Подробнее Запомнить город


Кременчуг как ядро

25.11.09
размер текста:

"Укртатнафта" - самый современный НПЗ группы Коломойского. Если "Приват" не проиграет президентские выборы, то на кременчугский завод придут новые многомиллиардные инвестиции.

ЗАО "Транснациональная финансово-промышленная нефтяная компания "Укртатнафта" создано в 1994 г. согласно указам президентов Украины и Республики Татарстан (Россия). Украина передала в уставный фонд целостный имущественный комплекс АО "Кременчугнефтеоргсинтез" (правопреемник Кременчугского НПЗ), Татарстан – денежный взнос и акции нефтедобывающих предприятий.

И до конфликта с татарстанской стороной НПЗ включал подразделения по разведке и добыче нефти, расположенные в основном в РФ. Однако сейчас, после полного отстранения компании "Татнефть" от влияния на ЗАО, оно, в свою очередь, де-факто теряет контроль над основной массой корпоративной добычи. Впрочем, это не помешает заводу остаться одним из лидеров отечественной нефтяной отрасли.

Вокруг завода


Мощности ЗАО рассчитаны на работу со всеми типами нефти и газового конденсата с годовой загрузкой 18,6 млн. т. К заводу подведено 3 магистральных трубопровода с нефтяных месторождений Западной Сибири, Поволжья и востока Украины. Так, компания способна перерабатывать высокосернистую поволжскую нефть, что и является одной из важных причин интереса к нему со стороны российского нефтебизнеса. Производится достаточно широкий ассортимент продукции, в т.ч. неэтилированные бензины марок А-76, А-92, А-95, летнее и зимнее дизельное топливо, а также моторные, трансмиссионные и другие виды масел, ароматические углеводороды, нефтяные растворители, парафин, битум, мазут, сера. Среди прочего, ЗАО – крупнейший внутренний производитель и поставщик топлива для авиационных реактивных двигателей ТС-1. Контролируется акционерами, связанными с интересами группы "Приват".

В последние годы "Укртатнафта" фигурировала, прежде всего, в контексте борьбы Игоря Коломойского за контроль над активом с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым (фактическим хозяином "Татнефти"). Но об этом написано и сказано уже более чем достаточно, мы же остановимся на несколько ином. Например, на том, что окончательная "победа над татарами" позволяет "Привату" сделать кременчугское предприятие инструментом дальнейшей монополизации украинского нефтерынка. Именно в таком ключе независимые эксперты центра "Укрпромвнешэкспертиза" рассматривают осеннее изменение государственным оператором магистральных нефтепроводов ("Укртранснафтой") маршрута поставок нефти на Одесский НПЗ ЛУКОЙЛа. На что последний ответил полной остановкой завода.

Официальная версия заключалась в итоговом удорожании транспортировки на $6/т (до $38,95/т), но аналитики сходятся во мнении, что здесь не обошлось без "руки Коломойского". В частности, при новом маршруте появилась возможность стабильной прокачки нефти по "Приднепровским магистральным трубопроводам" в сторону, обратную поставкам в Одессу – из местного порта на кременчугское ЗАО. "Привату" это нужно для обеспечения поставок легкой азербайджанской нефти, прибывающей из Грузии Черным морем. Раньше "Приднепровские трубопроводы" использовались в обе стороны, но с наращиванием "Приватом" перевалки через Одессу пропускной способности хватать перестало. Зампредседателя правления НАК "Нафтогаз Украины" Валентин Франчук отмечает, что "ЛУКОЙЛу" было предложено 4 альтернативных маршрута поставок нефти, но все их он отклонил. Хотя они "предусматривали и снижение тарифа на транспортировку, и меньшие сроки прокачки за счет сокращения транспортного плеча". А затем глава "Укртранснафты" Александр Лазорко заявил: проблема россиян – в том, что они не смогли своевременно получить позиционные графики и разрешение на применение сквозного тарифа по территории РФ на октябрь и IV квартал, что позволило бы уменьшить расходы на транспортировку нефти на $3,5/т. И в ноябре "ЛУКОЙЛ" таки был вынужден согласиться на условия "коломойцев" и снова запустить одесский завод, получая нефть из Брод по реверсному режиму одиозной магистрали "Одесса-Броды".

