kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Железнодорожная отрасль: рикошет

23.11.09
размер текста:

Двукратное падение объемов перевозок в 2009 г., привело к существенному сокращению доходов "Укрзализныци". Это, в свою очередь, рикошетом ударило по смежным промпредприятиям, для которых госмонополия является основным заказчиком.

Снижение поступлений от перевозок грузов и пассажиров железнодорожники компенсируют пропорциональным уменьшением капитальных затрат. В результате основной поставщик шпал для "Укрзализныци", ОАО "Спецжелезобетон" (г. Гнивань, Винницкая обл.) вынуждено по сравнению с прошлым годом уменьшить производство с 850 до 300 тыс. шт. При этом предприятие отгружает для госмонополии 90% своей продукции. А ведущий в Украине производитель рельсовых креплений, львовская корпорация "Путевые ремонтные технологии", сообщила о сокращении законтрактованных на текущий год объемов поставок для "Укрзализныци" на 30% по сравнению с 2008 г. Результатом стало сокращение персонала на львовском заводе на 27%, до 1500 чел. Соответственно уменьшились и закупки "Укрзализныцей" рельсов у мариупольского комбината "Азовсталь".

При этом в период кризиса железнодорожники экономят не только на путевом хозяйстве, но и на своем подвижном составе. На это указывают показатели работы ряда отраслевых предприятий по итогам 9 мес. 2009 г. Так, Днепропетровский тепловозоремонтный завод за отчетный период сократил чистую прибыль с 8,15 до 1,0 млн. грн. При этом выполнение работ в денежном эквиваленте уменьшилось с 236,14 до 74,29 млн. грн. А Львовский локомотиворемонтный завод за январь-сентябрь вообще получил чистый убыток в размере 1,13 млн. грн. по сравнению с чистой прибылью 5,8 млн. грн., полученной за тот же период годом ранее. Объемы выполнения работ были уменьшены с 152,9 до 88,76 млн. грн. Запорожский электровозоремонтный завод также показал ухудшение показателей: выполнение работ уменьшилось с 251,54 до 120,41 млн. грн., чистая прибыль с 3,13 до 0,28 млн. грн. Но наибольшую динамику падения продемонстрировал Изюмский тепловозоремонтный завод, который только за I квартал сократил производство с 6,5 млн. грн. до 69 тыс. грн. Это привело к чистому убытку в 1,98 млн. грн., тогда как в 2008 г. предприятие имело пусть и небольшую, но все же позитивную рентабельность. По сравнению с ним относительно неплохо обстоят дела на Киевском электровагоноремонтном заводе им. Январского восстания: там за 9 мес. производство уменьшилось "всего" с 166,47 до 106,78 млн. грн., а чистая прибыль с 2,03 до 1,35 млн. грн. Как говорится, могло быть и хуже. Тем не менее, общая тенденция по всем видам подвижного состава "Укрзализныци" просматривается однозначно: существенное сокращение ремонтных работ.

Уменьшились и закупки "Укрзализныци" на Днепропетровском и Керченском заводах стрелочных переводов – а это примерно 50% от общего объема их производства. Всего, по оценкам Ассоциации производителей оборудования железнодорожной инфраструктуры, входящие в ее состав предприятия в 2009 г. утратили две трети заказов. Вместе с тем следует отметить, что вагоностроители Крюковского и Стахановского заводов, а также "Днепровагонмаша" и "Азовмаша", сталкиваются с аналогичными проблемами. Однако они уже не первый год успешно решают их за счет расширения продаж в страны СНГ – прежде всего в Российскую Федерацию, Казахстан и Беларусь. Тогда как большинство производителей железнодорожной инфраструктуры заявляет о невозможности выхода на внешние рынки из-за своей узкой специализации, не предусматривающей перепрофилирования.

Несмотря на некоторый рост объемов грузоперевозок в IV квартале, смежникам "Укрзализныци" не приходится ожидать улучшения в обозримом будущем. Поскольку значительным риском для железнодорожников по-прежнему остаются курсовые колебания. Всего в текущем году "Укрзализныця" выплатила 7 млрд. грн по внешним займам, которые предоставлялись в долларах и евро, тогда как свои доходы железные дороги получают преимущественно в гривне. Кроме того, как отмечают в Государственной администрации железнодорожного транспорта, правительство и местные власти очень неаккуратно рассчитываются по компенсации за льготные пассажироперевозки. То есть, попросту говоря, платят не в полном объеме, накапливая задолженность. Этими факторами главным образом и обусловлен прогнозируемый по итогам 2009 г. дефицит оборотных средств "Укрзализныци" в размере 1,6 млрд. грн. В таком случае железным дорогам действительно не до капитальных инвестиций.

