kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Внимание, правильный ответ!

25.01.10
размер текста:

Одни прогнозы говорят, что в 2010 г. цены на ЖРП подскочат на 50%, из других данных следует, что руда чуть ли не подешевеет. На самом же деле, по мнению большинства экспертов, ситуация на рынке будет выглядеть значительно проще.

В последний месяц 2009 г., как и в ноябре, производство железорудной продукции (ЖРП) в Украине росло. Так, по уточненным данным, выпуск железорудного концентрата (ЖРК) увеличился на 3,5% к ноябрю, или на 184 тыс. т – до 5427 тыс. т; агломерата – на 4,7%, или на 142 тыс. т, до 3164 тыс. т; окатышей – на 0,9%, или на 18 тыс. т, до 1933 тыс. т.

Эти цифры иллюстрируют как нынешний ежемесячный уровень производства железорудного сырья в стране, так и постепенное повышение показателей до докризисных масштабов. Так, за весь прошедший год выпуск железной руды в стране сократился лишь на 8,3% (или на 5981 тыс. т – до 65827 тыс. т), ЖРК – на 3%, до 54,853 млн т, агломерата – на 19%, до 34,845 млн т. А производство окатышей даже немного повысилось – на 0,1%, до 20,435 млн т.

На своей волне

Приведенные цифры лишний раз подтверждают: хотя железорудная отрасль входит в ГМК, спрос на продукцию которого в связи с кризисом в общем и целом заметно упал, отечественные рудари чувствуют себя более стабильно. В числе причин – не столько оживление спроса (пока оно не очень заметно), сколько сохранение и развитие экспортных позиций. В этом плане известен пример поставок украинской ЖРП в Китай, которые (поставки) растут чуть ли не от месяца к месяцу. Предыдущий контрактный год стал особенно сложным для потребителей КНР, и они все активнее используют альтернативные источники сырья.

Еще один важный фактор, отмечают эксперты центра "Держзовнишинформ" (ДЗИ), заключается в том, что экспортная политика ГОКов Украины "влита" в рамки известных сильных вертикально-интегрированных метхолдингов. Крупные транснациональные структуры обладают совершенно иным лоббистским и маркетинговым качеством, нежели любые внутригосударственные объединения. В то же время международные группы продолжают работать, прежде всего, на "материнскую" страну, говорят в ДЗИ. Примеров достаточно: это и Индия для "АрселорМиттал", и РФ для "Металлоинвеста" или "Евраза", и Украина для того же "Метинвеста". Жаль, что об ИСД уже отдельной речи быть не может. Равно как и Владимир Бойко в скором времени может стать одним из "продавцов года": его Мариупольский меткомбинат им. Ильича продолжает испытывать серьезные трудности с сырьевой базой, да и со сбытом продукции тоже.

И уже в январе стало известно, что за один только этот месяц группа "Метинвест" поставит в Китай порядка 600 тыс. т концентрата. 14 января из Керчи в КНР отправилось судно Leonidas Warrior класса сapesize дедвейтом 183,316 тыс. т, следующий на очереди – Sealink дедвейтом 177,754 тыс. т. До конца января в китайскую сторону также должно отправиться судно Diamond Warrior дедвейтом 197,91 тыс. т. В центре "Укрпромзовнишекспертиза" нам подтверждают, что указанный месячный объем поставок в Китай (600 тыс. т) в последнее время был обычным для "Метинвеста". В ноябре-2009 было отгружено 832 тыс. т концентрата, в декабре – 599 тыс. т. При этом чаще всего суда догружаются на глубоководном рейде Керчи.

В общем, неудивительно, что по результатам 2009 г. экспорт отечественной ЖРП в тоннаже вырос аж на 27,1% (данные Кабмина) – до 28,576 млн т. В том числе поставки концентрата повысились сразу на 90% – до 13,215 млн т, окатышей – на 10,9%, до 9,649 млн т, агломерата – в 6,1 раза, до 365,7 тыс. т. В то же время экспорт аглоруды упал на 21,1%, до 5,346 млн т. Отметим, что активный рост поставок именно подготовленного сырья (окатыши, агломерат) позволяет украинским ГОКам удерживать позиции в этой наиболее привлекательной части мировых железорудных рынков.

Вокруг Пекина

С ценовой же точки зрения на рынок действует два противоположно направленных фактора. С одной стороны, стабильный спрос, особенно в Китае, стимулирует постепенное подорожание ЖРП. По нашей информации, в середине января 2010 г. стоимость отдельных видов железорудного сырья в странах Дальнего Востока достигла 150 долл./т, удвоившись тем самым по сравнению с минимумом апреля-2009. С другой стороны, достаточно насыщенное предложение сдерживает цены, и поставщики, в свою очередь, вынуждены сдерживать предложение, дабы "подогреть" рынок.

