kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Железнодорожная отрасль: рикошет

23.11.09
размер текста:

Двукратное падение объемов перевозок в 2009 г., привело к существенному сокращению доходов "Укрзализныци". Это, в свою очередь, рикошетом ударило по смежным промпредприятиям, для которых госмонополия является основным заказчиком.

Снижение поступлений от перевозок грузов и пассажиров железнодорожники компенсируют пропорциональным уменьшением капитальных затрат. В результате основной поставщик шпал для "Укрзализныци", ОАО "Спецжелезобетон" (г. Гнивань, Винницкая обл.) вынуждено по сравнению с прошлым годом уменьшить производство с 850 до 300 тыс. шт. При этом предприятие отгружает для госмонополии 90% своей продукции. А ведущий в Украине производитель рельсовых креплений, львовская корпорация "Путевые ремонтные технологии", сообщила о сокращении законтрактованных на текущий год объемов поставок для "Укрзализныци" на 30% по сравнению с 2008 г. Результатом стало сокращение персонала на львовском заводе на 27%, до 1500 чел. Соответственно уменьшились и закупки "Укрзализныцей" рельсов у мариупольского комбината "Азовсталь".

При этом в период кризиса железнодорожники экономят не только на путевом хозяйстве, но и на своем подвижном составе. На это указывают показатели работы ряда отраслевых предприятий по итогам 9 мес. 2009 г. Так, Днепропетровский тепловозоремонтный завод за отчетный период сократил чистую прибыль с 8,15 до 1,0 млн. грн. При этом выполнение работ в денежном эквиваленте уменьшилось с 236,14 до 74,29 млн. грн. А Львовский локомотиворемонтный завод за январь-сентябрь вообще получил чистый убыток в размере 1,13 млн. грн. по сравнению с чистой прибылью 5,8 млн. грн., полученной за тот же период годом ранее. Объемы выполнения работ были уменьшены с 152,9 до 88,76 млн. грн. Запорожский электровозоремонтный завод также показал ухудшение показателей: выполнение работ уменьшилось с 251,54 до 120,41 млн. грн., чистая прибыль с 3,13 до 0,28 млн. грн. Но наибольшую динамику падения продемонстрировал Изюмский тепловозоремонтный завод, который только за I квартал сократил производство с 6,5 млн. грн. до 69 тыс. грн. Это привело к чистому убытку в 1,98 млн. грн., тогда как в 2008 г. предприятие имело пусть и небольшую, но все же позитивную рентабельность. По сравнению с ним относительно неплохо обстоят дела на Киевском электровагоноремонтном заводе им. Январского восстания: там за 9 мес. производство уменьшилось "всего" с 166,47 до 106,78 млн. грн., а чистая прибыль с 2,03 до 1,35 млн. грн. Как говорится, могло быть и хуже. Тем не менее, общая тенденция по всем видам подвижного состава "Укрзализныци" просматривается однозначно: существенное сокращение ремонтных работ.

Уменьшились и закупки "Укрзализныци" на Днепропетровском и Керченском заводах стрелочных переводов – а это примерно 50% от общего объема их производства. Всего, по оценкам Ассоциации производителей оборудования железнодорожной инфраструктуры, входящие в ее состав предприятия в 2009 г. утратили две трети заказов. Вместе с тем следует отметить, что вагоностроители Крюковского и Стахановского заводов, а также "Днепровагонмаша" и "Азовмаша", сталкиваются с аналогичными проблемами. Однако они уже не первый год успешно решают их за счет расширения продаж в страны СНГ – прежде всего в Российскую Федерацию, Казахстан и Беларусь. Тогда как большинство производителей железнодорожной инфраструктуры заявляет о невозможности выхода на внешние рынки из-за своей узкой специализации, не предусматривающей перепрофилирования.

Несмотря на некоторый рост объемов грузоперевозок в IV квартале, смежникам "Укрзализныци" не приходится ожидать улучшения в обозримом будущем. Поскольку значительным риском для железнодорожников по-прежнему остаются курсовые колебания. Всего в текущем году "Укрзализныця" выплатила 7 млрд. грн по внешним займам, которые предоставлялись в долларах и евро, тогда как свои доходы железные дороги получают преимущественно в гривне. Кроме того, как отмечают в Государственной администрации железнодорожного транспорта, правительство и местные власти очень неаккуратно рассчитываются по компенсации за льготные пассажироперевозки. То есть, попросту говоря, платят не в полном объеме, накапливая задолженность. Этими факторами главным образом и обусловлен прогнозируемый по итогам 2009 г. дефицит оборотных средств "Укрзализныци" в размере 1,6 млрд. грн. В таком случае железным дорогам действительно не до капитальных инвестиций.

Тем не менее, ряд смежных предприятий видит выход из ситуации в своем возвращении в состав "Укрзализныци". Напомним, что из ее структуры смежники были выведены в апреле 2008 г. по инициативе тогдашнего главы транспортного ведомства Иосифа Винского. Позднее, после его отставки, данный приказ был отменен Кабмином, однако это коснулось не всех заводов. Поэтому, в частности, правление ОАО "Гниванский завод "Спецжелезобетон" в конце октября направило в Минтранссвязи обращение с просьбой о включении предприятия в состав "Укрзализныци"». По мнению топ-менеджмента, таким образом можно будет покрыть понесенные убытки. Между тем в транспортном ведомстве с ответом не спешат, поскольку включение в ее структуру убыточных заводов еще больше ухудшит финансовое положение самой "Укрзализныци".

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!