kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Внимание, правильный ответ!

25.01.10
размер текста:

Одни прогнозы говорят, что в 2010 г. цены на ЖРП подскочат на 50%, из других данных следует, что руда чуть ли не подешевеет. На самом же деле, по мнению большинства экспертов, ситуация на рынке будет выглядеть значительно проще.

В последний месяц 2009 г., как и в ноябре, производство железорудной продукции (ЖРП) в Украине росло. Так, по уточненным данным, выпуск железорудного концентрата (ЖРК) увеличился на 3,5% к ноябрю, или на 184 тыс. т – до 5427 тыс. т; агломерата – на 4,7%, или на 142 тыс. т, до 3164 тыс. т; окатышей – на 0,9%, или на 18 тыс. т, до 1933 тыс. т.

Эти цифры иллюстрируют как нынешний ежемесячный уровень производства железорудного сырья в стране, так и постепенное повышение показателей до докризисных масштабов. Так, за весь прошедший год выпуск железной руды в стране сократился лишь на 8,3% (или на 5981 тыс. т – до 65827 тыс. т), ЖРК – на 3%, до 54,853 млн т, агломерата – на 19%, до 34,845 млн т. А производство окатышей даже немного повысилось – на 0,1%, до 20,435 млн т.

На своей волне

Приведенные цифры лишний раз подтверждают: хотя железорудная отрасль входит в ГМК, спрос на продукцию которого в связи с кризисом в общем и целом заметно упал, отечественные рудари чувствуют себя более стабильно. В числе причин – не столько оживление спроса (пока оно не очень заметно), сколько сохранение и развитие экспортных позиций. В этом плане известен пример поставок украинской ЖРП в Китай, которые (поставки) растут чуть ли не от месяца к месяцу. Предыдущий контрактный год стал особенно сложным для потребителей КНР, и они все активнее используют альтернативные источники сырья.

Еще один важный фактор, отмечают эксперты центра "Держзовнишинформ" (ДЗИ), заключается в том, что экспортная политика ГОКов Украины "влита" в рамки известных сильных вертикально-интегрированных метхолдингов. Крупные транснациональные структуры обладают совершенно иным лоббистским и маркетинговым качеством, нежели любые внутригосударственные объединения. В то же время международные группы продолжают работать, прежде всего, на "материнскую" страну, говорят в ДЗИ. Примеров достаточно: это и Индия для "АрселорМиттал", и РФ для "Металлоинвеста" или "Евраза", и Украина для того же "Метинвеста". Жаль, что об ИСД уже отдельной речи быть не может. Равно как и Владимир Бойко в скором времени может стать одним из "продавцов года": его Мариупольский меткомбинат им. Ильича продолжает испытывать серьезные трудности с сырьевой базой, да и со сбытом продукции тоже.

И уже в январе стало известно, что за один только этот месяц группа "Метинвест" поставит в Китай порядка 600 тыс. т концентрата. 14 января из Керчи в КНР отправилось судно Leonidas Warrior класса сapesize дедвейтом 183,316 тыс. т, следующий на очереди – Sealink дедвейтом 177,754 тыс. т. До конца января в китайскую сторону также должно отправиться судно Diamond Warrior дедвейтом 197,91 тыс. т. В центре "Укрпромзовнишекспертиза" нам подтверждают, что указанный месячный объем поставок в Китай (600 тыс. т) в последнее время был обычным для "Метинвеста". В ноябре-2009 было отгружено 832 тыс. т концентрата, в декабре – 599 тыс. т. При этом чаще всего суда догружаются на глубоководном рейде Керчи.

В общем, неудивительно, что по результатам 2009 г. экспорт отечественной ЖРП в тоннаже вырос аж на 27,1% (данные Кабмина) – до 28,576 млн т. В том числе поставки концентрата повысились сразу на 90% – до 13,215 млн т, окатышей – на 10,9%, до 9,649 млн т, агломерата – в 6,1 раза, до 365,7 тыс. т. В то же время экспорт аглоруды упал на 21,1%, до 5,346 млн т. Отметим, что активный рост поставок именно подготовленного сырья (окатыши, агломерат) позволяет украинским ГОКам удерживать позиции в этой наиболее привлекательной части мировых железорудных рынков.

Вокруг Пекина

С ценовой же точки зрения на рынок действует два противоположно направленных фактора. С одной стороны, стабильный спрос, особенно в Китае, стимулирует постепенное подорожание ЖРП. По нашей информации, в середине января 2010 г. стоимость отдельных видов железорудного сырья в странах Дальнего Востока достигла 150 долл./т, удвоившись тем самым по сравнению с минимумом апреля-2009. С другой стороны, достаточно насыщенное предложение сдерживает цены, и поставщики, в свою очередь, вынуждены сдерживать предложение, дабы "подогреть" рынок.

