kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Трудности вертикальной интеграции

03.12.09
размер текста:

Нехватка оборотных средств, и как следствие – промедление с реализацией проекта Vorskla Steel Hungary дали свои негативные результаты. Новое правительство Венгрии повысило цену на земельный участок, на котором собственник компании Vorskla Steel Константин Жеваго планировал построить новый меткомбинат по производству проката. Украинская компания не теряет надежды и продолжает переговоры с венгерским правительством, однако если обе стороны так и не найдут общий язык, то это поставит крест на строительстве Константином Жеваго металлургической вертикально-интегрированной цепочки.

Завод мечты


Давней заветной мечтой Константина Жеваго является собственный металлургический комбинат, который бы потреблял продукцию Полтавского горно-обогатительного комбината. Поэтому около трех лет назад Константин Жеваго занялся проектом строительства такого предприятия в Украине. Одним из первых партнеров в этом проекте он выбрал Виктора Рашникова, гендиректора Магнитогорского металлургического комбината. Тогда партнеры планировали построить комбинат мощностью 3 млн. т стали в год, стоимость строительства оценивалась в 500 млн. долларов. Однако вскоре Полтавский ГОК разорвал партнерство с ММК из-за финансовой неспособности последнего. Хотя в ММК тогда рассказали совершенно иную версию "украинско-российских деловых отношений": мол, ПГОК даже не предоставил технико-экономическое обоснование строительства. Поэтому неудивительно, что ММК не принял решение об инвестициях на сотни миллионов долларов. Так и закончилась история совместных взаимоотношений между двумя группами. Вскоре ПГОК начал переговоры с австрийской Voest-Alpine и люксембургской Arcelor, причем с первой даже было достигнуто соглашение о поставках оборудования для будущего завода. Но и эти две затеи так и не принесли результатов, поэтому Константин Жеваго принялся реализовывать свою идею собственными силами.

План был прост и идеален – Жеваго стремился создать вертикально-интегрированную цепочку "руда-сталь-прокат", где Полтавский ГОК занимал бы место сырьевой базы. Сталь можно было бы отливать на территории Украины, а вот изготавливать прокат необходимо было лишь за рубежом, так как в этом случае можно было бы избежать пошлин и квот Евросоюза. Это очень важный момент в цепочке Жеваго, так как основная часть его продукции, в данном случае ЖРС, уходила в страны ЕС. Именно там находилась вся его клиентская база. Таким же образом он намерен был поставлять им и готовый прокат. В качестве площадки для строительства сталеплавильного комплекса "Ворскласталь" была выбрана Полтавская область. Однако вскоре после объявления намерений о строительстве завода у Жеваго начались мелкие неприятности. Они были связаны с многочисленными протестами местного населения, общин, политических сил города Комсомольска против строительства данного объекта, так как по мнению недоброжелателей данный комплекс негативно скажется на экологической обстановке края. Более того, возмутились даже археологи, так как место строительства завода оказалось местом археологических раскопок и ценных исторических захоронений. Тем не менее, Константину Жеваго удалось обойти все эти препятствия и на сегодняшний момент строительство "Ворскласталь" в Полтавской области актуально. Однако возникла другая проблема – нехватка финансовых средств. На данный момент проект "Ворскласталь" остановился на подготовительных работах промышленной площадки. Строительство самого завода станет возможным после того, как будет приобретено металлургическое оборудование, о поставках которого ведутся переговоры с компанией Siemens.

После того как "Полтавский ГОК" стал составляющей частью компании Ferrexpo, которая была специально создано под него, и ее выхода на IPO, большинство экспертов рассчитывали, что Жеваго направит вырученные от размещения деньги на строительство завода. Однако вместе с тем Полтавский ГОК объявил о грандиозных планах строительства "Еристовского ГОКа", более того, бывший генеральный исполнительный директор Ferrexpo Майкл Оппенгеймер опроверг данное предположение. Он подчеркнул, что "Ворскласталь" является независимым проектом Константина Жеваго от Ferrexpo, поэтому средства от размещения компании на IPO не могут быть направлены на строительство сталеплавильного завода. Поэтому единственным выходом из ситуации был поиск стратегического партнера для строительства сталеплавильного комплекса. Как известно на сегодняшний день, Константин Жеваго его до сих пор не нашел.

Болгарский вариант


Одновременно Константин Жеваго начал развивать деятельность в двух направлениях: сначала стал лоббировать выделение земли в странах Евросоюза под строительство прокатного завода, а позже ввязался в борьбу за болгарский меткомбинат "Кремиковцы", который был одним из крупнейший потребителей "Полтавского ГОКа". "Кремиковцы" - металлургический комбинат полного производственного цикла с проектной мощностью 2,2 млн. т горячекатаного проката в год. Является крупнейшим металлообрабатывающим предприятием Болгарии. Производит листовой, сортовой прокат, ферросплавы, коксохимическую продукцию.

