kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Н.Азаров: Украина могла бы обойтись без денег МВФ

04.12.09
размер текста:

Украина могла бы преодолеть кризис и без привлечения кредита Международного валютного фонда. Такое мнение в интервью "МинПрому" высказал член президиума политсовета Партии регионов, глава парламентского комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Николай Азаров. В то же время он подчеркнул, что сотрудничество с МВФ было бы позитивным для страны, если бы кредитные средства направлялись на программы развития и выразил уверенность, что Фонд возобновит работу с Украиной после смены власти.

- Какие последствия для нашей страны будет иметь решение МВФ о приостановке сотрудничества с Украиной?

- Ничего катастрофического в этой связи не произойдет. Все равно предыдущие транши кредита МВФ прошли как песок сквозь пальцы правительства Тимошенко. Даже сам МВФ не знает, как использованы его средства. Проблема в том, что такое решение фонда – это негативный сигнал всем инвесторам. Но в действительности произошла запоздалая констатация факта: с таким правительством, при такой политике дела иметь нельзя. Таким образом, остается один вопрос: как скоро Украина сможет избавиться от совершенно некомпетентного правительства и начать проводить взвешенную, стабильную социально-экономическую политику, рассчитанную по меньшей мере лет на десять, чтобы грамотно провести структурные реформы. Уверяю Вас, увидев сильную власть и успешную политику, Международный валютный фонд возобновит сотрудничество с Украиной. Потому что деньги охотно дают тем, кто в них не нуждается.

- По Вашему мнению, кредит МВФ благо или зло для нашей страны?


- Если бы в 2003-2004 году наше правительство, правительство Януковича получило дешевый кредит в 12 миллиардов долларов, страну сегодня было бы не узнать. Мы бы модернизировали энергетику и жилищно-коммунальное хозяйство, кардинально улучшили транспортную инфраструктуру – аэропорты, мосты, автобаны, и, главное, провели бы структурные реформы: пенсионную, налоговую, ввели страховую медицину и так далее. Напомню, что даже без внешней поддержки мы в те годы запустили в эксплуатацию два ядерных энергоблока, магистраль Киев-Одесса, осуществили первый этап пенсионной реформы, на котором ликвидировали уравниловку, до 13% снизили подоходный налог и до 25% – налог на прибыль. И темпы роста ВВП достигали 12%.

То есть, для компетентного правительства, имеющего стратегию развития своей страны, дешевый кредит МВФ – безусловно, благо и мощный акселератор развития.

А для бездарного правительства Тимошенко этот кредит – кислородная подушка для продления существования абсолютно некомпетентной политики. И ясно. Что в этом случае для страны кредит МВФ – бесцельно оказанная финансовая помощь, за которую придется с большим напряжением рассчитываться в последующие годы.

- Могла ли Украина вообще отказаться от средств МВФ? Если да, то какие решения для этого должна была бы принять власть?

- Конечно, могла. И решение должно было быть одно: жить по средствам, то есть, создать сбалансированный, реалистичный бюджет, все ресурсы сконцентрировать на повышении социальных стандартов, на развитии внутреннего рынка, переключить на него экспортные производства, и понемногу, но уверенно выходить из кризиса. Кредит МВФ сыграл с нами злую шутку: он дал правительству Тимошенко возможность не заниматься экономикой, наполнением бюджета, паразитировать на одолженных деньгах. Но все, в том числе и финансовый допинг, заканчивается. И заканчивается печально: деньги потрачены, экономика не модернизирована и даже не затормозила падение, глубочайшее за все годы независимой Украины, а внешний долг увеличился в три раза, и уже со следующего года его нужно отдавать. Кредиторская задолженность "Нафтогаза" достигла 70,1 миллиарда гривен – чтобы осмыслить эту астрономическую цифру, скажем, что это более половины годовых расходов Пенсионного фонда.

Было бы лучше, если бы не было этого правительства и этого кредита. Мы выходили бы из кризиса, опираясь на собственные силы.

- Мотивируя свое решение о приостановке сотрудничества глава Фонда Доминик Стросс-Кан упомянул о принятом недавно законе о повышении социальных стандартов. Приведет ли реализация норм данного закона к разбалансированию госбюджета и росту инфляции, как о том заявляли оппоненты Партии регионов?


- Апокалиптические оценки МВФ делаются на основе информации, полученной от правительства Тимошенко, со слов чиновников, заботящихся не о стране, а о рейтинге своего кандидата. От своего народа Тимошенко государственную статистику засекретила, а иностранным экспертам предлагает свои трактовки ситуации. Правительство Тимошенко устроило масштабную фальсификацию проблемы повышения зарплат и пенсий. Оно яростно сопротивляется против того, чтобы помочь самым обездоленным гражданам государства. Вот я смотрю информационные запросы ко мне украинских СМИ, иностранных корреспондентов, все спрашивают: где взять 10 миллиардов гривен на повышение социальных стандартов? Как увеличить доходы бюджета на 20%, чтобы обеспечить выполнение закона?

Откуда такие фантастические цифры, откуда такие опасения?

