kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Железный приток

17.11.09
размер текста:

Железорудные рынки будут расти, а ЖРП – дорожать. Металлурги пытаются обуздать сырьевиков с помощью "длинных" контрактов и дифференциации закупок.

По данным Министерства промышленной политики, в октябре 2009 г. производство железорудной продукции (ЖРП) в Украине выросло на 1,4% к сентябрю или на 87 тыс. т – до 6282 тыс. т. Так, добыча железной руды уменьшилась на 4,3% или на 43 тыс. т (до 951 тыс. т), однако выпуск железорудного концентрата (ЖРК) повысился на 2,5% или на 130 тыс. т (до 5331 тыс. т), агломерата – на 8,2% или на 227 тыс. т (до 2989 тыс. т), окатышей – на 2% или на 38 тыс. т (до 1933 тыс. т).

За 10 месяцев общее производство ЖРП в годовом сравнении сократилось на 18,7% или на 12,201 млн. т и составило 53,050 млн. т.

В контрнаступлении


Интересно отметить увеличение экспорта железорудного сырья. В центре "Укрпромвнешэкспертиза" рассказывают, что по итогам января-октября 2009 г. отечественные поставщики нарастили экспорт примерно на 12% (к аналогичному периоду 2008 г.) до 22,013 млн. т. В частности, экспортные продажи ЖРК расширились на 67,8% до 9,705 млн. т, окатышей – на 3,6% до 7,899 млн. т, агломерата – в 3,3 раза до 199,4 тыс. т. В то же время поставки аглоруды упали на 32,1% до 4,209 млн. т.

Отдельно в октябре горнорудные предприятия страны экспортировали 2,866 млн. т ЖРП, включая 1,3 млн. т концентрата, 583,3 тыс. т аглоруды, 71,2 тыс. т агломерата и 911,6 тыс. т окатышей. Притом октябрьский экспорт примерно на 300 тыс. т превысил сентябрьские показатели.

Итак, украинская железорудная промышленность оправилась от первых ударов кризиса и, что называется, перешла в контрнаступление. Это не новость осени – еще летом стало понятно, что горнорудные компании и в нашей стране, и в мире будут одними из лидеров успешного преодоления кризиса. С другой стороны, осенью тенденция укрепилась и получила развитие, в том числе в новых формах.

Например, если говорить о мировом рынке, то переговоры по годовым контрактам на 2009 г. так полностью и не завершились – из-за несговорчивости китайских лоббистов, прежде всего Китайской ассоциации чугуна и стали (CISA). И потребители Китая были вынуждены считаться с завышенными ценами спотовых поставок. На этом фоне CISA предложила основным глобальным поставщикам – Vale, Rio Tinto и BHP Billiton – "найти новую формулу ценовых переговоров", основанную на "взаимной выгоде" поставщиков и покупателей, т.е. с учетом кризиса на международных рынках готовой металлопродукции. Но пока что подвижек нет. CISA убеждает, что договора должны заключаться не "весной на весну", а на календарный год (с января по декабрь), и цены для всех покупателей должны быть равными. Притом Китай как крупнейший потребитель должен получать сырье со скидкой.

Что в мире происходит?

Параллельно КНР прилагает усилия для сокращения зависимости от железорудного импорта. Так, хотя выплавка стали в стране в сентябре снизилась на 3,1% к августу (до 50,71 млн. т), за тот же месяц производство железной руды в Китае выросло на 26% к сентябрю-2008 и на 11,4% к августу-2009 (до 85,43 млн. т).

И все-таки поставщики ЖРП Украины возлагают на рынок КНР большие надежды. В инвестиционной компании Astrum Investment Management полагают, что по итогам 2009 г. отечественные железорудные поставки китайским компаниям повысятся относительно прошлого года в 2,6 раза до 12,6 млн. т. Как известно, в последние месяцы Поднебесная стала основным направлением развития украинского экспорта ЖРП, особенно на фоне сужения почти всех остальных рынков и ужесточения конкуренции на них. Эксперты уточняют: Китай становится важнейшей страной назначения ЖРП из-за срыва переговоров местных металлургов с австралийскими поставщиками по годовым контрактам. Впрочем, уже в 2010 г. поставки в КНР усложнятся - из-за сложившейся в этом году роли краткосрочных (спотовых) контрактов цены по ним постоянно растут. И на следующий торговый год китайские покупатели все же постараются добиться выгодных годовых сделок.

Рудари Украины пока что осуществляли спотовые поставки, и в случае возвращения на китайский рынок "диктата" годовых договоров экспорт отечественной ЖРП, скорее всего, вновь упадет. Другие факторы снижения экспорта в Китай – это ожидаемое в 2010 г. постепенное восстановление спроса в странах Восточной Европы, а также увеличение транспортных издержек. Восточноевропейские рынки более привлекательны для украинских производителей ЖРП вследствие минимальных затрат на транспортировку (по времени и по стоимости), а цены в регионе вполне сравнимы с теми, что складываются в КНР.

