kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Во имя будущего

16.10.09
размер текста:

С началом кризиса метизников Украины спасал экспорт. Но чтобы продавать хоть что-то и в будущем, обязательно нужно модернизироваться.

В сентябре ОАО «Днепрометиз» заявило, что модернизация волочильного производства позволила компании создать самый мощный в Украине современный волочильный комплекс, способный выпускать проволоку по европейским требованиям к качеству. Усовершенствовано 18 существовавших волочильных станов, установлено 8 новых станов – итальянской компании Mario Frigerio (5 с кратностью волочения от 7 до 11 для изготовления проволоки диаметром от 1,45 до 3 мм и 3 восьмикратных для волочения проволоки диаметром от 0,8 до 1,4 мм). Ежегодная проектная мощность итальянских станов составляет 60 тыс. т проволоки, производительность в 3-4 раза выше, чем у оборудования старого образца. Общая годовая мощность проволочного оборудования в цехе – 140 тыс. т, в перспективе планируется увеличение до 210 тыс. т.

По оценкам объединения метизных заводов Украины «Укрметиз», благодаря новому оборудованию повысится скорость волочения, сократятся производственные отходы, а геометрические параметры и механические свойства проволоки будут соответствовать высоким международным требованиям. По словам генерального директора «Укрметиза» Игоря Буравлева, на новых агрегатах используется высококачественный инструмент и современные смазки, возможна розеттная намотка непосредственно после волочения, без дополнительных этапов перемотки.

В целом инвестпроект по техпереоснащению завода рассчитан на 2007-11 гг. и предусматривает освоение $27,4 млн. (половина средств уже освоена). Инвестор – субгруппа «Северсталь-метиз» (Россия), которая в 2006 г. приобрела предприятие у отечественного финансово-промышленного холдинга «ТАС». Реконструкция волочильных мощностей стала 2-м этапом обновления, на 1-м были модернизированы линии травления и оцинкования.

Вокруг «Днепрометиза»

Эксперты полагают, что описанное обновление действительно уже вскоре будет иметь реальный эффект. Так, считается, что в результате ОАО сможет потеснить с украинского рынка таких крупных конкурентов, как Запорожский сталепрокатный завод и днепродзержинский завод «Метиз». На более мелких операторах усиление «Днепрометиза» скажется не так сильно, т.к. у них больше возможности маневрировать номенклатурой на тех же самых мощностях. А также ниже себестоимость. Для справки, за 8 мес. 2009 г. доля «Днепрометиз» составила 40% от всего объема производства компаний объединения «Укрметиз»; в текущем году завод сохранил загрузку на уровне 70% к 2008 г.

Итак, «Северсталь-метизу» удалось воспользоваться кризисом и на время остановить часть мощностей «Днепрометиза» в целях ускорения реконструкции. Кстати, такой же подход сейчас реализуется и в целом по холдингу.

Игроки рынка метизов Украины отмечают, что 1 такой итальянский стан сегодня стоит порядка 800 тыс. евро, но при договоренности (в т.ч. при опте) возможны скидки в размере до 100 тыс. евро. Таким образом, новое оборудование из Италии (включая внедренческие работы) стоило инвестору до 8 млн. евро. Добавим, подобная техника – но не итальянская – уже работает на отечественных метизных предприятиях: на «Гарант Метиз Инвесте» (г. Желтые Воды Днепропетровской обл.), на фирме «Промметиз» (Днепропетровск). Для Mario Frigerio же контракт с «Днепрометизом» стал первым в Украине.

Кроме усиления позиций на внутреннем рынке, техническое развитие днепропетровского ОАО, вероятно, приведет к общему росту украинского потребления базового метизного металлосырья – катанки. Напомним, сегодня основные поставщики катанки в стране – это «АрселорМиттал Кривой Рог» (АМКР), а также сбытовые структуры группы «Метинвест».

