kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Энергетическая беззапасность

20.11.09
размер текста:

Гордо рапортуя о рекордных объемах газа, накопленных в подземных хранилищах, правительство предпочитает не упоминать о том, что запасы альтернативных видов топлива на складах ТЭС значительно ниже прошлогоднего уровня. Особенно остро стоит проблема с мазутом, хотя и угля газовой группы тоже не хватает.

К началу отопительного сезона, по данным Минтопэнерго, энергогенерирующие компании страны накопили около 3,6 млн. тонн угля и всего лишь 45 тыс. тонн мазута. Картина по углю выглядит таким образом, что антрацитные марки на складах имеются даже в избытке, тогда как марки газовой группы – в дефиците. На последние в общем балансе запасов приходится лишь около 1,1 млн. тонн, а нужно как минимум на 500-600 тыс. тонн больше. Ведь традиционно рацион украинских ТЭС распределяется между антрацитными и газовыми сортами в пропорции 50:50, но при этом каждая из станций рассчитана лишь на свою конкретную марку угля. Например, на востоке страны больше предпочтения отдают антрациту, тогда как в структуре "Западэнерго" ТЭС работают исключительно на угле марок Г или ГСШ. К числу таких, в частности, принадлежит и Бурштынская электростанция, обеспечивающая львиную долю отечественного экспорта электроэнергии. Таким образом, именно западноукраинские энергетики и обделены сегодня угольным ресурсом больше всего, тогда как, например, на Старобешевской или Славянской ТЭС антрацит уже просто некуда складировать.

Подобный перекос в значительной мере вызван политикой самого же Кабмина. В 2009 году премьер Юлия Тимошенко распорядилась, чтобы государственные ТЭС закупали уголь исключительно у государственных компаний, да еще и по ценам в 2 раза выше рыночных. И даже при такой "принудиловке" еще 3,66 млрд. гривен шахтеры получили за январь-сентябрь 2009 года в виде компенсаций из госбюджета. Это называлось поддержкой отечественной угледобывающей отрасли. Вылилась же такая поддержка в то, что склады энергогенерирующих компаний затоварены лишним углем (причем не всегда оплаченным), а топить все равно приходится газом.

Еще год назад глава украинского правительства кинула клич о переводе максимального количества энергогенерирующих мощностей в стране с природного газа на уголь. В Министерстве топлива и энергетики рьяно бросились выполнять директиву свыше, но уже год спустя дали задний ход. И дело здесь не только в дефиците углей газовых марок, но и в том, что большая "черная дыра" образовалась на внутреннем рынке газа, от чего и материально, и морально страдает НАК "Нафтогаз Украины". Если за 9 месяцев 2008 года предприятия ТЭК купили у него почти 12 млрд. кубометров "голубого топлива", то за аналогичный период 2009-го - лишь 9,2 млрд. кубов. А ведь над "Нафтогазом" висят контрактные обязательства по закупке у "Газпрома" не менее 41 млрд. кубометров газа в год, которые он в текущем году наверняка не выполнит, поскольку девать ресурс и так некуда, и каждый дополнительно потерянный миллиард сбыта для него, как скалка под ноготь. Тем более, что ситуация со штрафами за недобор (предъявят - не предъявят?) до сих пор остается туманной. Поэтому нынешней зимой уже никто не будет призывать энергетиков экономить газ.

