kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Во имя будущего

16.10.09
размер текста:

С началом кризиса метизников Украины спасал экспорт. Но чтобы продавать хоть что-то и в будущем, обязательно нужно модернизироваться.

В сентябре ОАО «Днепрометиз» заявило, что модернизация волочильного производства позволила компании создать самый мощный в Украине современный волочильный комплекс, способный выпускать проволоку по европейским требованиям к качеству. Усовершенствовано 18 существовавших волочильных станов, установлено 8 новых станов – итальянской компании Mario Frigerio (5 с кратностью волочения от 7 до 11 для изготовления проволоки диаметром от 1,45 до 3 мм и 3 восьмикратных для волочения проволоки диаметром от 0,8 до 1,4 мм). Ежегодная проектная мощность итальянских станов составляет 60 тыс. т проволоки, производительность в 3-4 раза выше, чем у оборудования старого образца. Общая годовая мощность проволочного оборудования в цехе – 140 тыс. т, в перспективе планируется увеличение до 210 тыс. т.

По оценкам объединения метизных заводов Украины «Укрметиз», благодаря новому оборудованию повысится скорость волочения, сократятся производственные отходы, а геометрические параметры и механические свойства проволоки будут соответствовать высоким международным требованиям. По словам генерального директора «Укрметиза» Игоря Буравлева, на новых агрегатах используется высококачественный инструмент и современные смазки, возможна розеттная намотка непосредственно после волочения, без дополнительных этапов перемотки.

В целом инвестпроект по техпереоснащению завода рассчитан на 2007-11 гг. и предусматривает освоение $27,4 млн. (половина средств уже освоена). Инвестор – субгруппа «Северсталь-метиз» (Россия), которая в 2006 г. приобрела предприятие у отечественного финансово-промышленного холдинга «ТАС». Реконструкция волочильных мощностей стала 2-м этапом обновления, на 1-м были модернизированы линии травления и оцинкования.

Вокруг «Днепрометиза»

Эксперты полагают, что описанное обновление действительно уже вскоре будет иметь реальный эффект. Так, считается, что в результате ОАО сможет потеснить с украинского рынка таких крупных конкурентов, как Запорожский сталепрокатный завод и днепродзержинский завод «Метиз». На более мелких операторах усиление «Днепрометиза» скажется не так сильно, т.к. у них больше возможности маневрировать номенклатурой на тех же самых мощностях. А также ниже себестоимость. Для справки, за 8 мес. 2009 г. доля «Днепрометиз» составила 40% от всего объема производства компаний объединения «Укрметиз»; в текущем году завод сохранил загрузку на уровне 70% к 2008 г.

Итак, «Северсталь-метизу» удалось воспользоваться кризисом и на время остановить часть мощностей «Днепрометиза» в целях ускорения реконструкции. Кстати, такой же подход сейчас реализуется и в целом по холдингу.

Игроки рынка метизов Украины отмечают, что 1 такой итальянский стан сегодня стоит порядка 800 тыс. евро, но при договоренности (в т.ч. при опте) возможны скидки в размере до 100 тыс. евро. Таким образом, новое оборудование из Италии (включая внедренческие работы) стоило инвестору до 8 млн. евро. Добавим, подобная техника – но не итальянская – уже работает на отечественных метизных предприятиях: на «Гарант Метиз Инвесте» (г. Желтые Воды Днепропетровской обл.), на фирме «Промметиз» (Днепропетровск). Для Mario Frigerio же контракт с «Днепрометизом» стал первым в Украине.

Кроме усиления позиций на внутреннем рынке, техническое развитие днепропетровского ОАО, вероятно, приведет к общему росту украинского потребления базового метизного металлосырья – катанки. Напомним, сегодня основные поставщики катанки в стране – это «АрселорМиттал Кривой Рог» (АМКР), а также сбытовые структуры группы «Метинвест».