Впрочем, рынок и так уже "разогрет" началом переговоров по долгосрочным контрактам между тройкой ведущих производителей (Vale, Rio Tinto и BHP Billiton) и главными покупателями. Ключевой потребитель, как известно, Китай, который в прошлом году потребил 630 млн т ЖРП, прогноз на 2010 г. – примерно 637 млн т. Но вот как раз с КНР мировые монополисты пока что и не спешат вести переговоры, памятуя о китайской неуступчивости в минувшем году. Пекину даже пришлось согласиться на смену места переговоров: теперь они будут вестись в Сингапуре, но и это пока что не окончательный вариант. Китай, как и ранее, настроен жестко стоять на своем, и контракты-2010 вряд ли станут более легкими, чем контракты-2009. КНР готова пойти на решительные меры вплоть до запрета импорта ЖРП с отдельных направлений.

В таких условиях трейдеры Поднебесной, ожидая затяжных переговоров, в начале нового года резко увеличили спотовые (краткосрочные) закупки, и цены поползли вверх. Добавим, в 2009 г. в ситуации отсутствия "длинных" договоров с Китаем значение спотовых сделок на рынке возросло, и теперь краткосрочными ценами во многом будут определяться и параметры долгосрочных контрактов.

Скачок спотовых закупок привел к быстрому росту запасов ЖРП в портах КНР. Ко второй половине января эти запасы достигли 67,11 млн т, в том числе австралийской продукции – 22,03 млн т, индийской – 14,31 млн т, бразильской – 18,35 млн т. Добавим, в 2009 г. в КНР открыто новых запасов железных руд приблизительно на 5 млрд т, преимущественно в провинциях Ляонин, Хэбэй, Шаньдун, Сычуань и Аньхуй. Кроме того, в последние полгода страна приобрела несколько железорудных активов в Австралии.

Но снизить зависимость от "Большой тройки" железорудных монополистов стремятся не только китайцы. Интересен пример переговоров японских меткомпаний с производителем ЖРП Zamin Ferrous (Уругвай), повествуют в ДЗИ. Zamin Ferrous начнет добычу лишь с 2012-2013 гг., однако уже сейчас японцы активно обсуждают с ней поставки. Для справки: уругвайской компании принадлежат рудники Valentines и Las Palmas с потенциальными запасами в размере 1,45 млрд т магнетитовой руды, пригодной для получения окатышей прямого восстановления. Планируется строительство завода для производства таких окатышей мощностью 1,2 млн т/год.

Также отметим проект ArcelorMittal по созданию СП с BHP Billiton для разработки железорудных месторождений Либерии и Гвинеи. В обеих странах предприятия по добыче железной руды уже действуют и географически близки друг к другу.

Найти истину


Прогнозы подорожания ЖРП на 2010 г. достигают и 40%, и 50% (например, оценка Merrill Lynch). Однако вряд ли с учетом продолжающегося кризиса ценовой рост достигнет таких величин, превысив итоги прошлогодних переговоров. Да, Китай импортирует примерно 60% необходимой руды, но и та же Австралия 40% своего железорудного экспорта направляет в КНР. Так что интерес взаимен. Равно как и бразильская Vale в последнее время создала целую флотилию крупнотоннажных судов и строит несколько сервисно-дистрибьютерских центров в Азии. В первую очередь, для того, чтобы потеснить конкурентов на необъятном китайском рынке. Поэтому, в конечном счете, подорожание ЖРП может и не превысить 10-15%. По крайней мере – для Поднебесной.

Тем временем лидеры наращивают мощности. Скажем, Vale в 2010 г. собирается нарастить экспорт более чем на 20%, почти до 280 млн т. Сейчас годовые мощности компании составляют 310 млн т, но в текущем году в их развитие планируется инвестировать 12,9 млрд долл., чтобы к 2014 г. довести показатели до 450 млн т/год. Rio Tinto уже в прошедшем году увеличила добычу до 210-215 млн т (со 170 млн т), а BHP Billiton собирается к 2011 г. нарастить мощности на 31%, до 205 млн т/год. Не отстают и "младшие" австралийцы: Fortescue в наступившем году намерена увеличить производство руды с 38 до 45 млн т, серьезные расширения предполагают Atlas Mining и BC Iron.

Подчеркнем: несмотря на дальнейший рост крупнейших азиатских экономик (Китай, Индия, Индонезия, Сингапур и др.), а также явное оживление западных, подобное быстрое развитие предложения может оказаться преждевременным. Экономика КНР уже не первый месяц явно "перегрета", а страны Запада стабилизируются медленно. И при этом стараются минимизировать антикризисные программы, так как те ведут к обвальному росту государственных и прочих долгов. В итоге на глобальном рынке ЖРП примерно к 2011 г. может возникнуть банальный кризис перепроизводства, цены и продажи обвалятся, что станет логичным следствием сегодняшней "гонки". Но пока что, вероятнее всего, будет иметь место "средний" прошлогодний вариант, когда падение спроса заставило сырьевиков умерить аппетиты, но не до нуля, а до неких разумных консенсусных величин. Что позволит рударям Украины как минимум в наступившем году сохранять достаточно высокие бизнес-показатели.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!