Подробнее Запомнить город


Предвыборная избирательность

05.11.09
размер текста:

Правительство в 2009 г. обещало, что ни одна из отраслей экономики не останется без господдержки в период кризиса. Однако на практике оказалось, что бюджет попросту не располагает столь широкими финансовыми возможностями. А потому неизбежно возник вопрос о приоритетах. Анализ показывает, что основным критерием отбора стала политическая лояльность собственников и топ-менеджеров.

Весьма пристальное внимание в текущем году Кабмин уделил ситуации, которая сложилась в портовом хозяйстве. Там действительно накопилась немало проблем, требующих, в том числе, нормативного урегулирования. Все они решены в пользу руководства портов, управляющих финансовыми потоками. Так, морские торговые порты (МТП) получили возможность предоставлять дисконт на свои услуги, без отдельного согласования с профильным министерством, как это было ранее. Кроме того, Кабмин закрепил за МТП земли водного фонда, лишив местные власти возможности распоряжаться ими по своему усмотрению. И вообще в земельных вопросах портовики получили безоговорочную поддержку. В частности, премьер-министр Ю.Тимошенко заявила о необходимости предусмотреть дальнейшее развитие МТП и с этой целью зарезервировать прилегающие к ним участки. Остается добавить, что именно под реализацию инвестпроектов в МТП правительство изъявило готовность предоставлять кредитные гарантии.

Необходимость развития и модернизации портового хозяйства и его перевалочных мощностей едва ли кто станет оспаривать. Без этого в полной мере невозможна реализация транзитного потенциала Украины. Но немаловажен и тот факт, что значительное влияние на портовую отрасль имеет народный депутат от проправительственной политсилы, заместитель председателя парламентского комитета по вопросам транспорта Ю.Крук, два сына которого возглавляют МТП "Южный" и Одесскую городскую организацию "Батькивщины". Весьма лояльными к нынешнему премьеру также являются начальники крупнейших в стране Одесского и Ильичевского МТП Н.Павлюк и Г.Скворцов, которых Ю.Тимошенко поддержала во время их конфликта с тогдашним министром транспорта и связи И.Винским. Логично, что взамен она получает всяческое содействие во время избирательной президентской кампании.

Серьезную поддержку в 2009 г. получили и производители сахара. Для них Кабмин рекомендовал снизить цены на природный газ. Практика показывает, что такие рекомендации Национальная комиссия регулирования электроэнергетики воспринимает как руководство к действию. И действительно, в октябре НКРЭ на 20% снизило тарифы на газ для сахарных заводов. Кроме того, согласно проекту госбюджета-2010, производители сахарной свеклы вместе с льнохозяйствами оказались единственными, кто в следующем году может рассчитывать на получение дотаций в сфере растениеводства. Остальных предлагается отпустить в "свободное плавание".

Учитывая рекордно низкий урожай сахарной свеклы в текущем году, не приходится сомневаться в целесообразности такого протекционизма. Однако и здесь наблюдается совпадение с политическими интересами. Так, наиболее крупным производителем сахара в Украине является концерн "Укрпродинвест" П.Порошенко, который совсем недавно получил министерскую должность голосами проправительственной фракции.

Кроме того, новый глава МИДа имеет существенную долю в отечественном автопроме – через корпорацию "Богдан". И вот уже входящий в ее состав Луцкий автозавод получает госгарантию под кредит, необходимый для завершения запуска автобусного производства. А заодно перспективу выполнения госзаказа на 750 млн грн в рамках реализации программы "Школьный автобус". Об этом премьер сообщила во время рабочей поездки на Волынь. Между тем автобусы в Украине выпускают 5 производителей.

"Запорожский автомобилестроительный завод", контролируемый компанией "Укравто", почетным президентом которой является член БЮТ Тариэл Васадзе, получит правительственный заказ на 400 млн долл. Деньги пойдут на производство автомобилей для инвалидов на базе одной из моделей китайской марки Chery.

Согласно постановлению Кабмина, промышленному объединению "Укрпротез" разрешается привлечь кредит под госгарантии на сумму 400 млн долл. у Экспортно-импортного банка Китая. Эти средства должны быть направлены на закупку у ЗАЗ автомобилей для инвалидов. Предполагается, что обслуживание и погашение кредита будет осуществляться за счет средств госбюджета на 2010 и последующие годы.

Точно также в судостроении далеко не все участники рынка могут рассчитывать на господдержку в виде компенсации процентов по кредитам. Ее вот уже второй год не получают государственные "Николаевский судостроительный завод им. 61 коммунара" и феодосийский завод "Море". Зато Минпромполитики инициирует выделение 15 млн грн из стабфонда госбюджета для "Залива", принадлежащего К.Жеваго, народному депутату от все той же проправительственной фракции.

Похожая ситуация и в ГМК. В период кризиса правительство для всех металлургов обоснованно пошло на преференции в виде моратория на повышение железнодорожных и энергетических тарифов. Но при этом отдельно взятым предприятиям газ в 2009 г. отпускался еще и без предоплаты, то есть в долг. Его сумма к маю достигла 395,5 млн грн. Таким образом, НАК "Нафтогаз Украины", сам, находясь в тяжелейшем финансовом положении и неся убытки в сотни миллионов гривен, фактически спонсировал деятельность Алчевского и Днепровского меткомбинатов. Эти предприятия входят в "Индустриальный союз Донбасса", одним из двух основных совладельцев которого де-факто является руководитель группы советников премьер-министра Виталий Гайдук. К слову, нынешний председатель правления "Нафтогаза" О.Дубина ранее руководил Днепровским меткомбинатом им. Дзержинского.

Имеет политическую подоплеку и осуществляемая в текущем году господдержка отечественного авиастроения. Эта отрасль связана очень тесной кооперацией с Россией. Например, запорожский завод "Мотор-Сич" является единственным производителем двигателей для всех российских вертолетов "Ка" и "Ми", в том числе военного назначения. Логично, что его собственник В.Богуслаев в любое время имеет свободный доступ к В.Путину – еще со времен президентства последнего. И его помощь в налаживании отношений с российским лидером оказалась весьма кстати для главы правительства.

Не ставя под сомнение необходимость поддержки отдельных отраслей экономики, а также налаживания добрососедских отношений с Российской Федерацией, надо отметить, что равные возможности являются главной ценностью для бизнеса во всем мире. Именно их наличие либо отсутствие зачастую и является основным аргументом для инвесторов при принятии решений. В связи с этим создание одинаковых условий для всех участников рынка по праву считается основной задачей государственного регулирования.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.
05.12.17, Ярослав Ярош
Правительство Польши пытается отсудить у украинских владельцев автомобильного завода FSO Zeran 250 млн злотых (около 70 млн долл.) за невыполнение инвестиционных обязательств и ущерб польскому автопрому. Юридические перспективы у этого иска призрачные, но он может спровоцировать претензии и к другим украинским активам в соседней стране.
30.11.17, Максим Полевой
Индия активно развивает свою металлургию и ведет экспортную экспансию. Но возможности для работы на металлорынке этой страны по-прежнему есть.
27.11.17, Ярослав Ярош
За три с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходиться без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих пор нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.
24.11.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реализацию масштабной программы реконструкции, которая позволяет ему укрепить позиции в условиях обострения конкурентной борьбы на внешних рынках.
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!