kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Предвыборная избирательность

05.11.09
размер текста:

Правительство в 2009 г. обещало, что ни одна из отраслей экономики не останется без господдержки в период кризиса. Однако на практике оказалось, что бюджет попросту не располагает столь широкими финансовыми возможностями. А потому неизбежно возник вопрос о приоритетах. Анализ показывает, что основным критерием отбора стала политическая лояльность собственников и топ-менеджеров.

Весьма пристальное внимание в текущем году Кабмин уделил ситуации, которая сложилась в портовом хозяйстве. Там действительно накопилась немало проблем, требующих, в том числе, нормативного урегулирования. Все они решены в пользу руководства портов, управляющих финансовыми потоками. Так, морские торговые порты (МТП) получили возможность предоставлять дисконт на свои услуги, без отдельного согласования с профильным министерством, как это было ранее. Кроме того, Кабмин закрепил за МТП земли водного фонда, лишив местные власти возможности распоряжаться ими по своему усмотрению. И вообще в земельных вопросах портовики получили безоговорочную поддержку. В частности, премьер-министр Ю.Тимошенко заявила о необходимости предусмотреть дальнейшее развитие МТП и с этой целью зарезервировать прилегающие к ним участки. Остается добавить, что именно под реализацию инвестпроектов в МТП правительство изъявило готовность предоставлять кредитные гарантии.

Необходимость развития и модернизации портового хозяйства и его перевалочных мощностей едва ли кто станет оспаривать. Без этого в полной мере невозможна реализация транзитного потенциала Украины. Но немаловажен и тот факт, что значительное влияние на портовую отрасль имеет народный депутат от проправительственной политсилы, заместитель председателя парламентского комитета по вопросам транспорта Ю.Крук, два сына которого возглавляют МТП "Южный" и Одесскую городскую организацию "Батькивщины". Весьма лояльными к нынешнему премьеру также являются начальники крупнейших в стране Одесского и Ильичевского МТП Н.Павлюк и Г.Скворцов, которых Ю.Тимошенко поддержала во время их конфликта с тогдашним министром транспорта и связи И.Винским. Логично, что взамен она получает всяческое содействие во время избирательной президентской кампании.

Серьезную поддержку в 2009 г. получили и производители сахара. Для них Кабмин рекомендовал снизить цены на природный газ. Практика показывает, что такие рекомендации Национальная комиссия регулирования электроэнергетики воспринимает как руководство к действию. И действительно, в октябре НКРЭ на 20% снизило тарифы на газ для сахарных заводов. Кроме того, согласно проекту госбюджета-2010, производители сахарной свеклы вместе с льнохозяйствами оказались единственными, кто в следующем году может рассчитывать на получение дотаций в сфере растениеводства. Остальных предлагается отпустить в "свободное плавание".

Учитывая рекордно низкий урожай сахарной свеклы в текущем году, не приходится сомневаться в целесообразности такого протекционизма. Однако и здесь наблюдается совпадение с политическими интересами. Так, наиболее крупным производителем сахара в Украине является концерн "Укрпродинвест" П.Порошенко, который совсем недавно получил министерскую должность голосами проправительственной фракции.

Кроме того, новый глава МИДа имеет существенную долю в отечественном автопроме – через корпорацию "Богдан". И вот уже входящий в ее состав Луцкий автозавод получает госгарантию под кредит, необходимый для завершения запуска автобусного производства. А заодно перспективу выполнения госзаказа на 750 млн грн в рамках реализации программы "Школьный автобус". Об этом премьер сообщила во время рабочей поездки на Волынь. Между тем автобусы в Украине выпускают 5 производителей.

"Запорожский автомобилестроительный завод", контролируемый компанией "Укравто", почетным президентом которой является член БЮТ Тариэл Васадзе, получит правительственный заказ на 400 млн долл. Деньги пойдут на производство автомобилей для инвалидов на базе одной из моделей китайской марки Chery.

Согласно постановлению Кабмина, промышленному объединению "Укрпротез" разрешается привлечь кредит под госгарантии на сумму 400 млн долл. у Экспортно-импортного банка Китая. Эти средства должны быть направлены на закупку у ЗАЗ автомобилей для инвалидов. Предполагается, что обслуживание и погашение кредита будет осуществляться за счет средств госбюджета на 2010 и последующие годы.

Точно также в судостроении далеко не все участники рынка могут рассчитывать на господдержку в виде компенсации процентов по кредитам. Ее вот уже второй год не получают государственные "Николаевский судостроительный завод им. 61 коммунара" и феодосийский завод "Море". Зато Минпромполитики инициирует выделение 15 млн грн из стабфонда госбюджета для "Залива", принадлежащего К.Жеваго, народному депутату от все той же проправительственной фракции.

Похожая ситуация и в ГМК. В период кризиса правительство для всех металлургов обоснованно пошло на преференции в виде моратория на повышение железнодорожных и энергетических тарифов. Но при этом отдельно взятым предприятиям газ в 2009 г. отпускался еще и без предоплаты, то есть в долг. Его сумма к маю достигла 395,5 млн грн. Таким образом, НАК "Нафтогаз Украины", сам, находясь в тяжелейшем финансовом положении и неся убытки в сотни миллионов гривен, фактически спонсировал деятельность Алчевского и Днепровского меткомбинатов. Эти предприятия входят в "Индустриальный союз Донбасса", одним из двух основных совладельцев которого де-факто является руководитель группы советников премьер-министра Виталий Гайдук. К слову, нынешний председатель правления "Нафтогаза" О.Дубина ранее руководил Днепровским меткомбинатом им. Дзержинского.

Имеет политическую подоплеку и осуществляемая в текущем году господдержка отечественного авиастроения. Эта отрасль связана очень тесной кооперацией с Россией. Например, запорожский завод "Мотор-Сич" является единственным производителем двигателей для всех российских вертолетов "Ка" и "Ми", в том числе военного назначения. Логично, что его собственник В.Богуслаев в любое время имеет свободный доступ к В.Путину – еще со времен президентства последнего. И его помощь в налаживании отношений с российским лидером оказалась весьма кстати для главы правительства.

Не ставя под сомнение необходимость поддержки отдельных отраслей экономики, а также налаживания добрососедских отношений с Российской Федерацией, надо отметить, что равные возможности являются главной ценностью для бизнеса во всем мире. Именно их наличие либо отсутствие зачастую и является основным аргументом для инвесторов при принятии решений. В связи с этим создание одинаковых условий для всех участников рынка по праву считается основной задачей государственного регулирования.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!