kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Украина движется к дефолту?

16.11.09
размер текста:

Долги украинских властей по итогам текущего года составят величину, равную годовым доходам государственного бюджета страны. Поскольку денег в бюджете нет, то для того, чтобы расплатиться с долгами, правительству придется снова занимать, но уже по более высоким ставкам. Этот цикл не может длиться вечно, и, как правило, заканчивается либо ужесточением фискальной политики, либо дефолтом страны.

С 2004 года в Украине прочно укрепилась политика социального популизма. Каждое правительство старается раздать как можно больше денег широким слоям населения. На первом этапе это делалось за счет перераспределения расходов бюджета. На социальные выплаты направлялись деньги, вырученные за счет сужения финансирования государственных инвестиционных проектов, льгот, помощи бизнесу и пр. Однако экономика Украины не успевала за социальными обещаниями властей, поэтому позже на эти цели пришлось привлекать заемные средства.

Активная долговая политика очень понравилась украинским властям. Она позволяла не только повышать уровень благосостояния народа и экономики в целом, но и создать проблемы для своих конкурентов в случае утери власти. Оставив своим оппонентам одни обязательства, потерявшее власть правительство закладывает, таким образом, хорошую платформу для того, чтобы вернуть ее уже на следующих выборах. Пока его оппоненты разберутся с доставшимися им в наследие проблемами, настанет время очередного голосования, и утратившая власть политическая сила снова обретет влияние на фоне риторики о неэффективности работы своих оппонентов.

К сожалению, в перманентной политической борьбе, ни одно правительство ключевых политических сил Украины, которые пребывали при власти в последние шесть лет, не решилось пойти на оздоровления финансовой сферы, что требовало бы сокращения (по меньшей мере, сдерживания роста) социальных расходов. Финансирования бюджета каждый год сводилось с положительным значением, что подразумевало превышение объема заимствований над объемами погашения кредитных обязательств.

Финансово-экономический кризис прервал эту циклическую цепочку, и теперь властям приходиться рассчитываться по долгам своих предшественников. Нынешнее правительство уже получило "привет" из прошлого. В этом году ему необходимо погасить 27,4 млрд. грн долгов, которые сформировали его предшественники. Кроме того, в этом году всплыли и доли НАК "Нафтогаза", которые он набрал в 2004 г.

Закономерно, что правительство Ю. Тимошенко также не изъявило желание жертвовать рейтингом ради экономических интересов государства. Более того, финансовый экономический кризис и грядущие президентские выборы вынудили ее резко увеличить пассивы с тем, чтобы профинансировать социальные расходы, поддержку курса гривны, подготовку к Евро 2012 г. и пр.

Начиная с 2008 г. суверенный долг Украины начал стремительно расти. По итогам нынешнего года, по прогнозам экономистов МВФ, он может достичь уровня 36% по отношению к ВВП. Заемные деньги, которые в этом году Кабмин привлекал в основном у МВФ и НБУ, он потратил на поддержание социальной сферы, стабилизацию банковской системы и развитие инфраструктуры под Евро 2012.

По состоянию на июль текущего года, совокупный долг государственных органов власти составил 279,6 млрд. грн, что превышает государственный бюджет Украины. Это означает, что будущие поколения должны отдать годовой бюджет страны только для того, чтобы рассчитаться по долгам своих предшественников. При этом ключевая проблема заключается в том, что привлеченные деньги направляются не в активы, которые в дальнейшем позволят вернуть долговые средства и принесут дивиденды, а на текущее потребление, экономическая "отдача" от которого для бюджета близка к нулю.

При этом только за девять месяцев этого года сумма государственного и гарантированного государством долга Украины увеличилась в гривневом эквиваленте на 90,2 млрд. грн или на 47,63%. Существенный вклад в столь значительный прирост внесли второй и третий транш кредитной линии МВФ в рамках общей программы "Стенд-Бай".

Увеличение внешней задолженности в условиях финансово-экономического кризиса является негативным фактором для экономики. Однако еще хуже обстоят дела с формированием портфеля внутренних пассивов, который в последние годы растет колоссальными темпами. Если в 2007 году соотношение между внутренними и внешними заимствованиями составляли 1:3, то в 2009 оно составило 1:1,9. Сам факт роста доли внутренней задолженности ведет к вымыванию ликвидности с внутреннего финансового рынка страны.

Долговая политика украинского правительства все более напоминает формирование долговой пирамиды в 1999-1998 гг. в России, которая стала одним из ключевых факторов дефолта РФ. Тогда российское правительство для того, чтобы профинансировать расходы размещало гособлигации с 80%-ной доходностью. Однако в один день иностранные инвесторы, напуганные разворачивающимся кризисом в Азии, одновременно предъявили эти бумаги к оплате, что повлекло признание неплатежеспособности Кремля.

