kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Шельф без стратегии

26.10.09
размер текста:

Хотя госчиновники на всех углах заверяют, что Азовско-Черноморский шельф имеет стратегическое значение для энергобезопасности Украины, но в реальности никакой стратегии разработки шельфовых запасов нефти и газа в стране не существует. Первая и единственная правительственная программа освоения шельфа была принята 13 лет назад и благополучно провалена.

Подготовка подобного документа сроком на 10 ближайших лет только началась в офисах Кабмина. Что ж, переписать даты и показатели в программе не трудно, но она окажется такой же "пустышкой", как и предыдущая, если одновременно не будут созданы благоприятные условия для работы на шельфе.

После 18 лет независимости Азовско-Черноморский шельф остается белым пятном на украинской нефтегазовой карте. За последние 10 лет добыча здесь увеличилась всего на 500 тыс. кубометров газа в год и открыто было только 4 новых месторождения. Степень освоенности шельфовых углеводородных ресурсов, по оценкам Украинского государственного геологоразведочного института, составляет лишь 3,2%, тогда как на суше она превышает 70%.

Десять лет назад шельф обеспечивал около 5% в общенациональной добыче газа, сейчас этот показатель составляет чуть больше 6%. Однопроцентный "прогресс" лучше всяких слов демонстрирует абсолютно бездарное отношение украинских властей к развитию добычи нефти и газа из морских месторождений. И это в стране, которая хронически страдает из-за дефицита энергоносителей.

Упомянутая выше программа освоения углеводородных ресурсов украинского сектора Черного и Азовского морей была принята 13 лет назад, в сентябре 1996 года, и если бы ее придерживались, то уже сейчас шельф отдавал бы в отечественную газовую копилку в 2,5-3 раза газа больше, чем теперь.

Однако программный курс четко соблюдался лишь два первых года. В дальнейшем Кабмин практически прекратил бюджетное финансирование программы и палец о палец не ударил, чтобы привлечь альтернативные денежные источники. В результате поставленные в ней задачи были выполнены, по оценкам специалистов, едва ли на 10%. Вот несколько цифр, которые это подтверждают.

Программой планировалось на протяжении 1996-2008 годов прирастить углеводородные запасы шельфа на 261,7 млн. тонн условного топлива - приращено на 27,6 млн. тонн; планировалось добыть 24,6 млрд. кубометров газа - добыто 11,1 млрд. кубов; планировалось начать добычу нефти – этого не произошло вообще. Объем инвестиций в разведочное бурение должен был составить за 12 лет более 6 млрд. гривен, а в действительности потрачено только 440,8 млн. гривен, иначе говоря, примерно 36-37 млн. гривен в год.

За такие деньги даже одну скважину в море обустроить не получится. Не удивительно, что и объемы разведбурения за период 1996-2008 годов составили всего 45,6 тыс. метров, тогда как намечалось пройти 647,2 тыс. метров. С пробуренными эксплуатационными скважинами дела еще хуже. Их суммарная длина составляет 61,5 тыс. метров, что равно лишь 5,2% от предусмотренного программой.

Несмотря на такие плачевные результаты, в "Нафтогазе Украины" и Минтопэнерго повторяют ту же ошибку. На стол премьеру снова ложатся красивые цифры (ведь согласно поручению Кабмина новая программа освоения шельфа должна быть готова до конца года), но за ними не видно методов, с помощью которых можно добиться желаемого.

В частности, проект предусматривает открытие в течение 10 ближайших лет 10-13 новых месторождений на шельфе, половина из которых к 2019 году должны давать нефть и газ в промышленных масштабах. И тогда при умеренном сценарии добыча газа ожидается в объеме 3135 млн. кубометров в год (что примерно в 2,6 раза больше, чем сейчас), а добыча нефти с конденсатом составит 2766 тыс. тонн. Если же сценарий будет развиваться в оптимистическом ключе, то эти цифры увеличатся до 6563 млн. кубометров и 4261 тыс. тонн соответственно.

Осталась сущая мелочь: посчитать, сколько это стоит, и найти того, кто за это заплатит. Ведь согласно нынешним веяниям, основную финансовую нагрузку по освоению шельфовых запасов должны теперь нести частные инвесторы, хоть отечественные, хоть нерезиденты.

Найти таких, впрочем, будет непросто. Климат на украинском шельфе слишком суров для частного капитала, причем бури сеет само же правительство.