Тем не менее, ряд смежных предприятий видит выход из ситуации в своем возвращении в состав "Укрзализныци". Напомним, что из ее структуры смежники были выведены в апреле 2008 г. по инициативе тогдашнего главы транспортного ведомства Иосифа Винского. Позднее, после его отставки, данный приказ был отменен Кабмином, однако это коснулось не всех заводов. Поэтому, в частности, правление ОАО "Гниванский завод "Спецжелезобетон" в конце октября направило в Минтранссвязи обращение с просьбой о включении предприятия в состав "Укрзализныци"». По мнению топ-менеджмента, таким образом можно будет покрыть понесенные убытки. Между тем в транспортном ведомстве с ответом не спешат, поскольку включение в ее структуру убыточных заводов еще больше ухудшит финансовое положение самой "Укрзализныци".

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
24.03.17, Максим Полевой
В 2016-м украинский рынок проката с покрытием продемонстрировал бурный рост. Сохранится ли этот тренд в текущем году, главным образом будет зависеть от общей экономической и политической обстановки в стране.
22.03.17, Игорь Воронцов
Долгоиграющее антимонопольное расследование Еврокомиссии в отношении "Газпрома" завершилось безоговорочной победой европейцев. Под их нажимом российский госконцерн был вынужден пойти на серьезные уступки. Вот только об интересах Украины, зачем-то вступившей в Европейское энергетическое сообщество, в Брюсселе никто не вспомнил.
17.03.17, Максим Полевой
Украинский металлургический экспорт в страны бывшего СССР продолжает снижаться. Если еще в 2012-13-м эти государства в структуре украинского металлоэкспорта занимали в совокупности около 20% и более, то в прошлом году эта доля упала до 13,2% в денежном выражении, или до 954 млн долл. Однако некоторые рыночные позиции сохраняются.
10.03.17, Максим Полевой
На фоне обострения конкуренции на мировых металлорынках и усиления протекционизма особое значение для металлургов Украины приобретает посильная географическая диверсификация экспорта. Она может касаться второстепенных регионов, где конкурентная борьба между влиятельными поставщиками не слишком остра – по крайней мере, пока.
06.03.17, Ярослав Ярош
Российская горно-металлургическая группа Evraz, чьим ключевым бенефициаром является Роман Абрамович, сообщила, что достигла соглашения о продаже своего украинского коксохимического завода "Южкокс". Это уже второй украинский актив, с которым она готова расстаться после начала войны на Донбассе. Но сделка до сих пор не закрыта.
02.03.17, Игорь Воронцов
Евросоюзу долгое время удавалось отбиваться от китайской экспансии в металлургической отрасли. Однако в последнее время защитные редуты дали серьезную трещину. На помощь компаниям из КНР пришел очень сильный и грозный союзник – кризис. Первыми под его напором начали сдавать позиции наиболее слабые игроки – восточноевропейские стальные производители. А там не успеешь оглянуться, как очередь дойдет и до гораздо более благополучных и устойчивых предприятий в Западной Европе.
23.02.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реконструировать основные переделы и развивать сортамент, рассчитывая на оживление продаж в 2017 году. Но для стабильной работы предприятия необходимо решить проблему блокады железнодорожного сообщения с неподконтрольными территориями.
21.02.17, Ярослав Ярош
В январе в поселке Рудничное под Кривым Рогом прошли общественные слушания на тему строительства нового железорудного ГОКа на базе Шимановского и Зеленовского месторождений. Сама идея уже обросла густой бородой. Но на этот раз жителям предложили готовиться к переезду в соседние села, с вещами и денежной компенсацией. Так что, возможно, теперь это всерьез. Под выселение попадают более 300 дворов и даже несколько многоквартирных домов. Инвестор проекта – компания Black Iron – намерена приступить к рытью карьера уже со следующего года.
17.02.17, Василий Январев
Украинская промышленность, отработавшая прошлый год с небольшим плюсом после пятилетнего спада, рискует если не опять сократить производство, то, по крайней мере, существенно снизить темпы его роста. Одна из главных угроз на сегодня – тарифная политика государства, которая в прямом смысле слова оказывает удушающий эффект на экономику.
14.02.17, Максим Полевой
Иран и страны Ближнего Востока продолжают развивать собственную металлургию, сужая возможности для импортеров. Однако у украинских металлургов сохраняются шансы для экспорта в регион.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!