Подробнее Запомнить город


Дефицит с коксовой начинкой

02.02.10
размер текста:

Сегодня в Украине катастрофически не хватает качественного кокса. В связи со сложившейся ситуацией эксперты рынка все чаще задаются вопросом, а что же будет при подъеме металлургии?

По информации Министерства промышленной политики, в 2009 г. в Украине произведено 17,4 млн т каменноугольного кокса, что на 11% меньше, чем годом ранее. При этом основными производителями стали "Алчевсккокс" и Авдеевский коксохимзавод (КХЗ) – по 15-20% от общего объема производства, комбинат "ArcelorMittal Кривой Рог" (АМКР) и "Азовсталь" – по 10-15%, "Запорожкокс" – 5-10%. В общей сложности эти заводы произвели 65-70% кокса в стране.

Картинка рынка


Интересно, что экспорт кокса по результатам декабря увеличился примерно на треть и в натуральном, и в стоимостном выражении. Так, по данным центра "Держзовнишинформ" (ДЗИ), в тоннаже экспорт составил почти 110 тыс. т (рост на 31,3% к ноябрю), а "в деньгах" – 24 млн долл. (или +27%). Относительно декабря-2008 экспортные поставки выросли в 2 раза, что, впрочем, неудивительно, учитывая рыночную ситуацию конца 2008 г.

За весь же минувший год отечественный экспорт кокса уменьшился в тоннаже на 8,5% и составил 922,03 тыс. т на 166,54 млн долл. Кстати, спад экспорта в финансовом эквиваленте – 48%, то есть почти в два раза. А это значит, что несмотря на в целом сохраненные показатели поставок в тоннах, прибыльность резко упала. Импорт кокса в 2009 г. составил менее 10 млн долл. (спад на 86,6%) или 176 тыс. т ("минус" 83%).

В этом контексте уместно вспомнить о ценах. На внутреннем рынке сохраняется дефицит коксующегося угля (особенно качественного), что является стимулом для роста цен на готовый кокс. Цены росли в течение всего января 2010 г. и к концу месяца, по оценкам ДЗИ, достигли 2000-2100 грн./т с НДС (FCA станция отправления). Для сравнения, среднедекабрьская цена при том же базисе поставки – 1900 грн./т, а годом ранее кокс в нашей стране стоил 1400 грн./т. В то же время нехватка предложения кокса на украинском рынке, как можно заметить, пока что не привела к активизации ввоза этой продукции. В том же декабре-2009 спад коксового импорта в стоимостном эквиваленте составил 61% к ноябрю.

Интересно, что в отличие от металлорынка и некоторых других рынков продукции ГМК, на экспорт кокс стоит сегодня дороже, чем на внутреннем рынке. Так, в декабре средние экспортные цены на кокс из Украины составили 270 долл./т DAF/FOB, или 2160 грн./т по курсу 8 грн./долл. А в ноябре были еще выше – 300 долл./т.

Угольные страсти

Скорее всего, в 2010 г. недостаток предложения на рынке сохранится, что по-прежнему будет связано с дефицитностью качественных углей. Руководители Минуглепрома сообщили нам, что в прошлом году отечественные предприятия добыли в общей сложности примерно 19,2 млн т коксующегося угля, что на 3% меньше итога 2008 г. Неудивительно, что даже с учетом спада производства ежемесячный дефицит сырья для КХЗ в 2009 г. составил 300-350 тыс. т, сетуют в отраслевой ассоциации "Укркокс". А руководитель объединения "Металлургпром" Василий Харахулах отмечает, что в новом году нехватка коксующихся углей может достичь 7 млн т при плане потребления 17,5-18 млн т. Для покрытия такого недостатка до 5 млн т углей теоретически может быть завезено из России железнодорожным транспортом, остальное – морем из "дальнего зарубежья", например, США и Австралии. Однако железнодорожные поставки с недавно введенных месторождений Дальнего Востока нецелесообразны из-за огромной удаленности. А ограничения отечественной портовой инфраструктуры (отсутствие специализированных терминалов в глубоководных черноморских портах) существенно сдерживают морской импорт.

По словам В.Харахулаха, украинский импорт углей для коксования в минувшем году сократился на 24%, до 7,5 млн т. При этом даже холдинг "Евраз", владеющий в Украине тремя коксохимами, снабжает их углем по остаточному принципу, направляя основные сырьевые потоки на свои основные активы в РФ: Западно-Сибирский, Новокузнецкий и Нижнетагильский меткомбинаты. Дело в том, что на российском рынке сегодня также сложился дефицит коксующихся углей, заключает глава "Металлургпрома".