Наоборот, под соусом заботы об экологии Кабмин потихоньку сворачивает свою инициативу по переводу энергетической отрасли с газа на уголь. В октябре министр охраны окружающей природной среды Георгий Филипчук поручил подразделениям Минприроды на местах проверить все тепловые электростанции, увеличившие потребление угля и мазута в 2009 году, ссылаясь на участившиеся жалобы из регионов по поводу загрязнения внешней среды в местах работы ТЭС. Он назвал и несколько городов, откуда приходили тревожные сигналы (Краматорск, Макеевка, Алчевск, Кременчуг), и пригрозил даже закрытием вредоносных объектов. Впрочем, такие проверки выглядят, скорее, как прикрытие отступления, иначе пришлось бы прямо признавать, что сам переход с газа на уголь был скоропалительной и малопродуманной кампанией. Эффективным такой "план ГОЭЛРО" мог бы оказаться в случае применения современных очистных и топливосжигающих технологий, например, сгорания угля в циркулирующем кипящем шаре, но в Украине работает лишь один-единственный аппарат такого типа - на Старобешивской ТЭС. На внедрение чего-то подобного на других станциях у государства не хватает денег, а на приватизацию энергогенерирующих компаний - смелости.

Но диспропорция в обеспечении предприятий генерации углем - это еще цветочки, ягодки же - это полный провал планов по накоплению на объектах ТЭК мазута. Согласно нормативам, на каждой из ТЭС к началу отопительного сезона должен храниться 10-дневный запас этого топлива, реально же на некоторых из станций к середине октября мазута хватало лишь на 2-3 дня работы. По данным Минтопэнерго, по состоянию на 1 октября на всех ТЭС и ТЭЦ страны удалось заготовить только 45 тыс. тонн мазута, тогда как по плану необходимо было иметь примерно 120 тыс. тонн, а год назад этот показатель вообще приближался к 150 тыс. тонн. Октябрь уже прошел, но существенно ситуацию поправить не удалось. Как отмечают энергетики, в последние недели в свободной продаже на отечественном рынке мазут появлялся лишь изредка, да и те крохи приобрести практически было невозможно из-за громоздкости тендерных процедур.

В связи с этим Минтопэнерго даже подало на рассмотрение Кабмина проект постановления, разрешающего национальной "Энергетической компании Украины" приобретать мазут не на тендерах, а напрямую у производителя (предварительные переговоры о закупках велись с Кременчугским НПЗ). Но у правительства руки к документу не доходят уже почти месяц, а там гляди – и половина отопительного сезона будет пройдена. Так, в предыдущем сезоне упрощенная процедура продажи мазута предприятиям ТЭК и лицензирование вывоза его за рубеж были одобрены правительством лишь после Рождественских праздников.

По словам заместителя министра топлива и энергетики Владимира Лучникова, зимой 2008-2009 года энергетики весьма активно жгли мазут, поскольку вследствие повышения цены на газ тот оказался более дешевым топливом. В результате, к концу отопительного сезона мазутные запасы на ТЭС сократились на 40% - до 25 тыс. тонн и восполнить их в течение теплых месяцев так и не удалось. С одной стороны это связано с тем, что украинские НПЗ в последние годы значительно сократили производство мазута, сохранив при этом экспортную ориентацию этого продукта. Таким образом, внутри Украины мазут нередко стоит дороже, чем за его пределами, поскольку заводы стараются в первую очередь выполнить свои внешнеторговые контракты, а уже потом удовлетворять запросы на родине. Во-вторых, сейчас, когда цена тонны мазута подскочила до 4 тыс. гривен, на тепловых станциях снова стало экономически целесообразнее использовать в качестве топлива старый добрый газ.

Однако с нового года цена импортного газа для Украины опять изменится, причем опять не в сторону уменьшения, а значит, снабженцам энергокомпаний придется снова садиться за калькуляторы и считать, чего бы такого подешевле бросить в котел. Правда, выбор у них будет уже не настолько широким, как в минувшем сезоне. А это в свою очередь делает Украину более уязвимой накануне очередных газовых торгов с "Газпромом". Именно благодаря наличию достаточных запасов резервного топлива страна успешно продержалась две первые недели января-2009 в условиях газовой блокады со стороны России. Конечно, хочется верить, что повторного "холодомора" Киев с Москвой в наступающем году все же не допустят. Если уж у Украины нет альтернативных источников газоснабжения, то правительство могло бы, по крайней мере, более ответственно подойти к формированию топливного резерва.

Ярослав Ярош

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!