kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


На газовом крючке

26.11.09
размер текста:

В IV квартале текущего года Украина закупит 7-8 млрд. кубометров российского газа – по расчетам НАК "Нафтогаз Украины". Это означает, что ранее подписанный контракт с "Газпромом" в 2009 г. украинской стороной однозначно не будет выполнен – поскольку он предусматривал закупку 40 млрд. куб.м. с возможностью 20%-ного дисконта, что подразумевает минимальный объем в 32 млрд. куб.м. Учитывая, что в январе-сентябре из Российской Федерации было импортировано 16,638 млрд. куб.м. газа, получается, что по итогам года показатель достигнет отметки в 24-25 млрд. куб.м. Таким образом, после 1 января 2010 г. в Москве получали все основания для выставления претензий к Украине в лице "Нафтогаза".

Правда, на ялтинском рандеву со своей украинской коллегой премьер-министр РФ В.Путин подтвердил, что "Газпром" не будет начислять штрафные санкции. И поручил российской госмонополии закрепить это юридически, оформив допсоглашением контрактные объемы газа в 2009 г. на уровне фактически потребленных. Цена у вопроса существенная – иначе во избежание штрафа следовало до конца года доплатить порядка 1,5-2 млрд. долл. Поэтому едва ли можно рассчитывать, что Москва так просто вошла в положение Киева, у которого в связи с кризисом упал отбор газа промышленностью на 11 млрд. кубометров только за 9 мес. текущего года. В конце концов, принцип "бери или плати", применяемый при расчете за газ, связан со спецификой отрасли. Ведь газовая скважина – не водопроводный кран, открыв который, в любой момент можно набрать необходимое количество воды. Технологические режимы работы оборудования в газодобыче настраиваются под заранее спланированные объемы. И, таким образом, "Газпром" понесет определенные потери. Но, тем не менее, он на это идет, хотя это не просто благотворительность.

Это означает, что украинская сторона продолжает находиться в положении человека, про которого говорят, что его "взяли на крючок". Одно неверное движение – и последствия будут ну просто печальные. Ведь, согласно долгосрочному договору, заключенному на период до 2019 г. по инициативе действующего украинского премьера Ю.Тимошенко, "Нафтогаз" в 2010 г. должен закупить уже 52 млрд. куб.м. газа. С учетом 20% дисконта получится минимальный объем 41,6 млрд. куб.м., что на 66,4% превышает планируемые итоги 2009 г. С учетом прогнозируемого Кабмином на следующий год роста промпроизводства на 2,9% можно сделать вывод, что и в 2010 г. выкупить законтрактованный газ в полном объеме однозначно не удастся. К тому же не следует забывать о рекордных запасах газа в подземных хранилищах, которые тоже надо когда-то использовать. Правда, сейчас украинской стороной ведутся переговоры о снижении объемов закупки российского газа в 2010 г. до 27-32 млрд. куб.м. Но ожидать достижения таких договоренностей в письменном виде не стоит ожидать раньше IV квартала 2010 г. – иначе у Москвы пропадает веский аргумент в диалоге о дальнейшем базировании своего Черноморского флота в Крыму после 2017 г. А ведь есть еще немало весьма чувствительных вопросов в отношениях двух стран. Это и поставки украинского оружия в Грузию, и сотрудничество в ядерной энергетике и авиации.

Тоже самое можно сказать и про 2011-2015 гг., особенно, если принять во внимание масштабные программы по сокращению использования природного газа в украинской металлургии и химической отрасли, которые являются его основными промышленными потребителями. Программы реализуются, а значит, даже после выхода из рецессии Украина в среднесрочной перспективе не сможет выйти на заявленные объемы покупки газа. Тем более что в сфере электро- и теплоэнергетики также идет переориентация на использование угля. И это необратимая тенденция, связанная с удорожанием природного газа. Так, при нынешних ценах на нефть в пределах 70 долл. за баррель среднегодовая стоимость газа для украинских потребителей в 2010 г. составит 386 долл. за 1000 куб.м.

Вот почему в 2008 г. Украина использовала 66 млрд. куб. газа, тогда как годом ранее – 70 млрд. куб.м. В текущем году получается показатель в пределах 45 млрд. куб.м. Поэтому выполнение условий контракта возможно разве что теоретически, за счет полного сворачивания отечественной газодобычи, составляющей порядка 20 млрд. куб.м. в год.

Однако полный переход на импортный газ ведет к увеличению валютных платежей "Нафтогаза". А этот фактор и так продолжит давить на курс национальной валюты в среднесрочной перспективе – в условиях сокращения объемов экспорта это создает предпосылки для дальнейшей девальвации гривны, в лучшем случае, до 10 грн/долл. К тому же проблема своевременности расчетов с "Газпромом" и угроза перехода на 100%-ную предоплату не потеряет своей актуальности и в дальнейшем.

Конечно, какое-то время, как и в 2009 г., можно продержаться, получая газ в счет оплаты россиянами за транзит. Но, как показывает практика, это не может длиться более 2-3 месяцев – даже в случае увеличения в 2010 г. транзитного тарифа на 60%, как обещает руководитель украинской нефтегазовой госмонополии О.Дубина. В дальнейшем все равно придется платить из собственных средств. И пока что неясно, откуда они могут взяться. Ведь в текущем году "Нафтогаз" неоднократно прибегал для расчетов к кредитам "Ощадбанка", полученным благодаря рефинансированию Нацбанка – набрав их на 15 млрд. грн. По сути, это означало эмиссию, но поскольку газ шел в основном в подземные хранилища, негативных последствий для экономики удавалось избегать. При этом понятно, что в 2010 г. продолжать расчеты с "Газпромом" за счет заимствований в государственном банке не получится – по крайней мере, не создавая угрозы экономического коллапса в стране. Общая сумма кредитов "Ощадбанка" "Нафтогазу" достигла 27 млрд. грн, причем сам банк по итогам октября впервые в 2009 г. получил убыток в размере 549,62 млн. грн – за счет формирования резерва на 1,7 млрд. грн. Очевидно, что данный резерв был создан как раз под заимствования "Нафтогаза".

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!