Однако купить комбинат "Кремиковцы" у Константина Жеваго на данный момент не получилось. В связи с несостоятельностью комбината, о чем было объявлено в сентябре прошлого года, правительство Болгарии планировало его вернуть в государственную собственность. На данный момент попытки правительства вернуть комбинат через судебные инстанции пока не увенчались успехом. К слову, Константин Жеваго являлся одним из кредиторов болгарского комбината. В начале ноября текущего года куратор по делам банкротства предприятий предложил план восстановления комбината. Предлагалось изменение структуры капитала компании в размере 944 млн. болгарских лев (724,992 млн. долл.), которые должны кредиторам, преобразовать в акции комбината. Однако акционеры отклонили данное предложение, а 9 ноября истек срок, который отводился на согласование плана спасения предприятия для его кредиторов и акционеров. В результате теперь "Кремиковцы", скорее всего, достанется крупнейшему кредитору предприятия – болгарскому правительству, которое ранее выдало в помощь комбинату 350 млн. евро. По оценкам экспертов, правительство может как сохранить предприятие, объявив о санации, так и провозгласить его банкротом. В последнем случае комбинат может быть продан по частям, что выгодно Константину Жеваго. Лично его должны заинтересовать такие мощности предприятия как доменный, сталеплавильный и прокатный цеха. Если же ему удастся приобрести данные мощности, то у него появится шанс на отсрочку строительства проектов "Ворскласталь" и Vorskla Steel Hungary. Это будет очень кстати, так как на строительство "Ворскласталь" у Жеваго не хватает средств, а с выделением земельного участка под Vorskla Steel Hungary возникли проблемы.

Венгерское звено


Местом строительства прокатного производства под "Ворскласталь" Константин Жеваго выбрал Венгрию. Прямо на границе с Украиной в городе Захонь венгерское правительство планировало разместить технопарк. Сердцем технопарка и должен был стать металлургический завод Vorskla Steel Hungary. Ключевую роль в выборе инвестором этого места стала возможность использовать реку Тиса как транспортный водный путь, а также соединения украинских и венгерских железнодорожных путей. Около двух лет потратил Константин Жеваго на то, чтобы согласовать документацию и получить разрешение для строительства своего завода. В результате венгерское правительство в июле этого года выделило 170 га земли компании Vorskla Steel AG под строительство меткомбината. Стоимость его строительства оценивалось в 650 млн. евро, тогда как в 2006 году его стоимость оценивалась в 300 млн. евро. Максимальная производительность комбината должна составить 6 млн. тонн проката в год. Компания планировала начать реализацию проекта в первой половине 2009 года и закончить его за 2,5 года, запустив одновременно с заводом "Ворскласталь" в городе Комсомольске. Однако и тут у Константина Жеваго недавно возникли проблемы. Дело в том, что украинский бизнесмен рассчитывал получить земельный участок под строительство своего проекта на льготных условиях. Именно так строились переговоры с венгерским правительством. Однако весной этого года в Венгрии произошла смена правительства, которое пересмотрело договоренности Жеваго со своими предшественниками. Новое же правительство запросило за аренду земли цену намного выше, чем ранее рассчитывало руководство компании. "Проект не находится на грани срыва - продолжается переговорный процесс, но уже с новыми представителями венгерского правительства, предлагающими новые условия, которые не устраивают нас по ценовым параметрам. Позиция "Ворскла Сталь Венгрия" заключается в необходимости учитывать реальную экономическую ситуацию и спад, как на финансовом, так и металлургическом рынках", - пояснили в украинской компании.

По оценкам экспертов, за аренду 60 га земли венгерская сторона могла потребовать 20 млн. долларов в год. Кроме того, остался не согласованным вопрос права на землю – будет это долгосрочная аренда на 50 лет или же выкуп земли после пяти лет аренды. Поэтому на данный момент руководство Vorskla Steel AG ведет дальнейшие переговоры, однако при этом эксперты отмечают, что проект получил немало рисков.

Тем временем, Ferrexpo AG сконцентрировала 97,31% акций ОАО "Полтавский горно-обогатительный комбинат". Ferrexpo AG увеличила пакет акций комбината с 90,9% (173 621 406 штук акций) до 97,31% (185 861 838 штук акций). В итоге компания Жеваго вновь потратила оборотные средства, что минимизирует перераспределение свободных средств компании на другие направления, в частности на проекты "Ворскласталь" и Vorskla Steel Hungary. Эксперты отмечают, что даже если Константину Жеваго удастся добиться льгот для своих проектов, это еще не говорит о том, что проекты будут реализованы в ближайшем будущем. Так как дефицит финансовых средств остается большой проблемой компании, а Жеваго вместо того, чтобы сконцентрироваться на реализации одного проекта и логически его завершить, пытается реализовать сразу несколько направлений. В итоге проектный портфель Жеваго уже составил более 1 млрд. долларов, что при нынешнем финансовом положении компании практически не реализуемо.

Максим Гачев

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!