kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Григоришин поставил блок

27.10.09
размер текста:

Владелец группы «Энергетический стандарт» Константин Григоришин упрочил позиции на харьковском ОАО «Турбоатом», доведя свою долю до 25%. Владение блокпакетом в одном из ключевых предприятий украинского энергомашиностроения, несомненно, усиливает влияние группы «Энергетический стандарт», подконтрольной бизнесмену, на отрасль в целом. Так, продукция «Турбоатома» используется на всех отечественных АЭС. Более того, в Российской Федерации примерно треть от числа всех эксплуатируемых турбин приходится на изготовленные в Харькове.

Напомним, что К. Григоришин также контролирует предприятия ОАО «Запорожтрансформатор» (88,35%), ОАО «Запорожский завод малогабаритных трансформаторов» (58,7%), ОАО «Запорожский завод сверхмощных трансформаторов», ОАО «Запорожский кабельный завод» и ОАО «Сумское НПО им. Фрунзе». Кроме того, ему принадлежат крупные пакеты в ряде региональных энергораспределяющих компаний: «Полтаваоблэнерго» (40,3%), «Сумыоблэнерго» (39,96%), «Прикарпатьеоблэнерго» (33,8%), «Львовоблэнерго» (38,07%) и «Черниговоблэнерго» (40,01%).

В ОАО «Турбоатом» через КУА «Сварог Эссет Менеджмент» К. Григоришин ранее владел 14%-ным пакетом акций. Именно с этим обстоятельством наблюдатели связывают корпоративные конфликты, которые постоянно происходили на предприятии. Достаточно сказать, что за последние два года в судах было рассмотрено 35 споров, касавшихся различных вопросов корпоративного управления на «Турбоатоме» (проведение собрания акционеров, назначение нового генерального директора, и т.д.), а также его возможной приватизации.

Против продажи 75%-ного госпакета активно выступал президент Украины В.Ющенко, отношения с которым у К. Григоришина безнадежно испортились еще в 2005 г. С тех пор СБУ дважды запрещала въезд на территорию Украины бизнесмену, имеющему российский паспорт и проживающему в Москве. При этом правительство регулярно вносило «Турбоатом» в список подлежащих приватизации.

Теперь этот вопрос теряет остроту для «Энергетического стандарта». Поскольку уже в ближайшее время на предприятии ожидается смена менеджмента. Напомним, что нынешний гендиректор «Турбоатома» Виктор Субботин одновременно является владельцем мажоритарной доли в харьковском «Мегабанке» - который, в свою очередь, был обладателем примерно 3% акций «Турбоатома». Очевидно, что он решил уйти с предприятия и продал К. Григоришину эту долю - учитывая, что последний сумел аккумулировать практически всю часть акций, которые находились в частной собственности.

Следует также отметить, что решение В.Субботина о выходе из акционеров «Турбоатома» совпало по времени с продажей 30% самого «Мегабанка» западным инвесторам в лице ЕБРР и немецкого банка KfW.

Еще около 5% «Турбоатома» было выкуплено у зарегистрированного на Кипре UIFL Limited, представляющего некий зарубежный инвестиционный фонд. По информации, имевшейся на фондовом рынке, этот акционер не стремился участвовать в реальном управлении предприятием и в принципе был готов продать свою долю за хорошую цену. Но что такое «хорошая цена» в условиях кризиса? По оценкам инвесткомпаний, уровень капитализации «Турбоатома» сейчас колеблется в пределах 100-150 млн. долл. В таком случае совокупная стоимость ряда мелких пакетов, приобретенных «Сварог Эссет Менеджмент», равняется 8,3-12,5 млн. долл. Однако, как отмечают эксперты, эту сумму еще необходимо умножить на коэффициент 1,3-1,5, который является премией за контроль над предприятием.

Но если реальная сумма сделки в пять раз превысила расчетный показатель – даже в этом случае К. Григоришин не прогадал. По итогам первого полугодия «Турбоатом» увеличил чистую прибыль по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. с 28,76 млн. грн до 51,04 млн. грн. При этом доход от реализации продукции увеличился с 248,78 млн. грн до 333,5 млн. грн.

А портфель заказов предприятия до 2011 г. уже сегодня оценивается в 280 млн. долл. Так, в следующем году предприятие продолжит работу над действующими экспортными заказами для «Росэнергоатома» (модернизация турбин К-500) и Новочеркасской ГРЭС, мексиканской ГЭС «Ла Йеска», китайских ГЭС «Инь Пань» и «Шансигоу», индийских АЭС «Кайга» и «Рапп» 5-6. Кроме того, подписаны договоры на поставку двух турбин К-315 в Иран для ТЭС «Бисотун», семи рабочих колес для Нурекской ГЭС в Таджикистане, рабочего колеса для Нижне-Бозсуйской ГЭС в Узбекистане, а также на поставку оборудования для модернизации венгерской АЭС «Пакш».

А совсем скоро, в ноябре 2009 г., ожидается подписание контракта по энергоблоку №6 для Аксуйской ТЭС в Казахстане.

Сотрудничает «Турбоатом» и с украинскими энергетиками. Так, в текущем году предприятие модернизировало паровую турбину для Зуевской ТЭС компании «Востокэнерго» и поставило турбину для первой очереди Днестровской ГАЭС НАЭК «Энергоатом».

Особенно перспективным для «Турбоатома» представляется рынок Российской Федерации – учитывая масштабные планы по модернизации существующих атомных энергоблоков и строительству новых. В случае их реализации российским правительством портфель заказов «Турбоатома» может составить 1 млрд. долл. – что соответствует его максимальной проектной мощности.

Разумеется, получить блокирующий пакет голосов на таком предприятии и установить над ним оперативный контроль – дорогого стоит. Однако в 2010 г. «Энергетический стандарт» наверняка попытается увеличить долю в «Турбоатоме», инициировав его частичную приватизацию. Это произойдет практически со 100%-ной вероятностью после президентских выборов, причем независимо от их результатов.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.
06.12.16, Игорь Воронцов
Компании горно-металлургического комплекса в большинстве своем справились с очень серьезной проблемой, возникшей еще после первой волны глобального кризиса. Тогда на фоне обвала мировых цен они оказались один на один с высокой долговой нагрузкой. Теперь ее уровень резко снизился, но радоваться все равно нечему. Поскольку это означает отсутствие проектов развития, под которые есть смысл размещать новые облигационные займы или привлекать банковские кредиты. Металлурги и горняки потихоньку выпутываются из долгов, однако отрасль переходит в режим долгосрочной стагнации.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!