О важности новизны

Вот такие страсти ради кременчугского ЗАО и монополии "Привата". К слову, буквально неделю назад глава правления компании Павел Овчаренко объявил, что поставки на "Укртатнафту" нефти из Азербайджана могут возрасти до 600-700 тыс. т в месяц – с нынешних 240 тыс. т. В этой связи напомним, что предприятие заключило 3-летний контракт с азербайджанской компанией SOCAR. П. Овчаренко говорит, что интерес азербайджанских поставщиков к Кременчугскому НПЗ вызван вытеснением их с европейского рынка российскими конкурентами.

В этом контексте заметим, что сейчас на кременчугском заводе продолжается реконструкция, направленная на улучшение качества дизтоплива (ДТ), а также бензинов. Так, в марте 2009 г. ЗАО приступило к выпуску ДТ по стандарту Евро-3, а к 2010 г. намерено вывести на рынок дизтопливо с содержанием серы не более 0,005%, отвечающее стандартам Евро-4. Для перечисленных целей завершается освоение новой установки изомеризации, установки гидроочистки бензинов каталитического крекинга, модернизировано оборудование гидроочистки ДТ. Все это представляет собой 1-й этап реконструкции мощностей, его ориентировочная стоимость – 1,4 млрд. грн. (в т.ч. 0,8 млрд. грн. – оборудование и материалы).

Кроме того, весьма интересен проект компании по непосредственному выходу на такого конечного потребителя, как авиаперевозчики. Наш собеседник в Минтопэнерго сообщает, что "Укртатнафта" начала самостоятельную заправку самолетов в аэропортах Украины летом 2008 г., по прямым договорам поставок. К осени-2009 объем реализации с момента старта проекта достиг 100 тыс. т.

По словам П. Овчаренко, ключевым партнером в данном случае является главный международный аэропорт страны – "Борисполь". Проведенная здесь модернизация заправочной системы обеспечивает "современный уровень заправки воздушных судов ведущих авиакомпаний". Кременчугское предприятие сотрудничает с "Аэросвитом" и с "Днеправиа"- что не странно, поскольку обоих этих перевозчиков уже контролирует "Приват". Переход этих крупных авиакомпаний стал заметным фактором снижения цен на авиатопливо в "Борисполе" в конце 2008 г. – примерно на 50%.

Сегодня кременчугский НПЗ работает подобным образом также в аэропортах "Львов", "Ивано-Франковск", "Луганск" и "Жуляны" (г. Киев). Наряду с развитием корпоративной сети АЗС, а также включенностью в строящийся вертикально-интегрированный топиливно-энергетический холдинг "Привата", "Укртатнафта" имеет хорошие шансы для дальнейших бизнес-успехов. Больше того, завод является наиболее современным нефтеперерабатывающим активом группы. "Галичина" и "Нефтехимик Прикарпатья", как известно, требуют серьезных и дорогих модернизаций. Поэтому кременчугское ЗАО было и остается ядром нефтяной империи Коломойского. И если ближайшие президентские выборы закончатся благоприятно для "Привата", а вероятно, так оно и будет, то эта роль "Укртатнафты" только усилится. И в компанию придут новые многомиллиардные инвестиции.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.
05.12.17, Ярослав Ярош
Правительство Польши пытается отсудить у украинских владельцев автомобильного завода FSO Zeran 250 млн злотых (около 70 млн долл.) за невыполнение инвестиционных обязательств и ущерб польскому автопрому. Юридические перспективы у этого иска призрачные, но он может спровоцировать претензии и к другим украинским активам в соседней стране.
30.11.17, Максим Полевой
Индия активно развивает свою металлургию и ведет экспортную экспансию. Но возможности для работы на металлорынке этой страны по-прежнему есть.
27.11.17, Ярослав Ярош
За три с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходиться без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих пор нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.
24.11.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реализацию масштабной программы реконструкции, которая позволяет ему укрепить позиции в условиях обострения конкурентной борьбы на внешних рынках.
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!