kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


ГМК-2012: избыток усилит давление

26.10.09
размер текста:

Металлурги не отказываются от ранее заявленных проектов по запуску в эксплуатацию новых производственных мощностей – несмотря на финансовый кризис и падение спроса на их продукцию. Такой вывод следует из докладов представителей ведущих компаний ГМК, прозвучавших на очередном заседании Международного комитета по стали, прошедшем в Сингапуре.

Так, ведущий металлургический производитель из Саудовской Аравии Al-Rajhi Steel в начале 2012 г. начнет строительство нового завода по выпуску арматуры мощностью 1 млн т в год. Компания уже заключила контракт на поставку оборудования с итальянской Danieli и в 2010 г. приступает к выполнению работ.

Индийская Essar Steel сообщила о намерении увеличить объемы производства металлопродукции на своем заводе Algoma в Канаде с 2,4 до 5 млн т в год.

Индонезийская PT Krakatau Steel к 2012 г. построит новую доменную печь мощностью 1,2 млн т в год, тем самым расширив свои мощности на заводе Trikora до 4,7 млн т.

Еще раньше, в 2010 г., иранская Arian Steel планирует запустить в эксплуатацию два новых прокатных завода мощностью 780 тыс т и 300 тыс т и сталеплавильный завод на 300 тыс т в год.

Китайская Chongqing Iron&Steel намерена нарастить производство толстолистовой корабельной стали с 1 млн т до 6,5 млн т в год за счет строительства нового комплекса на юго-востоке страны. Первую очередь планируется ввести в действие уже в 2010 г.

Ливийская Iron&Steel Company к 2012 г. рассчитывает увеличить объемы выпуска нерафинированной стали с нынешних 1,2 млн т до 4 млн т в год.

Можно продолжать перечисление, однако и так очевидно, что уже к 2012 г. реализация новых инвестпроектов в металлургии приведет к значительному избытку предложения на мировых рынках, снижению цен и, как следствие, банкротству и закрытию низкорентабельных предприятий. При этом в зоне риска также находятся украинские металлурги. Поскольку строительство новых мощностей в странах с развивающейся экономикой закроет для них рынки сбыта, успевшие стать традиционными за последние полтора десятилетия. Уже сегодня эксперты отмечают переизбыток сталеплавильных мощностей в мире, оценивая его в 500-600 млн т в год. Например, только в Латинской Америке «лишними» считаются 28 млн т. Что же будет в 2012 г., если прогнозы аналитиков оправдаются, и консолидированное мировое производство стали достигнет 2 млрд т по сравнению с нынешними 1,1 млрд т?

Кстати, ранее украинские металлурги тоже собирались наращивать производственные мощности: с 45 млн т в 2007 г. до 65 млн т стали в 2012 г. Наиболее масштабные проекты хотели осуществить «АрселорМиттал Кривой Рог» и Алчевский меткомбинат, увеличив годовую выплавку стали с 7,9 млн т и 3,75 млн т до 12 млн т и 8,2 млн т соответственно.

На Енакиевском и Макеевском метзаводах показатели должны были возрасти с 2,75 млн т и 2,4 млн т до 4 млн т в год – на обоих предприятиях. Кроме того, к 2012 г. предполагалось завершить строительство в Украине двух электрометзаводов: Белоцерковского и «Ворскластали» производительностью 1,8 млн т и 2,8 млн т в год. Сегодня понятно, что планы по вводу электроплавильных мощностей не будут выполнены к намеченному сроку. «АрселорМиттал Кривой Рог» и Алчевский меткомбинат также отказались от инвестиций в дальнейшее развитие производства. Но, как уже говорилось, риски для отечественных металлургов это не уменьшает.

Тем не менее, занимая первое место в мире по запасам железной руды, Украина может и в дальнейшем уверенно рассчитывать на свое «место под солнцем» на международных рынках металла. Поскольку ведущим сталелитейным компаниям в любом случае где-то придется закупать сырье для своего производства. А значит, конкурировать с европейскими и азиатскими металлургами украинские метзаводы смогут. Разумеется, это касается лишь тех предприятий, которые входят в вертикально-интегрированные холдинги, располагающие собственным горнорудным дивизионом. Для остальных все гораздо проблематичнее.

На первый взгляд, единственным возможным выходом для них является масштабная модернизация производства и внедрение инновационных технологий. Это, в итоге, позволяет снизить себестоимость металлопродукции и повышает ее конкурентность по сравнению с зарубежными аналогами. Однако такое решение требует колоссальных финансовых ресурсов, исчисляемых не одним миллиардом долларов. И времени, которого уже, в общем-то, не осталось. Хотя решение отдельных задач, таких, как сокращение потребления природного газа в ГМК с нынешних 8,3 млрд куб м в год на 45-50% к 2015 г. – вполне выполнимо. Иное дело переориентация ГМК с внешнего рынка на внутренний путем стимулирования к обновления основных фондов и развития металлоемких отраслей – строительства, машиностроения. Это процесс еще более длительный, требующий проведения структурных реформ в экономике. К ним пока что никто реально не приступал, поэтому данный вариант смотрится еще более утопично.

Кстати, в кризисном IV квартале 2008 г. за счет удешевления сырья украинские металлурги снизили себестоимость всего на 16%, до 510 долл. за 1 т заготовки. Тогда как их конкуренты в России и Азии снизили свои производственные затраты гораздо более существенно: на 25-35%. Поэтому основным фактором, который в итоге позволил отечественным производителям удержать продажи на мировых рынках, стала девальвация национальной валюты. Это помогло обойти и китайцев, и турок по себестоимости первичных полуфабрикатов. Очевидно, что дальнейшее обесценивание гривны и в среднесрочной перспективе будет играть ключевую роль в решении проблемы сбыта украинской металлопродукции на внешних рынках.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.
06.12.16, Игорь Воронцов
Компании горно-металлургического комплекса в большинстве своем справились с очень серьезной проблемой, возникшей еще после первой волны глобального кризиса. Тогда на фоне обвала мировых цен они оказались один на один с высокой долговой нагрузкой. Теперь ее уровень резко снизился, но радоваться все равно нечему. Поскольку это означает отсутствие проектов развития, под которые есть смысл размещать новые облигационные займы или привлекать банковские кредиты. Металлурги и горняки потихоньку выпутываются из долгов, однако отрасль переходит в режим долгосрочной стагнации.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!