kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Ферросплавная монополия ускользает от "Привата"

18.11.09
размер текста:

Наращивая свое присутствие на глобальном рынке ферросплавов, группа Коломойского-Боголюбова стремительно теряет внутренний рынок. Затяжной конфликт с крупнейшим украинским потребителем "Арселор Миттал Кривой Рог", негибкая ценовая политика привели к тому, что в 2009 году импорт ферросплавов в Украину вырос более чем в 5 раз.

Подконтрольные группе "Приват" заводы производят свыше 90% отечественных ферросплавов, причем в предыдущие годы они же удовлетворяли и свыше 90% потребностей внутреннего рынка в этом компоненте. Однако 2009 год стал явным исключением из правила. По подсчетам агентства "Металл-Эксперт", за 8 месяцев 2009 года на импортные ферросплавы приходилось 39% в общенациональном потреблении. Год назад эта же доля составляла всего 3%. В Украинской ассоциации производителей ферросплавов (УкрФА) приводят несколько иные цифры, хотя тенденцию они иллюстрируют ту же. Согласно ее данным, в 2008 году объем внутреннего рынка ферросплавов исчислялся 444 тыс. т, из которых лишь 21,28 тыс. т (т. е. 4,8%) - сплавы импортного происхождения. В текущем году спрос на ферросплавы упадет ориентировочно до 312 тыс. т, зато их импорт, по прогнозам УкрФА, увеличится до 107,65 тыс. т. Получается, что более трети ферросплавного компонента украинские ГМК закупят (да что там говорить - уже закупают) у зарубежных производителей. Сейчас за квартал в Украину ввозится этого товара больше, чем было импортировано за весь прошлый год.

Такую внезапную нелюбовь к домашней ферросплавной "выпечке" на один только кризис не спишешь. Если бы спрос на украинские и импортные ферросплавы падал пропорционально, все было бы просто и понятно. Но если в страну с избыточным ферросплавным производством массово везут ферромарганец и силикомарганец (ферросилиций - в меньшей мере), то что-то не в порядке в королевстве датском, точнее приватском.

Взглянем на соседнюю Россию. Там тоже спрос на ферросплавы упал, а их импорт вырос. Но на российском рынке "чужакам" удалось отхватить лишь несколько лишних процентов, а не треть всего сбыта, как в Украине. Причем увеличение присутствия в России китайских и индийских ферросплавов сопровождалось частичным вытеснением оттуда украинской продукции, которую традиционно шлет соседям все тот же "Приват".

Что ж, если в России азиатские ферросплавщики только осторожно щупают почву, то в Украине они уже, можно сказать, окопались. Ворота им открыл еще в конце 2008 года комбинат "Арселор Миттал Кривой Рог", а вскоре его примеру последовали и другие - "Азовсталь", "Алчевский МК", "Запорожсталь". Причин такой переориентации две. Главная - у иностранцев, особенно индийцев, цена была заметно ниже. Факультативная - "Приват" за свои ферросплавы непоколебимо требует деньги вперед, импортеры же нередко соглашаются и на оплату постфактум. Им ведь хочется покорить новый рынок.

В начале года наблюдались попытки Минпромполитики и УкрФА усадить отечественных производителей и потребителей ферросплавов за круглый стол переговоров, но острые углы все равно выпирали, и предметного разговора не вышло. Украинские ферросплавные заводы снижали цены на свою продукцию гораздо медленнее, чем диктовал тренд внешних рынков. Ну а металлурги посчитали, что они не настолько патриоты, чтобы за счет своей рентабельности набивать кошелек украинским бизнесменам Боголюбову и Коломойскому. "Как я объясню владельцу предприятия, что закупаю сырье на $500-800 дороже, чем мог бы?" - разводил руками генеральный директор "Арселор Миттал Кривой Рог" Жан Жуэ. По его словам, даже с учетом морской перевозки из портов Южной Кореи в Украину и ввозной пошлины импорт ферросплавов в 2009 году выгоднее, чем закупка их же у дымящего под боком Запорожского ферросплавного завода.

В группе "Приват" ссылаются на то, что они не могут слишком низко опускать цены, поскольку у ее ферросплавных предприятий неполная загрузка и дорогая электроэнергия, что негативно влияет на себестоимость продукции. Но в условиях конкурентного рынка вряд ли такие аргументы затронут покупателя за живое. "Это ваши проблемы", - ответит он и будет прав. Игорь Коломойский известен своим пристрастием к игре в монополию. Но на украинском ферросплавном рынке он эту игру пока проигрывает. Возможно, потому, что слишком много блефует. По оценкам "Металл-эксперта", себестоимость производства марганцевых сплавов в Украине сейчас на $100-200 за тонну ниже, чем в Индии, не говоря уже о Китае. Загрузка ферросплавных мощностей группы "Приват" в Украине также не самая захудалая - 71% в третьем квартале 2009 года. Относительно тарифов на электроэнергию – с конца 2008 года действует мораторий на их повышение.

