kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Во имя будущего

16.10.09
размер текста:

С началом кризиса метизников Украины спасал экспорт. Но чтобы продавать хоть что-то и в будущем, обязательно нужно модернизироваться.

В сентябре ОАО «Днепрометиз» заявило, что модернизация волочильного производства позволила компании создать самый мощный в Украине современный волочильный комплекс, способный выпускать проволоку по европейским требованиям к качеству. Усовершенствовано 18 существовавших волочильных станов, установлено 8 новых станов – итальянской компании Mario Frigerio (5 с кратностью волочения от 7 до 11 для изготовления проволоки диаметром от 1,45 до 3 мм и 3 восьмикратных для волочения проволоки диаметром от 0,8 до 1,4 мм). Ежегодная проектная мощность итальянских станов составляет 60 тыс. т проволоки, производительность в 3-4 раза выше, чем у оборудования старого образца. Общая годовая мощность проволочного оборудования в цехе – 140 тыс. т, в перспективе планируется увеличение до 210 тыс. т.

По оценкам объединения метизных заводов Украины «Укрметиз», благодаря новому оборудованию повысится скорость волочения, сократятся производственные отходы, а геометрические параметры и механические свойства проволоки будут соответствовать высоким международным требованиям. По словам генерального директора «Укрметиза» Игоря Буравлева, на новых агрегатах используется высококачественный инструмент и современные смазки, возможна розеттная намотка непосредственно после волочения, без дополнительных этапов перемотки.

В целом инвестпроект по техпереоснащению завода рассчитан на 2007-11 гг. и предусматривает освоение $27,4 млн. (половина средств уже освоена). Инвестор – субгруппа «Северсталь-метиз» (Россия), которая в 2006 г. приобрела предприятие у отечественного финансово-промышленного холдинга «ТАС». Реконструкция волочильных мощностей стала 2-м этапом обновления, на 1-м были модернизированы линии травления и оцинкования.

Вокруг «Днепрометиза»

Эксперты полагают, что описанное обновление действительно уже вскоре будет иметь реальный эффект. Так, считается, что в результате ОАО сможет потеснить с украинского рынка таких крупных конкурентов, как Запорожский сталепрокатный завод и днепродзержинский завод «Метиз». На более мелких операторах усиление «Днепрометиза» скажется не так сильно, т.к. у них больше возможности маневрировать номенклатурой на тех же самых мощностях. А также ниже себестоимость. Для справки, за 8 мес. 2009 г. доля «Днепрометиз» составила 40% от всего объема производства компаний объединения «Укрметиз»; в текущем году завод сохранил загрузку на уровне 70% к 2008 г.

Итак, «Северсталь-метизу» удалось воспользоваться кризисом и на время остановить часть мощностей «Днепрометиза» в целях ускорения реконструкции. Кстати, такой же подход сейчас реализуется и в целом по холдингу.

Игроки рынка метизов Украины отмечают, что 1 такой итальянский стан сегодня стоит порядка 800 тыс. евро, но при договоренности (в т.ч. при опте) возможны скидки в размере до 100 тыс. евро. Таким образом, новое оборудование из Италии (включая внедренческие работы) стоило инвестору до 8 млн. евро. Добавим, подобная техника – но не итальянская – уже работает на отечественных метизных предприятиях: на «Гарант Метиз Инвесте» (г. Желтые Воды Днепропетровской обл.), на фирме «Промметиз» (Днепропетровск). Для Mario Frigerio же контракт с «Днепрометизом» стал первым в Украине.

Кроме усиления позиций на внутреннем рынке, техническое развитие днепропетровского ОАО, вероятно, приведет к общему росту украинского потребления базового метизного металлосырья – катанки. Напомним, сегодня основные поставщики катанки в стране – это «АрселорМиттал Кривой Рог» (АМКР), а также сбытовые структуры группы «Метинвест».

