kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Железнодорожная отрасль: рикошет

23.11.09
размер текста:

Двукратное падение объемов перевозок в 2009 г., привело к существенному сокращению доходов "Укрзализныци". Это, в свою очередь, рикошетом ударило по смежным промпредприятиям, для которых госмонополия является основным заказчиком.

Снижение поступлений от перевозок грузов и пассажиров железнодорожники компенсируют пропорциональным уменьшением капитальных затрат. В результате основной поставщик шпал для "Укрзализныци", ОАО "Спецжелезобетон" (г. Гнивань, Винницкая обл.) вынуждено по сравнению с прошлым годом уменьшить производство с 850 до 300 тыс. шт. При этом предприятие отгружает для госмонополии 90% своей продукции. А ведущий в Украине производитель рельсовых креплений, львовская корпорация "Путевые ремонтные технологии", сообщила о сокращении законтрактованных на текущий год объемов поставок для "Укрзализныци" на 30% по сравнению с 2008 г. Результатом стало сокращение персонала на львовском заводе на 27%, до 1500 чел. Соответственно уменьшились и закупки "Укрзализныцей" рельсов у мариупольского комбината "Азовсталь".

При этом в период кризиса железнодорожники экономят не только на путевом хозяйстве, но и на своем подвижном составе. На это указывают показатели работы ряда отраслевых предприятий по итогам 9 мес. 2009 г. Так, Днепропетровский тепловозоремонтный завод за отчетный период сократил чистую прибыль с 8,15 до 1,0 млн. грн. При этом выполнение работ в денежном эквиваленте уменьшилось с 236,14 до 74,29 млн. грн. А Львовский локомотиворемонтный завод за январь-сентябрь вообще получил чистый убыток в размере 1,13 млн. грн. по сравнению с чистой прибылью 5,8 млн. грн., полученной за тот же период годом ранее. Объемы выполнения работ были уменьшены с 152,9 до 88,76 млн. грн. Запорожский электровозоремонтный завод также показал ухудшение показателей: выполнение работ уменьшилось с 251,54 до 120,41 млн. грн., чистая прибыль с 3,13 до 0,28 млн. грн. Но наибольшую динамику падения продемонстрировал Изюмский тепловозоремонтный завод, который только за I квартал сократил производство с 6,5 млн. грн. до 69 тыс. грн. Это привело к чистому убытку в 1,98 млн. грн., тогда как в 2008 г. предприятие имело пусть и небольшую, но все же позитивную рентабельность. По сравнению с ним относительно неплохо обстоят дела на Киевском электровагоноремонтном заводе им. Январского восстания: там за 9 мес. производство уменьшилось "всего" с 166,47 до 106,78 млн. грн., а чистая прибыль с 2,03 до 1,35 млн. грн. Как говорится, могло быть и хуже. Тем не менее, общая тенденция по всем видам подвижного состава "Укрзализныци" просматривается однозначно: существенное сокращение ремонтных работ.

Уменьшились и закупки "Укрзализныци" на Днепропетровском и Керченском заводах стрелочных переводов – а это примерно 50% от общего объема их производства. Всего, по оценкам Ассоциации производителей оборудования железнодорожной инфраструктуры, входящие в ее состав предприятия в 2009 г. утратили две трети заказов. Вместе с тем следует отметить, что вагоностроители Крюковского и Стахановского заводов, а также "Днепровагонмаша" и "Азовмаша", сталкиваются с аналогичными проблемами. Однако они уже не первый год успешно решают их за счет расширения продаж в страны СНГ – прежде всего в Российскую Федерацию, Казахстан и Беларусь. Тогда как большинство производителей железнодорожной инфраструктуры заявляет о невозможности выхода на внешние рынки из-за своей узкой специализации, не предусматривающей перепрофилирования.

Несмотря на некоторый рост объемов грузоперевозок в IV квартале, смежникам "Укрзализныци" не приходится ожидать улучшения в обозримом будущем. Поскольку значительным риском для железнодорожников по-прежнему остаются курсовые колебания. Всего в текущем году "Укрзализныця" выплатила 7 млрд. грн по внешним займам, которые предоставлялись в долларах и евро, тогда как свои доходы железные дороги получают преимущественно в гривне. Кроме того, как отмечают в Государственной администрации железнодорожного транспорта, правительство и местные власти очень неаккуратно рассчитываются по компенсации за льготные пассажироперевозки. То есть, попросту говоря, платят не в полном объеме, накапливая задолженность. Этими факторами главным образом и обусловлен прогнозируемый по итогам 2009 г. дефицит оборотных средств "Укрзализныци" в размере 1,6 млрд. грн. В таком случае железным дорогам действительно не до капитальных инвестиций.

Тем не менее, ряд смежных предприятий видит выход из ситуации в своем возвращении в состав "Укрзализныци". Напомним, что из ее структуры смежники были выведены в апреле 2008 г. по инициативе тогдашнего главы транспортного ведомства Иосифа Винского. Позднее, после его отставки, данный приказ был отменен Кабмином, однако это коснулось не всех заводов. Поэтому, в частности, правление ОАО "Гниванский завод "Спецжелезобетон" в конце октября направило в Минтранссвязи обращение с просьбой о включении предприятия в состав "Укрзализныци"». По мнению топ-менеджмента, таким образом можно будет покрыть понесенные убытки. Между тем в транспортном ведомстве с ответом не спешат, поскольку включение в ее структуру убыточных заводов еще больше ухудшит финансовое положение самой "Укрзализныци".

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!