kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


На газовом крючке

26.11.09
размер текста:

В IV квартале текущего года Украина закупит 7-8 млрд. кубометров российского газа – по расчетам НАК "Нафтогаз Украины". Это означает, что ранее подписанный контракт с "Газпромом" в 2009 г. украинской стороной однозначно не будет выполнен – поскольку он предусматривал закупку 40 млрд. куб.м. с возможностью 20%-ного дисконта, что подразумевает минимальный объем в 32 млрд. куб.м. Учитывая, что в январе-сентябре из Российской Федерации было импортировано 16,638 млрд. куб.м. газа, получается, что по итогам года показатель достигнет отметки в 24-25 млрд. куб.м. Таким образом, после 1 января 2010 г. в Москве получали все основания для выставления претензий к Украине в лице "Нафтогаза".

Правда, на ялтинском рандеву со своей украинской коллегой премьер-министр РФ В.Путин подтвердил, что "Газпром" не будет начислять штрафные санкции. И поручил российской госмонополии закрепить это юридически, оформив допсоглашением контрактные объемы газа в 2009 г. на уровне фактически потребленных. Цена у вопроса существенная – иначе во избежание штрафа следовало до конца года доплатить порядка 1,5-2 млрд. долл. Поэтому едва ли можно рассчитывать, что Москва так просто вошла в положение Киева, у которого в связи с кризисом упал отбор газа промышленностью на 11 млрд. кубометров только за 9 мес. текущего года. В конце концов, принцип "бери или плати", применяемый при расчете за газ, связан со спецификой отрасли. Ведь газовая скважина – не водопроводный кран, открыв который, в любой момент можно набрать необходимое количество воды. Технологические режимы работы оборудования в газодобыче настраиваются под заранее спланированные объемы. И, таким образом, "Газпром" понесет определенные потери. Но, тем не менее, он на это идет, хотя это не просто благотворительность.

Это означает, что украинская сторона продолжает находиться в положении человека, про которого говорят, что его "взяли на крючок". Одно неверное движение – и последствия будут ну просто печальные. Ведь, согласно долгосрочному договору, заключенному на период до 2019 г. по инициативе действующего украинского премьера Ю.Тимошенко, "Нафтогаз" в 2010 г. должен закупить уже 52 млрд. куб.м. газа. С учетом 20% дисконта получится минимальный объем 41,6 млрд. куб.м., что на 66,4% превышает планируемые итоги 2009 г. С учетом прогнозируемого Кабмином на следующий год роста промпроизводства на 2,9% можно сделать вывод, что и в 2010 г. выкупить законтрактованный газ в полном объеме однозначно не удастся. К тому же не следует забывать о рекордных запасах газа в подземных хранилищах, которые тоже надо когда-то использовать. Правда, сейчас украинской стороной ведутся переговоры о снижении объемов закупки российского газа в 2010 г. до 27-32 млрд. куб.м. Но ожидать достижения таких договоренностей в письменном виде не стоит ожидать раньше IV квартала 2010 г. – иначе у Москвы пропадает веский аргумент в диалоге о дальнейшем базировании своего Черноморского флота в Крыму после 2017 г. А ведь есть еще немало весьма чувствительных вопросов в отношениях двух стран. Это и поставки украинского оружия в Грузию, и сотрудничество в ядерной энергетике и авиации.

Тоже самое можно сказать и про 2011-2015 гг., особенно, если принять во внимание масштабные программы по сокращению использования природного газа в украинской металлургии и химической отрасли, которые являются его основными промышленными потребителями. Программы реализуются, а значит, даже после выхода из рецессии Украина в среднесрочной перспективе не сможет выйти на заявленные объемы покупки газа. Тем более что в сфере электро- и теплоэнергетики также идет переориентация на использование угля. И это необратимая тенденция, связанная с удорожанием природного газа. Так, при нынешних ценах на нефть в пределах 70 долл. за баррель среднегодовая стоимость газа для украинских потребителей в 2010 г. составит 386 долл. за 1000 куб.м.

Вот почему в 2008 г. Украина использовала 66 млрд. куб. газа, тогда как годом ранее – 70 млрд. куб.м. В текущем году получается показатель в пределах 45 млрд. куб.м. Поэтому выполнение условий контракта возможно разве что теоретически, за счет полного сворачивания отечественной газодобычи, составляющей порядка 20 млрд. куб.м. в год.

Однако полный переход на импортный газ ведет к увеличению валютных платежей "Нафтогаза". А этот фактор и так продолжит давить на курс национальной валюты в среднесрочной перспективе – в условиях сокращения объемов экспорта это создает предпосылки для дальнейшей девальвации гривны, в лучшем случае, до 10 грн/долл. К тому же проблема своевременности расчетов с "Газпромом" и угроза перехода на 100%-ную предоплату не потеряет своей актуальности и в дальнейшем.

Конечно, какое-то время, как и в 2009 г., можно продержаться, получая газ в счет оплаты россиянами за транзит. Но, как показывает практика, это не может длиться более 2-3 месяцев – даже в случае увеличения в 2010 г. транзитного тарифа на 60%, как обещает руководитель украинской нефтегазовой госмонополии О.Дубина. В дальнейшем все равно придется платить из собственных средств. И пока что неясно, откуда они могут взяться. Ведь в текущем году "Нафтогаз" неоднократно прибегал для расчетов к кредитам "Ощадбанка", полученным благодаря рефинансированию Нацбанка – набрав их на 15 млрд. грн. По сути, это означало эмиссию, но поскольку газ шел в основном в подземные хранилища, негативных последствий для экономики удавалось избегать. При этом понятно, что в 2010 г. продолжать расчеты с "Газпромом" за счет заимствований в государственном банке не получится – по крайней мере, не создавая угрозы экономического коллапса в стране. Общая сумма кредитов "Ощадбанка" "Нафтогазу" достигла 27 млрд. грн, причем сам банк по итогам октября впервые в 2009 г. получил убыток в размере 549,62 млн. грн – за счет формирования резерва на 1,7 млрд. грн. Очевидно, что данный резерв был создан как раз под заимствования "Нафтогаза".

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.
10.04.17, Максим Полевой
Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!