kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


П. остался на трубе

24.11.09
размер текста:

Владельцу группы "Интерпайп" Виктору Пинчуку, похоже, удастся еще, по крайней мере, на год сохранить свои позиции на российском рынке труб нефтяного сортамента. Нынешней осенью он продемонстрировал эффективный мастер-класс на тему, как, играя на противоречиях российских промышленников, продвигать свою продукцию.

За последние годы структура экспорта украинских труб в Россию кардинально изменилась. Если раньше в ней доминировали трубы большого диаметра, используемые при прокладке магистральных нефте- и газопроводов, то теперь более половины поставок в Россию приходится на трубы обсадные, буровые, насосные и т. п. малых и средних диаметров. И хотя их основным потребителем остается все та же нефтегазовая отрасль, но уже совсем другой ее сегмент - добывающий. Причем более 80% таких труб, поступающих из Украины, как раз изготовлены на 5 трубных заводах, входящих в группу "Интерпайп". Согласно экспертным оценкам, в нынешнем году на российский рынок поставлялось до 68% произведенной ими продукции (однако здесь имеется ввиду весь сортамент труб, а не только нефтегазовый).

Жизнь предприятиям Пинчука на рынке соседней страны значительно облегчало подписанное еще 5 лет соглашение о беспошлинном ввозе интерпайповских труб на территорию РФ. Согласно документу, заводы группы брали на себя добровольные ограничения по объемам поставок. Но это их совсем не смущало, поскольку объем квоты был достаточно велик, особенно в нынешних условиях падения сбыта. Так, ее размер на 2009 год равен 427 тыс. тонн, но вряд ли квота будет выбрана больше, чем наполовину. Так, за три первых квартала "Интерпайп" в ее рамках продал примерно 140-150 тыс. тонн труб. Впрочем, смущало украинскую группу совсем другое: 31 декабря срок действия беспошлинного соглашения заканчивается, и если оно не будет продлено, то предприятиям "Интерпайпа" с нового года придется платить в российский бюджет пошлины на общих условиях, то есть в размере от 8,9% до 55,3% таможенной стоимости в зависимости от вида труб.

Горячим противником пролонгации беспошлинного соглашения выступает российский Фонд развития трубной промышленности - одно из самых активных лоббистских объединений металлургов России. Его категорическая позиция и стала причиной того, что несколько раундов трубных переговоров еще в первой половине 2009 года к консенсусу не привели. Что ж, безуспешные лобовые атаки вынудили группу "Интерпайп" искать фланговых путей на российский рынок и такая тактика принесла лучшие плоды. Активные переговоры днепропетровских трубников со своими VIP-клиентами в России привели к тому, что 2 ноября 5 крупнейших нефтяных компаний соседнего государства - "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "Роснефть" "Газпром нефть" и "ТНК-BP" - обратились к своему правительству с просьбой продолжить сроки беспошлинного ввоза украинских труб. Письмо пятерых пришлось как нельзя кстати к встрече министров энергетики двух стран в рамках заседания украинско-российской межправительственной комиссии по вопросам ТЭК. Ее сопредседатели Юрий Продан и Сергей Шматко договорились активизировать усилия по пролонгации соглашения о беспошлинном ввозе. А вскоре, вслед за Минэнерго, поддержать чаяния нефтяников, а соответственно и "Интерпайпа", решила и Федеральная антимонопольная служба России.

Случай редчайший. Трудно даже вспомнить, когда еще российские правительственные органы помогали украинским товаропроизводителям обосноваться на их территории. Однако прецедент с "Интерпайпом" доказывает: невозможное - возможно. Правильно подготовленная почва дает благодарные всходы. А Виктор Пинчук удабривает ее самым надежным способом - рублем. Он готов поставлять российским нефтяникам трубы как минимум на 10% дешевле, чем меткомбинаты самой России (а по некоторым позициям ценовой разрыв еще существеннее). Такая экономия - и сама по себе существенный козырь. Но, кроме того, присутствие продукции "Интерпайпа" на российском рынке нефтяных труб имеет и серьезное психологическое значение: оно мешает местным трубникам безоглядно диктовать цены тем же "Лукойлу", "ТНК-ВР" и их коллегам.

В иной ситуации ценовая сговорчивость "Интерпайпа" могла бы стать основанием для возбуждения против него антидемпингового расследования. Но когда его трубы занимают лишь 5-7% от общего потребления в своем сегменте, и когда физические объемы его экспорта в Россию не растут, а наоборот уменьшаются, то, по мнению Федеральной антимонопольной службы РФ, – это больше благо, чем зло. Руководитель ФАС Игорь Артемьев в письме на имя вице-премьера российского правительства Игоря Сечина отмечает, что продление соглашения на беспошлинный ввоз украинских труб поможет сдержать рост цен на них на внутреннем рынке. Взвинчивает же цены триумвират российских производителей, состоящих из Объединенной металлургической компании, Трубной металлургической компании и Челябинского трубопрокатного завода. По данным ФАС, в разных номенклатурных группах труб для ТЭК, их суммарная доля колеблется от 65 до 88%.