Но проблема в том, что поставщики далеко не всегда готовы обеспечить метизников катанкой. Так, уже много лет длится «холодная война» с АМКР, еще со времен, когда никакого АМКР не было, а была «Криворожсталь». Особое обострение «войны» случилось в 2004 г., когда катанка начала быстро дорожать, значительно опережая по темпам подорожания метизную продукцию. Прибыльность у метизников начала падать, и они вскоре развернули лоббистскую кампанию за введение для «конечного национального производителя» льготных цен на катанку. «Криворожсталь» пошла на уступки, но перетягивание каната с переменным успехом в ту или иную пользу продолжается и по сей день. И Лакшми Миттал несколько раз «кидал» метизников (недопоставки, невыполнение сроков, повышенные цены и др.), и сами метизники порой не без греха (долги за поставленный товар, чрезмерные требования к условиям поставки, публичная демагогия вокруг всего этого и т.п.).

К слову, по данным И. Буравлева, в сентябре на рыке сложился дефицит катанки, вызванный, прежде всего, нехваткой кокса на АМКР. Так, с 14 сентября 2009 г. последний полностью приостановил отгрузку катанки, заказчики были предупреждены, что получат оплаченный товар только в октябре. В результате метизные компании были вынуждены поддерживать производство за счет переходящих запасов и поставок с метинвестовского Макеевского метзавода. Но все равно некоторым метизникам пришлось на 5-7 дней останавливать мощности. Поставки возобновились в начале октября.

Нужны модернизации

Проблемы с сырьем стали лишь одним фактором сентябрьского спада продаж метизов. Еще один минус-фактор – рост цен на метизную продукцию.

Однако в целом сбыт постепенно восстанавливается, полагают в центре «Держзовнишинформ» (ДЗИ) – примерно с июня. Но – в первую очередь за счет экспорта, а не внутренних поставок. Так, по итогам января-августа 2009 г. структура реализации сильно сместилась в пользу экспорта, информируют в «Укрметизе». Если ранее в Украине продавалось не менее 65-70% от общего объема внутреннего производства, то ныне это немногим более 50%. Экспорт поддерживается и девальвацией гривны. В августе в стоимостном выражении экспортные поставки метизов выросли на 2,3% к июлю до $9 млн., а за 8 мес. – упали почти на 50% (до менее чем $60 млн.).

А вот импорт метизной продукции в августе упал – на 12% относительно июля, до уровня $10 млн. (в январе-августе – на 66%, до $65 млн.). Но это не значит, что внутренний потребитель с кризисом вдруг утратил интерес к импортным метизам – просто спрос упал в целом. Что же касается потребительского интереса к импорту, то он в последние годы рос: отечественные метизники далеко не всегда могут предложить современную высокотехнологичную продукцию. Кстати, по этой причине экспорт украинских метизов во многом ограничен СНГ и странами «третьего мира». Да и здесь продажи нестабильны – из-за нестабильного качества.

Так или иначе, в Кабмине добавляют, что метизные заводы страны за 9 месяцев 2009 г. сократили производство примерно на 50% в годовом сравнении, до 143 тыс. т.

Что в перспективе?

По оценкам «Северсталь-метиз», восстановление метизной отрасли до уровня 2007-08 гг. займет не менее 2-3 лет. Гендиректор этого предприятия Олег Ветер акцентировал на общей необходимости замены старого оборудования на новое и эффективное, на сокращении издержек на содержание производственных площадей и логистику.

Также, говоря о рынке, специалист отдельно сказал об особом значении технологий, позволяющих улучшать качество уже выпускаемой продукции. Например, в последние годы растет спрос на метизы со сложными полимерными покрытиями, для изготовления которых полностью новое оборудование не обязательно – можно перепрофилировать существующее. Что особенно важно для метизников Украины и всего СНГ с их вечным дефицитом инвестиционных ресурсов.

В целом в 2009-10 гг. отечественные метизники будут пытаться реализовать отдельные «точечные» инвестпроекты, с целью хоть немного повысить качество продукции и тем самым долгосрочно укрепиться на рынке. Лидерство в инновациях останется за малыми и средними производителями, более мобильными в плане маневра мощностями и ассортиментом.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!