Так, в январе-октябре пассажирские авиаперевозки уменьшились на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. до 4,5 млн. чел. Тогда как по автоперевозкам снижение за тот же период составило 7,4%, по железнодорожным перевозкам – 3,8%. По перевозкам груза воздушным транспортом за 10 мес. также произошло падение на 20,7%, в том числе по транзитным грузам – на 25,4% до 850 тыс. т.

Неудивительно, что практически все украинские авиаперевозчики в 2009 г. задекларировали убытки. Так, "Днепроавиа" за 9 мес. сообщила об увеличении чистого убытка с 81,32 до 186,56 млн. грн по сравнению с тем же периодом прошлого года – несмотря на почти двукратный рост доходов с 285,06 до 546,39 млн. грн. Более мелкие компании также показывали ухудшение финансовых показателей: у кировоградской "Урги" рост чистых убытков с 5,87 до 14,27 млн. грн, у запорожской "Константы" уменьшение чистой прибыли с 1,2 млн. грн до 39 тыс. грн, у ровенской "Универсал-Авиа" чистый убыток 345 тыс. грн по сравнению с чистой прибылью 29,5 тыс. грн в январе-сентябре 2008 г. Из региональных перевозчиков разве что хмельницкая "Подол-авиа" сумела за 9 мес. сократить чистый убыток с 363 до 3 тыс. грн. Но это скорее исключение из правила.

Возвращаясь к крупным игрокам, можно также отметить убытки "Международных авиалиний Украины" на 18,76 млн. грн и "Аэросвита" в размере 201,76 млн. грн по итогам I полугодия. Пожалуй, у последнего наиболее тяжелая ситуация. По данным экспертов, проводивших предприватизационную оценку, на момент аудита в III квартале непокрытые убытки "Аэросвита" составляли 587,9 млн. грн, непокрытые обязательства – 1,135 млрд. грн.

При этом "Аэросвит" в 2009 г. вернул лизингодателю четыре Boeing 737, "Роза ветров" - по два Airbus-320 и Embraer-195 соответственно. Впрочем, параллельно шла и закупка новых самолетов. Тот же "Аэросвит" взял в лизинг два Boeing 737-500 и один Ан-148, "Международные авиалинии Украины" - два Boeing 737-800. "Роза ветров" в 2009 г. также приобрела два Embraer-195.

Таким образом, продолжение программ по обновлению флота в условиях кризиса указывает, что на самом деле не все так критично у отечественных авиаперевозчиков. Хотя в украинской авиационной отрасли забастовка летного состава в 2009 г. была зафиксирована впервые за много лет. Напомним, в конце сентября пилоты "Аэросвита" остановили выполнение рейсов, требуя погашения двухмесячной задолженности по зарплате в размере 43 млн. грн.

Однако уходящий год был отмечен не только финансовыми сложностями компаний, но и оживлением приватизационных процессов. Причем слово "приватизационных" в данном случае следует рассматривать как каламбур. Поскольку речь идет о приобретении в конце августа госпакета 94,57% акций днепропетровской авиакомпании ОАО "Днеправиа" фирмой "Галтера", аффилированной с "Приватом". Сделка произошла традиционно для этой группы – то есть "Днеправиа" была куплена всего на 0,5 млн. грн больше стартовой цены, за 59 млн. грн. Это в разы меньше реальной стоимости компании, которой принадлежит 7,1% украинского рынка авиаперевозок.

Правда, небольшим упущением со стороны И. Коломойского, основного бенефициара "Привата", можно считать пробуксовку с покупкой госпакета в 22,39% акций "Аэросвита", оцененного Фондом госимущества в каких-то 17 млн. грн. Она возникла из-за разногласий с А. Майбергом, на тот момент возглавлявшим набсовет "Аэросвита". Однако в настоящее время конфликт исчерпан и если исходить из того, что "Приват" приобрел все 38% акций у зарегистрированной в Нидерландах Gilward Investments B.V., то уже сейчас его доля в уставном фонде "Аэросвита" близка к контрольной. Ранее присутствие было гораздо скромнее, через ООО "Бюро" и ООО "Укринфоконсалт", владевших 4,8% и 9,8% акций соответственно.

Таким образом, покупка госдоли в 22,39% акций позволит "Привату" окончательно закрепить свое монопольное положение на отечественном рынке авиаперевозок – учитывая, что на "Аэросвит" приходится 40,5% его объемов. Очевидно, что это произойдет совсем скоро, не позднее I квартала 2010 г. Кстати, свою цену за "Аэросвит" И. Коломойский уже озвучил через "Онлайн капитал", ранее неоднократно представлявшую его интересы. Эта инвесткомпания предложила Фонду госимущества выкупить госпакет "Аэросвита" за 35 млн. грн. И есть все основания полагать, что окончательная цена продажи не будет слишком отличаться от озвученной цифры. Поскольку в нынешних условиях В. Пинчук, имеющий в "Аэросвите" 24,99% через ООО "ГенАвиа-Инвест", едва ли включится в борьбу за госпакет, превращая приватизационный конкурс в аукцион.

Сделанные и планируемые инвестиции "Привата" в авиаперевозки следует рассматривать как долгосрочные, так как в ближайшей перспективе участники рынка не ожидают особых улучшений. Так, в текущем году суммарные убытки авиакомпаний мира, по оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта, достигнут 9 млрд. долл., а падение объемов пассажироперевозок составит 2%.

На следующий год прогнозы также не слишком оптимистичны – исходя из ключевого показателя, которым является количество новых заказов на самолеты. В 2009 г. оно было самым низким за последние 15 лет – с учетом данных всех трех мировых производителей: Bombardier, Airbass и Boeing. При этом тот же Airbass получил подтверждение лишь на 50% заказов, запланированных на следующий год.

В связи с этим большинство украинских авиакомпаний, включая "Аэросвит", в 2010 г. ставят перед собой задачу сохранить показатели пассажироперевозок на уровне убыточного для них 2009 г.

Между тем были в уходящем году и приятные для украинских авиаперевозчиков моменты. Так, в начале декабря Еврокомиссия исключила из так называемого "черного списка" три украинские авиакомпании: "Воларе", "Мотор Сич" и УАТК ("Украинская авиационная транспортная компания"), разрешив им осуществлять полеты в страны Евросоюза. Поможет ли это улучшить финпоказатели – станет ясно уже по итогам I квартала 2010 г.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.
10.04.17, Максим Полевой
Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!