kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Из фавора в немилость

29.01.10
размер текста:

Правительство предъявило ряд требований к руководству крупнейшего металлургического комбината Украины ОАО "ArcelorMittal Кривой Рог". В частности, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко в ходе своего визита на комбинат потребовала поднятия зарплат для рабочих на четверть. Однако руководство комбината не согласилось с требованием Ю.Тимошенко и заявило о том, что исполняет свои обязательства по договору купли-продажи. В результате 29 января Фонд госимущества намерен провести совещание на предприятии и осуществить проверку на предмет нарушений инвестиционных обязательств руководством комбината.

24 октября 2005 года, когда 93,02% акций крупнейшего меткомбината Украины "Криворожсталь" были проданы индийскому бизнесмену Лакшми Митталу, украинское правительство излучало неподдельное торжество. В частности, больше всех ликовала премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, так как считала, что продажа предприятия Лакшми Митталу была ее личной заслугой. Поводов для оптимизма было предостаточно, так как металлургический гигант был продан крупнейшей сталеплавильной компании мира за рекордную для страны сумму – 24,2 млрд грн. Причем, как оказалось впоследствии, эта сумма стала рекордной не только для Украины, но и для самого миллиардера. Л.Миттал, который в прошлом году, по оценке Forbes, занял восьмое место среди богатейших людей планеты с состоянием 19,3 млрд долл., так много еще не платил ни за одно предприятие. По его словам, он намерен был сделать из "Криворожстали" жемчужину мировой металлургии. И, нужно сказать, что "Криворожсталь" идеально подходила для этой цели: предприятие включает коксохимическое, горнорудное и металлургическое производства, специализируется на выпуске арматурной стали и катанки из обычных и низколегированных марок сталей, а также производит агломерат, концентрат, кокс, чугун, сталь, сортовой и фасонный прокат, доменный шлак. Основными рынками сбыта металлопродукции предприятия являются регионы Ближнего Востока, Европы, Африки, Алжира, ЕС и Восточной Европы.

Через два года компания Mittal Steel сливается с международной компанией Arcelor и получает название ArcelorMittal. В результате ArcelorMittal стал крупнейшим в мире производителем стали с объемом производства около 110 млн т в год, что втрое больше, чем у ближайшего конкурента, японской Nippon Steel. В свою очередь, "Криворожсталь" стала звеном крупнейшей мировой металлургической империи. Лакшми Миттал, пообещав украинскому правительству выполнять все инвестиционные обязательства, отправился дальше покорять мир. Однако, несмотря на обещания, жизнь трудового коллектива комбината не превратилась в сказку. Впрочем, и деньги, вырученные от продажи комбината, которые должны были пойти на поддержку отечественной экономики и самого города, были попросту "проедены", а, возможно, что и осели в чьих-то карманах.

С тех пор отношения правительства во главе с Юлией Тимошенко, ФГИУ и руководства "ArcelorMittal Кривой Рог" отмечались особой теплотой. Все проверки на комбинате проходят идеально: ФГИУ не обнаруживает нарушений (в виде исключения разве что можно отметить работу Фонда под руководством Валентины Семенюк), руководство комбината пользуется всевозможными льготами, Кабмин идет на любые уступки комбинату. В частности, в прошлом году АМКР и Фонд госимущества подписали соглашение, временно освобождающее инвесторов от ранее взятых обязательств по модернизации производства на комбинате до завершения финансово-экономического кризиса. Кроме того, в ноябре 2008 года между правительством и предприятиями ГМК был подписан меморандум. Он предусматривает, в частности, запрет на повышение тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожные грузоперевозки для предприятий ГМК, а также обязательство собственников предприятий не допустить масштабных сокращений трудовых коллективов в период кризиса. Впоследствии действие этих положений меморандума ежеквартально продлевалось постановлениями Кабинета министров.

Однако в последнее время между руководством ArcelorMittal Кривой Рог и правительством возникли разногласия. Все началось с визита на предприятие премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, который состоялся 21 января. Юлия Тимошенко была намерена пообщаться с работниками предприятия, а также провести совещание с активом города Кривой Рог. Во время визита глава правительства выступила с резкой критикой в адрес руководства комбината. В частности, она заявила, что требует от руководства предприятия повысить зарплату работникам. "Я выставила требование, чтобы с 1 января 2010 года зарплата была поднята на 25%", – сказала она.

Тимошенко считает, что сегодня зарплата на АМКР нуждается в повышении, и Кабмин настаивает на решении руководством комбината этого вопроса. Кроме того, по ее словам, правительство также требует от инвесторов безотлагательно выполнить все пункты инвестиционного соглашения. При этом Тимошенко отметила, что в случае если руководство АМКР не выполнит эти требования, то правительство оставляет за собой право лишения комбината льгот и преференций, предусмотренных меморандумом, подписанным между Кабинетом министров и предприятиями ГМК. При этом она напомнила, что в соответствии с отмеченным Меморандумом, правительство уменьшило цены на газ, коксовый уголь и транспортные перевозки для предприятий отрасли. Правительство, подчеркнула она, в условиях кризиса максимально поддержало предприятия ГМК, в том числе приняло решение относительно дотирования их из государственного бюджета, а вместо этого требует неуклонно придерживаться социальных обязательств перед работниками таких предприятий, в частности, не снижать заработную плату и не проводить увольнения. Следует отметить, что руководство АМКР уже дважды нарушило последний пункт соглашения: на предприятии в последнее время было проведено две волны массовых увольнений. Причиной подобных претензий премьера к руководству комбината, по мнению участников рынка, может быть отказ Лакшми Миттала финансировать президентскую кампанию Ю.Тимошенко.