Впрочем, у "китайского вопроса" есть еще одна сторона. К ноябрю стало известно, что китайцы заинтересованы самостоятельно добывать железные руды в Украине. При этом премьер Юлия Тимошенко не устает заявлять, что "страна заинтересована в привлечении предприятий Китая к разработке самых различных полезных ископаемых" (на условиях соглашений о разделе продукции). Так, обсуждается строительство новых мощностей по добыче руд и получению концентратов.

В целом на мировых железорудных (и других сырьевых рынках) в ближайшие годы ожидается бурный рост. Так, по оценкам топ-менеджмента BHP Billiton, хотя кризис продолжается, но спрос на промышленное сырье в Китае и Индии уже в 2010 г. приведет к быстрому росту глобальных поставок сырья, который будет развиваться на фоне все еще слабых западных экономик.

Более того, как минимум до 2012 г. в мире будет сохраняться дефицит ЖРП, стимулируя производителей расширять и обновлять мощности. Поэтому специалисты фирмы Merrill Lynch Global Research прогнозируют, что в следующем году цены на австралийскую руду вырастут на 5% до уровня $70/т, а в 2011 г. – еще на 15%. Не удивительно, что ведущие метхолдинги стараются развивать собственную сырьевую базу. Скажем, Лакшми Миттал в ноябре подтвердил планы ArcelorMittal построить новый металлургический завод на юго-востоке Бразилии совместно с Vale. А в Украине Ю. Тимошенко настаивает на диверсификации внутреннего рынка ЖРП и призывает металлургов инвестировать в развитие горнодобывающей промышленности. Впрочем, это пока что нереально ввиду сильной нехватки средств даже на поддержание текущей работы. Так что слова Юлии Владимировны можно расценивать как очередной предвыборный пиар.

"А Баба-Яга против"

К слову, о внутреннем рынке. По данным объединения "Металлургпром", в октябре баланс снабжения металлургии железорудным сырьем выполнен по окатышам на 94%, по агломерату – на 125%, по аглоруде – на 79%, по концентрату – на 83%. За 10 месяцев 2009 года обеспеченность ЖРП составила: по окатышам – 95%, по агломерату – 113%, по аглоруде – 98%, по концентрату – 95%. Тем самым, в октябре был отмечен некоторый недостаток неподготовленного сырья, тогда как по подготовленному планы выполнены и перевыполнены. Аналитики связывают октябрьский дефицит с продолжающимся изменением структуры сбыта отечественного ЖРП, а также с нежеланием некоторых меткомпаний закупать украинское сырье. Так, по данным Днепропетровской облгосадминистрации, на начало 2-й декады ноября на складах ГОКов области скопилось около 1,5 млн. т различной ЖРП, тогда как ряд метпредприятий продолжает импорт. Наибольшим импортером области назван Днепровский меткомбинат им. Дзержинского, принадлежащий Индустриальному союзу Донбасса: в январе-октябре 2009 г. предприятие в сравнении с минувшим годом повысило импорт ЖРП в 2,3 раза до 1,292 млн. т, в т. ч. было ввезено 1,093 тыс. т концентрата (который ранее не импортировался).

Мариупольский меткомбинат им. Ильича в годовом сравнении увеличил импорт ЖРП на 29,4% до 1,186 млн. т (концентрата – на 37,8% до 1,022 млн. т, аглоруды – на 28,5% до 154 тыс. т). Правда, завод Владимира Бойко за период с начала года резко снизил ввоз окатышей – на 81,8% до 10 тыс. т.

Днепропетровский метзавод им. Петровского за 10 мес. 2009 года ввез 151,5 тыс. т окатышей и 21,8 тыс. т агломерата, хотя в 2008 г. вообще не завозил железорудного сырья. Начало импорта заводом связывают с интересами владельца группы "Евраз". Кстати, "Запорожсталь" в 2008 г. тоже не импортировала ЖРП, а в нынешнем году завезла 30,1 тыс. т окатышей.

И ладно бы еще завозился товар, с которым по качеству внутренние поставщики соперничать не могут. Так нет же, по экспертной оценке, качество иностранного ЖРК и аглоруды сопоставимо как минимум с тем, что предлагают ГОКи Украины. Видимо, тут уже дело не в здравом смысле, а в "обидах" на тех или иных поставщиков. Ну, что называется, на обиженных воду возят, вот только б обиды не повредили собственному бизнесу, когда хорошее сырье можно получить рядом, но по "политическим соображениям", плюс, переплачивая, его везут издалека.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!