Впрочем, рынок и так уже "разогрет" началом переговоров по долгосрочным контрактам между тройкой ведущих производителей (Vale, Rio Tinto и BHP Billiton) и главными покупателями. Ключевой потребитель, как известно, Китай, который в прошлом году потребил 630 млн т ЖРП, прогноз на 2010 г. – примерно 637 млн т. Но вот как раз с КНР мировые монополисты пока что и не спешат вести переговоры, памятуя о китайской неуступчивости в минувшем году. Пекину даже пришлось согласиться на смену места переговоров: теперь они будут вестись в Сингапуре, но и это пока что не окончательный вариант. Китай, как и ранее, настроен жестко стоять на своем, и контракты-2010 вряд ли станут более легкими, чем контракты-2009. КНР готова пойти на решительные меры вплоть до запрета импорта ЖРП с отдельных направлений.

В таких условиях трейдеры Поднебесной, ожидая затяжных переговоров, в начале нового года резко увеличили спотовые (краткосрочные) закупки, и цены поползли вверх. Добавим, в 2009 г. в ситуации отсутствия "длинных" договоров с Китаем значение спотовых сделок на рынке возросло, и теперь краткосрочными ценами во многом будут определяться и параметры долгосрочных контрактов.

Скачок спотовых закупок привел к быстрому росту запасов ЖРП в портах КНР. Ко второй половине января эти запасы достигли 67,11 млн т, в том числе австралийской продукции – 22,03 млн т, индийской – 14,31 млн т, бразильской – 18,35 млн т. Добавим, в 2009 г. в КНР открыто новых запасов железных руд приблизительно на 5 млрд т, преимущественно в провинциях Ляонин, Хэбэй, Шаньдун, Сычуань и Аньхуй. Кроме того, в последние полгода страна приобрела несколько железорудных активов в Австралии.

Но снизить зависимость от "Большой тройки" железорудных монополистов стремятся не только китайцы. Интересен пример переговоров японских меткомпаний с производителем ЖРП Zamin Ferrous (Уругвай), повествуют в ДЗИ. Zamin Ferrous начнет добычу лишь с 2012-2013 гг., однако уже сейчас японцы активно обсуждают с ней поставки. Для справки: уругвайской компании принадлежат рудники Valentines и Las Palmas с потенциальными запасами в размере 1,45 млрд т магнетитовой руды, пригодной для получения окатышей прямого восстановления. Планируется строительство завода для производства таких окатышей мощностью 1,2 млн т/год.

Также отметим проект ArcelorMittal по созданию СП с BHP Billiton для разработки железорудных месторождений Либерии и Гвинеи. В обеих странах предприятия по добыче железной руды уже действуют и географически близки друг к другу.

Найти истину


Прогнозы подорожания ЖРП на 2010 г. достигают и 40%, и 50% (например, оценка Merrill Lynch). Однако вряд ли с учетом продолжающегося кризиса ценовой рост достигнет таких величин, превысив итоги прошлогодних переговоров. Да, Китай импортирует примерно 60% необходимой руды, но и та же Австралия 40% своего железорудного экспорта направляет в КНР. Так что интерес взаимен. Равно как и бразильская Vale в последнее время создала целую флотилию крупнотоннажных судов и строит несколько сервисно-дистрибьютерских центров в Азии. В первую очередь, для того, чтобы потеснить конкурентов на необъятном китайском рынке. Поэтому, в конечном счете, подорожание ЖРП может и не превысить 10-15%. По крайней мере – для Поднебесной.

Тем временем лидеры наращивают мощности. Скажем, Vale в 2010 г. собирается нарастить экспорт более чем на 20%, почти до 280 млн т. Сейчас годовые мощности компании составляют 310 млн т, но в текущем году в их развитие планируется инвестировать 12,9 млрд долл., чтобы к 2014 г. довести показатели до 450 млн т/год. Rio Tinto уже в прошедшем году увеличила добычу до 210-215 млн т (со 170 млн т), а BHP Billiton собирается к 2011 г. нарастить мощности на 31%, до 205 млн т/год. Не отстают и "младшие" австралийцы: Fortescue в наступившем году намерена увеличить производство руды с 38 до 45 млн т, серьезные расширения предполагают Atlas Mining и BC Iron.

Подчеркнем: несмотря на дальнейший рост крупнейших азиатских экономик (Китай, Индия, Индонезия, Сингапур и др.), а также явное оживление западных, подобное быстрое развитие предложения может оказаться преждевременным. Экономика КНР уже не первый месяц явно "перегрета", а страны Запада стабилизируются медленно. И при этом стараются минимизировать антикризисные программы, так как те ведут к обвальному росту государственных и прочих долгов. В итоге на глобальном рынке ЖРП примерно к 2011 г. может возникнуть банальный кризис перепроизводства, цены и продажи обвалятся, что станет логичным следствием сегодняшней "гонки". Но пока что, вероятнее всего, будет иметь место "средний" прошлогодний вариант, когда падение спроса заставило сырьевиков умерить аппетиты, но не до нуля, а до неких разумных консенсусных величин. Что позволит рударям Украины как минимум в наступившем году сохранять достаточно высокие бизнес-показатели.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!