Похожей позиции придерживается и глава российского Минэнерго Сергей Шматко, утверждающий, что конкурентная ценовая среда на трубную продукцию позволит нефтяной отрасли минимизировать издержки, что особенно важно в ближайшие годы, когда нефтяникам предстоит браться за ряд капиталоемких проектов по освоению новых месторождений. Однако в условиях, когда национальные метпроизводители регулярно повышают отпускные цены, с упомянутой минимизацией возникают большие проблемы. Согласно мониторингу того же Минэнерго, только за период с июля по октябрь 2009 года цены на российскую трубную продукцию для нефтяников выросли в среднем на 12%.

Впрочем, ни энергетическое, ни антимонопольное ведомство не являются последними инстанциями, открывающими ворота продукции "Интерпайпа" на российский рынок. Соглашение пятилетней давности было подписано не с ними, а с министерствами промышленности и торговли и экономического развития России. Им и предстоит продлевать сроки. А в этих органах влияние лобби из Фонда развития трубной промышленности достаточно сильно. С другой стороны многое будет зависеть от позиции вице-премьера Игоря Сечина, к которому обращалась ФАС и который традиционно покровительствует нефтяникам. В нынешнем составе российского правительства его считают самым близким к Владимиру Путину человеком, так что его визы под прошением нефтяных компаний было бы достаточно, чтобы трубы Виктора Пинчука остались на рынке России. Правда, пока из его канцелярии никаких распоряжений по этому поводу не поступало.

Приблизить развязку спора должно прошедшее 19-20 ноября в Ялте заседание украинско-российского комитета по вопросам экономического сотрудничества под председательством Владимира Путина и Юлии Тимошенко. И хотя традиционно в эпицентре таких переговоров находился газ, но и трубные дела делегации не обошли вниманием. В протоколе по итогам заседания сказано, что до конца года Украина и Россия подпишут дополнение к соглашению о поставках некоторых видов украинской трубной продукции на российский рынок, согласно которому в 2010 году Москва будет регулировать их нетарифными методами, то есть при помощи квот, а не импортных защитных пошлин. Именно этого и добивался "Интерпайп". Правда, в ответ Украине, вероятно, придется открыть свой рынок для российских стрелочных переводов.

В Министерстве промышленной политики Украины уже готовят проект новой редакции беспошлинного соглашения, согласно которому квота на поставки продукции "Интерпайпа" в Россию снизится до 300 тыс. тонн годовых, но сохранится еще в течение трех лет. В министерстве не отрицают, что готовы вести речь о заключении подобного соглашения и в сегменте труб большого диаметра, где кроме интерпайповских предприятий имеет свой интерес и Харцызский трубный завод группы "Метинвест". Сейчас украинские ТБД облагаются в России пошлиной в 8%, но параллельно ведется расследование относительно увеличения или снижения этого порога. Хотя бы промежуточный результат оно должно дать уже в декабре. Но к этому процессу в Киеве приковано пока гораздо меньше внимания. "Приоритетное задание - это решить вопрос с беспошлинным ввозом в Россию труб нефтяного сортамента, поскольку сейчас именно эта группа является основой украинского трубного экспорта, - сообщил один из чиновников Минпромполитики Украины. - Если удастся решить его позитивно, тогда будем плотнее заниматься и трубами большого диаметра".

Эти слова в принципе подтверждены свежими статистическими выкладками. Так, по данным "Металл-курьера", в октябре по сравнению с сентябрем общий экспорт украинских труб в Россию упал на 5% до 32,3 тыс. тонн, но при этом экспорт труб нефтяного сортамента вырос на 4% до 14 тыс. тонн. В номенклатуре же последних доминировали трубы диаметров 273 и 325 мм, произведенные на Новомосковском трубном заводе, принадлежащем "Интерпайпу".

В целом же емкость российского рынка труб, по расчетам Сергея Билана, генерального директора "Трубной металлургической компании (самого сильного конкурента "Интерпайпа" в России), оценивается в 2009 году в 5,772 млн. тонн. Из этого количества на ТБД приходится 1,218 млн. тонн, на бурильные трубы - 42 тыс. тонн, обсадные - 823 тыс. тонн, насосно-компрессорные - 462 тыс. тонн, сварные бесшовные нефтепроводные - 639 тыс. тонн, сварные общего назначения - 496 тыс. тонн. Как прогнозирует господин Билан, в 2010 году эта емкость при оптимистическом сценарии расширится до 6,644 млн. тонн, при пессимистическом - до 6,084 млн. тонн. А на этом фоне украинские 300 тыс. тонн - действительно всего лишь капля, которая уж никак не затопит тамошний рынок, как стращают российские металлургические лоббисты.

Ярослав Ярош

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!