При всем при этом, цены, допустим, на силикомарганец на внутреннем рынке России на протяжении всего 2009 года были долларов на 200 ниже, чем в Украине. Разница между отпускной ценой отечественных ферросплавщиков и ценой индийского ферросплавного импорта в начале года действительно достигала $800. Правда, к сентябрю 2009-го эти цены практически выровнялись, но обратно в объятия "Привата" украинские металлурги все равно не бегут. Многие из них уже заключили контракты на ввоз ферросплавов до конца года. Некоторые благодаря этому получили ценовые скидки. Так, по данным Украинской ассоциации производителей ферросплавов, в сентябре зарубежный ферросилиций все еще был дешевле, чем у национального производителя. Последний выставлял на него цены в интервале 1560-1670 $/т, тогда как FeSi китайского происхождения можно было купить по 1320-1420 $/т, европейского - 1510-1620 $/т. Цены на другие марки держались более-менее паритетно. SiMn украинский - $1650-1700, индийский - $1660-1780, европейский - $1710-1830 за тонну. FeMn украинский - $1770-1840, индийский - $1750-1880, европейский -$1700-1820 за тонну.

В общем, выбирать сегодня на рынке есть из чего. И право выбора при нынешней конъюнктуре за металлургами. По логике вещей как раз группа "Приват" и должна быть кровно заинтересованной в поиске компромисса с металлургами. Но вместо этого она пошла на конфронтацию, пытаясь через суд взыскать с "АрселорМиттал Кривой Рог" деньги за ферросплавы, которых комбинат фактический не потребил. Суть конфликта в том, что согласно договору, заключенному еще в марте 2007 года, "Арселор Миттал Кривой Рог" должен был вносить ежеквартальную предоплату за ферросплавы, закупаемые на Запорожском ферросплавном заводе. Контракт работал как часы до сентября 2008-го. Вносить предоплату за четвертый квартал прошлого года АМКР отказался, ссылаясь на спад производства стали, а, соответственно, и уменьшение нужды в ферросплавах. К тому же, согласно договору, АМКР пришлось бы платить за запорожский товар по цене третьего квартала 2008 года, когда она была пиковой. На "Арселор Миттал Кривой Рог" ситуацию сочли форс-мажорной и решили, что это дает им право отказаться от дальнейшего выполнения договора с ЗФЗ.

Но Игорь Коломойский с Геннадием Боголюбовым плохих юристов не держат. Те добились через суды взыскания с АМКР 206 млн. гривен неполученной предоплаты - пока что в Днепропетровском областном апелляционном суде. Правда, на криворожском комбинате заявляют, что готовы довести дело хоть до Европейского суда, но платить "Привату" за воздух не будут. Исполнительный директор Украинской ассоциации производителей ферросплавов Сергей Кудрявцев все же надеется, что стороны придут к мирному разрешению спора, ведь до сих пор они сотрудничали много лет, и это было взаимовыгодно. По его словам, вряд ли АМКР откуда-то еще сможет получать такую же линейку ферросплавов высокого качества, как от ЗФЗ, причем поставляемых в самые сжатые сроки. В Кривом Роге признают, что не против и дальше работать с запорожским заводом, но лишь после того, как тот снимет все претензии по платежам за прошлый год. "В конце прошлого года в украинском ГМК была пересмотрена масса контрактов - например, на поставку угля, огнеупоров, транспортных услуг, но в большинстве случаев стороны стремились вникнуть в ситуацию друг друга и найти компромисс, - рассказали "Минпрому" в дирекции комбината "Арселор Миттал Кривой Рог", - в нашем же случае это не удалось. А ведь сегодня даже "Газпром" отказался от принципа "бери или плати".

"Приват" в этом вопросе оказался более принципиальным, хотя это как раз тот случай, когда, пытаясь найти копейку, спичек сжигаешь на пятак. За первое полугодие 2009-го производство ферросплавов на Запорожском, Стахановском и Никопольском заводе составило лишь треть от показателя за аналогичный период прошлого года и было бы хорошо, если бы к концу 2009 года эти предприятия произвели хотя бы половину прошлогодних объемов. Увеличение отгрузок на импорт не компенсировало потери на внутреннем рынке. Более того, рикошетом они ударили и по добыче марганцевой руды, которую в Украине контролирует все тот же "Приват". И даже если предположить, что ЗФЗ и АМКР помирятся, а цены на украинские и импортные ферросплавы продолжат соблюдать паритет, позиция группы Коломойского-Боголюбова в этой отрасли уже никогда не будет такой прочной, как еще год назад. Наученные горьким опытом 2009 года, украинские металлурги теперь постоянно будут держать в голове мысль о диверсификации ферросплавных поступлений.

Ярослав Ярош

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.
06.12.16, Игорь Воронцов
Компании горно-металлургического комплекса в большинстве своем справились с очень серьезной проблемой, возникшей еще после первой волны глобального кризиса. Тогда на фоне обвала мировых цен они оказались один на один с высокой долговой нагрузкой. Теперь ее уровень резко снизился, но радоваться все равно нечему. Поскольку это означает отсутствие проектов развития, под которые есть смысл размещать новые облигационные займы или привлекать банковские кредиты. Металлурги и горняки потихоньку выпутываются из долгов, однако отрасль переходит в режим долгосрочной стагнации.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!