kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Украина движется к дефолту?

16.11.09
размер текста:

Долги украинских властей по итогам текущего года составят величину, равную годовым доходам государственного бюджета страны. Поскольку денег в бюджете нет, то для того, чтобы расплатиться с долгами, правительству придется снова занимать, но уже по более высоким ставкам. Этот цикл не может длиться вечно, и, как правило, заканчивается либо ужесточением фискальной политики, либо дефолтом страны.

С 2004 года в Украине прочно укрепилась политика социального популизма. Каждое правительство старается раздать как можно больше денег широким слоям населения. На первом этапе это делалось за счет перераспределения расходов бюджета. На социальные выплаты направлялись деньги, вырученные за счет сужения финансирования государственных инвестиционных проектов, льгот, помощи бизнесу и пр. Однако экономика Украины не успевала за социальными обещаниями властей, поэтому позже на эти цели пришлось привлекать заемные средства.

Активная долговая политика очень понравилась украинским властям. Она позволяла не только повышать уровень благосостояния народа и экономики в целом, но и создать проблемы для своих конкурентов в случае утери власти. Оставив своим оппонентам одни обязательства, потерявшее власть правительство закладывает, таким образом, хорошую платформу для того, чтобы вернуть ее уже на следующих выборах. Пока его оппоненты разберутся с доставшимися им в наследие проблемами, настанет время очередного голосования, и утратившая власть политическая сила снова обретет влияние на фоне риторики о неэффективности работы своих оппонентов.

К сожалению, в перманентной политической борьбе, ни одно правительство ключевых политических сил Украины, которые пребывали при власти в последние шесть лет, не решилось пойти на оздоровления финансовой сферы, что требовало бы сокращения (по меньшей мере, сдерживания роста) социальных расходов. Финансирования бюджета каждый год сводилось с положительным значением, что подразумевало превышение объема заимствований над объемами погашения кредитных обязательств.

Финансово-экономический кризис прервал эту циклическую цепочку, и теперь властям приходиться рассчитываться по долгам своих предшественников. Нынешнее правительство уже получило "привет" из прошлого. В этом году ему необходимо погасить 27,4 млрд. грн долгов, которые сформировали его предшественники. Кроме того, в этом году всплыли и доли НАК "Нафтогаза", которые он набрал в 2004 г.

Закономерно, что правительство Ю. Тимошенко также не изъявило желание жертвовать рейтингом ради экономических интересов государства. Более того, финансовый экономический кризис и грядущие президентские выборы вынудили ее резко увеличить пассивы с тем, чтобы профинансировать социальные расходы, поддержку курса гривны, подготовку к Евро 2012 г. и пр.

Начиная с 2008 г. суверенный долг Украины начал стремительно расти. По итогам нынешнего года, по прогнозам экономистов МВФ, он может достичь уровня 36% по отношению к ВВП. Заемные деньги, которые в этом году Кабмин привлекал в основном у МВФ и НБУ, он потратил на поддержание социальной сферы, стабилизацию банковской системы и развитие инфраструктуры под Евро 2012.

По состоянию на июль текущего года, совокупный долг государственных органов власти составил 279,6 млрд. грн, что превышает государственный бюджет Украины. Это означает, что будущие поколения должны отдать годовой бюджет страны только для того, чтобы рассчитаться по долгам своих предшественников. При этом ключевая проблема заключается в том, что привлеченные деньги направляются не в активы, которые в дальнейшем позволят вернуть долговые средства и принесут дивиденды, а на текущее потребление, экономическая "отдача" от которого для бюджета близка к нулю.

При этом только за девять месяцев этого года сумма государственного и гарантированного государством долга Украины увеличилась в гривневом эквиваленте на 90,2 млрд. грн или на 47,63%. Существенный вклад в столь значительный прирост внесли второй и третий транш кредитной линии МВФ в рамках общей программы "Стенд-Бай".

Увеличение внешней задолженности в условиях финансово-экономического кризиса является негативным фактором для экономики. Однако еще хуже обстоят дела с формированием портфеля внутренних пассивов, который в последние годы растет колоссальными темпами. Если в 2007 году соотношение между внутренними и внешними заимствованиями составляли 1:3, то в 2009 оно составило 1:1,9. Сам факт роста доли внутренней задолженности ведет к вымыванию ликвидности с внутреннего финансового рынка страны.

Долговая политика украинского правительства все более напоминает формирование долговой пирамиды в 1999-1998 гг. в России, которая стала одним из ключевых факторов дефолта РФ. Тогда российское правительство для того, чтобы профинансировать расходы размещало гособлигации с 80%-ной доходностью. Однако в один день иностранные инвесторы, напуганные разворачивающимся кризисом в Азии, одновременно предъявили эти бумаги к оплате, что повлекло признание неплатежеспособности Кремля.

Сейчас украинское правительство выставляет краткосрочные ОВГЗ с предельным уровнем доходности 29,5%. При этом, из 4,6 млрд. грн, собранных в такой способ в октябре, 4,4 млрд. грн придется возвращать уже в следующем году – в апреле и сентябре. Очевидно, что выборы окончательно опустошать казну, поэтому у нового правительства попросту не будет денег, чтобы рассчитаться с кредиторами. Не исключено, что вопрос погашения обязательств будет решаться или через реструктуризацию долгов, что будет означать технический дефолт Украины, или через новые долговые обязательства, что только отсрочит дефолт. Признание неплатежеспособности приведет к ухудшению суверенных кредитных рейтингов Украины, что автоматически ухудшит корпоративные рейтинги и сузит доступ отечественных компаний к кредитным долговым ресурсам на мировых рынках.

Очевидно, что спираль популистских решений стоит украинским гражданам дороже, нежели те социальные выплаты, которые они получили. Украинская политическая элита должна осознать, что долги, как и работа, никуда не денутся.

Алексей Виниций

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.

Качественно! Недорого спирометр в Петербурге. Диагностика


Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!