kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Предвыборная избирательность

05.11.09
размер текста:

Правительство в 2009 г. обещало, что ни одна из отраслей экономики не останется без господдержки в период кризиса. Однако на практике оказалось, что бюджет попросту не располагает столь широкими финансовыми возможностями. А потому неизбежно возник вопрос о приоритетах. Анализ показывает, что основным критерием отбора стала политическая лояльность собственников и топ-менеджеров.

Весьма пристальное внимание в текущем году Кабмин уделил ситуации, которая сложилась в портовом хозяйстве. Там действительно накопилась немало проблем, требующих, в том числе, нормативного урегулирования. Все они решены в пользу руководства портов, управляющих финансовыми потоками. Так, морские торговые порты (МТП) получили возможность предоставлять дисконт на свои услуги, без отдельного согласования с профильным министерством, как это было ранее. Кроме того, Кабмин закрепил за МТП земли водного фонда, лишив местные власти возможности распоряжаться ими по своему усмотрению. И вообще в земельных вопросах портовики получили безоговорочную поддержку. В частности, премьер-министр Ю.Тимошенко заявила о необходимости предусмотреть дальнейшее развитие МТП и с этой целью зарезервировать прилегающие к ним участки. Остается добавить, что именно под реализацию инвестпроектов в МТП правительство изъявило готовность предоставлять кредитные гарантии.

Необходимость развития и модернизации портового хозяйства и его перевалочных мощностей едва ли кто станет оспаривать. Без этого в полной мере невозможна реализация транзитного потенциала Украины. Но немаловажен и тот факт, что значительное влияние на портовую отрасль имеет народный депутат от проправительственной политсилы, заместитель председателя парламентского комитета по вопросам транспорта Ю.Крук, два сына которого возглавляют МТП "Южный" и Одесскую городскую организацию "Батькивщины". Весьма лояльными к нынешнему премьеру также являются начальники крупнейших в стране Одесского и Ильичевского МТП Н.Павлюк и Г.Скворцов, которых Ю.Тимошенко поддержала во время их конфликта с тогдашним министром транспорта и связи И.Винским. Логично, что взамен она получает всяческое содействие во время избирательной президентской кампании.

Серьезную поддержку в 2009 г. получили и производители сахара. Для них Кабмин рекомендовал снизить цены на природный газ. Практика показывает, что такие рекомендации Национальная комиссия регулирования электроэнергетики воспринимает как руководство к действию. И действительно, в октябре НКРЭ на 20% снизило тарифы на газ для сахарных заводов. Кроме того, согласно проекту госбюджета-2010, производители сахарной свеклы вместе с льнохозяйствами оказались единственными, кто в следующем году может рассчитывать на получение дотаций в сфере растениеводства. Остальных предлагается отпустить в "свободное плавание".

Учитывая рекордно низкий урожай сахарной свеклы в текущем году, не приходится сомневаться в целесообразности такого протекционизма. Однако и здесь наблюдается совпадение с политическими интересами. Так, наиболее крупным производителем сахара в Украине является концерн "Укрпродинвест" П.Порошенко, который совсем недавно получил министерскую должность голосами проправительственной фракции.

Кроме того, новый глава МИДа имеет существенную долю в отечественном автопроме – через корпорацию "Богдан". И вот уже входящий в ее состав Луцкий автозавод получает госгарантию под кредит, необходимый для завершения запуска автобусного производства. А заодно перспективу выполнения госзаказа на 750 млн грн в рамках реализации программы "Школьный автобус". Об этом премьер сообщила во время рабочей поездки на Волынь. Между тем автобусы в Украине выпускают 5 производителей.

"Запорожский автомобилестроительный завод", контролируемый компанией "Укравто", почетным президентом которой является член БЮТ Тариэл Васадзе, получит правительственный заказ на 400 млн долл. Деньги пойдут на производство автомобилей для инвалидов на базе одной из моделей китайской марки Chery.

Согласно постановлению Кабмина, промышленному объединению "Укрпротез" разрешается привлечь кредит под госгарантии на сумму 400 млн долл. у Экспортно-импортного банка Китая. Эти средства должны быть направлены на закупку у ЗАЗ автомобилей для инвалидов. Предполагается, что обслуживание и погашение кредита будет осуществляться за счет средств госбюджета на 2010 и последующие годы.

Точно также в судостроении далеко не все участники рынка могут рассчитывать на господдержку в виде компенсации процентов по кредитам. Ее вот уже второй год не получают государственные "Николаевский судостроительный завод им. 61 коммунара" и феодосийский завод "Море". Зато Минпромполитики инициирует выделение 15 млн грн из стабфонда госбюджета для "Залива", принадлежащего К.Жеваго, народному депутату от все той же проправительственной фракции.

Похожая ситуация и в ГМК. В период кризиса правительство для всех металлургов обоснованно пошло на преференции в виде моратория на повышение железнодорожных и энергетических тарифов. Но при этом отдельно взятым предприятиям газ в 2009 г. отпускался еще и без предоплаты, то есть в долг. Его сумма к маю достигла 395,5 млн грн. Таким образом, НАК "Нафтогаз Украины", сам, находясь в тяжелейшем финансовом положении и неся убытки в сотни миллионов гривен, фактически спонсировал деятельность Алчевского и Днепровского меткомбинатов. Эти предприятия входят в "Индустриальный союз Донбасса", одним из двух основных совладельцев которого де-факто является руководитель группы советников премьер-министра Виталий Гайдук. К слову, нынешний председатель правления "Нафтогаза" О.Дубина ранее руководил Днепровским меткомбинатом им. Дзержинского.

Имеет политическую подоплеку и осуществляемая в текущем году господдержка отечественного авиастроения. Эта отрасль связана очень тесной кооперацией с Россией. Например, запорожский завод "Мотор-Сич" является единственным производителем двигателей для всех российских вертолетов "Ка" и "Ми", в том числе военного назначения. Логично, что его собственник В.Богуслаев в любое время имеет свободный доступ к В.Путину – еще со времен президентства последнего. И его помощь в налаживании отношений с российским лидером оказалась весьма кстати для главы правительства.

Не ставя под сомнение необходимость поддержки отдельных отраслей экономики, а также налаживания добрососедских отношений с Российской Федерацией, надо отметить, что равные возможности являются главной ценностью для бизнеса во всем мире. Именно их наличие либо отсутствие зачастую и является основным аргументом для инвесторов при принятии решений. В связи с этим создание одинаковых условий для всех участников рынка по праву считается основной задачей государственного регулирования.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.
06.12.16, Игорь Воронцов
Компании горно-металлургического комплекса в большинстве своем справились с очень серьезной проблемой, возникшей еще после первой волны глобального кризиса. Тогда на фоне обвала мировых цен они оказались один на один с высокой долговой нагрузкой. Теперь ее уровень резко снизился, но радоваться все равно нечему. Поскольку это означает отсутствие проектов развития, под которые есть смысл размещать новые облигационные займы или привлекать банковские кредиты. Металлурги и горняки потихоньку выпутываются из долгов, однако отрасль переходит в режим долгосрочной стагнации.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!