kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Ненужный марганец

01.02.10
размер текста:

В конце декабря прошлого года Министерство охраны окружающей природной среды Украины сняло с аукциона лицензии на разработку трех участков Великотокмакского месторождения марганцевых руд в Запорожской области. Причиной стало отсутствие заявок на участие в торгах со стороны потенциальных покупателей. Стоимость одной лицензии со сроком действия 20 лет была оценена природоохранным ведомством в 8,16 млн грн., второй – в 15,07 млн грн., третьей – в 4,69 млн грн.

Следует отметить, что на протяжении нескольких лет группа "Индустриальный союз Донбасса" (ИСД) неоднократно декларировала намерения реализовать проект, связанный с разработкой месторождения марганцевых руд в Запорожской области, а также включающий строительство на его базе нового ГОКа. Более того, в 2008 году ИСД объявил о создании с этой целью консорциума с "ArcelorMittal Кривой Рог". А незадолго до последнего аукциона вице-президент ИСД Александр Пилипенко подтвердил интерес группы к этим участкам.

Однако ИСД отказался от приобретения лицензии не из-за финансового кризиса. Сейчас об этом уже можно говорить достоверно. В конце концов, 4,69 млн грн. группа в любом случае могла найти при большом желании акционеров. Тем более, Великотокмакское месторождение является одним из крупнейших в мире и насчитывает 1,5 млрд т рудных запасов. Однако как раз глобальные изменения в составе акционеров, о которых было объявлено буквально через неделю после аукциона в Минприроды, сделали вопрос о разработке марганца неактуальным. Совершенно очевидно, что новые российские владельцы ИСД не намерены инвестировать в горнодобывающий сектор ферросплавной отрасли. Для них это, очевидно, непрофильный актив.

Напомним, что ранее идею получить лицензию на новый участок и самостоятельно его разрабатывать ИСД рассматривал как альтернативу проекту по совместной с группой "Приват" реанимации "Таврического ГОКа" в Степногорске (Запорожская область). Это предприятие располагает одной действующей шахтой по добыче марганцевой руды, которую по решению правительства затопили еще в середине 90 гг.

А чуть позже была создана компания "Стептехсервис", в которой ИСД и "Приват" получили соотношение долей 51% и 49% соответственно. Но в итоге этот проект так и не сдвинулся с мертвой точки, не был даже утвержден бизнес-план. Вероятно, поэтому в 2006 году ИСД остановил домны №4 и №3 на подконтрольном Краматорском металлургическом заводе, на которых ранее в небольших объемах осуществлялся выпуск доменного ферромарганца.

Между тем в случае успешного развития проекта группа еще совсем недавно всерьез рассматривала возможность разворачивания производства ферросплавов на Алчевском меткомбинате, где, кстати, до 1990 года в доменной печи №2 получали ферромарганец. В частности, допускалось переоборудование под ферросплавное производство мартеновского цеха АлМК.

И эти планы нельзя назвать совсем далекими от реалий. Скорее, наоборот. Как показал недавний конфликт "ArcelorMittal Кривой Рог" с "Запорожским ферросплавным заводом", монополия "Привата" в отрасли чревата для сталеплавильных предприятий многомиллионными потерями. Как известно, в результате возникшего спора комбинату Лакшми Миттала пришлось отказаться от поставок из Запорожья и перейти на импорт ферромарганца и силикомарганца из стран Евросоюза и даже из далекой Южной Кореи. Что, понятно, никак не способствовало снижению себестоимости продукции АМКР.

Следует также отметить, что в целом украинский рынок ферросплавов достаточно емкий и оценивается в 600-700 млн долл. в год, по расчетам Министерства промышленной политики. Исходя из расхода ферромарганца на 1 т стали более 1%, несложно подсчитать, что его потребление металлургами в 2009 году превысило 295 тыс. т, а в 2010 году достигнет как минимум 330 тыс. т. В таких условиях организация собственного ферросплавного бизнеса для ИСД не выглядела такой уж бесперспективной.

Между тем "Приват" теоретически также мог вложиться в покупку лицензий на разработку Великотокмакского месторождения. Тем самым группа, казалось бы, вполне успешно выходила из тупика, созданного неразрешимым конфликтом корпоративных интересов на "Таврическом ГОКе". Однако на самом деле уже с 2008 года акционеры "Привата" окончательно отказались от планов по созданию вертикально-интегрированного ферросплавного холдинга на территории Украины.

Такой вывод следует из падения объемов добычи марганцевой руды на подконтрольных группе Орджоникидзевском и Марганецком ГОКах с одновременным увеличением импорта сырья для нужд Запорожского, Стахановского и Никопольского ферросплавных заводов, также входящих в орбиту "Привата". Так, в 2009 году МГОК и ОГОК полностью простаивали с января по апрель, тогда как руда на СФЗ, НЗФ и ЗФЗ завозилась из Ганы, Габона и Кот-д’Ивуара. В 2010 году ситуация не изменилась: за счет африканского импорта ферросплавщики, по их данным, покрывают потребности в сырье в пределах 60-65%.

А все из-за низкого, по сравнению с зарубежными аналогами, качества украинской руды, в которой содержание марганца составляет в среднем 25,8%. Для сравнения: африканская руда, добываемая на рудниках Ghana Manganese и "Nsuta Gold Mining Ltd.", подконтрольных Привату, содержит 31% марганца. Это делает ее использование более рентабельным по сравнению с продукцией МГОКа и ОГОКа, несмотря на высокие транспортные расходы.

Не случайно на одном из последних совещаний по вопросам ГМК под руководством Ю.Тимошенко на предложение премьер-министра вкладывать средства в разработку марганцевых месторождений представитель "Привата" ответил, что гораздо более целесообразно было бы предоставить металлургам льготы на инвестиции, которые расширят пропускную способность существующих портов для увеличения объемов импорта сырья.

Правда, в Запорожском облсовете делают вид, что не теряют оптимизма. И даже создали на бумаге коммунальное предприятие "Степногорский ГОК", под вывеску которого для разработки Великотокмакского месторождения собираются привлечь инвестора. Сообщалось об интересе к участию в проекте со стороны неких российских и польских компаний, однако дальше осторожного прощупывания почвы дело так и не сдвинулось.

Тем временем за столько лет проблема успела практически утратить свою социальную составляющую, связанную с функционированием Степногорска, в котором ГОК был градообразующим предприятием. Из города давно уехали все, кто мог и хотел это сделать, а оставшиеся немногочисленные жители смирились с отсутствием коммунальных удобств и работы. На заработки они ездят в соседнюю Васильевку и Запорожье.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 2
12:23 | 27.03.2010
экономика
Формирование монополиста в горно-металлургическом бизнесе во главе с гражданином Израиля приведет однозначно к снижению показателей в сталеплавильной отрасли, снижению доходов государства, "вырезанию" Украинских ГОКов
12:36 | 10.02.2010
46
Забудбте о Степногорском ГОКе. Недостроенный, ныне он полностью уничтожен и разграблен.

...


Статьи
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!