kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Ненужный марганец

01.02.10
размер текста:

В конце декабря прошлого года Министерство охраны окружающей природной среды Украины сняло с аукциона лицензии на разработку трех участков Великотокмакского месторождения марганцевых руд в Запорожской области. Причиной стало отсутствие заявок на участие в торгах со стороны потенциальных покупателей. Стоимость одной лицензии со сроком действия 20 лет была оценена природоохранным ведомством в 8,16 млн грн., второй – в 15,07 млн грн., третьей – в 4,69 млн грн.

Следует отметить, что на протяжении нескольких лет группа "Индустриальный союз Донбасса" (ИСД) неоднократно декларировала намерения реализовать проект, связанный с разработкой месторождения марганцевых руд в Запорожской области, а также включающий строительство на его базе нового ГОКа. Более того, в 2008 году ИСД объявил о создании с этой целью консорциума с "ArcelorMittal Кривой Рог". А незадолго до последнего аукциона вице-президент ИСД Александр Пилипенко подтвердил интерес группы к этим участкам.

Однако ИСД отказался от приобретения лицензии не из-за финансового кризиса. Сейчас об этом уже можно говорить достоверно. В конце концов, 4,69 млн грн. группа в любом случае могла найти при большом желании акционеров. Тем более, Великотокмакское месторождение является одним из крупнейших в мире и насчитывает 1,5 млрд т рудных запасов. Однако как раз глобальные изменения в составе акционеров, о которых было объявлено буквально через неделю после аукциона в Минприроды, сделали вопрос о разработке марганца неактуальным. Совершенно очевидно, что новые российские владельцы ИСД не намерены инвестировать в горнодобывающий сектор ферросплавной отрасли. Для них это, очевидно, непрофильный актив.

Напомним, что ранее идею получить лицензию на новый участок и самостоятельно его разрабатывать ИСД рассматривал как альтернативу проекту по совместной с группой "Приват" реанимации "Таврического ГОКа" в Степногорске (Запорожская область). Это предприятие располагает одной действующей шахтой по добыче марганцевой руды, которую по решению правительства затопили еще в середине 90 гг.

А чуть позже была создана компания "Стептехсервис", в которой ИСД и "Приват" получили соотношение долей 51% и 49% соответственно. Но в итоге этот проект так и не сдвинулся с мертвой точки, не был даже утвержден бизнес-план. Вероятно, поэтому в 2006 году ИСД остановил домны №4 и №3 на подконтрольном Краматорском металлургическом заводе, на которых ранее в небольших объемах осуществлялся выпуск доменного ферромарганца.

Между тем в случае успешного развития проекта группа еще совсем недавно всерьез рассматривала возможность разворачивания производства ферросплавов на Алчевском меткомбинате, где, кстати, до 1990 года в доменной печи №2 получали ферромарганец. В частности, допускалось переоборудование под ферросплавное производство мартеновского цеха АлМК.

И эти планы нельзя назвать совсем далекими от реалий. Скорее, наоборот. Как показал недавний конфликт "ArcelorMittal Кривой Рог" с "Запорожским ферросплавным заводом", монополия "Привата" в отрасли чревата для сталеплавильных предприятий многомиллионными потерями. Как известно, в результате возникшего спора комбинату Лакшми Миттала пришлось отказаться от поставок из Запорожья и перейти на импорт ферромарганца и силикомарганца из стран Евросоюза и даже из далекой Южной Кореи. Что, понятно, никак не способствовало снижению себестоимости продукции АМКР.

Следует также отметить, что в целом украинский рынок ферросплавов достаточно емкий и оценивается в 600-700 млн долл. в год, по расчетам Министерства промышленной политики. Исходя из расхода ферромарганца на 1 т стали более 1%, несложно подсчитать, что его потребление металлургами в 2009 году превысило 295 тыс. т, а в 2010 году достигнет как минимум 330 тыс. т. В таких условиях организация собственного ферросплавного бизнеса для ИСД не выглядела такой уж бесперспективной.

Между тем "Приват" теоретически также мог вложиться в покупку лицензий на разработку Великотокмакского месторождения. Тем самым группа, казалось бы, вполне успешно выходила из тупика, созданного неразрешимым конфликтом корпоративных интересов на "Таврическом ГОКе". Однако на самом деле уже с 2008 года акционеры "Привата" окончательно отказались от планов по созданию вертикально-интегрированного ферросплавного холдинга на территории Украины.

Такой вывод следует из падения объемов добычи марганцевой руды на подконтрольных группе Орджоникидзевском и Марганецком ГОКах с одновременным увеличением импорта сырья для нужд Запорожского, Стахановского и Никопольского ферросплавных заводов, также входящих в орбиту "Привата". Так, в 2009 году МГОК и ОГОК полностью простаивали с января по апрель, тогда как руда на СФЗ, НЗФ и ЗФЗ завозилась из Ганы, Габона и Кот-д’Ивуара. В 2010 году ситуация не изменилась: за счет африканского импорта ферросплавщики, по их данным, покрывают потребности в сырье в пределах 60-65%.

А все из-за низкого, по сравнению с зарубежными аналогами, качества украинской руды, в которой содержание марганца составляет в среднем 25,8%. Для сравнения: африканская руда, добываемая на рудниках Ghana Manganese и "Nsuta Gold Mining Ltd.", подконтрольных Привату, содержит 31% марганца. Это делает ее использование более рентабельным по сравнению с продукцией МГОКа и ОГОКа, несмотря на высокие транспортные расходы.

Не случайно на одном из последних совещаний по вопросам ГМК под руководством Ю.Тимошенко на предложение премьер-министра вкладывать средства в разработку марганцевых месторождений представитель "Привата" ответил, что гораздо более целесообразно было бы предоставить металлургам льготы на инвестиции, которые расширят пропускную способность существующих портов для увеличения объемов импорта сырья.

Правда, в Запорожском облсовете делают вид, что не теряют оптимизма. И даже создали на бумаге коммунальное предприятие "Степногорский ГОК", под вывеску которого для разработки Великотокмакского месторождения собираются привлечь инвестора. Сообщалось об интересе к участию в проекте со стороны неких российских и польских компаний, однако дальше осторожного прощупывания почвы дело так и не сдвинулось.

Тем временем за столько лет проблема успела практически утратить свою социальную составляющую, связанную с функционированием Степногорска, в котором ГОК был градообразующим предприятием. Из города давно уехали все, кто мог и хотел это сделать, а оставшиеся немногочисленные жители смирились с отсутствием коммунальных удобств и работы. На заработки они ездят в соседнюю Васильевку и Запорожье.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 2
12:23 | 27.03.2010
экономика
Формирование монополиста в горно-металлургическом бизнесе во главе с гражданином Израиля приведет однозначно к снижению показателей в сталеплавильной отрасли, снижению доходов государства, "вырезанию" Украинских ГОКов
12:36 | 10.02.2010
46
Забудбте о Степногорском ГОКе. Недостроенный, ныне он полностью уничтожен и разграблен.

...


Статьи
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!