kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Григоришин поставил блок

27.10.09
размер текста:

Владелец группы «Энергетический стандарт» Константин Григоришин упрочил позиции на харьковском ОАО «Турбоатом», доведя свою долю до 25%. Владение блокпакетом в одном из ключевых предприятий украинского энергомашиностроения, несомненно, усиливает влияние группы «Энергетический стандарт», подконтрольной бизнесмену, на отрасль в целом. Так, продукция «Турбоатома» используется на всех отечественных АЭС. Более того, в Российской Федерации примерно треть от числа всех эксплуатируемых турбин приходится на изготовленные в Харькове.

Напомним, что К. Григоришин также контролирует предприятия ОАО «Запорожтрансформатор» (88,35%), ОАО «Запорожский завод малогабаритных трансформаторов» (58,7%), ОАО «Запорожский завод сверхмощных трансформаторов», ОАО «Запорожский кабельный завод» и ОАО «Сумское НПО им. Фрунзе». Кроме того, ему принадлежат крупные пакеты в ряде региональных энергораспределяющих компаний: «Полтаваоблэнерго» (40,3%), «Сумыоблэнерго» (39,96%), «Прикарпатьеоблэнерго» (33,8%), «Львовоблэнерго» (38,07%) и «Черниговоблэнерго» (40,01%).

В ОАО «Турбоатом» через КУА «Сварог Эссет Менеджмент» К. Григоришин ранее владел 14%-ным пакетом акций. Именно с этим обстоятельством наблюдатели связывают корпоративные конфликты, которые постоянно происходили на предприятии. Достаточно сказать, что за последние два года в судах было рассмотрено 35 споров, касавшихся различных вопросов корпоративного управления на «Турбоатоме» (проведение собрания акционеров, назначение нового генерального директора, и т.д.), а также его возможной приватизации.

Против продажи 75%-ного госпакета активно выступал президент Украины В.Ющенко, отношения с которым у К. Григоришина безнадежно испортились еще в 2005 г. С тех пор СБУ дважды запрещала въезд на территорию Украины бизнесмену, имеющему российский паспорт и проживающему в Москве. При этом правительство регулярно вносило «Турбоатом» в список подлежащих приватизации.

Теперь этот вопрос теряет остроту для «Энергетического стандарта». Поскольку уже в ближайшее время на предприятии ожидается смена менеджмента. Напомним, что нынешний гендиректор «Турбоатома» Виктор Субботин одновременно является владельцем мажоритарной доли в харьковском «Мегабанке» - который, в свою очередь, был обладателем примерно 3% акций «Турбоатома». Очевидно, что он решил уйти с предприятия и продал К. Григоришину эту долю - учитывая, что последний сумел аккумулировать практически всю часть акций, которые находились в частной собственности.

Следует также отметить, что решение В.Субботина о выходе из акционеров «Турбоатома» совпало по времени с продажей 30% самого «Мегабанка» западным инвесторам в лице ЕБРР и немецкого банка KfW.

Еще около 5% «Турбоатома» было выкуплено у зарегистрированного на Кипре UIFL Limited, представляющего некий зарубежный инвестиционный фонд. По информации, имевшейся на фондовом рынке, этот акционер не стремился участвовать в реальном управлении предприятием и в принципе был готов продать свою долю за хорошую цену. Но что такое «хорошая цена» в условиях кризиса? По оценкам инвесткомпаний, уровень капитализации «Турбоатома» сейчас колеблется в пределах 100-150 млн. долл. В таком случае совокупная стоимость ряда мелких пакетов, приобретенных «Сварог Эссет Менеджмент», равняется 8,3-12,5 млн. долл. Однако, как отмечают эксперты, эту сумму еще необходимо умножить на коэффициент 1,3-1,5, который является премией за контроль над предприятием.

Но если реальная сумма сделки в пять раз превысила расчетный показатель – даже в этом случае К. Григоришин не прогадал. По итогам первого полугодия «Турбоатом» увеличил чистую прибыль по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. с 28,76 млн. грн до 51,04 млн. грн. При этом доход от реализации продукции увеличился с 248,78 млн. грн до 333,5 млн. грн.

А портфель заказов предприятия до 2011 г. уже сегодня оценивается в 280 млн. долл. Так, в следующем году предприятие продолжит работу над действующими экспортными заказами для «Росэнергоатома» (модернизация турбин К-500) и Новочеркасской ГРЭС, мексиканской ГЭС «Ла Йеска», китайских ГЭС «Инь Пань» и «Шансигоу», индийских АЭС «Кайга» и «Рапп» 5-6. Кроме того, подписаны договоры на поставку двух турбин К-315 в Иран для ТЭС «Бисотун», семи рабочих колес для Нурекской ГЭС в Таджикистане, рабочего колеса для Нижне-Бозсуйской ГЭС в Узбекистане, а также на поставку оборудования для модернизации венгерской АЭС «Пакш».

А совсем скоро, в ноябре 2009 г., ожидается подписание контракта по энергоблоку №6 для Аксуйской ТЭС в Казахстане.

Сотрудничает «Турбоатом» и с украинскими энергетиками. Так, в текущем году предприятие модернизировало паровую турбину для Зуевской ТЭС компании «Востокэнерго» и поставило турбину для первой очереди Днестровской ГАЭС НАЭК «Энергоатом».

Особенно перспективным для «Турбоатома» представляется рынок Российской Федерации – учитывая масштабные планы по модернизации существующих атомных энергоблоков и строительству новых. В случае их реализации российским правительством портфель заказов «Турбоатома» может составить 1 млрд. долл. – что соответствует его максимальной проектной мощности.

Разумеется, получить блокирующий пакет голосов на таком предприятии и установить над ним оперативный контроль – дорогого стоит. Однако в 2010 г. «Энергетический стандарт» наверняка попытается увеличить долю в «Турбоатоме», инициировав его частичную приватизацию. Это произойдет практически со 100%-ной вероятностью после президентских выборов, причем независимо от их результатов.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!