kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Азербайджан стабилизирует украинский топливный рынок?

02.11.09
размер текста:

Впервые с 2001 года отечественные НПЗ получили альтернативный источник нефти, что поможет наконец-то нивелировать диктат российских поставщиков. Более того, благодаря тесным политическим связям между Украиной и Азербайджаном, бизнесмены из Баку рассматривают возможность не только поставок нефти, но и организации нефтепереработки на территории Украины. Значение этого проекта трудно переоценить, поэтому украинским властям необходимо создать самые благоприятные условия для работы азербайджанских инвесторов.

В начале октября текущего года, впервые после прекращения в 2001 г. поставок казахстанской нефти в Украину, каспийское сырье снова поступает на отечественные НПЗ. Инициатором сделки выступила группа «Приват», контролирующая в Украине три НПЗ суммарной производственной мощностью 23 млн т нефти, и обладающая розничной сетью примерно в 1,5 тыс АЗС (под всеми брендами), что составляет свыше 25% от общего количества.

Фактически «Приват» создала крупнейшую вертикально интегрированную нефтяную компанию в Украине. Однако слабым звеном производственной цепочки остается ресурсное обеспечение – на данный момент группа осуществляет оперативный контроль над «Укрнефтью», которая добывает только 3 млн т нефти.

Поскольку российские добывающие компании поставляют нефть исключительно своим НПЗ в Украине, а казахская нефть уже давно разделена между западными, китайскими и российскими инвесторами, едва ли не единственным источником альтернативного сырья для Украины является Азербайджан. Несмотря на то, что отношения между Баку и Киевом складываются достаточно хорошо (особенно в рамках ГУАМ), а вопрос о возможности поставок азербайджанской нефти обсуждался еще с 2005 г., этот проект стартовал только в этом году, и только благодаря доминированию частного интереса.

Политическими дружескими отношениями Украины и Азербайджана эффективно воспользовалась «Приват». В этом году подконтрольный ей Кременчугский НПЗ заключил долгосрочный контракт с Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR, State Oil Company of Azerbaijan Republic), на основании которого в октябре приобрел две партии азербайджанской легкой нефти общим объемом 160 тыс т. В будущем планируется, что SOCAR будет поставлять не менее 240 тыс т в месяц, или почти 2,9 млн т нефти в год. Единого маршрута поставки нефти пока не выработано. Одна партия нефти была отгружена из грузинского черноморского порта Супса, куда доставлена по нефтепроводу Баку-Супса. Вторая - из порта Джейхан, доставленная туда по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан. В Украине доставка сырья на НПЗ будет осуществляться из Одессы по приднепровским нефтепроводам.

Если поставки азербайджанской нефти выйдут на задекларированный объем, то совокупно с украинской нефтью Кременчугский НПЗ сможет перерабатывать до 500-560 тыс т в месяц или 6 млн т в год. Благодаря этому доля российского сырья сократиться с 75% до 50%, что создаст предпосылки для демонополизации. Правда, опыт ведения бизнеса группой «Приват» дает основания подозревать, что картельный сговор окончательно разбить не удаться, но объективное увеличения предложения ГСМ должно приблизить цены к рыночным.

Кроме поставок нефти на украинские НПЗ, азербайджанская SOCAR также рассматривает покупку одного из украинских НПЗ. По последней информации, компания ведет переговоры с собственником Херсонского НПЗ – группой «Континуум», которая также контролирует в Украине сеть заправок WOG. Между тем, выбор компании не совсем логичен. ХНПЗ является самым неэффективным нефтеперерабатывающим предприятием Украины. Он характеризуется самым низким показателем глубины переработки сырья (около 48%), и, соответственно, доля выхода качественного топлива в структуре выпускаемой продукции небольшая. Модернизация НПЗ не осуществлялась с советских времен, поэтому производственные мощности требуют колоссальных инвестиций в обновление. С 2006 года завод из-за нерентабельности работы и вовсе простаивает.

К слову, именно это предприятие пытались поднять 9 лет назад казахские инвесторы. На основе межправительственных украино-казахстанских договоренностей в 1999 г. Украина передала завод «Казахойл» (сейчас ее правопреемницей является «КазМунайГаз»). Однако, оценив техническое состояние ХНПЗ, казахские инвесторы сочли инвестиции в этот объект нерациональными и бесперспективными. На их место пришла российская нефтяная компания «Альянс». Россияне обещали увеличить глубину переработки нефти до 90,6%, загрузить завод на 80% (5 млн т нефти), построить новое производство изомеризации прямогонных бензиновых фракций, гидроочистки дизельного топлива, гидроочистки керосина и гидрокрекинга, вакуумного газойля и пр. Однако ни один из этих проектов так и не был реализован. В 2006 году россияне перепродали предприятие украинской группе «Континуум», которая также изначально декларировала грандиозные планы, но также потом передумала.

Таким образом, весьма сомнительно, что азербайджанские инвесторы после ознакомления с ситуацией на заводе, решаться взяться за его модернизацию. Однако не исключено, что они могут заинтересоваться одним из западно-украинских НПЗ группы «Приват», которые сейчас работают на минимальной загрузке из-за дефицита нефти. Эти предприятия также сегодня не в лучшем состоянии, хотя, в отличие от ХНПЗ, все же находятся «на ходу». К тому же украинской ФПГ после того, как она установила контроль над Кременчугским НПЗ, два мелких завода в западном регионе содержать уже нет смысла.

Вхождение SOCAR в украинскую нефтепереработку было бы существенным позитивным импульсом для данной отрасли. Однако для азербайджанских инвесторов покупка завода в Надвирне или Дрогобыче несет в себе ряд серьезных рисков, что охлаждает их интерес к этим предприятиям. В частности, все еще неизвестной остается судьба (точнее направление использования нефтепровода Одесса-Броды). Поставка азербайджанской нефти в западно-украинском направлении возможна только в случае перевода его работы на прямой режим. Более того, государство должно гарантировать, что смена правительства не приведет к смене направления работы данного маршрута. В этой ситуации активную роль должно сыграть правительство. Кабмин обязан создать все условия для того, чтобы удержать азербайджанских инвесторов и их нефть в Украине. В противном случае, государство утратит возможность демонополизировать внутренний рынок нефтепродуктов, а альтернативных поставщиков сырья в Украину в ближайшем будущем не будет.

Максим Соколов

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.
06.12.16, Игорь Воронцов
Компании горно-металлургического комплекса в большинстве своем справились с очень серьезной проблемой, возникшей еще после первой волны глобального кризиса. Тогда на фоне обвала мировых цен они оказались один на один с высокой долговой нагрузкой. Теперь ее уровень резко снизился, но радоваться все равно нечему. Поскольку это означает отсутствие проектов развития, под которые есть смысл размещать новые облигационные займы или привлекать банковские кредиты. Металлурги и горняки потихоньку выпутываются из долгов, однако отрасль переходит в режим долгосрочной стагнации.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!