Подробнее Запомнить город


Н.Азаров: Украина могла бы обойтись без денег МВФ

04.12.09
размер текста:

Украина могла бы преодолеть кризис и без привлечения кредита Международного валютного фонда. Такое мнение в интервью "МинПрому" высказал член президиума политсовета Партии регионов, глава парламентского комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Николай Азаров. В то же время он подчеркнул, что сотрудничество с МВФ было бы позитивным для страны, если бы кредитные средства направлялись на программы развития и выразил уверенность, что Фонд возобновит работу с Украиной после смены власти.

- Какие последствия для нашей страны будет иметь решение МВФ о приостановке сотрудничества с Украиной?

- Ничего катастрофического в этой связи не произойдет. Все равно предыдущие транши кредита МВФ прошли как песок сквозь пальцы правительства Тимошенко. Даже сам МВФ не знает, как использованы его средства. Проблема в том, что такое решение фонда – это негативный сигнал всем инвесторам. Но в действительности произошла запоздалая констатация факта: с таким правительством, при такой политике дела иметь нельзя. Таким образом, остается один вопрос: как скоро Украина сможет избавиться от совершенно некомпетентного правительства и начать проводить взвешенную, стабильную социально-экономическую политику, рассчитанную по меньшей мере лет на десять, чтобы грамотно провести структурные реформы. Уверяю Вас, увидев сильную власть и успешную политику, Международный валютный фонд возобновит сотрудничество с Украиной. Потому что деньги охотно дают тем, кто в них не нуждается.

- По Вашему мнению, кредит МВФ благо или зло для нашей страны?


- Если бы в 2003-2004 году наше правительство, правительство Януковича получило дешевый кредит в 12 миллиардов долларов, страну сегодня было бы не узнать. Мы бы модернизировали энергетику и жилищно-коммунальное хозяйство, кардинально улучшили транспортную инфраструктуру – аэропорты, мосты, автобаны, и, главное, провели бы структурные реформы: пенсионную, налоговую, ввели страховую медицину и так далее. Напомню, что даже без внешней поддержки мы в те годы запустили в эксплуатацию два ядерных энергоблока, магистраль Киев-Одесса, осуществили первый этап пенсионной реформы, на котором ликвидировали уравниловку, до 13% снизили подоходный налог и до 25% – налог на прибыль. И темпы роста ВВП достигали 12%.

То есть, для компетентного правительства, имеющего стратегию развития своей страны, дешевый кредит МВФ – безусловно, благо и мощный акселератор развития.

А для бездарного правительства Тимошенко этот кредит – кислородная подушка для продления существования абсолютно некомпетентной политики. И ясно. Что в этом случае для страны кредит МВФ – бесцельно оказанная финансовая помощь, за которую придется с большим напряжением рассчитываться в последующие годы.

- Могла ли Украина вообще отказаться от средств МВФ? Если да, то какие решения для этого должна была бы принять власть?

- Конечно, могла. И решение должно было быть одно: жить по средствам, то есть, создать сбалансированный, реалистичный бюджет, все ресурсы сконцентрировать на повышении социальных стандартов, на развитии внутреннего рынка, переключить на него экспортные производства, и понемногу, но уверенно выходить из кризиса. Кредит МВФ сыграл с нами злую шутку: он дал правительству Тимошенко возможность не заниматься экономикой, наполнением бюджета, паразитировать на одолженных деньгах. Но все, в том числе и финансовый допинг, заканчивается. И заканчивается печально: деньги потрачены, экономика не модернизирована и даже не затормозила падение, глубочайшее за все годы независимой Украины, а внешний долг увеличился в три раза, и уже со следующего года его нужно отдавать. Кредиторская задолженность "Нафтогаза" достигла 70,1 миллиарда гривен – чтобы осмыслить эту астрономическую цифру, скажем, что это более половины годовых расходов Пенсионного фонда.

Было бы лучше, если бы не было этого правительства и этого кредита. Мы выходили бы из кризиса, опираясь на собственные силы.

- Мотивируя свое решение о приостановке сотрудничества глава Фонда Доминик Стросс-Кан упомянул о принятом недавно законе о повышении социальных стандартов. Приведет ли реализация норм данного закона к разбалансированию госбюджета и росту инфляции, как о том заявляли оппоненты Партии регионов?


- Апокалиптические оценки МВФ делаются на основе информации, полученной от правительства Тимошенко, со слов чиновников, заботящихся не о стране, а о рейтинге своего кандидата. От своего народа Тимошенко государственную статистику засекретила, а иностранным экспертам предлагает свои трактовки ситуации. Правительство Тимошенко устроило масштабную фальсификацию проблемы повышения зарплат и пенсий. Оно яростно сопротивляется против того, чтобы помочь самым обездоленным гражданам государства. Вот я смотрю информационные запросы ко мне украинских СМИ, иностранных корреспондентов, все спрашивают: где взять 10 миллиардов гривен на повышение социальных стандартов? Как увеличить доходы бюджета на 20%, чтобы обеспечить выполнение закона?

Откуда такие фантастические цифры, откуда такие опасения?

Если бы те, кто взяли на себя труд высказывать опасения за состояние украинского бюджета, занялись простыми расчетами, они бы увидели, что социальные стандарты повышаются всего-то на уровень инфляции – кстати, такое обязательство правительства зафиксировано и в соглашении с Международным валютным фондом. Потребуется на повышение пенсий и зарплат до конца года всего 1,7 миллиарда гривен. И я еще раз хочу подчеркнуть, что альтернативы повышению просто нет. Я у господ из МВФ спрашивал: а не считаете ли вы главной угрозой для Украины обнищание населения? Мыслимо ли выжить на 1,5 евро в день – именно столько получают наши пенсионеры? Откуда взять силы работнику, получающему 2 евро в сутки?

