kjsdsf
Подробнее Запомнить город


От проката до просвета

19.10.09
размер текста:

Украинский рынок стального проката сегодня отброшен кризисом примерно на пять лет назад. Однако к концу 2009-го здесь чувствуется гораздо больше жажды к жизни, чем было в начале года. Образно говоря, если в первом полугодии он падал без ропота и парашюта, то во втором - парашют начал раскрываться.

Свободное падение украинской металлургии под напором кризиса было одним из самых стремительных в мире. Не удивительно, что к экватору 2009-го она растеряла немалую толику того багажа, что копила в течение нескольких предыдущих лет. Больше всего пострадал сегмент проката, который на 90% ориентирован на экспорт. За первую половину 2009-го портфель экспортных заказов отечественных сталепрокатчиков отощал почти на треть, а валютная выручка сократилась по разным позициям в 2-3 раза. Так, по данным объединения "Металлургпром", из 12,4 млн. тонн проката, выплавленного на метпредприятиях Украины за январь-июнь 2009 года, 11 млн. тонн отправлено на экспорт. В физическом объеме это на 28,1% меньше, чем за аналогичный прошлогодний период. В среднестатистических ценах стоимость тонны украинского проката уменьшилась с 709,7 до 378,4 USD за тонну.

Однако в контексте глобальных процессов и оживающего спроса второго полугодия даже эти цифры не следует воспринимать как приговор. В остающийся между Рамаданом и Рождеством период времени у украинских прокатчиков еще есть возможность несколько подтянуть свою успеваемость.

Улучшению показателей по итогам года будет способствовать сама специфика статистического учета. Ведь в 2008 году именно четвертый квартал являлся глубоко провальным для отечественного ГМК. Он-то и потянет общегодовую статистику вниз, ведь до сих пор сравнение шло с благополучными первыми месяцами. В 2009-м тенденции совершенно противоположные. Как раз четвертый квартал предоставляет шанс немного наверстать упущенное в предыдущие периоды. Исходя из этого в "Держзовнишинформе", например, ожидают, что объемы экспорта проката из Украины до конца года достигнут уровня в 22,5 млн. тонн, в Минпромполитики не исключают и 24 млн. тонн. Понятно, что ни то, ни другое не сравнить с прошлогодними достижениями, но отставание уже не так фатально – в пределах 17-21%.

Правда, ценами на прокат до окончания года экспортерам обольщаться не стоит. И катанка, и арматура до конца года вряд ли выберутся за пределы коридора 370-450 USD/тонна, хотя в памяти свежи еще воспоминания о том, как прошлогодним летом их можно было продать и за 1200-1300 USD/тонна. Но лучше считать это сном, как и нефть по 150 USD за баррель. Сегодня покупатель хочет экономить, что и подтверждает легкое сентябрьское снижение цен на квадрат и заготовку на открывшихся после Рамадана ближневосточных рынках.

Скромные экспортные прибыли обусловлены еще и тем, что украинские меткомбинаты наиболее активно работают в нишах дешевого проката. Так, "фишкой" отечественного прокатного экспорта остаются полуфабрикаты (отгружено 6 млн. тонн за первое полугодие-2009), тогда как наши позиции в сегментах сортового и плоского проката значительно слабее (2,25 и 2,75 млн. тонн экспорта соответственно).

При этом продажи за рубеж полуфабрикатов сократились за январь-июнь всего на 14%, тогда как сортового проката - на 38,3%, а плоского - на 40,2%. Такая значительная разница четко сигнализирует о том, что на рынках металлопродукции с более высокой добавленной стоимостью Украине все еще сложно конкурировать с другими странами, особенно с Турцией и Китаем.

По оценкам агентства "Металл-эксперт", Украина может достаточно уверенно чувствовать себя на рынках заготовки, поскольку у нее себестоимость производства этого полуфабриката одна из самых низких в мире – порядка 210-220 USD/тонна. Тогда как в Турции это показатель колеблется в пределах 280-410 USD/тонна, в Китае - еще выше.

Но в сортовом прокате Украина пока способна тягаться только с Россией, но не с Турцией, хотя все они втроем ориентируются на одни и те же рынки. Например, на самом "живом" из них - ближневосточном - туркам удалось удержаться практически на прошлогоднем уровне реализации (3,5 млн. тонн за январь-август 2009 года). Такой объем превышает суммарный результат России и Украины. Украинские сортопрокатчики, в частности, отгрузили в ближневосточном направлении за указанный период лишь 1,15 млн. тонн своей продукции.

При этом Ближний и Средний Восток плюс Египет остаются и в 2009 году основным сбытовым плацдармом для Украины, и важность этого форпоста только возросла, поскольку Европа практически закрылась для импортного проката, экспорт в страны СНГ сократился наполовину. А надежды на то, что национальный потребитель стали хоть как-то поддержит национального производителя оказались тщетными.

В этих форс-мажорных условиях единственной мажорной тональностью является то, что экспорт украинской прокатной продукции падает более слабыми темпами, чем его производство. Из этого вытекает, что свой контингент клиентов Украине удалось преимущественно сохранить, а кое-где даже прирастить. Так, в числе крупных покупателей украинского полуфабриката в 2009 году появились Китай и Ливан, сортового проката - Индия и Ирак.

Возможно, этому способствовал и некоторый диссонанс в динамике выплавки стали и проката между постсоветским пространством и остальным миром. Так, если в Украине, как и в России, сталеплавильное дно пришлось на конец 2008 года, то США и Евросоюз опустились туда только в нынешнем году.

За январь-август, к примеру, объем производства стали за океаном упал на 49,4%, в странах ЕС - на 41%. На этом фоне даже украинское падение на 35%, а тем более российское - на 27% уже не выглядят удручающе. Правда, в той же Турции падение составило лишь 15%, а в Китае его вообще не наблюдалось.

Фактически благодаря кризису и заминке среди металлургов из развитых стран, конкуренты последних даже упрочили собственные позиции. Например, Китай довел свою долю в общемировом производстве сортового проката до 60%, Россия увеличила долю экспорта в продажах сортового проката с 35% до 53%. Украине, правда, похвастаться особо нечем. Разве что тем, что в 2009 году отечественный ГМК взобрался на самый высокий в своей истории показатель выхода готового проката из тонны стали - 90,7%. Это на 5% больше, чем, например, в России. И это очень даже неплохое достижение, поскольку оно напрямую влияет на снижение себестоимости выпускаемой продукции.

Однако отечественная прокатная отрасль чувствовала бы себя намного увереннее сегодня, если бы своевременно был выявлен перекос в ее развитии - в сторону заготовки из рядовых марок стали, которая и превратилась в фирменное национальное экспортное блюдо. Соответственно и основной поток инвестиций шел в доменное и сталеплавильное производство, обходя прокатные станы стороной.

По оценкам сотрудников Донецкого национального технического университета, если в сегменте арматуры и катанки технологические мощности украинских меткомбинатов еще позволяют производить конкурентоспособную продукцию, то в нише средне- и крупносортового проката таких возможностей практически нет. Самый новый рельсобалочный стан в стране был введен в эксплуатацию на "Азовстали" в 1948 году - и этим всем сказано.

Конечно, обновлением прокатных мощностей сподручнее было бы заниматься еще до кризиса. Но придется теперь. Конкуренция на внешних рынках стальной продукции рано или поздно вынудит к этому владельцев украинских метпредприятий.

Ярослав Ярош

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!