kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Финансирование Евро 2012: компромисс устроил всех

30.11.09
размер текста:

Под давлением президента украинское правительство, похоже, отказалось от идеи взыскания от НБУ прибыли за текущий год. Вместо этого, финансировать подготовку к проведению Евро-2012 оно будет путем размещения облигаций под 25-28% годовых. Поскольку свободной ликвидности внутри страны нет, то НБУ, очевидно, придется рефинансировать те банки, которые выступят кредиторами правительства. В конечном итоге, финансирование сводится к эмиссии, но правительству придется еще и доплачивать за нее.

Несмотря на то, что закон, обязывающий НБУ перечислить в этом году позитивную разницу между доходами и расходами в размере 9,8 млрд. грн за 2009 г., принят и официально опубликован, о его действии похоже попросту забыли. Нацбанк не осуществил ни одного платежа, а правительство прекратило регулярно ему об этом напоминать. 24 ноября вице-премьер-министр Иван Васюник заявил, что Украине вообще не нужны эти деньги, что свидетельствует о том, что закон де-факто утратил силу.

Игнорирование закона, как это часто случается в Украине, стало результатом достижения политического компромисса. Заинтересованными сторонами в этом вопросе выступает Кабмин, НБУ, Секретариат президента и пул крупных украинских банков, которые договорились о долговом финансировании государственной целевой программы по подготовке и проведению в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу.

В соответствии с договоренностями, правительство отказывается от требований платежей с НБУ (по меньшей мере, на подготовку к Евро 2012 г.), а банки дали согласие выступить кредитором правительственных программ через предоставление кредитов и приобретение целевых облигаций. При этом согласно постановлению НБУ №567 о некоторых вопросах регулирования денежно-кредитного рынка от 29 сентября, покупатели целевых ОВГЗ получат ряд льгот. В частности, банки могут не учитывать инвестиции в эти бумаги при расчете суммы разбалансированности между активами и пассивами больше года, а их покупка будет приниматься во внимание при пролонгации кредитных договоров. Кроме того, с 10 октября банки получили право зачислять ОВГЗ для покрытия обязательных резервов в размере до 20% от суммы обязательных резервов, формируемых на корреспондентском счете в НБУ. Напомним, что с 10 сентября банки обязаны отчислять на спецсчет Нацбанка 50% своих резервов.

В рамках нового подхода, КМУ уже провел три аукциона по размещению среднесрочных облигаций внутреннего госзайма. Совокупно они позволили привлечь в стабилизационный фонд госбюджета 715,09 млн. грн. Кроме коммерческих банков помощь правительству окажут и государственные учреждения. Нацбанк в соответствии со своим постановлением №553 от 15 сентября предоставил им кредиты рефинансирования путем открытия невосстанавливаемой кредитной линии на общую сумму 1,3 млрд. грн. Совокупно этих ресурсов правительству должно хватить для того, чтобы покрыть большую часть обязательств в этом году. В связи с этим, НБУ, скорее всего, не придется перечислять эмиссионные деньги в бюджет.

Между тем, отказ от эмиссии в пользу долгового финансирования не является настолько уж позитивным шагом, как это пытается представить Секретариат президента. Напомним, что именно Виктор Ющенко категорически выступает против реализации закона, обязывающего НБУ перечислить 9,8 млрд. грн. Вместо этого, для финансирования подготовки Украины к Евро-2012 он предложил стимулировать банки, имеющие избыточную ликвидность, путем приобретения ОВГЗ целевой эмиссии и векселей для финансирования дорожного строительства.

Предложенная схема, на которую согласились и правительство, и НБУ, очень похожа на многоходовую масштабную комбинацию, выгодную для всех групп влияния, которые стоят за ключевыми институтами власти, а поэтому, очевидно, и являются ее инициаторами.

1. Банковский интерес. Украинская банковская система сейчас практически парализована. Нестабильная макроэкономическая ситуация и объективно ухудшившееся финансовое положение украинских предприятий делают кредитование крайне рисковым сегментом деятельности. В то же время банки продолжают обслуживать пассивы и тратят колоссальные деньги на административные расходы. Очевидно, что без расширения портфеля активов они не смогут долго оставаться на рынке. Инвестиции в суверенные бумаги представляются в нынешней ситуации достаточно неплохой возможностью заработать. 20-25%-ная доходность при затухающей инфляции - это далеко не худший вариант размещения капитала, учитывая достаточно высокую надежность суверенных бумаг Украины (правительство не допускало дефолта даже в сложные времена). При этом в отличие от портфеля кредитных активов, инвестиции в ценные бумаги не требуют дополнительных административных расходов на содержание кредитного, контроллингового и коллекторского отделов. При этом если под покупку ОВГЗ НБУ готов еще и предоставить рефинансирование, то банки имеют возможность заработать "чужими руками". Поскольку банковское лобби имеет влиятельные позиции и в НБУ, и в СП, и в БЮТ, то очевидно, что их интерес в этом политическом консенсусе имеет место.

