kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Газ будут продавать на рынке

02.11.09
размер текста:

Украинское правительство намерено внедрить рыночную модель в газовой отрасли страны. Эти обязательства Украины вытекают из подписанной и ратифицированной ею Энергетической хартии. Между тем, либерализация отношений в газовой отрасли в нынешних условиях выгодна исключительно российским поставщикам и европейским потребителям, но не украинской экономике, поэтому Киеву стоило бы пересмотреть свое отношение к Хартии, как это сделали крупнейшие энергетические страны.

По информации пресс-службы КМУ, правительство одобрило законопроект «Об основах функционирования рынка природного газа». «Кабинет министров выступает за полную ликвидацию монопольного положения на рынке природного газа, внедрение полноценного и конкурентного внутреннего рынка и недискриминационный доступ к отечественной газотранспортной сети», - сказано в сообщении.

В обосновании говориться, что документ определяет правовые, экономические и организационные основы функционирования рынка природного газа в стране. Реализация закона обеспечит рациональное потребление природного газа и внедрение энергосберегающих технологий, а также формирование экономически обоснованных тарифов на услуги субъектов рынка природного газа. Это, в свою очередь, как считает КМУ, будет способствовать улучшению финансово-экономического состояния предприятий, работающих на рынке природного газа, а также повышению уровня их рентабельности.

К модели рыночных отношений в газовой отрасли Украина пришла не через внутреннее осознание ее эффективности и рациональности. Идея либерализация газового рынка сейчас крайне популяра в Европе, которая является крупнейшим потребителем «голубого топлива», но практически не обладает ее запасами. Принципы рыночной модели газовой отрасли сформулированы в Энергетической хартии, а механизмы реализации детально изложены в директиве ЕС № 2003/55 от 26 июня 2003 г. И если европейское законодательство для Украины носит сугубо рекомендательный характер, хотя государственные власти с целью синхронизации институциональной среды, все же пытаются его имплементировать, то нормы и обязательства Энергетической хартии Украина обязана выполнять, поскольку не только подписала, но и ратифицировала ее.

Долгое время Украина традиционно для себя избегала выполнения взятых на себя обязательств. Однако ЕС нашел способ заставить Киев реализовать те принципы, под которыми Украина подписалась. Либерализация рынка была одним из ключевых условий согласия ЕС участвовать в совместной модернизации газотранспортной системы Украины, о чем была достигнута договоренность в прошлом году. Напомним, что в рамках этих договоренностей Украина рассчитывает привлечь 1,5-2 млрд. долл. инвестиций у Европейской Комиссии и международных финансовых организаций на модернизацию своей ГТС.

Очевидно, что именно необходимость привлечения инвестиций заставила правительство сдвинуть этот вопрос с места. КМУ даже на стал корректировать его в соответствии с особенностями национальной экономики. Законопроект «Об основах функционирования рынка природного газа» является практически калькой европейской директивы.

Украинские правительственные чиновники, которым крайне необходимы деньги, уже рисуют безоблачные перспективы рыночной модели. Более того, продвижение этого законопроекта инкорпорировали в контекст интеграции Украины в ЕС.

К слову, в этом они правы: каждый претендент на членство в Евросоюзе обязан создать рынок газа и провести его либерализацию в соответствии с директивами Европейского Союза. Другое дело, что вступление Украины в ЕС на данный момент практически не имеет перспектив.

Между тем, принятие этого законопроекта продуцирует колоссальные риски, которые девальвируют весь тот позитив, который ожидают разработчики.

Во-первых, в Украине газового рынка априори быть не может, пока Энергетическую хартию не ратифицировала РФ. Только после принятия этого документа, согласно которому Москва обязана будет пропускать по своей ГТС газ других стран (Туркменистана, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана) и таким образом создаст предпосылки для того, чтобы в Украину свободно доходил альтернативный газ, появляются основания для формирования рынка. Главная проблема в том, что Россия окончательно отказалась ратифицировать Энергетическую хартию. При этом это не только устная позиция российских властей, а формализированный отказ, зафиксированный в распоряжении премьер-министра России Владимира Путина. Кремль считает, что этот документ противоречит интересам РФ, поскольку хартия допускает европейские компании к российским ресурсам, но ограничивает возможности проникновения российских электроэнергетиков, газовиков и нефтяников на европейский рынок. Кроме того, в случае ратификации хартии в таком виде, как он сейчас есть, РФ фактически открывает доступ своим конкурентам на европейский рынок, которые в конечном итоге будут играть на понижение стоимости «голубого топлива». Таким образом, поскольку на данный момент (и очевидно в среднесрочной перспективе) единственным поставщиком газа является РФ, то рынок газа в Украине сформировать невозможно в принципе.

Во-вторых, законопроект «Об основах функционирования рынка природного газа» окончательно подорвет финансовую стабильность НАК «Нафтогаза», который сейчас является монопольным поставщиком газа на внутреннем рынке (кроме небольших объемов прямых поставок Газпрома), что приносит ему существенную долю дохода. Очевидно, что частные компании заберут у НАКа, прежде всего, сегмент платежеспособных промышленных компаний и оставят ему хронически неплатежеспособные бюджетные учреждения и теплокоммунэнерго. При этом маржа, с которой «Нафтогаз» сейчас перепродает российский газ, минимальна, и частные компании попросту не смогут снизить ее стоимость.

Таким образом, в случае вступления законопроекта «Об основах функционирования рынка природного газа» в силу в нынешних условиях, цена газа, в лучшем случае, останется прежней. При пессимистичном варианте, зная о способности украинских властей противостоять монополиям на рынках, можно прогнозировать, что частные трейдеры поделят Украину на зоны влияния и начнут диктовать свои условия. В конечном итоге, единственным изменением станет то, что доход от торговли газом, который сейчас получает «Нафтогаз», будет оседать в карманах частных структур. Безусловно, украинская ГТС требует инвестиций, однако цена, которую правительство готово заплатить ЕС за то, чтобы взять в кредит 1,5-2 млрд. долл., которые будут потрачены на то, чтобы обеспечить европейских потребителем газом, для Украины является абсурдно высокой.

Алексей Виниций

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!