kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Кременчуг как ядро

25.11.09
размер текста:

"Укртатнафта" - самый современный НПЗ группы Коломойского. Если "Приват" не проиграет президентские выборы, то на кременчугский завод придут новые многомиллиардные инвестиции.

ЗАО "Транснациональная финансово-промышленная нефтяная компания "Укртатнафта" создано в 1994 г. согласно указам президентов Украины и Республики Татарстан (Россия). Украина передала в уставный фонд целостный имущественный комплекс АО "Кременчугнефтеоргсинтез" (правопреемник Кременчугского НПЗ), Татарстан – денежный взнос и акции нефтедобывающих предприятий.

И до конфликта с татарстанской стороной НПЗ включал подразделения по разведке и добыче нефти, расположенные в основном в РФ. Однако сейчас, после полного отстранения компании "Татнефть" от влияния на ЗАО, оно, в свою очередь, де-факто теряет контроль над основной массой корпоративной добычи. Впрочем, это не помешает заводу остаться одним из лидеров отечественной нефтяной отрасли.

Вокруг завода


Мощности ЗАО рассчитаны на работу со всеми типами нефти и газового конденсата с годовой загрузкой 18,6 млн. т. К заводу подведено 3 магистральных трубопровода с нефтяных месторождений Западной Сибири, Поволжья и востока Украины. Так, компания способна перерабатывать высокосернистую поволжскую нефть, что и является одной из важных причин интереса к нему со стороны российского нефтебизнеса. Производится достаточно широкий ассортимент продукции, в т.ч. неэтилированные бензины марок А-76, А-92, А-95, летнее и зимнее дизельное топливо, а также моторные, трансмиссионные и другие виды масел, ароматические углеводороды, нефтяные растворители, парафин, битум, мазут, сера. Среди прочего, ЗАО – крупнейший внутренний производитель и поставщик топлива для авиационных реактивных двигателей ТС-1. Контролируется акционерами, связанными с интересами группы "Приват".

В последние годы "Укртатнафта" фигурировала, прежде всего, в контексте борьбы Игоря Коломойского за контроль над активом с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым (фактическим хозяином "Татнефти"). Но об этом написано и сказано уже более чем достаточно, мы же остановимся на несколько ином. Например, на том, что окончательная "победа над татарами" позволяет "Привату" сделать кременчугское предприятие инструментом дальнейшей монополизации украинского нефтерынка. Именно в таком ключе независимые эксперты центра "Укрпромвнешэкспертиза" рассматривают осеннее изменение государственным оператором магистральных нефтепроводов ("Укртранснафтой") маршрута поставок нефти на Одесский НПЗ ЛУКОЙЛа. На что последний ответил полной остановкой завода.

Официальная версия заключалась в итоговом удорожании транспортировки на $6/т (до $38,95/т), но аналитики сходятся во мнении, что здесь не обошлось без "руки Коломойского". В частности, при новом маршруте появилась возможность стабильной прокачки нефти по "Приднепровским магистральным трубопроводам" в сторону, обратную поставкам в Одессу – из местного порта на кременчугское ЗАО. "Привату" это нужно для обеспечения поставок легкой азербайджанской нефти, прибывающей из Грузии Черным морем. Раньше "Приднепровские трубопроводы" использовались в обе стороны, но с наращиванием "Приватом" перевалки через Одессу пропускной способности хватать перестало. Зампредседателя правления НАК "Нафтогаз Украины" Валентин Франчук отмечает, что "ЛУКОЙЛу" было предложено 4 альтернативных маршрута поставок нефти, но все их он отклонил. Хотя они "предусматривали и снижение тарифа на транспортировку, и меньшие сроки прокачки за счет сокращения транспортного плеча". А затем глава "Укртранснафты" Александр Лазорко заявил: проблема россиян – в том, что они не смогли своевременно получить позиционные графики и разрешение на применение сквозного тарифа по территории РФ на октябрь и IV квартал, что позволило бы уменьшить расходы на транспортировку нефти на $3,5/т. И в ноябре "ЛУКОЙЛ" таки был вынужден согласиться на условия "коломойцев" и снова запустить одесский завод, получая нефть из Брод по реверсному режиму одиозной магистрали "Одесса-Броды".

О важности новизны

Вот такие страсти ради кременчугского ЗАО и монополии "Привата". К слову, буквально неделю назад глава правления компании Павел Овчаренко объявил, что поставки на "Укртатнафту" нефти из Азербайджана могут возрасти до 600-700 тыс. т в месяц – с нынешних 240 тыс. т. В этой связи напомним, что предприятие заключило 3-летний контракт с азербайджанской компанией SOCAR. П. Овчаренко говорит, что интерес азербайджанских поставщиков к Кременчугскому НПЗ вызван вытеснением их с европейского рынка российскими конкурентами.

