kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Кременчуг как ядро

25.11.09
размер текста:

"Укртатнафта" - самый современный НПЗ группы Коломойского. Если "Приват" не проиграет президентские выборы, то на кременчугский завод придут новые многомиллиардные инвестиции.

ЗАО "Транснациональная финансово-промышленная нефтяная компания "Укртатнафта" создано в 1994 г. согласно указам президентов Украины и Республики Татарстан (Россия). Украина передала в уставный фонд целостный имущественный комплекс АО "Кременчугнефтеоргсинтез" (правопреемник Кременчугского НПЗ), Татарстан – денежный взнос и акции нефтедобывающих предприятий.

И до конфликта с татарстанской стороной НПЗ включал подразделения по разведке и добыче нефти, расположенные в основном в РФ. Однако сейчас, после полного отстранения компании "Татнефть" от влияния на ЗАО, оно, в свою очередь, де-факто теряет контроль над основной массой корпоративной добычи. Впрочем, это не помешает заводу остаться одним из лидеров отечественной нефтяной отрасли.

Вокруг завода


Мощности ЗАО рассчитаны на работу со всеми типами нефти и газового конденсата с годовой загрузкой 18,6 млн. т. К заводу подведено 3 магистральных трубопровода с нефтяных месторождений Западной Сибири, Поволжья и востока Украины. Так, компания способна перерабатывать высокосернистую поволжскую нефть, что и является одной из важных причин интереса к нему со стороны российского нефтебизнеса. Производится достаточно широкий ассортимент продукции, в т.ч. неэтилированные бензины марок А-76, А-92, А-95, летнее и зимнее дизельное топливо, а также моторные, трансмиссионные и другие виды масел, ароматические углеводороды, нефтяные растворители, парафин, битум, мазут, сера. Среди прочего, ЗАО – крупнейший внутренний производитель и поставщик топлива для авиационных реактивных двигателей ТС-1. Контролируется акционерами, связанными с интересами группы "Приват".

В последние годы "Укртатнафта" фигурировала, прежде всего, в контексте борьбы Игоря Коломойского за контроль над активом с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым (фактическим хозяином "Татнефти"). Но об этом написано и сказано уже более чем достаточно, мы же остановимся на несколько ином. Например, на том, что окончательная "победа над татарами" позволяет "Привату" сделать кременчугское предприятие инструментом дальнейшей монополизации украинского нефтерынка. Именно в таком ключе независимые эксперты центра "Укрпромвнешэкспертиза" рассматривают осеннее изменение государственным оператором магистральных нефтепроводов ("Укртранснафтой") маршрута поставок нефти на Одесский НПЗ ЛУКОЙЛа. На что последний ответил полной остановкой завода.

Официальная версия заключалась в итоговом удорожании транспортировки на $6/т (до $38,95/т), но аналитики сходятся во мнении, что здесь не обошлось без "руки Коломойского". В частности, при новом маршруте появилась возможность стабильной прокачки нефти по "Приднепровским магистральным трубопроводам" в сторону, обратную поставкам в Одессу – из местного порта на кременчугское ЗАО. "Привату" это нужно для обеспечения поставок легкой азербайджанской нефти, прибывающей из Грузии Черным морем. Раньше "Приднепровские трубопроводы" использовались в обе стороны, но с наращиванием "Приватом" перевалки через Одессу пропускной способности хватать перестало. Зампредседателя правления НАК "Нафтогаз Украины" Валентин Франчук отмечает, что "ЛУКОЙЛу" было предложено 4 альтернативных маршрута поставок нефти, но все их он отклонил. Хотя они "предусматривали и снижение тарифа на транспортировку, и меньшие сроки прокачки за счет сокращения транспортного плеча". А затем глава "Укртранснафты" Александр Лазорко заявил: проблема россиян – в том, что они не смогли своевременно получить позиционные графики и разрешение на применение сквозного тарифа по территории РФ на октябрь и IV квартал, что позволило бы уменьшить расходы на транспортировку нефти на $3,5/т. И в ноябре "ЛУКОЙЛ" таки был вынужден согласиться на условия "коломойцев" и снова запустить одесский завод, получая нефть из Брод по реверсному режиму одиозной магистрали "Одесса-Броды".

О важности новизны

Вот такие страсти ради кременчугского ЗАО и монополии "Привата". К слову, буквально неделю назад глава правления компании Павел Овчаренко объявил, что поставки на "Укртатнафту" нефти из Азербайджана могут возрасти до 600-700 тыс. т в месяц – с нынешних 240 тыс. т. В этой связи напомним, что предприятие заключило 3-летний контракт с азербайджанской компанией SOCAR. П. Овчаренко говорит, что интерес азербайджанских поставщиков к Кременчугскому НПЗ вызван вытеснением их с европейского рынка российскими конкурентами.

В этом контексте заметим, что сейчас на кременчугском заводе продолжается реконструкция, направленная на улучшение качества дизтоплива (ДТ), а также бензинов. Так, в марте 2009 г. ЗАО приступило к выпуску ДТ по стандарту Евро-3, а к 2010 г. намерено вывести на рынок дизтопливо с содержанием серы не более 0,005%, отвечающее стандартам Евро-4. Для перечисленных целей завершается освоение новой установки изомеризации, установки гидроочистки бензинов каталитического крекинга, модернизировано оборудование гидроочистки ДТ. Все это представляет собой 1-й этап реконструкции мощностей, его ориентировочная стоимость – 1,4 млрд. грн. (в т.ч. 0,8 млрд. грн. – оборудование и материалы).

Кроме того, весьма интересен проект компании по непосредственному выходу на такого конечного потребителя, как авиаперевозчики. Наш собеседник в Минтопэнерго сообщает, что "Укртатнафта" начала самостоятельную заправку самолетов в аэропортах Украины летом 2008 г., по прямым договорам поставок. К осени-2009 объем реализации с момента старта проекта достиг 100 тыс. т.

По словам П. Овчаренко, ключевым партнером в данном случае является главный международный аэропорт страны – "Борисполь". Проведенная здесь модернизация заправочной системы обеспечивает "современный уровень заправки воздушных судов ведущих авиакомпаний". Кременчугское предприятие сотрудничает с "Аэросвитом" и с "Днеправиа"- что не странно, поскольку обоих этих перевозчиков уже контролирует "Приват". Переход этих крупных авиакомпаний стал заметным фактором снижения цен на авиатопливо в "Борисполе" в конце 2008 г. – примерно на 50%.

Сегодня кременчугский НПЗ работает подобным образом также в аэропортах "Львов", "Ивано-Франковск", "Луганск" и "Жуляны" (г. Киев). Наряду с развитием корпоративной сети АЗС, а также включенностью в строящийся вертикально-интегрированный топиливно-энергетический холдинг "Привата", "Укртатнафта" имеет хорошие шансы для дальнейших бизнес-успехов. Больше того, завод является наиболее современным нефтеперерабатывающим активом группы. "Галичина" и "Нефтехимик Прикарпатья", как известно, требуют серьезных и дорогих модернизаций. Поэтому кременчугское ЗАО было и остается ядром нефтяной империи Коломойского. И если ближайшие президентские выборы закончатся благоприятно для "Привата", а вероятно, так оно и будет, то эта роль "Укртатнафты" только усилится. И в компанию придут новые многомиллиардные инвестиции.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!