Скандал с компанией Vanco, которой так и не позволили воспользоваться выигранным на международном тендере правом на освоение Прикерченского участка шельфа, - это самый громкий пример, но не единственный. По указанию Юлии Тимошенко на шельфе запрещали работу и более мелким инвесторам, таким как британские СBM Oil и Black Sea Oil & Gas или канадская Shelton.

Еще один сюрприз от ее кабинета - это распоряжение поделить на 33 мелких блока цельную Скифскую площадь, к которой приглядывался австрийский концерн OMV и которую предлагалось осваивать на условиях раздела продукции. Впрочем, и сам процесс заключения соглашений о разделе продукции (СРП) правительство под предлогом необходимости внести поправки в соответствующий закон заморозило, что вызвало дополнительное недоумение потенциальных партнеров Украины.

По мнению руководителя группы компаний Shell в Украине Патрика Ван Далле, СРП - это ревалентный и приемлемый формат привлечения инвесторов в Украину, который должен стать основным юридическим инструментом сотрудничества между ними и государством, как на суше, так и на море.

"Учитывая нынешнее недостаточное инвестирование в энергетический сектор Украины, любая дальнейшая задержка с доступом потенциальных инвесторов к ресурсам совершенно непонятна", - отмечает господин Ван Далле.

Со стороны позиция официального Киева, действительно, выглядит как поведение собаки на сене (или точнее, на шельфе). Ведь у единственной украинской компании "Черноморнефтегаз", имеющей опыт морской добычи углеводородов, сегодня нет не только финансовых, но и технологических средств для бурения в тех районах шельфа, где столб воды превышает уровень в 80-100 метров. А именно на таких глубинах и сосредоточены основные перспективные запасы нефти и газа. Да что там говорить, если даже на мелководье "Черноморнефтегазу" не удается запустить в эксплуатацию почти готовые к разработке Одесское и Безымянное газовые месторождения и Субботинское нефтяное.

Тем временем на старых, лежащих почти у берега месторождениях добыча уже начинает падать. По итогам 2008 года "Черноморнефтегаз" извлек из недр на 4% меньше газа, чем годом ранее, за первое полугодие-2009 этот показатель уменьшился еще на полтора процента.

Как утверждает директор Центра энергетических исследований Константин Бородин, только за счет ввода в эксплуатацию Одесского и Безымянного месторождений в течение короткого времени можно было бы удвоить добычу газа на шельфе, однако для этого необходимо вложить в проект 400-500 млн. USD. Ранее планировалось увеличить уставный фонд "Черноморнефтегаза" на 5 млрд. гривен и таким образом решить проблему. Но НАК "Нафтогаз Украины", владеющая 100% акций "Черноморнефтегаза", так и не наскребла этих денег, поскольку все свободные средства у нее вымывают расчеты с "Газпромом".

Сейчас крымская "дочка" "Нафтогаза" вроде бы ведет переговоры о привлечении займа для Одесского и Безымянного с Европейским и Черноморским банками реконструкции и развития, но текут они вяло, поскольку кредиторы не очень заинтересованы иметь дело с юридически и экономически несамостоятельным партнером. Приватизация же "Черноморнефтегаза" запрещена законом из-за его стратегической важности для национальной экономики.

Впрочем, это и не обязательно. Например, бразильская компания Petrobras, даже оставаясь в государственной собственности, смогла выбиться в число мировых лидеров по шельфодобыче.

Однако этому взлету как раз и предшествовало наличие продуманной стратегии освоения бразильского шельфа, позволившей за 20 лет довести добычу с нуля до 120 млн. тонн нефти в год. Гвоздем данной стратегии стал отказ от государственной монополии на исследование шельфа. Полную свободу действий на этой ниве бразильское правительство предоставило французской компании Shlumberger, вплоть до права продавать результаты проведенной ею сейсморазведки кому угодно и за сколько угодно. Это привлекло на бразильский шельф поток инвесторов, перед которыми местные власти поставили только три условия: координировать работы должна Petrobras, максимум добывающего оборудования должно производиться на бразильских предприятиях, добытчики должны подготовить квалифицированные инженерный и рабочий персонал, знающий толк в освоении шельфа.

Сегодня Petrobras уже сама активно разрабатывает целый ряд шельфовых месторождений за рубежом, ее технологиями пользуются ведущие энергокомпании мира, и даже специалисты "Черноморнефтегаза" неоднократно ездили в Бразилию за опытом.

Ярослав Ярош

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!