kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Нефтяной голод

26.01.10
размер текста:

Нефтяные компании, работающие в Украине, предпочитают импортировать нефть, ежегодно снижая объемы ее добычи в Украине. Снижение объемов добычи нефти в Украине эксперты объясняют тем, что компании вкладывают недостаточно средств для разработки новых месторождений, в то время как освоенные месторождения уже почти исчерпали себя. Если тенденция сокращения объемов добычи нефти продолжится и далее, то вскоре украинские нефтяники будут работать исключительно на импортной нефти, что в конечном итоге может сказаться на стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Хотя Украина и не является одной из крупнейших стран по добыче нефти, однако и данное направление вскоре обещает вовсе дойти до критической отметки. Падение объемов добычи у нефтяников началось с 2007 года – именно тогда правительство аннулировало льготное налогообложение на разработку месторождений. После того, как рентная ставка для нефтяников была увеличена, а природные запасы месторождений исчерпывались, нефтяники вынуждены были пойти на консервацию месторождений и снижение объемов добычи, так как инвестиций для разведки и разработки новых месторождений у них не хватало.

К примеру, крупнейшая отечественная нефтедобывающая компания "Укрнафта" в прошлом году сократила объем добычи нефти на 7,6%, добыв 2,825 млн т нефти с конденсатом. Кроме того, компания также сократила и добычу газа на 6,9% – до 2,947 млрд куб. м. При этом в прошлом году компания ввела в эксплуатацию 22 новых нефтяных и шесть газовых скважин, а объемы бурения составили 61,7 тыс. м. Снижению на 0,9% подверглись также объемы производства компанией сжиженного газа – его было произведено 181,6 тыс. т. Эксперты отмечают, что крупнейший нефтепереработчик страны снизил объемы добычи нефти из-за недостаточного инвестирования в разведку и разработку новых месторождений. Следует отметить, что именно "Укрнафта" вынуждена была законсервировать часть месторождений, после того как НКРЭ на треть уменьшила отпускную цену газа, добываемого компанией. В результате этих нововведений "Укрнафта" потерпела значительные убытки.

Однако не только "Укрнафта" снижает объемы добычи сырья – эта тенденция в Украине носит общий характер. В прошлом году нефтяные компании, работающие в Украине, сократили добычу сырья на 6,9%. Участники рынка мотивировали это политической нестабильностью в стране. Другими словами, частники опасались направлять инвестиции в нефтедобычу, так как у них не было гарантий их возврата. Еще больше осложняет ситуацию в этом направлении сложная процедура выдачи лицензий на разработку месторождений. Известны случаи, когда правительство отбирало лицензии у частников, передавая их другим компаниям, а разбирательства в судебных инстанциях ничего результативного для потерпевших не принесли.

Еще более осложнить ситуацию на внутреннем нефтяном рынке грозит постановление правительства, которое изменило правила продажи нефти отечественной добычи на аукционах. В частности, цена украинской нефти привязана к таможенной стоимости российской импортной нефти. Другими словами, добыча нефти в Украине стала просто невыгодной. Теперь нефтепереработчикам проще импортировать нефть из России, не обременяя себя проблемами с добычей нефти в Украине. По мнению экспертов, данное нововведение больше всего ударит по монополисту украинского рынка – группе "Приват". Именно компании этой группы получали от "Укрнафты", где совладельцы группы "Приват" являются вторыми по величине после НАК "Нафтогаз" акционерами, дешевую нефть. К примеру, компании группы "Приват" покупали нефть на аукционах по 21-22 долл., тогда как цена нефти на мировом рынке достигала 80 долл./барр. В результате группа "Приват" имела значительное преимущество перед конкурентами, которые не раз жаловались правительству на подобное неравноправие. Во-первых, компании группы имели возможность существенно занижать цены на бензин, во-вторых, они могли привлекать клиентов из числа крупных сетей АЗС. Жалобы конкурентов группы "Приват" были услышаны правительством, и вскоре все участники рынка могут оказаться в равных условиях.

Существенно осложнит работу предприятий группы "Приват" и еще одно нововведение. В частности, правительство планирует отменить технические условия на производство компонентов бензина КБ-92 и КБ-95, которые являются аналогами марок бензина А-92 и А-95. Производителем данного топлива является Кременчугский НПЗ, входящий в "Укртатнафту" группы "Приват". Ранее бензины КБ-95 и КБ-92 облагались акцизом в пять раз меньше других марок бензина. Сейчас государство планирует отменить данную преференцию, что существенно ударит по прибыльности "Укртатнафты", а государственный бюджет дополнительно получит около 4 млрд грн. По мнению экспертов, принятие данных законодательных инициатив может свидетельствовать о возникнувших разногласиях между премьер-министром Украины Юлией Тимошенко и совладельцами группы "Приват" накануне президентских выборов.

Однако владельцы компании "Укртатнафта" все же решили не усложнять себе текущий год и, как сообщил представитель Президента по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский, компания заключила контракт на поставки 3 млн т азербайджанской нефти. Это позволит компании полностью загрузить Кременчугский НПЗ, который простаивал весь прошлый год. Напомним, что из-за конфликта в "Укртатнафте" между представителями группы "Приват" и татарскими акционерами последние утратили контроль над компанией, в результате чего управление перешло к совладельцам группы "Приват". Вместе с тем поставки российской нефти на Кременчугский НПЗ были прекращены. Это серьезно сказалось на работе нефтеперерабатывающего завода, так как если в 2006 году НПЗ перерабатывал 6 млн т сырья, то в прошлом – 2,5 млн т. Естественно, что заводу для полной загрузки не хватает тех объемов нефти, которые ему поставляет "Укрнафта", поэтому владельцы НПЗ вынуждены были искать альтернативные источники поставок сырья.

Этим альтернативным источником и стала Государственная нефтяная компания Азербайджана (Socar), с которой был подписан долгосрочный контракт. В прошлом году на "Укртатнафту" уже было поставлено 560 тыс. т легкой каспийской нефти. По словам Б.Соколовского, в случае запуска нефтепровода "Одесса-Броды" в аверсном режиме в Украину может поставляться еще около 4 млн т нефти. Потребление нефтепродуктов в Украине, по данным Минтопэнерго, составляет 12 млн т, 8 млн т из которых поставляется отечественными нефтеперерабатывающими заводами. В то же время украинскими компаниями перерабатывается 8 млн т нефти, еще 3 млн т – импортируется.

В результате, если "Укртатнафте" удастся в полном объеме загрузить Кременчугский НПЗ, эксперты ожидают снижения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, так как объемы импортного сырья на рынке Украины значительно сократятся. Однако если постановления правительства, упомянутые выше, наберут оборотов, то ситуация на рынке существенно изменится. Кроме того, бездействие Кабмина и нежелание идти навстречу нефтедобытчикам может привести к тому, что добыча нефти в стране достигнет угрожающих минимальных объемов, в результате чего объемы импорта нефти могут возрасти. Более того, это может привести к появлению на рынке Украины новых участников в лице компаний из Средней Азии. Но ситуация на рынке может обрести противоположное направление, что, в первую очередь, зависит от результатов президентских выборов в Украине. Именно новая власть расставит все ударения для участников рынка, а также, по их ожиданию, должна улучшить инвестиционный климат и увеличить привлекательность как добычи ресурсов на территории страны, так и производства нефтепродуктов.

Максим Гачев

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!