В ответ руководство комбината заявило, что исполняет свои обязательства по договору купли-продажи, в частности, в социальной сфере. "Средняя заработная плата по " ArcelorMittal Кривой Рог" является самой высокой по отрасли: 3,52 тыс. грн. на " ArcelorMittal Кривой Рог" и 3,14 тыс. грн. в среднем по отрасли — по состоянию на ноябрь 2009 года", – говорится в сообщении пресс-службы предприятия. Менеджмент меткомбината заверяет, что будет продолжать в 2010 году "последовательную политику улучшения стандартов охраны здоровья и безопасности труда на предприятии, социальный диалог и стабильное развитие конкурентоспособности компании".

В то же время руководство предприятия заявило, что намерено увеличить в текущем году социальные расходы. В рамках сметы расходов и материальных выплат комбинат выделит на социальную программу в текущем году 177,923 млн грн., тогда как в 2009 году на социальные программы было направлено 176 млн грн. при плане 166 млн грн. Смета социальных расходов на текущий год утверждена генеральным директором Жаном Жуэ и согласована с профсоюзным комитетом. Основные направления социального развития отражены в коллективном договоре меткомбината между администрацией и профсоюзным комитетом.

Что касается производственных планов на текущий год, то комбинат планирует увеличить объем отгрузки потребителям готового проката на 20% по сравнению с предыдущим периодом. "В этом году мы ожидаем отгрузку на уровне 5,3-5,4 млн т. Но этого мало", – сказал генеральный директор комбината Жан Жуэ. Следует отметить, что в прошлом году комбинат отгрузил потребителям 4,49 млн т готового проката, тогда как в 2007 году уровень производства проката на комбинате составил около 7 млн т. Кроме того, по данным Минпромполитики, в прошлом году произошло существенное сокращение объемов производства продукции: производство стали сократилось на 18,9% по сравнению с предыдущим периодом, до 5,05 млн т, чугуна – на 21,6%, до 4,42 млн т, агломерата – на 18,4%, до 7,88 млн т.

Несмотря на обещания руководства комбината, ФГИУ все же намерен провести 29 января совместное совещание с представителями ЦК профсоюза трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности и профсоюзного комитета ОАО " ArcelorMittal Кривой Рог". Совместное совещание пройдет под руководством и.о. председателя Фонда Дмитрия Парфененко. Во время совещания ФГИУ планирует рассмотреть вопрос о выполнении условий коллективного договора и повышении заработной платы на предприятии, выработать общую позицию и план действий. В сообщении Фонда подчеркивается, что проведенные в четвертом квартале 2009 года два совместных совещания показали наличие предпосылок, которые могут иметь следствием невыполнение ряда социальных условий договора купли-продажи предприятия. В частности, это касается финансирования мероприятий по охране труда, увеличения размера зарплаты, сохранения персонала.

Тем временем Госкомгорпромнадзор нашел еще одно уязвимое место предприятия. Износ основных фондов на Новокриворожском ГОКе, входящем в состав ОАО " ArcelorMittal Кривой Рог", достиг 49,7%. По словам начальника территориального управления ГКГПН Олега Чередниченко, это – один из наиболее высоких показателей в отрасли. Для сравнения Чередниченко привел данные по другим ГОКам. Так, на Северном ГОКе износ основных фондов составляет 38%, на Ингулецком ГОКе – 35,8%, на Полтавском ГОКе – 38,6%, на Орджоникидзевском ГОКе – 76,6%. Чередниченко при этом отметил, что технические причины составляют лишь 20% от общего количества во всех случаях производственного травматизма. "Остальные 80% – это организационные причины", – отметил он.

Следует отметить, что всего на ОАО " ArcelorMittal Кривой Рог" в прошлом году было зарегистрировано 52 случая производственного травматизма, связанные с потерей трудоспособности. По словам Чередниченко, это больше, чем в 2008 году. В то же время Новокриворожский ГОК в прошлом году уменьшил выпуск агломерата на 18,4%, до 7,879 млн т, железорудного концентрата – на 9,5%, до 7,061 млн т, железной руды – на 25,8%, до 1,186 млн т по сравнению с предыдущим периодом. По словам Жана Жуэ, в текущем году акционеры намерены инвестировать порядка 1,7 млрд грн. в модернизацию комбината. Вероятно, большая часть этих инвестиций пойдет на уменьшение износа основных фондов Новокриворожского ГОКа.

Если руководство комбината все же не найдет общий язык с украинским правительством, то ему грозит не только лишение преференций, а и возможная реприватизация комбината. Такой сценарий вполне реален, если учесть, что в прошлом году одно из украинских предприятий уже постигла такая участь. Холдинговую компанию "Лугансктепловоз", которая принадлежала россиянам, вернули в госсобственность, причем при менее безобидных обстоятельствах. А сам металлургический гигант, как известно, также уже однажды был изъят из частной собственности. Поэтому руководству АМКР необходимо принять во внимание подобные факты, тем более если учесть огромные государственные долги и то обстоятельство, что объектов для приватизации уже практически не осталось.

Тарас Жирош

 


Комментарии
комментариев: 1
19:44 | 30.01.2010
SSS
А на Алчевском МК средняя зп 2300 грн. и ничего живут, начальство заставляет голосовать за Тимошенко с урозами увольнения и ничего, а на второй тур заставляют комбинатовцев наблюдать за выборами за спасибо!!!

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!