В этом контексте заметим, что сейчас на кременчугском заводе продолжается реконструкция, направленная на улучшение качества дизтоплива (ДТ), а также бензинов. Так, в марте 2009 г. ЗАО приступило к выпуску ДТ по стандарту Евро-3, а к 2010 г. намерено вывести на рынок дизтопливо с содержанием серы не более 0,005%, отвечающее стандартам Евро-4. Для перечисленных целей завершается освоение новой установки изомеризации, установки гидроочистки бензинов каталитического крекинга, модернизировано оборудование гидроочистки ДТ. Все это представляет собой 1-й этап реконструкции мощностей, его ориентировочная стоимость – 1,4 млрд. грн. (в т.ч. 0,8 млрд. грн. – оборудование и материалы).

Кроме того, весьма интересен проект компании по непосредственному выходу на такого конечного потребителя, как авиаперевозчики. Наш собеседник в Минтопэнерго сообщает, что "Укртатнафта" начала самостоятельную заправку самолетов в аэропортах Украины летом 2008 г., по прямым договорам поставок. К осени-2009 объем реализации с момента старта проекта достиг 100 тыс. т.

По словам П. Овчаренко, ключевым партнером в данном случае является главный международный аэропорт страны – "Борисполь". Проведенная здесь модернизация заправочной системы обеспечивает "современный уровень заправки воздушных судов ведущих авиакомпаний". Кременчугское предприятие сотрудничает с "Аэросвитом" и с "Днеправиа"- что не странно, поскольку обоих этих перевозчиков уже контролирует "Приват". Переход этих крупных авиакомпаний стал заметным фактором снижения цен на авиатопливо в "Борисполе" в конце 2008 г. – примерно на 50%.

Сегодня кременчугский НПЗ работает подобным образом также в аэропортах "Львов", "Ивано-Франковск", "Луганск" и "Жуляны" (г. Киев). Наряду с развитием корпоративной сети АЗС, а также включенностью в строящийся вертикально-интегрированный топиливно-энергетический холдинг "Привата", "Укртатнафта" имеет хорошие шансы для дальнейших бизнес-успехов. Больше того, завод является наиболее современным нефтеперерабатывающим активом группы. "Галичина" и "Нефтехимик Прикарпатья", как известно, требуют серьезных и дорогих модернизаций. Поэтому кременчугское ЗАО было и остается ядром нефтяной империи Коломойского. И если ближайшие президентские выборы закончатся благоприятно для "Привата", а вероятно, так оно и будет, то эта роль "Укртатнафты" только усилится. И в компанию придут новые многомиллиардные инвестиции.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0



Статьи
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.
10.04.17, Максим Полевой
Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится.
07.04.17, Ярослав Ярош
Многократное повышение цен на газ для потребителей, потеря контроля над значительной частью черноморского шельфа и развеивание сланцевых грез сделали свое дело. Добыча природного газа из традиционных источников на материковой части Украины снова стала востребованной, а главное – высокомаржинальной. Такой поворот уже подвиг некоторых политиков и чиновников на смелые заявления, что к 2020 г. страна может полностью отказаться от импортного газа. Добывающие же компании просто пересмотрели в более позитивном ракурсе свои инвестиционные программы. Самая амбициозная под условным названием "20/20" – у государственного "Укргазвыдобування".
04.04.17, Максим Полевой
В условиях общего спада отечественного металлоэкспорта доля Европы в его структуре увеличилась. В текущем году украинские металлурги могут нарастить поставки в регион, но это будет зависеть от ситуации в отрасли.
30.03.17, Василий Январев
Заготовка металлолома в Украине сократилась до минимального показателя за последние 20 лет. Это делает практически неизбежным очередной раунд борьбы за этот важный для украинской металлургии ресурс – ведь никаких существенных предпосылок для увеличения заготовки металлолома на сегодняшний день не существует.
24.03.17, Максим Полевой
В 2016-м украинский рынок проката с покрытием продемонстрировал бурный рост. Сохранится ли этот тренд в текущем году, главным образом будет зависеть от общей экономической и политической обстановки в стране.
22.03.17, Игорь Воронцов
Долгоиграющее антимонопольное расследование Еврокомиссии в отношении "Газпрома" завершилось безоговорочной победой европейцев. Под их нажимом российский госконцерн был вынужден пойти на серьезные уступки. Вот только об интересах Украины, зачем-то вступившей в Европейское энергетическое сообщество, в Брюсселе никто не вспомнил.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!