kjsdsf
Подробнее Запомнить город


От проката до просвета

19.10.09
размер текста:

Украинский рынок стального проката сегодня отброшен кризисом примерно на пять лет назад. Однако к концу 2009-го здесь чувствуется гораздо больше жажды к жизни, чем было в начале года. Образно говоря, если в первом полугодии он падал без ропота и парашюта, то во втором - парашют начал раскрываться.

Свободное падение украинской металлургии под напором кризиса было одним из самых стремительных в мире. Не удивительно, что к экватору 2009-го она растеряла немалую толику того багажа, что копила в течение нескольких предыдущих лет. Больше всего пострадал сегмент проката, который на 90% ориентирован на экспорт. За первую половину 2009-го портфель экспортных заказов отечественных сталепрокатчиков отощал почти на треть, а валютная выручка сократилась по разным позициям в 2-3 раза. Так, по данным объединения "Металлургпром", из 12,4 млн. тонн проката, выплавленного на метпредприятиях Украины за январь-июнь 2009 года, 11 млн. тонн отправлено на экспорт. В физическом объеме это на 28,1% меньше, чем за аналогичный прошлогодний период. В среднестатистических ценах стоимость тонны украинского проката уменьшилась с 709,7 до 378,4 USD за тонну.

Однако в контексте глобальных процессов и оживающего спроса второго полугодия даже эти цифры не следует воспринимать как приговор. В остающийся между Рамаданом и Рождеством период времени у украинских прокатчиков еще есть возможность несколько подтянуть свою успеваемость.

Улучшению показателей по итогам года будет способствовать сама специфика статистического учета. Ведь в 2008 году именно четвертый квартал являлся глубоко провальным для отечественного ГМК. Он-то и потянет общегодовую статистику вниз, ведь до сих пор сравнение шло с благополучными первыми месяцами. В 2009-м тенденции совершенно противоположные. Как раз четвертый квартал предоставляет шанс немного наверстать упущенное в предыдущие периоды. Исходя из этого в "Держзовнишинформе", например, ожидают, что объемы экспорта проката из Украины до конца года достигнут уровня в 22,5 млн. тонн, в Минпромполитики не исключают и 24 млн. тонн. Понятно, что ни то, ни другое не сравнить с прошлогодними достижениями, но отставание уже не так фатально – в пределах 17-21%.

Правда, ценами на прокат до окончания года экспортерам обольщаться не стоит. И катанка, и арматура до конца года вряд ли выберутся за пределы коридора 370-450 USD/тонна, хотя в памяти свежи еще воспоминания о том, как прошлогодним летом их можно было продать и за 1200-1300 USD/тонна. Но лучше считать это сном, как и нефть по 150 USD за баррель. Сегодня покупатель хочет экономить, что и подтверждает легкое сентябрьское снижение цен на квадрат и заготовку на открывшихся после Рамадана ближневосточных рынках.

Скромные экспортные прибыли обусловлены еще и тем, что украинские меткомбинаты наиболее активно работают в нишах дешевого проката. Так, "фишкой" отечественного прокатного экспорта остаются полуфабрикаты (отгружено 6 млн. тонн за первое полугодие-2009), тогда как наши позиции в сегментах сортового и плоского проката значительно слабее (2,25 и 2,75 млн. тонн экспорта соответственно).

При этом продажи за рубеж полуфабрикатов сократились за январь-июнь всего на 14%, тогда как сортового проката - на 38,3%, а плоского - на 40,2%. Такая значительная разница четко сигнализирует о том, что на рынках металлопродукции с более высокой добавленной стоимостью Украине все еще сложно конкурировать с другими странами, особенно с Турцией и Китаем.

По оценкам агентства "Металл-эксперт", Украина может достаточно уверенно чувствовать себя на рынках заготовки, поскольку у нее себестоимость производства этого полуфабриката одна из самых низких в мире – порядка 210-220 USD/тонна. Тогда как в Турции это показатель колеблется в пределах 280-410 USD/тонна, в Китае - еще выше.

Но в сортовом прокате Украина пока способна тягаться только с Россией, но не с Турцией, хотя все они втроем ориентируются на одни и те же рынки. Например, на самом "живом" из них - ближневосточном - туркам удалось удержаться практически на прошлогоднем уровне реализации (3,5 млн. тонн за январь-август 2009 года). Такой объем превышает суммарный результат России и Украины. Украинские сортопрокатчики, в частности, отгрузили в ближневосточном направлении за указанный период лишь 1,15 млн. тонн своей продукции.

При этом Ближний и Средний Восток плюс Египет остаются и в 2009 году основным сбытовым плацдармом для Украины, и важность этого форпоста только возросла, поскольку Европа практически закрылась для импортного проката, экспорт в страны СНГ сократился наполовину. А надежды на то, что национальный потребитель стали хоть как-то поддержит национального производителя оказались тщетными.

В этих форс-мажорных условиях единственной мажорной тональностью является то, что экспорт украинской прокатной продукции падает более слабыми темпами, чем его производство. Из этого вытекает, что свой контингент клиентов Украине удалось преимущественно сохранить, а кое-где даже прирастить. Так, в числе крупных покупателей украинского полуфабриката в 2009 году появились Китай и Ливан, сортового проката - Индия и Ирак.

Возможно, этому способствовал и некоторый диссонанс в динамике выплавки стали и проката между постсоветским пространством и остальным миром. Так, если в Украине, как и в России, сталеплавильное дно пришлось на конец 2008 года, то США и Евросоюз опустились туда только в нынешнем году.

За январь-август, к примеру, объем производства стали за океаном упал на 49,4%, в странах ЕС - на 41%. На этом фоне даже украинское падение на 35%, а тем более российское - на 27% уже не выглядят удручающе. Правда, в той же Турции падение составило лишь 15%, а в Китае его вообще не наблюдалось.

Фактически благодаря кризису и заминке среди металлургов из развитых стран, конкуренты последних даже упрочили собственные позиции. Например, Китай довел свою долю в общемировом производстве сортового проката до 60%, Россия увеличила долю экспорта в продажах сортового проката с 35% до 53%. Украине, правда, похвастаться особо нечем. Разве что тем, что в 2009 году отечественный ГМК взобрался на самый высокий в своей истории показатель выхода готового проката из тонны стали - 90,7%. Это на 5% больше, чем, например, в России. И это очень даже неплохое достижение, поскольку оно напрямую влияет на снижение себестоимости выпускаемой продукции.

Однако отечественная прокатная отрасль чувствовала бы себя намного увереннее сегодня, если бы своевременно был выявлен перекос в ее развитии - в сторону заготовки из рядовых марок стали, которая и превратилась в фирменное национальное экспортное блюдо. Соответственно и основной поток инвестиций шел в доменное и сталеплавильное производство, обходя прокатные станы стороной.

По оценкам сотрудников Донецкого национального технического университета, если в сегменте арматуры и катанки технологические мощности украинских меткомбинатов еще позволяют производить конкурентоспособную продукцию, то в нише средне- и крупносортового проката таких возможностей практически нет. Самый новый рельсобалочный стан в стране был введен в эксплуатацию на "Азовстали" в 1948 году - и этим всем сказано.

Конечно, обновлением прокатных мощностей сподручнее было бы заниматься еще до кризиса. Но придется теперь. Конкуренция на внешних рынках стальной продукции рано или поздно вынудит к этому владельцев украинских метпредприятий.

Ярослав Ярош

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!