Если бы те, кто взяли на себя труд высказывать опасения за состояние украинского бюджета, занялись простыми расчетами, они бы увидели, что социальные стандарты повышаются всего-то на уровень инфляции – кстати, такое обязательство правительства зафиксировано и в соглашении с Международным валютным фондом. Потребуется на повышение пенсий и зарплат до конца года всего 1,7 миллиарда гривен. И я еще раз хочу подчеркнуть, что альтернативы повышению просто нет. Я у господ из МВФ спрашивал: а не считаете ли вы главной угрозой для Украины обнищание населения? Мыслимо ли выжить на 1,5 евро в день – именно столько получают наши пенсионеры? Откуда взять силы работнику, получающему 2 евро в сутки?

Посмотрите: потребовался Тимошенко миллиард якобы на борьбу с эпидемией – в течение нескольких дней приняли необходимое решение. А на повышение пенсий и зарплат до конца года требуется 1,7 миллиарда. Кстати, госпожа премьер-министр, выступая в Верховной Раде, проговорилась, что 9 миллиардов гривен, выделенных на подготовку к Евро-2012, до конца года использовать уже невозможно – вот и ресурс для повышения социальных стандартов.

А инфляцию провоцируют как раз решения правительства, не обеспеченные реальными ресурсами.

- В последнее время правительство активно прибегает к размещению ОВГЗ, ставка по которым доходит до 30% годовых. Чем в перспективе это грозит отечественной экономике?

- Вот это как раз пример разбалансирования бюджета и практически гарантированного инфляционного скачка. Следствием построенной Тимошенко пирамиды ОВГЗ будет то, что уже в марте следующего года по обязательствам государства нужно будет выплатить сумму, равную месячным доходам бюджета. То есть, не платить ни зарплат бюджетникам, ни лекарства не закупать, ни тепло и электроэнергию для школ и больниц не оплачивать, а только платить по долгам! Тимошенко заложила страшную мину под экономику. Такую же, как в 90-х годах, когда пирамида ОВГЗ пустила экономику под откос на пять лет.

- Стоит ли ожидать в ближайшей перспективе скачка курса доллара, и какие факторы могут его вызвать?

- Сейчас при той монетарной и валютной политике, которую проводит Национальный банк Украины, оснований для скачка курса доллара нет. В то же время нет объективных факторов для стабильности национальной валюты, каковыми служат экономический рост, положительное сальдо внешнеторгового баланса и грамотная бюджетная политика. То есть, риски сохраняются.

- В последнее время в Украине топ-новостью стала эпидемия гриппа. Как Вы думаете, чего здесь больше – реальной угрозы для населения или предвыборного пиара?

- В действительности общество до сих пор не получило от Тимошенко ответов на вполне очевидные, логичные вопросы, которые поставила власти Партия регионов:

1. Почему своевременно не была проведена вакцинация населения или хотя бы врачей и представителей других групп риска?

2. Почему в стране не существует необходимого каждый год запаса противовирусных лекарств и медицинских средств?

3. Почему медицинские учреждения не были подготовлены к эпидемии гриппа – ежегодному, подчеркнем, явлению? Почему не была проведена профилактическая работа?

4. Зачем надо было поднимать такую панику среди населения, даже не получив объективных медицинских выводов о ситуации, не проведя разъяснительной работы?

5. Кто ответит за то, что на четвертый день с начала эпидемии, когда в Тернополе уже был карантин, и область просила помощи у центральной власти, тысячи тернопольчан, львовян, ивано-франковцев привезли в Киев на Майдан, и не исключено, что выпустили вирус гулять по всей Украине.

К слову сказать, как веще прозвучали слова Тимошенко 24 октября во время своего выдвижения на Майдане: "Кожен з вас має донести до кожного селища і міста частинку цієї доброї, прекрасної інфекції боротьби за свободу!" Получается по-Фрейду: подсознание выдало потаенное.

Но факт в том, что уже через 5 дней, по истечении инкубационного периода вируса, Тимошенко объявила об эпидемии гриппа и о карантине. А затем началась эпидемия пиара и промывание мозгов вместо практической слаженной работы всех органов власти по борьбе с бедой.

- По Вашему мнению, удастся ли Партии регионов в случае победы на президентских выборах добиться отставки нынешнего правительства? Какие механизмы для этого могут быть задействованы?

- В нашей победе мы убеждены. За нее – прежде всего элементарный инстинкт самосохранения и здравый смысл граждан Украины. Но убедительная победа Януковича на президентских выборах – действительно только стартовая площадка для перемен, которых требует страна. Украина доведена до такого состояния, что просто не выдержит еще нескольких месяцев правления Тимошенко. Я всегда говорил: чем раньше отправить это правительство в отставку, тем лучше для страны. Ведь каждый день, пока "она работает", умножает потери страны, убытки бюджета. Масштабы разворовывания, коррупции, можно сказать, мародерства, учиненного правительством Тимошенко, поражают.

Поэтому, я убежден, когда закончится избирательная кампания, спадет конфликтный накал, в парламенте быстро удастся найти консенсус для смещения правительства, принесшего Украине, наверно, наибольший вред за ее историю.

- Какой пост лично Вы намерены занять в этом правительстве и какие шаги будут предприняты Вами в первую очередь?

- Я сейчас вовсе не размышляю о посте в будущем правительстве. И не буду размышлять. Я знаю, что нужно делать, чтобы вывести Украину из кризиса, вернуть на путь устойчивого развития и наконец-то модернизировать страну. И вот этот план я буду отстаивать и воплощать, где бы ни работал.

Беседовал Василий Январев

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!