kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Газ будут продавать на рынке

02.11.09
размер текста:

Украинское правительство намерено внедрить рыночную модель в газовой отрасли страны. Эти обязательства Украины вытекают из подписанной и ратифицированной ею Энергетической хартии. Между тем, либерализация отношений в газовой отрасли в нынешних условиях выгодна исключительно российским поставщикам и европейским потребителям, но не украинской экономике, поэтому Киеву стоило бы пересмотреть свое отношение к Хартии, как это сделали крупнейшие энергетические страны.

По информации пресс-службы КМУ, правительство одобрило законопроект «Об основах функционирования рынка природного газа». «Кабинет министров выступает за полную ликвидацию монопольного положения на рынке природного газа, внедрение полноценного и конкурентного внутреннего рынка и недискриминационный доступ к отечественной газотранспортной сети», - сказано в сообщении.

В обосновании говориться, что документ определяет правовые, экономические и организационные основы функционирования рынка природного газа в стране. Реализация закона обеспечит рациональное потребление природного газа и внедрение энергосберегающих технологий, а также формирование экономически обоснованных тарифов на услуги субъектов рынка природного газа. Это, в свою очередь, как считает КМУ, будет способствовать улучшению финансово-экономического состояния предприятий, работающих на рынке природного газа, а также повышению уровня их рентабельности.

К модели рыночных отношений в газовой отрасли Украина пришла не через внутреннее осознание ее эффективности и рациональности. Идея либерализация газового рынка сейчас крайне популяра в Европе, которая является крупнейшим потребителем «голубого топлива», но практически не обладает ее запасами. Принципы рыночной модели газовой отрасли сформулированы в Энергетической хартии, а механизмы реализации детально изложены в директиве ЕС № 2003/55 от 26 июня 2003 г. И если европейское законодательство для Украины носит сугубо рекомендательный характер, хотя государственные власти с целью синхронизации институциональной среды, все же пытаются его имплементировать, то нормы и обязательства Энергетической хартии Украина обязана выполнять, поскольку не только подписала, но и ратифицировала ее.

Долгое время Украина традиционно для себя избегала выполнения взятых на себя обязательств. Однако ЕС нашел способ заставить Киев реализовать те принципы, под которыми Украина подписалась. Либерализация рынка была одним из ключевых условий согласия ЕС участвовать в совместной модернизации газотранспортной системы Украины, о чем была достигнута договоренность в прошлом году. Напомним, что в рамках этих договоренностей Украина рассчитывает привлечь 1,5-2 млрд. долл. инвестиций у Европейской Комиссии и международных финансовых организаций на модернизацию своей ГТС.

Очевидно, что именно необходимость привлечения инвестиций заставила правительство сдвинуть этот вопрос с места. КМУ даже на стал корректировать его в соответствии с особенностями национальной экономики. Законопроект «Об основах функционирования рынка природного газа» является практически калькой европейской директивы.

Украинские правительственные чиновники, которым крайне необходимы деньги, уже рисуют безоблачные перспективы рыночной модели. Более того, продвижение этого законопроекта инкорпорировали в контекст интеграции Украины в ЕС.

К слову, в этом они правы: каждый претендент на членство в Евросоюзе обязан создать рынок газа и провести его либерализацию в соответствии с директивами Европейского Союза. Другое дело, что вступление Украины в ЕС на данный момент практически не имеет перспектив.

Между тем, принятие этого законопроекта продуцирует колоссальные риски, которые девальвируют весь тот позитив, который ожидают разработчики.

Во-первых, в Украине газового рынка априори быть не может, пока Энергетическую хартию не ратифицировала РФ. Только после принятия этого документа, согласно которому Москва обязана будет пропускать по своей ГТС газ других стран (Туркменистана, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана) и таким образом создаст предпосылки для того, чтобы в Украину свободно доходил альтернативный газ, появляются основания для формирования рынка. Главная проблема в том, что Россия окончательно отказалась ратифицировать Энергетическую хартию. При этом это не только устная позиция российских властей, а формализированный отказ, зафиксированный в распоряжении премьер-министра России Владимира Путина. Кремль считает, что этот документ противоречит интересам РФ, поскольку хартия допускает европейские компании к российским ресурсам, но ограничивает возможности проникновения российских электроэнергетиков, газовиков и нефтяников на европейский рынок. Кроме того, в случае ратификации хартии в таком виде, как он сейчас есть, РФ фактически открывает доступ своим конкурентам на европейский рынок, которые в конечном итоге будут играть на понижение стоимости «голубого топлива». Таким образом, поскольку на данный момент (и очевидно в среднесрочной перспективе) единственным поставщиком газа является РФ, то рынок газа в Украине сформировать невозможно в принципе.

Во-вторых, законопроект «Об основах функционирования рынка природного газа» окончательно подорвет финансовую стабильность НАК «Нафтогаза», который сейчас является монопольным поставщиком газа на внутреннем рынке (кроме небольших объемов прямых поставок Газпрома), что приносит ему существенную долю дохода. Очевидно, что частные компании заберут у НАКа, прежде всего, сегмент платежеспособных промышленных компаний и оставят ему хронически неплатежеспособные бюджетные учреждения и теплокоммунэнерго. При этом маржа, с которой «Нафтогаз» сейчас перепродает российский газ, минимальна, и частные компании попросту не смогут снизить ее стоимость.

Таким образом, в случае вступления законопроекта «Об основах функционирования рынка природного газа» в силу в нынешних условиях, цена газа, в лучшем случае, останется прежней. При пессимистичном варианте, зная о способности украинских властей противостоять монополиям на рынках, можно прогнозировать, что частные трейдеры поделят Украину на зоны влияния и начнут диктовать свои условия. В конечном итоге, единственным изменением станет то, что доход от торговли газом, который сейчас получает «Нафтогаз», будет оседать в карманах частных структур. Безусловно, украинская ГТС требует инвестиций, однако цена, которую правительство готово заплатить ЕС за то, чтобы взять в кредит 1,5-2 млрд. долл., которые будут потрачены на то, чтобы обеспечить европейских потребителем газом, для Украины является абсурдно высокой.

Алексей Виниций

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!