kjsdsf
Подробнее Запомнить город


На газовом крючке

26.11.09
размер текста:

В IV квартале текущего года Украина закупит 7-8 млрд. кубометров российского газа – по расчетам НАК "Нафтогаз Украины". Это означает, что ранее подписанный контракт с "Газпромом" в 2009 г. украинской стороной однозначно не будет выполнен – поскольку он предусматривал закупку 40 млрд. куб.м. с возможностью 20%-ного дисконта, что подразумевает минимальный объем в 32 млрд. куб.м. Учитывая, что в январе-сентябре из Российской Федерации было импортировано 16,638 млрд. куб.м. газа, получается, что по итогам года показатель достигнет отметки в 24-25 млрд. куб.м. Таким образом, после 1 января 2010 г. в Москве получали все основания для выставления претензий к Украине в лице "Нафтогаза".

Правда, на ялтинском рандеву со своей украинской коллегой премьер-министр РФ В.Путин подтвердил, что "Газпром" не будет начислять штрафные санкции. И поручил российской госмонополии закрепить это юридически, оформив допсоглашением контрактные объемы газа в 2009 г. на уровне фактически потребленных. Цена у вопроса существенная – иначе во избежание штрафа следовало до конца года доплатить порядка 1,5-2 млрд. долл. Поэтому едва ли можно рассчитывать, что Москва так просто вошла в положение Киева, у которого в связи с кризисом упал отбор газа промышленностью на 11 млрд. кубометров только за 9 мес. текущего года. В конце концов, принцип "бери или плати", применяемый при расчете за газ, связан со спецификой отрасли. Ведь газовая скважина – не водопроводный кран, открыв который, в любой момент можно набрать необходимое количество воды. Технологические режимы работы оборудования в газодобыче настраиваются под заранее спланированные объемы. И, таким образом, "Газпром" понесет определенные потери. Но, тем не менее, он на это идет, хотя это не просто благотворительность.

Это означает, что украинская сторона продолжает находиться в положении человека, про которого говорят, что его "взяли на крючок". Одно неверное движение – и последствия будут ну просто печальные. Ведь, согласно долгосрочному договору, заключенному на период до 2019 г. по инициативе действующего украинского премьера Ю.Тимошенко, "Нафтогаз" в 2010 г. должен закупить уже 52 млрд. куб.м. газа. С учетом 20% дисконта получится минимальный объем 41,6 млрд. куб.м., что на 66,4% превышает планируемые итоги 2009 г. С учетом прогнозируемого Кабмином на следующий год роста промпроизводства на 2,9% можно сделать вывод, что и в 2010 г. выкупить законтрактованный газ в полном объеме однозначно не удастся. К тому же не следует забывать о рекордных запасах газа в подземных хранилищах, которые тоже надо когда-то использовать. Правда, сейчас украинской стороной ведутся переговоры о снижении объемов закупки российского газа в 2010 г. до 27-32 млрд. куб.м. Но ожидать достижения таких договоренностей в письменном виде не стоит ожидать раньше IV квартала 2010 г. – иначе у Москвы пропадает веский аргумент в диалоге о дальнейшем базировании своего Черноморского флота в Крыму после 2017 г. А ведь есть еще немало весьма чувствительных вопросов в отношениях двух стран. Это и поставки украинского оружия в Грузию, и сотрудничество в ядерной энергетике и авиации.

Тоже самое можно сказать и про 2011-2015 гг., особенно, если принять во внимание масштабные программы по сокращению использования природного газа в украинской металлургии и химической отрасли, которые являются его основными промышленными потребителями. Программы реализуются, а значит, даже после выхода из рецессии Украина в среднесрочной перспективе не сможет выйти на заявленные объемы покупки газа. Тем более что в сфере электро- и теплоэнергетики также идет переориентация на использование угля. И это необратимая тенденция, связанная с удорожанием природного газа. Так, при нынешних ценах на нефть в пределах 70 долл. за баррель среднегодовая стоимость газа для украинских потребителей в 2010 г. составит 386 долл. за 1000 куб.м.

Вот почему в 2008 г. Украина использовала 66 млрд. куб. газа, тогда как годом ранее – 70 млрд. куб.м. В текущем году получается показатель в пределах 45 млрд. куб.м. Поэтому выполнение условий контракта возможно разве что теоретически, за счет полного сворачивания отечественной газодобычи, составляющей порядка 20 млрд. куб.м. в год.

Однако полный переход на импортный газ ведет к увеличению валютных платежей "Нафтогаза". А этот фактор и так продолжит давить на курс национальной валюты в среднесрочной перспективе – в условиях сокращения объемов экспорта это создает предпосылки для дальнейшей девальвации гривны, в лучшем случае, до 10 грн/долл. К тому же проблема своевременности расчетов с "Газпромом" и угроза перехода на 100%-ную предоплату не потеряет своей актуальности и в дальнейшем.

Конечно, какое-то время, как и в 2009 г., можно продержаться, получая газ в счет оплаты россиянами за транзит. Но, как показывает практика, это не может длиться более 2-3 месяцев – даже в случае увеличения в 2010 г. транзитного тарифа на 60%, как обещает руководитель украинской нефтегазовой госмонополии О.Дубина. В дальнейшем все равно придется платить из собственных средств. И пока что неясно, откуда они могут взяться. Ведь в текущем году "Нафтогаз" неоднократно прибегал для расчетов к кредитам "Ощадбанка", полученным благодаря рефинансированию Нацбанка – набрав их на 15 млрд. грн. По сути, это означало эмиссию, но поскольку газ шел в основном в подземные хранилища, негативных последствий для экономики удавалось избегать. При этом понятно, что в 2010 г. продолжать расчеты с "Газпромом" за счет заимствований в государственном банке не получится – по крайней мере, не создавая угрозы экономического коллапса в стране. Общая сумма кредитов "Ощадбанка" "Нафтогазу" достигла 27 млрд. грн, причем сам банк по итогам октября впервые в 2009 г. получил убыток в размере 549,62 млн. грн – за счет формирования резерва на 1,7 млрд. грн. Очевидно, что данный резерв был создан как раз под заимствования "Нафтогаза".

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!