kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Азербайджан стабилизирует украинский топливный рынок?

02.11.09
размер текста:

Впервые с 2001 года отечественные НПЗ получили альтернативный источник нефти, что поможет наконец-то нивелировать диктат российских поставщиков. Более того, благодаря тесным политическим связям между Украиной и Азербайджаном, бизнесмены из Баку рассматривают возможность не только поставок нефти, но и организации нефтепереработки на территории Украины. Значение этого проекта трудно переоценить, поэтому украинским властям необходимо создать самые благоприятные условия для работы азербайджанских инвесторов.

В начале октября текущего года, впервые после прекращения в 2001 г. поставок казахстанской нефти в Украину, каспийское сырье снова поступает на отечественные НПЗ. Инициатором сделки выступила группа «Приват», контролирующая в Украине три НПЗ суммарной производственной мощностью 23 млн т нефти, и обладающая розничной сетью примерно в 1,5 тыс АЗС (под всеми брендами), что составляет свыше 25% от общего количества.

Фактически «Приват» создала крупнейшую вертикально интегрированную нефтяную компанию в Украине. Однако слабым звеном производственной цепочки остается ресурсное обеспечение – на данный момент группа осуществляет оперативный контроль над «Укрнефтью», которая добывает только 3 млн т нефти.

Поскольку российские добывающие компании поставляют нефть исключительно своим НПЗ в Украине, а казахская нефть уже давно разделена между западными, китайскими и российскими инвесторами, едва ли не единственным источником альтернативного сырья для Украины является Азербайджан. Несмотря на то, что отношения между Баку и Киевом складываются достаточно хорошо (особенно в рамках ГУАМ), а вопрос о возможности поставок азербайджанской нефти обсуждался еще с 2005 г., этот проект стартовал только в этом году, и только благодаря доминированию частного интереса.

Политическими дружескими отношениями Украины и Азербайджана эффективно воспользовалась «Приват». В этом году подконтрольный ей Кременчугский НПЗ заключил долгосрочный контракт с Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR, State Oil Company of Azerbaijan Republic), на основании которого в октябре приобрел две партии азербайджанской легкой нефти общим объемом 160 тыс т. В будущем планируется, что SOCAR будет поставлять не менее 240 тыс т в месяц, или почти 2,9 млн т нефти в год. Единого маршрута поставки нефти пока не выработано. Одна партия нефти была отгружена из грузинского черноморского порта Супса, куда доставлена по нефтепроводу Баку-Супса. Вторая - из порта Джейхан, доставленная туда по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан. В Украине доставка сырья на НПЗ будет осуществляться из Одессы по приднепровским нефтепроводам.

Если поставки азербайджанской нефти выйдут на задекларированный объем, то совокупно с украинской нефтью Кременчугский НПЗ сможет перерабатывать до 500-560 тыс т в месяц или 6 млн т в год. Благодаря этому доля российского сырья сократиться с 75% до 50%, что создаст предпосылки для демонополизации. Правда, опыт ведения бизнеса группой «Приват» дает основания подозревать, что картельный сговор окончательно разбить не удаться, но объективное увеличения предложения ГСМ должно приблизить цены к рыночным.

Кроме поставок нефти на украинские НПЗ, азербайджанская SOCAR также рассматривает покупку одного из украинских НПЗ. По последней информации, компания ведет переговоры с собственником Херсонского НПЗ – группой «Континуум», которая также контролирует в Украине сеть заправок WOG. Между тем, выбор компании не совсем логичен. ХНПЗ является самым неэффективным нефтеперерабатывающим предприятием Украины. Он характеризуется самым низким показателем глубины переработки сырья (около 48%), и, соответственно, доля выхода качественного топлива в структуре выпускаемой продукции небольшая. Модернизация НПЗ не осуществлялась с советских времен, поэтому производственные мощности требуют колоссальных инвестиций в обновление. С 2006 года завод из-за нерентабельности работы и вовсе простаивает.

К слову, именно это предприятие пытались поднять 9 лет назад казахские инвесторы. На основе межправительственных украино-казахстанских договоренностей в 1999 г. Украина передала завод «Казахойл» (сейчас ее правопреемницей является «КазМунайГаз»). Однако, оценив техническое состояние ХНПЗ, казахские инвесторы сочли инвестиции в этот объект нерациональными и бесперспективными. На их место пришла российская нефтяная компания «Альянс». Россияне обещали увеличить глубину переработки нефти до 90,6%, загрузить завод на 80% (5 млн т нефти), построить новое производство изомеризации прямогонных бензиновых фракций, гидроочистки дизельного топлива, гидроочистки керосина и гидрокрекинга, вакуумного газойля и пр. Однако ни один из этих проектов так и не был реализован. В 2006 году россияне перепродали предприятие украинской группе «Континуум», которая также изначально декларировала грандиозные планы, но также потом передумала.

Таким образом, весьма сомнительно, что азербайджанские инвесторы после ознакомления с ситуацией на заводе, решаться взяться за его модернизацию. Однако не исключено, что они могут заинтересоваться одним из западно-украинских НПЗ группы «Приват», которые сейчас работают на минимальной загрузке из-за дефицита нефти. Эти предприятия также сегодня не в лучшем состоянии, хотя, в отличие от ХНПЗ, все же находятся «на ходу». К тому же украинской ФПГ после того, как она установила контроль над Кременчугским НПЗ, два мелких завода в западном регионе содержать уже нет смысла.

Вхождение SOCAR в украинскую нефтепереработку было бы существенным позитивным импульсом для данной отрасли. Однако для азербайджанских инвесторов покупка завода в Надвирне или Дрогобыче несет в себе ряд серьезных рисков, что охлаждает их интерес к этим предприятиям. В частности, все еще неизвестной остается судьба (точнее направление использования нефтепровода Одесса-Броды). Поставка азербайджанской нефти в западно-украинском направлении возможна только в случае перевода его работы на прямой режим. Более того, государство должно гарантировать, что смена правительства не приведет к смене направления работы данного маршрута. В этой ситуации активную роль должно сыграть правительство. Кабмин обязан создать все условия для того, чтобы удержать азербайджанских инвесторов и их нефть в Украине. В противном случае, государство утратит возможность демонополизировать внутренний рынок нефтепродуктов, а альтернативных поставщиков сырья в Украину в ближайшем будущем не будет.

Максим Соколов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!