kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Уран в ауте

25.01.10
размер текста:

Футбольный термин, обозначающий выход мяча за пределы игрового поля, наиболее точно характеризует положение, в котором оказалась украинская уранодобывающая промышленность. Этому способствовал целый ряд факторов, причем не только объективных.

Напомним, что еще в конце 2008 года правительство обязало НАЭК "Энергоатом" покупать урановый концентрат исключительно у отечественного производителя, то есть Восточного ГОКа (Днепропетровская обл.). Тем самым последний был спасен от банкротства, которое было неминуемым, учитывая себестоимость добычи урана на предприятии в пределах 180 долл./кг при мировых ценах 88,3 долл./кг, которые держались на протяжении I полугодия 2009 года. Лишь во II полугодии они постепенно повысились до отметки 101,55 долл./кг, однако и этого подъема для ВостГОКа явно недостаточно.

Понятно, что в таких условиях не приходится всерьез говорить об увеличении добычи ни на действующем предприятии, ни на шахте, строительство которой ранее было начато на Новоконстантиновском месторождении (Кировоградская обл.). Между тем необходимость расширять производство имеется: для обеспечения украинских АЭС требуется 2-2,5 тыс. т уранового концентрата в год. По итогам 2009 года было получено 830 тонн.

В связи с этим логично, на первый взгляд, выглядит принятое в конце 2009 года решение правительства о присоединении Новоконстантиновской шахты к Энергоатому. Последний, таким образом, из оператора по управлению энергетическими активами превращается в вертикально-интегрированный холдинг, имеющий собственные сырьевые ресурсы. Иное дело, что сам Энергоатом в 2009 году оказался в очень непростой ситуации. В связи с финансово-экономическим кризисом отпуск электроэнергии генерациями Энергоатома за прошлый год сократился на 7,8% или на 6,622 млрд кВт•ч по сравнению с 2008 годом. При этом компания недополучила доход примерно в 1 млрд грн.

Значительные потери атомный монополист понес и от курсовой разницы по ранее привлеченным валютным кредитам на сумму около 350 млн долл. Но если Нацбанк для Нафтогаза еще согласился продавать доллары напрямую по льготному курсу, то для Энергоатома сделать такую преференцию у В.Стельмаха наотрез отказались.

Правда, теоретически компания могла улучшить ситуацию, занявшись экспортом своей продукции. И весной 2009 года переговоры о прямых, минуя посредников, поставках электроэнергии в Россию велись. Однако закончились они безрезультатно. Еще один шанс самостоятельно выйти на внешний рынок Энергоатом получил в конце декабря, на аукционе по продаже права доступа к экспортному сечению передающих мощностей в западном направлении. Представители компании даже зарегистрировались для участия в конкурсе, однако непосредственного участия в торгах не приняли. Таким образом, возможность получения валютных поступлений была упущена.

В результате Энергоатом не смог рассчитаться по своим текущим обязательствам, в частности, по оплате российской корпорации ТВЭЛ поставок готовых тепловыделяющих сборок (ТВС). Отставание от графика платежей достигло 90 млн долл., и украинские атомщики были вынуждены просить россиян о реструктуризации. Кроме того, в условиях снижения доходов Энергоатому пришлось пойти на увеличение кредитной нагрузки, чтобы покрыть возникшие кассовые разрывы. В частности, 50 млн долл. было привлечено у "Альфа-банка" и 70 млн грн. – у "Диамант-банка".

Между тем задолженность прошлых лет со стороны государственного оператора "Энергорынок" перед НАЭК "Энергоатом" составляет довольно внушительную сумму – 6,5 млрд грн. Учитывая, что за 9 месяцев 2009 года "Энергорынок" погасил долг перед всеми генерациями на 305,5 млн грн., несложно подсчитать, что полностью получить причитающиеся деньги Энергоатом сможет лет через 15, не раньше.

К тому же, помимо кризиса и связанного с ним падения потребления электроэнергии, положение компании усугубили политические решения правительства Ю.Тимошенко в виде пилотной апробации ТВС производства американской корпорации Westinghouse на Южно-Украинской АЭС.

Очевидно, что таким образом под разговоры о необходимости диверсификации поставок ядерного топлива премьер и ее окружение намеревались добиться от россиян определенных ценовых уступок. Однако в результате получился прямо противоположный эффект: на 2010 год ТВЭЛ как основной поставщик поднял для Энергоатома стоимость ТВС. И в новом контракте стороны зафиксировали, что теперь Украина будет получать ядерное топливо по ценам, формируемым на основе мировых. Скидки, которые делались из уважения к традиционному партнерству, остались в прошлом.

Но и это еще не все. Чтобы хоть как-то пополнить доходную часть госбюджета, правительство в 2009 году специально для Энергоатома ввело дополнительный сбор за загрязнение окружающей среды в размере 1% от стоимости реализованной электроэнергии.

В такой ситуации закупка уранового концентрата на внешнем рынке в пределах 88-102 долл./кг могла хотя бы отчасти облегчить финансовое положение Энергоатома. Но, как уже говорилось, треть необходимого объема ему пришлось брать на ВостГОКе по ценам, вдвое превышающим мировые.

Исходя из этого, сам вопрос о том, может ли Энергоатом инвестировать в разработку нового уранового месторождения, выглядит как минимум неуместным. И, возможно, несколько опрометчиво было в связи с этим отказываться от российского предложения о совместной разработке урановых месторождений в Украине.

Учитывая, что все равно не обойтись без последующего обогащения урана в российском Ангарске и без применения снова-таки российских технологий при строительстве своего завода по фабрикации ядерного топлива, напомним, что глава Росатома Сергей Кириенко ранее заявил о готовности инвестировать в общей сложности 4 млрд долл. в украинскую ядерную отрасль, включая возведение новых энергоблоков.

Возможно, есть и другие пути решения проблемы с привлечением финансирования в развитие урановой отрасли. Однако пока что они не найдены. А это означает, что правительственные планы, заложенные в госпрограмме "Ядерное топливо Украины" и предусматривающие наращивание производства уранового концентрата до 1,4 тыс. т в 2012 году, придется откорректировать.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 2
11:28 | 25.01.2010
инок
А если быть поточнее с цифрами то: «для обеспечения украинских АЭС требуется 2-2,5 тыс. т уранового концентрата в год. По итогам 2009 года было получено 830 тыс. т.»- не 830 тыс.тонн, а просто 830 тонн.
«правительственные планы, заложенные в госпрограмме «Ядерное топливо Украины» и предусматривающие наращивание производства уранового концентрата до 1,4 млн т в 2012 году, придется откорректировать.» - статистика запасов урана в мире: По количеству общих запасов урана выделяются Австралия, Казахстан и Канада с запасами более 400 тыс. тонн урана в каждой. На их долю приходится 53% мировых общих запасов урана. В группу стран с запасами более 100 тыс. тонн урана в каждой входят ЮАР, Бразилия, Намибия, Россия, США, Узбекистан. Основные страны-производители урана: Канада, Австралия, Нигер, США, Намибия. Ведущими компаниями по производству урановых концентратов, выпускающих более 2 тыс. тонн урана в концентратах в год, являются: «Comeco» (Канада), «Cogema» (Франция), «ERA» (Австралия), «Uranerzbergbau» (Германия) и «Rio Tinto» (Англия). На долю этих пяти компаний приходится более 65% мирового производства урановых концентратов.
13:36 | 25.01.2010
МинПром
Спасибо! Опечатка с единицами измерения уже поправлена.

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!