Но проблема в том, что поставщики далеко не всегда готовы обеспечить метизников катанкой. Так, уже много лет длится «холодная война» с АМКР, еще со времен, когда никакого АМКР не было, а была «Криворожсталь». Особое обострение «войны» случилось в 2004 г., когда катанка начала быстро дорожать, значительно опережая по темпам подорожания метизную продукцию. Прибыльность у метизников начала падать, и они вскоре развернули лоббистскую кампанию за введение для «конечного национального производителя» льготных цен на катанку. «Криворожсталь» пошла на уступки, но перетягивание каната с переменным успехом в ту или иную пользу продолжается и по сей день. И Лакшми Миттал несколько раз «кидал» метизников (недопоставки, невыполнение сроков, повышенные цены и др.), и сами метизники порой не без греха (долги за поставленный товар, чрезмерные требования к условиям поставки, публичная демагогия вокруг всего этого и т.п.).

К слову, по данным И. Буравлева, в сентябре на рыке сложился дефицит катанки, вызванный, прежде всего, нехваткой кокса на АМКР. Так, с 14 сентября 2009 г. последний полностью приостановил отгрузку катанки, заказчики были предупреждены, что получат оплаченный товар только в октябре. В результате метизные компании были вынуждены поддерживать производство за счет переходящих запасов и поставок с метинвестовского Макеевского метзавода. Но все равно некоторым метизникам пришлось на 5-7 дней останавливать мощности. Поставки возобновились в начале октября.

Нужны модернизации

Проблемы с сырьем стали лишь одним фактором сентябрьского спада продаж метизов. Еще один минус-фактор – рост цен на метизную продукцию.

Однако в целом сбыт постепенно восстанавливается, полагают в центре «Держзовнишинформ» (ДЗИ) – примерно с июня. Но – в первую очередь за счет экспорта, а не внутренних поставок. Так, по итогам января-августа 2009 г. структура реализации сильно сместилась в пользу экспорта, информируют в «Укрметизе». Если ранее в Украине продавалось не менее 65-70% от общего объема внутреннего производства, то ныне это немногим более 50%. Экспорт поддерживается и девальвацией гривны. В августе в стоимостном выражении экспортные поставки метизов выросли на 2,3% к июлю до $9 млн., а за 8 мес. – упали почти на 50% (до менее чем $60 млн.).

А вот импорт метизной продукции в августе упал – на 12% относительно июля, до уровня $10 млн. (в январе-августе – на 66%, до $65 млн.). Но это не значит, что внутренний потребитель с кризисом вдруг утратил интерес к импортным метизам – просто спрос упал в целом. Что же касается потребительского интереса к импорту, то он в последние годы рос: отечественные метизники далеко не всегда могут предложить современную высокотехнологичную продукцию. Кстати, по этой причине экспорт украинских метизов во многом ограничен СНГ и странами «третьего мира». Да и здесь продажи нестабильны – из-за нестабильного качества.

Так или иначе, в Кабмине добавляют, что метизные заводы страны за 9 месяцев 2009 г. сократили производство примерно на 50% в годовом сравнении, до 143 тыс. т.

Что в перспективе?

По оценкам «Северсталь-метиз», восстановление метизной отрасли до уровня 2007-08 гг. займет не менее 2-3 лет. Гендиректор этого предприятия Олег Ветер акцентировал на общей необходимости замены старого оборудования на новое и эффективное, на сокращении издержек на содержание производственных площадей и логистику.

Также, говоря о рынке, специалист отдельно сказал об особом значении технологий, позволяющих улучшать качество уже выпускаемой продукции. Например, в последние годы растет спрос на метизы со сложными полимерными покрытиями, для изготовления которых полностью новое оборудование не обязательно – можно перепрофилировать существующее. Что особенно важно для метизников Украины и всего СНГ с их вечным дефицитом инвестиционных ресурсов.

В целом в 2009-10 гг. отечественные метизники будут пытаться реализовать отдельные «точечные» инвестпроекты, с целью хоть немного повысить качество продукции и тем самым долгосрочно укрепиться на рынке. Лидерство в инновациях останется за малыми и средними производителями, более мобильными в плане маневра мощностями и ассортиментом.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!