kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Кременчуг как ядро

25.11.09
размер текста:

"Укртатнафта" - самый современный НПЗ группы Коломойского. Если "Приват" не проиграет президентские выборы, то на кременчугский завод придут новые многомиллиардные инвестиции.

ЗАО "Транснациональная финансово-промышленная нефтяная компания "Укртатнафта" создано в 1994 г. согласно указам президентов Украины и Республики Татарстан (Россия). Украина передала в уставный фонд целостный имущественный комплекс АО "Кременчугнефтеоргсинтез" (правопреемник Кременчугского НПЗ), Татарстан – денежный взнос и акции нефтедобывающих предприятий.

И до конфликта с татарстанской стороной НПЗ включал подразделения по разведке и добыче нефти, расположенные в основном в РФ. Однако сейчас, после полного отстранения компании "Татнефть" от влияния на ЗАО, оно, в свою очередь, де-факто теряет контроль над основной массой корпоративной добычи. Впрочем, это не помешает заводу остаться одним из лидеров отечественной нефтяной отрасли.

Вокруг завода


Мощности ЗАО рассчитаны на работу со всеми типами нефти и газового конденсата с годовой загрузкой 18,6 млн. т. К заводу подведено 3 магистральных трубопровода с нефтяных месторождений Западной Сибири, Поволжья и востока Украины. Так, компания способна перерабатывать высокосернистую поволжскую нефть, что и является одной из важных причин интереса к нему со стороны российского нефтебизнеса. Производится достаточно широкий ассортимент продукции, в т.ч. неэтилированные бензины марок А-76, А-92, А-95, летнее и зимнее дизельное топливо, а также моторные, трансмиссионные и другие виды масел, ароматические углеводороды, нефтяные растворители, парафин, битум, мазут, сера. Среди прочего, ЗАО – крупнейший внутренний производитель и поставщик топлива для авиационных реактивных двигателей ТС-1. Контролируется акционерами, связанными с интересами группы "Приват".

В последние годы "Укртатнафта" фигурировала, прежде всего, в контексте борьбы Игоря Коломойского за контроль над активом с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым (фактическим хозяином "Татнефти"). Но об этом написано и сказано уже более чем достаточно, мы же остановимся на несколько ином. Например, на том, что окончательная "победа над татарами" позволяет "Привату" сделать кременчугское предприятие инструментом дальнейшей монополизации украинского нефтерынка. Именно в таком ключе независимые эксперты центра "Укрпромвнешэкспертиза" рассматривают осеннее изменение государственным оператором магистральных нефтепроводов ("Укртранснафтой") маршрута поставок нефти на Одесский НПЗ ЛУКОЙЛа. На что последний ответил полной остановкой завода.

Официальная версия заключалась в итоговом удорожании транспортировки на $6/т (до $38,95/т), но аналитики сходятся во мнении, что здесь не обошлось без "руки Коломойского". В частности, при новом маршруте появилась возможность стабильной прокачки нефти по "Приднепровским магистральным трубопроводам" в сторону, обратную поставкам в Одессу – из местного порта на кременчугское ЗАО. "Привату" это нужно для обеспечения поставок легкой азербайджанской нефти, прибывающей из Грузии Черным морем. Раньше "Приднепровские трубопроводы" использовались в обе стороны, но с наращиванием "Приватом" перевалки через Одессу пропускной способности хватать перестало. Зампредседателя правления НАК "Нафтогаз Украины" Валентин Франчук отмечает, что "ЛУКОЙЛу" было предложено 4 альтернативных маршрута поставок нефти, но все их он отклонил. Хотя они "предусматривали и снижение тарифа на транспортировку, и меньшие сроки прокачки за счет сокращения транспортного плеча". А затем глава "Укртранснафты" Александр Лазорко заявил: проблема россиян – в том, что они не смогли своевременно получить позиционные графики и разрешение на применение сквозного тарифа по территории РФ на октябрь и IV квартал, что позволило бы уменьшить расходы на транспортировку нефти на $3,5/т. И в ноябре "ЛУКОЙЛ" таки был вынужден согласиться на условия "коломойцев" и снова запустить одесский завод, получая нефть из Брод по реверсному режиму одиозной магистрали "Одесса-Броды".

О важности новизны

Вот такие страсти ради кременчугского ЗАО и монополии "Привата". К слову, буквально неделю назад глава правления компании Павел Овчаренко объявил, что поставки на "Укртатнафту" нефти из Азербайджана могут возрасти до 600-700 тыс. т в месяц – с нынешних 240 тыс. т. В этой связи напомним, что предприятие заключило 3-летний контракт с азербайджанской компанией SOCAR. П. Овчаренко говорит, что интерес азербайджанских поставщиков к Кременчугскому НПЗ вызван вытеснением их с европейского рынка российскими конкурентами.

В этом контексте заметим, что сейчас на кременчугском заводе продолжается реконструкция, направленная на улучшение качества дизтоплива (ДТ), а также бензинов. Так, в марте 2009 г. ЗАО приступило к выпуску ДТ по стандарту Евро-3, а к 2010 г. намерено вывести на рынок дизтопливо с содержанием серы не более 0,005%, отвечающее стандартам Евро-4. Для перечисленных целей завершается освоение новой установки изомеризации, установки гидроочистки бензинов каталитического крекинга, модернизировано оборудование гидроочистки ДТ. Все это представляет собой 1-й этап реконструкции мощностей, его ориентировочная стоимость – 1,4 млрд. грн. (в т.ч. 0,8 млрд. грн. – оборудование и материалы).

Кроме того, весьма интересен проект компании по непосредственному выходу на такого конечного потребителя, как авиаперевозчики. Наш собеседник в Минтопэнерго сообщает, что "Укртатнафта" начала самостоятельную заправку самолетов в аэропортах Украины летом 2008 г., по прямым договорам поставок. К осени-2009 объем реализации с момента старта проекта достиг 100 тыс. т.

По словам П. Овчаренко, ключевым партнером в данном случае является главный международный аэропорт страны – "Борисполь". Проведенная здесь модернизация заправочной системы обеспечивает "современный уровень заправки воздушных судов ведущих авиакомпаний". Кременчугское предприятие сотрудничает с "Аэросвитом" и с "Днеправиа"- что не странно, поскольку обоих этих перевозчиков уже контролирует "Приват". Переход этих крупных авиакомпаний стал заметным фактором снижения цен на авиатопливо в "Борисполе" в конце 2008 г. – примерно на 50%.

Сегодня кременчугский НПЗ работает подобным образом также в аэропортах "Львов", "Ивано-Франковск", "Луганск" и "Жуляны" (г. Киев). Наряду с развитием корпоративной сети АЗС, а также включенностью в строящийся вертикально-интегрированный топиливно-энергетический холдинг "Привата", "Укртатнафта" имеет хорошие шансы для дальнейших бизнес-успехов. Больше того, завод является наиболее современным нефтеперерабатывающим активом группы. "Галичина" и "Нефтехимик Прикарпатья", как известно, требуют серьезных и дорогих модернизаций. Поэтому кременчугское ЗАО было и остается ядром нефтяной империи Коломойского. И если ближайшие президентские выборы закончатся благоприятно для "Привата", а вероятно, так оно и будет, то эта роль "Укртатнафты" только усилится. И в компанию придут новые многомиллиардные инвестиции.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!