Как ни странно, несмотря на нехватку углей, их стоимость на отечественном рынке в последнее время стабильна, а то и падает. Как сообщают в ДЗИ, угольный концентрат с государственных шахт при внутренних поставках уже не первый месяц стоит порядка 705 грн./т с НДС (FCA ст. отправления) для марки Ж, 640-645 грн./т на тех же условиях – для марки К, 610 грн./т – для марки ОС. В то же время импорт дешевеет даже относительно конца 2008 г.: концентраты марки К в начале наступившего года поступали в среднем по 120 долл./т (здесь и далее – DAF/FOB), хотя еще в ноябре стоили 140-150 долл./т, а год назад и вовсе – 223 долл./т. Цены на концентраты марки Ж в конце года оставались на уровне 175-180 долл./т (декабрь 2008 г. – 350 долл./т).

Чего ждать?

Пока что недостаток кокса (и углей) не очень велик, но будет постепенно расти с оживлением металлургии. Так, по информации "Металлургпрома", в январе украинские метпредприятия планируют нарастить выплавку чугуна на 4,1% к декабрю, до 2,55 млн т; стали – на 5,3%, до 2,99 млн т; производство готового проката – на 4,5%, до 2,77 млн т. Однако уже в феврале ожидается новый спад: по чугуну – на 6,7% к январю (до 2,38 млн т), по стали – на 5,7% (до 2,82 млн т), по прокату – на 5,4% (до 2,62 млн т). Базовая причина предполагаемого снижения – меньшее число календарных дней в месяце.

И все равно для выполнения февральских планов металлургам страны не хватит кокса. В.Харахулах акцентирует, что дефицит коснется в основном АМКР, которому на последний зимний месяц нужно дополнительно внепланово изыскать кокс в размере примерно 30 тыс. т. Вероятно, это связано с отказом комбината от контрактов с КХЗ группы "Донецксталь" (Ясиновский завод и "Макеевкокс") в пользу аффилированного комплекса "ArcelorMittal Temirtau ". Но поставки из Казахстана еще не налажены, собственных мощностей, несмотря на все известные реконструкции, не хватает. Выходит, что снабжение предприятия коксом слегка "подвисло". Иными словами, хотели менеджеры Лакшми Миттала отчитаться о новой корпоративной синергии, но как бы не остаться у разбитого корыта… Напомним, рынок пусть не сильно, но дефицитен, и найти свободные объемы кокса на фоне недавней денонсации договоренностей с ведущими операторами будет непросто.

При этом на февраль в Украину нужно будет завезти приблизительно 660 тыс. т коксующихся углей в дополнение к плановым 1,38 млн т внутренних поставок. В целом в обеспечение февральского металлопроизводства требуется 500 тыс. т аглоруды, 1,405 млн т железорудного концентрата, 120 тыс. т агломерата, 1,035 млн т окатышей, 780 тыс. т известняков, 1,31 млн т металлургического кокса и 520 тыс. т металлолома.

Вообще в 2010 г. отечественные металлурги, по оценкам "Металлургпрома", намерены увеличить выпуск проката на 30% относительно ушедшего года, до 36,2 млн т, стали – на 28,4%, до 38,2 млн т, чугуна – на 27,2%, до 32,7 млн т. Но с учетом продолжения кризиса и нехватки кокса приросты вряд ли превысят 7-10%.

Итак, украинских коксохимиков ждет непростой, но в то же время вполне прогнозируемый год. Углей будет не хватать, как и раньше. Металлурги попытаются нарастить объемы и, соответственно, спрос на кокс, как и прежде. А основные собственники отечественных коксохимов постараются продолжить модернизации и реконструкции КХЗ. Хотя это сложно будет сделать в условиях заморозки большинства проектов обновления даже на основном металлургическом производстве. Значимых перемен на рынке и в подотрасли стоит ожидать не ранее 2011 г., когда рост мирового спроса на металл станет необратимым.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
23.10.17, Максим Полевой
В мировой экономике наметилось оживление, но нельзя исключать и новую кризисную волну. Это особенно опасно для недостаточно стабильных развивающихся стран, включая Украину.
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!