2. Правительственный интерес. КМУ отдает себе отчет, что при категорической позиции Президента, НБУ не выделит ему 9,8 млрд. грн. Однако, для того, чтобы предвыборная кампания премьер-министра обладала достаточной поддержкой, Кабмину необходимо бесперебойное финансирование лояльных ФПГ, которые "сидят" на государственных заказах. Согласившись на президентский вариант, правительство получило реальный ресурс, которым теперь может расплачиваться по своим обязательствам. Не секрет, что крупные масштабные проекты в рамках программы подготовки к Евро-2012 реализуют структуры, входящие в ФПГ, одним из учредителей которых является главный советник главы правительства. Благодаря кредитам КМУ теперь может продолжить финансирование этих проектов (по состоянию на октябрь финансирование госпрограммы составило лишь 27% годового плана). Правда, правительство пошло еще дальше: по словам И. Васюника, 10 декабря правительство намерено принять решение об авансировании подготовки основных объектов подготовки к Евро-2012 на первый квартал 2010 года. Сумма аванса составит 800 млн. грн. - 1 млрд. грн. Интерес ФПГ близких к премьер-министру в этой ситуации достаточно понятен: "вечером деньги – утром стулья". Авансирование оплаты работ именно в преддверии президентских выборов явно не простое совпадение.

3. Интерес НБУ. Проигнорировав требование Закона Украины перечислить 9,8 млрд. грн прибыли, НБУ отодвинул на второй план дискуссию о том, почему расширив свой портфель на облигации в размере 36 млрд. грн, а также выдав за последние полтора года свыше 200 млрд. грн ничем не обеспеченных кредитов, администрирование которых равно нулю, НБУ заработал за нынешний год 0,6 млрд. грн или почти в 7 раз меньше, чем в 2008 г. Очевидно, что если вскрыть эту тему, то окажется весьма интересным, куда делись раздаваемые НБУ деньги.

Таким образом, каждая из сторон политического компромисса относительно механизмов финансирование государственной целевой программы по подготовке и проведению в Украине финальной части Евро-2012, по меньшей мере, имеет личный интерес в таком решении. Единственным проигравшим традиционно остается государство. Природа полученных денег в конечном итоге окажется эмиссионной, однако в отличие от варианта с перечислением НБУ 9,8 млрд. грн, эти деньги потребуют значительных бюджетных средств для обслуживания. По 9-ти и 12-месячным ОВГЗ уровень доходности составляет 19% годовых, трехлетним - 20% годовых. Таким образом, за 3 года пользованиями этими деньгами правительство должно будет заплатить 58-60%. Учитывая, что стоимость госпрограммы измеряется десятками миллиардов гривен, этот нюанс является весьма значительным.

Алексей Виниций

 


Комментарии
комментариев: 0



Статьи
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.
10.04.17, Максим Полевой
Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится.
07.04.17, Ярослав Ярош
Многократное повышение цен на газ для потребителей, потеря контроля над значительной частью черноморского шельфа и развеивание сланцевых грез сделали свое дело. Добыча природного газа из традиционных источников на материковой части Украины снова стала востребованной, а главное – высокомаржинальной. Такой поворот уже подвиг некоторых политиков и чиновников на смелые заявления, что к 2020 г. страна может полностью отказаться от импортного газа. Добывающие же компании просто пересмотрели в более позитивном ракурсе свои инвестиционные программы. Самая амбициозная под условным названием "20/20" – у государственного "Укргазвыдобування".
04.04.17, Максим Полевой
В условиях общего спада отечественного металлоэкспорта доля Европы в его структуре увеличилась. В текущем году украинские металлурги могут нарастить поставки в регион, но это будет зависеть от ситуации в отрасли.
30.03.17, Василий Январев
Заготовка металлолома в Украине сократилась до минимального показателя за последние 20 лет. Это делает практически неизбежным очередной раунд борьбы за этот важный для украинской металлургии ресурс – ведь никаких существенных предпосылок для увеличения заготовки металлолома на сегодняшний день не существует.
24.03.17, Максим Полевой
В 2016-м украинский рынок проката с покрытием продемонстрировал бурный рост. Сохранится ли этот тренд в текущем году, главным образом будет зависеть от общей экономической и политической обстановки в стране.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!