Сейчас украинское правительство выставляет краткосрочные ОВГЗ с предельным уровнем доходности 29,5%. При этом, из 4,6 млрд. грн, собранных в такой способ в октябре, 4,4 млрд. грн придется возвращать уже в следующем году – в апреле и сентябре. Очевидно, что выборы окончательно опустошать казну, поэтому у нового правительства попросту не будет денег, чтобы рассчитаться с кредиторами. Не исключено, что вопрос погашения обязательств будет решаться или через реструктуризацию долгов, что будет означать технический дефолт Украины, или через новые долговые обязательства, что только отсрочит дефолт. Признание неплатежеспособности приведет к ухудшению суверенных кредитных рейтингов Украины, что автоматически ухудшит корпоративные рейтинги и сузит доступ отечественных компаний к кредитным долговым ресурсам на мировых рынках.

Очевидно, что спираль популистских решений стоит украинским гражданам дороже, нежели те социальные выплаты, которые они получили. Украинская политическая элита должна осознать, что долги, как и работа, никуда не денутся.

Алексей Виниций

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
23.02.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реконструировать основные переделы и развивать сортамент, рассчитывая на оживление продаж в 2017 году. Но для стабильной работы предприятия необходимо решить проблему блокады железнодорожного сообщения с неподконтрольными территориями.
21.02.17, Ярослав Ярош
В январе в поселке Рудничное под Кривым Рогом прошли общественные слушания на тему строительства нового железорудного ГОКа на базе Шимановского и Зеленовского месторождений. Сама идея уже обросла густой бородой. Но на этот раз жителям предложили готовиться к переезду в соседние села, с вещами и денежной компенсацией. Так что, возможно, теперь это всерьез. Под выселение попадают более 300 дворов и даже несколько многоквартирных домов. Инвестор проекта – компания Black Iron – намерена приступить к рытью карьера уже со следующего года.
17.02.17, Василий Январев
Украинская промышленность, отработавшая прошлый год с небольшим плюсом после пятилетнего спада, рискует если не опять сократить производство, то, по крайней мере, существенно снизить темпы его роста. Одна из главных угроз на сегодня – тарифная политика государства, которая в прямом смысле слова оказывает удушающий эффект на экономику.
14.02.17, Максим Полевой
Иран и страны Ближнего Востока продолжают развивать собственную металлургию, сужая возможности для импортеров. Однако у украинских металлургов сохраняются шансы для экспорта в регион.
10.02.17, Ярослав Ярош
Российская нефтяная компания "Лукойл" завершает процесс продажи своего последнего крупного актива в Украине – химического предприятия "Карпатнафтохим" (Калуш, Ивано-Франковская область). С конечными бенефициарами этой покупки еще надо разбираться. А вот главным промоутером сделки смело можно назвать министра топлива и энергетики Украины Игоря Насалыка, бывшего калушского мэра.
07.02.17, Максим Полевой
В начале года мировые металлорынки поддерживают общий тонус цен и спроса, который сохранится и в последующие месяцы. Украинские же металлурги, утратив часть экспортных объемов, рассчитывают на рост внутреннего потребления.
03.02.17, Галина Резник
Прогнозы по рынку железной руды становятся все более расплывчатыми: хотя тенденции в отношении поставок практически очевидны, предсказать уровень спроса – непростая задача. Этот уровень зависит, в первую очередь, от закупок крупнейшего потребителя – Китая, но ручное управление экономикой в Поднебесной зачастую приводит к непредсказуемым последствиям.
01.02.17, Ярослав Ярош
Два года украинский топливный рынок валился с ног, теряя объемы. В 2016-м кризис, похоже, остался позади. По итогам года по всем трем базовым нефтепродуктам – бензин, ДТ, сжиженный газ – зафиксирован рост продаж. Трейдеры называют две основные причины оздоровления: сужение теневого сегмента и увеличение спроса со стороны промышленности.
30.01.17, Игорь Воронцов
Глава НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев заявил о готовности избавиться от зарубежных нефтедобывающих активов компании, заодно посетовав на отсутствие желающих их купить. На фоне перманентного падения объемов добычи нефти в самой Украине подобная стратегия выглядит как минимум недальновидной.
27.01.17, Максим Полевой
В 2016 году мировая экономика росла рекордно медленными темпами, а в текущем может "взбодриться" за счет Соединенных Штатов Америки и Китая. Украина тоже имеет шанс на стабилизацию, хотя в то же время и ряд рисков.

Качественно! Недорого спирометр в Петербурге. Диагностика


Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!