kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Григоришин поставил блок

27.10.09
размер текста:

Владелец группы «Энергетический стандарт» Константин Григоришин упрочил позиции на харьковском ОАО «Турбоатом», доведя свою долю до 25%. Владение блокпакетом в одном из ключевых предприятий украинского энергомашиностроения, несомненно, усиливает влияние группы «Энергетический стандарт», подконтрольной бизнесмену, на отрасль в целом. Так, продукция «Турбоатома» используется на всех отечественных АЭС. Более того, в Российской Федерации примерно треть от числа всех эксплуатируемых турбин приходится на изготовленные в Харькове.

Напомним, что К. Григоришин также контролирует предприятия ОАО «Запорожтрансформатор» (88,35%), ОАО «Запорожский завод малогабаритных трансформаторов» (58,7%), ОАО «Запорожский завод сверхмощных трансформаторов», ОАО «Запорожский кабельный завод» и ОАО «Сумское НПО им. Фрунзе». Кроме того, ему принадлежат крупные пакеты в ряде региональных энергораспределяющих компаний: «Полтаваоблэнерго» (40,3%), «Сумыоблэнерго» (39,96%), «Прикарпатьеоблэнерго» (33,8%), «Львовоблэнерго» (38,07%) и «Черниговоблэнерго» (40,01%).

В ОАО «Турбоатом» через КУА «Сварог Эссет Менеджмент» К. Григоришин ранее владел 14%-ным пакетом акций. Именно с этим обстоятельством наблюдатели связывают корпоративные конфликты, которые постоянно происходили на предприятии. Достаточно сказать, что за последние два года в судах было рассмотрено 35 споров, касавшихся различных вопросов корпоративного управления на «Турбоатоме» (проведение собрания акционеров, назначение нового генерального директора, и т.д.), а также его возможной приватизации.

Против продажи 75%-ного госпакета активно выступал президент Украины В.Ющенко, отношения с которым у К. Григоришина безнадежно испортились еще в 2005 г. С тех пор СБУ дважды запрещала въезд на территорию Украины бизнесмену, имеющему российский паспорт и проживающему в Москве. При этом правительство регулярно вносило «Турбоатом» в список подлежащих приватизации.

Теперь этот вопрос теряет остроту для «Энергетического стандарта». Поскольку уже в ближайшее время на предприятии ожидается смена менеджмента. Напомним, что нынешний гендиректор «Турбоатома» Виктор Субботин одновременно является владельцем мажоритарной доли в харьковском «Мегабанке» - который, в свою очередь, был обладателем примерно 3% акций «Турбоатома». Очевидно, что он решил уйти с предприятия и продал К. Григоришину эту долю - учитывая, что последний сумел аккумулировать практически всю часть акций, которые находились в частной собственности.

Следует также отметить, что решение В.Субботина о выходе из акционеров «Турбоатома» совпало по времени с продажей 30% самого «Мегабанка» западным инвесторам в лице ЕБРР и немецкого банка KfW.

Еще около 5% «Турбоатома» было выкуплено у зарегистрированного на Кипре UIFL Limited, представляющего некий зарубежный инвестиционный фонд. По информации, имевшейся на фондовом рынке, этот акционер не стремился участвовать в реальном управлении предприятием и в принципе был готов продать свою долю за хорошую цену. Но что такое «хорошая цена» в условиях кризиса? По оценкам инвесткомпаний, уровень капитализации «Турбоатома» сейчас колеблется в пределах 100-150 млн. долл. В таком случае совокупная стоимость ряда мелких пакетов, приобретенных «Сварог Эссет Менеджмент», равняется 8,3-12,5 млн. долл. Однако, как отмечают эксперты, эту сумму еще необходимо умножить на коэффициент 1,3-1,5, который является премией за контроль над предприятием.

Но если реальная сумма сделки в пять раз превысила расчетный показатель – даже в этом случае К. Григоришин не прогадал. По итогам первого полугодия «Турбоатом» увеличил чистую прибыль по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. с 28,76 млн. грн до 51,04 млн. грн. При этом доход от реализации продукции увеличился с 248,78 млн. грн до 333,5 млн. грн.

А портфель заказов предприятия до 2011 г. уже сегодня оценивается в 280 млн. долл. Так, в следующем году предприятие продолжит работу над действующими экспортными заказами для «Росэнергоатома» (модернизация турбин К-500) и Новочеркасской ГРЭС, мексиканской ГЭС «Ла Йеска», китайских ГЭС «Инь Пань» и «Шансигоу», индийских АЭС «Кайга» и «Рапп» 5-6. Кроме того, подписаны договоры на поставку двух турбин К-315 в Иран для ТЭС «Бисотун», семи рабочих колес для Нурекской ГЭС в Таджикистане, рабочего колеса для Нижне-Бозсуйской ГЭС в Узбекистане, а также на поставку оборудования для модернизации венгерской АЭС «Пакш».

А совсем скоро, в ноябре 2009 г., ожидается подписание контракта по энергоблоку №6 для Аксуйской ТЭС в Казахстане.

Сотрудничает «Турбоатом» и с украинскими энергетиками. Так, в текущем году предприятие модернизировало паровую турбину для Зуевской ТЭС компании «Востокэнерго» и поставило турбину для первой очереди Днестровской ГАЭС НАЭК «Энергоатом».

Особенно перспективным для «Турбоатома» представляется рынок Российской Федерации – учитывая масштабные планы по модернизации существующих атомных энергоблоков и строительству новых. В случае их реализации российским правительством портфель заказов «Турбоатома» может составить 1 млрд. долл. – что соответствует его максимальной проектной мощности.

Разумеется, получить блокирующий пакет голосов на таком предприятии и установить над ним оперативный контроль – дорогого стоит. Однако в 2010 г. «Энергетический стандарт» наверняка попытается увеличить долю в «Турбоатоме», инициировав его частичную приватизацию. Это произойдет практически со 100%-ной вероятностью после президентских выборов, причем независимо от их результатов.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!