Посмотрите: потребовался Тимошенко миллиард якобы на борьбу с эпидемией – в течение нескольких дней приняли необходимое решение. А на повышение пенсий и зарплат до конца года требуется 1,7 миллиарда. Кстати, госпожа премьер-министр, выступая в Верховной Раде, проговорилась, что 9 миллиардов гривен, выделенных на подготовку к Евро-2012, до конца года использовать уже невозможно – вот и ресурс для повышения социальных стандартов.

А инфляцию провоцируют как раз решения правительства, не обеспеченные реальными ресурсами.

- В последнее время правительство активно прибегает к размещению ОВГЗ, ставка по которым доходит до 30% годовых. Чем в перспективе это грозит отечественной экономике?

- Вот это как раз пример разбалансирования бюджета и практически гарантированного инфляционного скачка. Следствием построенной Тимошенко пирамиды ОВГЗ будет то, что уже в марте следующего года по обязательствам государства нужно будет выплатить сумму, равную месячным доходам бюджета. То есть, не платить ни зарплат бюджетникам, ни лекарства не закупать, ни тепло и электроэнергию для школ и больниц не оплачивать, а только платить по долгам! Тимошенко заложила страшную мину под экономику. Такую же, как в 90-х годах, когда пирамида ОВГЗ пустила экономику под откос на пять лет.

- Стоит ли ожидать в ближайшей перспективе скачка курса доллара, и какие факторы могут его вызвать?

- Сейчас при той монетарной и валютной политике, которую проводит Национальный банк Украины, оснований для скачка курса доллара нет. В то же время нет объективных факторов для стабильности национальной валюты, каковыми служат экономический рост, положительное сальдо внешнеторгового баланса и грамотная бюджетная политика. То есть, риски сохраняются.

- В последнее время в Украине топ-новостью стала эпидемия гриппа. Как Вы думаете, чего здесь больше – реальной угрозы для населения или предвыборного пиара?

- В действительности общество до сих пор не получило от Тимошенко ответов на вполне очевидные, логичные вопросы, которые поставила власти Партия регионов:

1. Почему своевременно не была проведена вакцинация населения или хотя бы врачей и представителей других групп риска?

2. Почему в стране не существует необходимого каждый год запаса противовирусных лекарств и медицинских средств?

3. Почему медицинские учреждения не были подготовлены к эпидемии гриппа – ежегодному, подчеркнем, явлению? Почему не была проведена профилактическая работа?

4. Зачем надо было поднимать такую панику среди населения, даже не получив объективных медицинских выводов о ситуации, не проведя разъяснительной работы?

5. Кто ответит за то, что на четвертый день с начала эпидемии, когда в Тернополе уже был карантин, и область просила помощи у центральной власти, тысячи тернопольчан, львовян, ивано-франковцев привезли в Киев на Майдан, и не исключено, что выпустили вирус гулять по всей Украине.

К слову сказать, как веще прозвучали слова Тимошенко 24 октября во время своего выдвижения на Майдане: "Кожен з вас має донести до кожного селища і міста частинку цієї доброї, прекрасної інфекції боротьби за свободу!" Получается по-Фрейду: подсознание выдало потаенное.

Но факт в том, что уже через 5 дней, по истечении инкубационного периода вируса, Тимошенко объявила об эпидемии гриппа и о карантине. А затем началась эпидемия пиара и промывание мозгов вместо практической слаженной работы всех органов власти по борьбе с бедой.

- По Вашему мнению, удастся ли Партии регионов в случае победы на президентских выборах добиться отставки нынешнего правительства? Какие механизмы для этого могут быть задействованы?

- В нашей победе мы убеждены. За нее – прежде всего элементарный инстинкт самосохранения и здравый смысл граждан Украины. Но убедительная победа Януковича на президентских выборах – действительно только стартовая площадка для перемен, которых требует страна. Украина доведена до такого состояния, что просто не выдержит еще нескольких месяцев правления Тимошенко. Я всегда говорил: чем раньше отправить это правительство в отставку, тем лучше для страны. Ведь каждый день, пока "она работает", умножает потери страны, убытки бюджета. Масштабы разворовывания, коррупции, можно сказать, мародерства, учиненного правительством Тимошенко, поражают.

Поэтому, я убежден, когда закончится избирательная кампания, спадет конфликтный накал, в парламенте быстро удастся найти консенсус для смещения правительства, принесшего Украине, наверно, наибольший вред за ее историю.

- Какой пост лично Вы намерены занять в этом правительстве и какие шаги будут предприняты Вами в первую очередь?

- Я сейчас вовсе не размышляю о посте в будущем правительстве. И не буду размышлять. Я знаю, что нужно делать, чтобы вывести Украину из кризиса, вернуть на путь устойчивого развития и наконец-то модернизировать страну. И вот этот план я буду отстаивать и воплощать, где бы ни работал.

Беседовал Василий Январев

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.
31.10.17, Максим Полевой
"Зеленая" энергетика в Украине активно развивается, и к 2020 году ее долю в национальном энергопотреблении страны планируется довести до 11%, а к 2035-му – до 25%.
27.10.17, Ярослав Ярош
Российский бизнесмен Олег Дерипаска сделал вполне ожидаемый ход. Все свои украинские активы, в первую очередь, Николаевский глиноземный завод, он уступил крупному сырьевому трейдеру и давнему партнеру – компании Glencore. Теперь у НГЗ появился швейцарский иммунитет, но завод продолжает оставаться в орбите влияния "Русского Алюминия".
23.10.17, Максим Полевой
В мировой экономике наметилось оживление, но нельзя исключать и новую кризисную волну. Это особенно опасно для недостаточно стабильных развивающихся стран, включая Украину.
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!