kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Операция "Реструктуризация"

30.11.09
размер текста:

Угроза дефолта, висевшая над украинской нефтегазовой госмонополией всю первую половину осени, благополучно миновала. Международное агентство Fitch Ratings подтвердило это в ноябре, повысив рейтинг "Нафтогаза" с RD (возможность выборочного дефолта) до ССС. Это произошло сразу после формального завершения процедуры реструктуризации задолженности компании по еврооблигациям 2004 г. выпуска на 500 млн. долл. Напомним, что срок выплаты по ним наступил 30 сентября 2009 г. Как известно, при этом держателям ценных бумаг был выплачен причитающийся купонный доход в сумме свыше 20 млн. долл.

6 ноября "Нафтогаз Украины" начал размещение на Люксембургской бирже новых еврооблигаций на 1,6 млрд. долл. со сроком погашения в 2014 г. Таким образом, в корпоративные ценные бумаги была также конвертирована кредитная задолженность госмонополии по внешним банковским займам на 1,1 млрд. долл. Премьер-министр назвала эту финансовую операцию "просто блестящей" и "чрезвычайно выгодной для Украины". Однако элементарные арифметические расчеты заставляют в этом усомниться.

Как было объявлено, доходность по новым еврооблигациям составляет 9,5% годовых. Если взять предыдущие ценные бумаги, то ставка действительно повысилась незначительно – ранее она составляла 8,125%. Совсем иначе обстоят дела с банковскими займами "Нафтогаза". Среди нерезидентов его наибольшим кредитором является зарегистрированный в Великобритании Credit Suisse International, который имел право требования долга в сумме 550 млн. долл. на условиях Libor+3,5%. В настоящее время Libor составляет 0,24%. Таким образом, "Нафтогаз" выплачивал кредитору 3,79% или 20,79 млн. долл. в год. Согласно новым условиям, при ставке 9,5% это будет уже 52,25 млн. долл. Платежи в пользу Credit Suisse International увеличиваются на 31,46 млн. долл. в год или на 157,3 млн. долл. за весь срок обращения новых облигаций.

Любопытно, что при этом (будучи крупнейшим кредитором компании) Credit Suisse ухитрился еще и поучаствовать в процессе переговоров в качестве советника "Нафтогаза" по реструктуризации. Получается, что с легкой руки руководства госмонополии и правительства, выбравшего такого консультанта, Credit Suisse, по сути, вел переговоры… сам с собой. При этом по данным источника, осведомленного о ходе переговоров, вознаграждение консультанта составило около 20 млн. долл.

Вторым по величине кредитором является кипрский Depfa Bank Plc. Ему принадлежит право требования 220 млн. долл. под Libor+1,75% или 1,99% годовых. Ранее процентные платежи по этому займу составляли 4,378 млн. долл. в год, теперь – 20,9 млн. долл. Переплата за один год составит 16,522 млн. долл., а за весь период – 82,61 млн. долл.

Далее идут оффшорки Linton Capital Ltd и Parbeck Capital Ltd, которые эксперты связывают с немецким Deutcsche Bank. На каждую из них оформлена кредитная задолженность в размере 163,636 млн. долл., при этом в первом случае ставка составляла Libor+5%, во втором - Libor+4,4%. Соответственно, получается переплата в год в сумме 6,971 млн. долл. и 7,953 млн. долл., за 5 лет – 79,53 млн. долл. Итого, по всем внешним банковским кредитам в связи с изменением условий займа увеличение стоимости обслуживания для "Нафтогаза" составляет 62,906 млн. долл. в год или 314,53 млн. долл. за весь срок обращения.

Для госмонополии, при ее нынешнем финансовом состоянии, это более чем существенное ухудшение условий - учитывая, что в текущем году по итогам 9 мес. она задекларировала чистый убыток 1,901 млрд. грн по сравнению с чистой прибылью 2,145 млрд. грн, полученной за тот же период годом ранее. При этом ее консолидированная кредиторская задолженность в 2009 г. (включая займы госбанков, взятые для расчетов за российский газ) выросла с 11,792 до 24,093 млрд. грн. Одновременно налоговые платежи компании в госбюджет значительно увеличились.

Так, за 9 мес. в 2009 г. "Нафтогаз" уплатил 6,64 млрд. грн НДС и 6,558 млрд. грн налога на прибыль. За тот же период 2008 г. это было соответственно 5,302 и 3,082 млрд. грн. Неудивительно, что в ноябре компании пришлось рассчитываться с "Газпромом" за счет средств, ранее полученных Украиной от МВФ по программе stand-by. И тут уместно напомнить, что данная программа предназначена для стабилизации работы банковского сектора в условиях кризиса, в том числе за счет докапитализации банков и поддержания валютного курса. Ежемесячные расчеты с российским нефтегазовым монополистом не имеют к этому никакого отношения.

Тем временем в правительстве в качестве источника средств для платежа за газ в ноябре рассматривают облигации внутреннего госзайма, выпущенных в 2009 г. для увеличения на 18,3 млрд. грн уставного капитала НАК "Нафтогаз Украины". Таким образом, компания, по сути, превращается в эмиссионный центр, через который в экономику запускаются все новые и новые миллиарды гривен. Это означает, что дефолт украинской нефтегазовой госмонополии имеет все шансы наступить значительно раньше 2014 г., т.е. до наступления нового срока требований для внешних кредиторов.

На фоне столь пессимистической для "Нафтогаза" финансовой ситуации его обращение к алжирским властям для участия в тендере на право разработки местных углеводородных месторождений смотрится как минимум двусмысленно.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!