Но проблема в том, что поставщики далеко не всегда готовы обеспечить метизников катанкой. Так, уже много лет длится «холодная война» с АМКР, еще со времен, когда никакого АМКР не было, а была «Криворожсталь». Особое обострение «войны» случилось в 2004 г., когда катанка начала быстро дорожать, значительно опережая по темпам подорожания метизную продукцию. Прибыльность у метизников начала падать, и они вскоре развернули лоббистскую кампанию за введение для «конечного национального производителя» льготных цен на катанку. «Криворожсталь» пошла на уступки, но перетягивание каната с переменным успехом в ту или иную пользу продолжается и по сей день. И Лакшми Миттал несколько раз «кидал» метизников (недопоставки, невыполнение сроков, повышенные цены и др.), и сами метизники порой не без греха (долги за поставленный товар, чрезмерные требования к условиям поставки, публичная демагогия вокруг всего этого и т.п.).

К слову, по данным И. Буравлева, в сентябре на рыке сложился дефицит катанки, вызванный, прежде всего, нехваткой кокса на АМКР. Так, с 14 сентября 2009 г. последний полностью приостановил отгрузку катанки, заказчики были предупреждены, что получат оплаченный товар только в октябре. В результате метизные компании были вынуждены поддерживать производство за счет переходящих запасов и поставок с метинвестовского Макеевского метзавода. Но все равно некоторым метизникам пришлось на 5-7 дней останавливать мощности. Поставки возобновились в начале октября.

Нужны модернизации

Проблемы с сырьем стали лишь одним фактором сентябрьского спада продаж метизов. Еще один минус-фактор – рост цен на метизную продукцию.

Однако в целом сбыт постепенно восстанавливается, полагают в центре «Держзовнишинформ» (ДЗИ) – примерно с июня. Но – в первую очередь за счет экспорта, а не внутренних поставок. Так, по итогам января-августа 2009 г. структура реализации сильно сместилась в пользу экспорта, информируют в «Укрметизе». Если ранее в Украине продавалось не менее 65-70% от общего объема внутреннего производства, то ныне это немногим более 50%. Экспорт поддерживается и девальвацией гривны. В августе в стоимостном выражении экспортные поставки метизов выросли на 2,3% к июлю до $9 млн., а за 8 мес. – упали почти на 50% (до менее чем $60 млн.).

А вот импорт метизной продукции в августе упал – на 12% относительно июля, до уровня $10 млн. (в январе-августе – на 66%, до $65 млн.). Но это не значит, что внутренний потребитель с кризисом вдруг утратил интерес к импортным метизам – просто спрос упал в целом. Что же касается потребительского интереса к импорту, то он в последние годы рос: отечественные метизники далеко не всегда могут предложить современную высокотехнологичную продукцию. Кстати, по этой причине экспорт украинских метизов во многом ограничен СНГ и странами «третьего мира». Да и здесь продажи нестабильны – из-за нестабильного качества.

Так или иначе, в Кабмине добавляют, что метизные заводы страны за 9 месяцев 2009 г. сократили производство примерно на 50% в годовом сравнении, до 143 тыс. т.

Что в перспективе?

По оценкам «Северсталь-метиз», восстановление метизной отрасли до уровня 2007-08 гг. займет не менее 2-3 лет. Гендиректор этого предприятия Олег Ветер акцентировал на общей необходимости замены старого оборудования на новое и эффективное, на сокращении издержек на содержание производственных площадей и логистику.

Также, говоря о рынке, специалист отдельно сказал об особом значении технологий, позволяющих улучшать качество уже выпускаемой продукции. Например, в последние годы растет спрос на метизы со сложными полимерными покрытиями, для изготовления которых полностью новое оборудование не обязательно – можно перепрофилировать существующее. Что особенно важно для метизников Украины и всего СНГ с их вечным дефицитом инвестиционных ресурсов.

В целом в 2009-10 гг. отечественные метизники будут пытаться реализовать отдельные «точечные» инвестпроекты, с целью хоть немного повысить качество продукции и тем самым долгосрочно укрепиться на рынке. Лидерство в инновациях останется за малыми и средними производителями, более мобильными в плане маневра мощностями и ассортиментом.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!