kjsdsf
Подробнее Запомнить город


ГМК-2012: избыток усилит давление

26.10.09
размер текста:

Металлурги не отказываются от ранее заявленных проектов по запуску в эксплуатацию новых производственных мощностей – несмотря на финансовый кризис и падение спроса на их продукцию. Такой вывод следует из докладов представителей ведущих компаний ГМК, прозвучавших на очередном заседании Международного комитета по стали, прошедшем в Сингапуре.

Так, ведущий металлургический производитель из Саудовской Аравии Al-Rajhi Steel в начале 2012 г. начнет строительство нового завода по выпуску арматуры мощностью 1 млн т в год. Компания уже заключила контракт на поставку оборудования с итальянской Danieli и в 2010 г. приступает к выполнению работ.

Индийская Essar Steel сообщила о намерении увеличить объемы производства металлопродукции на своем заводе Algoma в Канаде с 2,4 до 5 млн т в год.

Индонезийская PT Krakatau Steel к 2012 г. построит новую доменную печь мощностью 1,2 млн т в год, тем самым расширив свои мощности на заводе Trikora до 4,7 млн т.

Еще раньше, в 2010 г., иранская Arian Steel планирует запустить в эксплуатацию два новых прокатных завода мощностью 780 тыс т и 300 тыс т и сталеплавильный завод на 300 тыс т в год.

Китайская Chongqing Iron&Steel намерена нарастить производство толстолистовой корабельной стали с 1 млн т до 6,5 млн т в год за счет строительства нового комплекса на юго-востоке страны. Первую очередь планируется ввести в действие уже в 2010 г.

Ливийская Iron&Steel Company к 2012 г. рассчитывает увеличить объемы выпуска нерафинированной стали с нынешних 1,2 млн т до 4 млн т в год.

Можно продолжать перечисление, однако и так очевидно, что уже к 2012 г. реализация новых инвестпроектов в металлургии приведет к значительному избытку предложения на мировых рынках, снижению цен и, как следствие, банкротству и закрытию низкорентабельных предприятий. При этом в зоне риска также находятся украинские металлурги. Поскольку строительство новых мощностей в странах с развивающейся экономикой закроет для них рынки сбыта, успевшие стать традиционными за последние полтора десятилетия. Уже сегодня эксперты отмечают переизбыток сталеплавильных мощностей в мире, оценивая его в 500-600 млн т в год. Например, только в Латинской Америке «лишними» считаются 28 млн т. Что же будет в 2012 г., если прогнозы аналитиков оправдаются, и консолидированное мировое производство стали достигнет 2 млрд т по сравнению с нынешними 1,1 млрд т?

Кстати, ранее украинские металлурги тоже собирались наращивать производственные мощности: с 45 млн т в 2007 г. до 65 млн т стали в 2012 г. Наиболее масштабные проекты хотели осуществить «АрселорМиттал Кривой Рог» и Алчевский меткомбинат, увеличив годовую выплавку стали с 7,9 млн т и 3,75 млн т до 12 млн т и 8,2 млн т соответственно.

На Енакиевском и Макеевском метзаводах показатели должны были возрасти с 2,75 млн т и 2,4 млн т до 4 млн т в год – на обоих предприятиях. Кроме того, к 2012 г. предполагалось завершить строительство в Украине двух электрометзаводов: Белоцерковского и «Ворскластали» производительностью 1,8 млн т и 2,8 млн т в год. Сегодня понятно, что планы по вводу электроплавильных мощностей не будут выполнены к намеченному сроку. «АрселорМиттал Кривой Рог» и Алчевский меткомбинат также отказались от инвестиций в дальнейшее развитие производства. Но, как уже говорилось, риски для отечественных металлургов это не уменьшает.

Тем не менее, занимая первое место в мире по запасам железной руды, Украина может и в дальнейшем уверенно рассчитывать на свое «место под солнцем» на международных рынках металла. Поскольку ведущим сталелитейным компаниям в любом случае где-то придется закупать сырье для своего производства. А значит, конкурировать с европейскими и азиатскими металлургами украинские метзаводы смогут. Разумеется, это касается лишь тех предприятий, которые входят в вертикально-интегрированные холдинги, располагающие собственным горнорудным дивизионом. Для остальных все гораздо проблематичнее.

На первый взгляд, единственным возможным выходом для них является масштабная модернизация производства и внедрение инновационных технологий. Это, в итоге, позволяет снизить себестоимость металлопродукции и повышает ее конкурентность по сравнению с зарубежными аналогами. Однако такое решение требует колоссальных финансовых ресурсов, исчисляемых не одним миллиардом долларов. И времени, которого уже, в общем-то, не осталось. Хотя решение отдельных задач, таких, как сокращение потребления природного газа в ГМК с нынешних 8,3 млрд куб м в год на 45-50% к 2015 г. – вполне выполнимо. Иное дело переориентация ГМК с внешнего рынка на внутренний путем стимулирования к обновления основных фондов и развития металлоемких отраслей – строительства, машиностроения. Это процесс еще более длительный, требующий проведения структурных реформ в экономике. К ним пока что никто реально не приступал, поэтому данный вариант смотрится еще более утопично.

Кстати, в кризисном IV квартале 2008 г. за счет удешевления сырья украинские металлурги снизили себестоимость всего на 16%, до 510 долл. за 1 т заготовки. Тогда как их конкуренты в России и Азии снизили свои производственные затраты гораздо более существенно: на 25-35%. Поэтому основным фактором, который в итоге позволил отечественным производителям удержать продажи на мировых рынках, стала девальвация национальной валюты. Это помогло обойти и китайцев, и турок по себестоимости первичных полуфабрикатов. Очевидно, что дальнейшее обесценивание гривны и в среднесрочной перспективе будет играть ключевую роль в решении проблемы сбыта украинской металлопродукции на внешних рынках.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!