kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Украинский химпром: выживут только сильнейшие

26.11.08
размер текста:

Постоянное удорожание импортируемого природного газа, которое в Украине почему-то происходит даже на фоне стремительного падения мировых цен на нефть, ставит под вопрос дальнейшее функционирование части крупных предприятий отечественной химической промышленности, специализирующихся на выпуске азотных минеральных удобрений. До сих пор большинству из них удавалось работать эффективно. Но будет ли так и дальше? Ведь мировой кризис внес существенные коррективы в планы химиков.

По мнению отраслевых экспертов, у национального химпрома все еще существуют значительные резервы для снижения себестоимости выпускаемой продукции. Сегодня доля газа в себестоимости азотных удобрений, производимых в Украине, составляет около 70%. При этом, удельный расход газа вполне реально сократить с нынешних 1250 до 1000 кубометров на 1 тонну минудобрений. Таким образом, суммарно украинские химики могут сократить годовое потребление газа на 1,25 млрд куб. м.

По подсчетам самих участников рынка, мероприятия по сокращению удельного расхода газа потребует освоения относительно небольших инвестиций в сумме около 230 млн долл. Для сравнения, компании украинского ГМК за 2007 год инвестировали в модернизацию производства 2,1 млрд долл. А ведь химическая отрасль стоит на втором месте после ГМК как по объему экспорта продукции и валютных поступлений, так и по доле в совокупном промышленном производстве. Однако дальнейшее (ниже 1000 куб. м) снижение удельного расхода газа потребует реализации гораздо более масштабных и дорогостоящих инвестпрограмм, что в текущих условиях делает их экономически нецелесообразными.

О том, насколько по-разному собственники химкомпаний подходят к проблеме модернизации, можно судить хотя бы по такому показателю, как амортизационные отчисления. Если они растут – значит увеличивается износ основных фондов на предприятии. Если же уменьшаются – значит идет обновление и модернизация производственных мощностей. Только на двух отечественных предприятиях в последние два года наблюдается снижение сумм амортизации. Это Одесский припортовый завод (ОПЗ) и "Ровноазот".

Таким образом, на сегодня лишь два профильных предприятия выглядят более-менее подготовленными к работе в условиях, когда цена газа для Украины сравняется с европейской. Напомним, что в соответствии с меморандумом о принципах сотрудничества, подписанном в октябре 2008 года между "Газпромом" и "Нефтегазом Украины", это должно было бы произойти по истечении трех лет. Но последние политические разногласия с РФ заставляют усомниться в реалистичности столь долгого переходного периода.

При этом ОПЗ и "Ровноазот" имеют дополнительные стратегические преимущества, позволяющие относительно уверенно смотреть в будущее. Принадлежность "Ровноазота" к группе Дмитрия Фирташа GDF дает возможность получать более дешевый газ через подконтрольного группе трейдера - Centrogaz AG. Козырем Одесского припортового завода является отсутствие расходов на транспортировку готовой продукции до морского порта, благодаря его месторасположению в порту "Южный".

Кстати, именно в силу вышеупомянутых причин ОПЗ крайне интересен для GDF. Приобретение данного предприятия давало бы группе сразу два стратегических преимущества на крупнейшем в Украине производителе. В свою очередь, это позволяло бы продавать азотные удобрения по конкурентоспособным ценам, завоевывая новые рынки сбыта. Не случайно, когда правительство Виктора Януковича впервые решило выставить ОПЗ на приватизацию, появилась информация, что продажу предприятия готовят специально "под Фирташа". Теперь, когда Президент Украины в ноябре текущего года отменил свой указ, приостанавливающий приватизацию ОПЗ, вопрос прихода туда частного собственника снова становится актуальным. Тем более, что со слов первого заместителя главы Секретариата президента А.Шлапака, продажа предприятия состоится в 2009 году.

Напомним, что в конкурсных условиях по продаже ОПЗ Фонд госимущества не прописывал инвестору обязательства об увеличении объемов производства. Речь шла о вложении в общей сложности 1,3 млрд грн (в ценах 2007 года) в течение 5 лет в реконструкцию аммиачного и карбомидного цехов, а также о замене резервуарных мощностей и внедрение энергосберегающих технологий. Были еще пункты о социальных гарантиях для трудового коллектива. Кроме того, покупателю ОПЗ вменяется в обязанность обеспечивать перевалку транзитного аммиака, поступающего в порт по трубопроводу в объемах, согласуемых ежегодно на уровне межправительственных украинско-российских соглашений. При этом тарифы на перевалку аммиака ОПЗ будет по-прежнему согласовывать с Минпромполитики.

Вторым наиболее вероятным претендентом на ОПЗ считается российский холдинг "Еврохим", владеющий, помимо прочих активов, тольяттинским "Азотом". Интерес этого игрока становится очевидным, если учесть, что трансконтинентальный аммиакопровод, заканчивающийся на территории ОПЗ в "Южном", берет свое начало именно в Тольятти. Также любопытно, что в ноябре 2008 года "Еврохим" привлек синдицированный кредит в размере 1,5 млрд долл. сроком на 4 года. Не исключено, что средства планируется использовать как раз для расчета с украинским правительством за Одесский припортовый завод.

Впрочем, в нынешних условиях предприятие едва ли удастся продать за сумму свыше 1 млрд долл., которая еще каких-то 1,5-2 года назад считалась приемлемой. Финансовый кризис делает подобные сделки чрезвычайно привлекательными для покупателей и совершенно невыгодными для продавцов. Поэтому большинство экспертов сходится во мнении, что сейчас 500-600 млн долл. – максимум, на что может рассчитывать государство от продажи ОПЗ. Правда тогда не совсем понятно как государство, лишившись такого мощного игрока, в дальнейшем сможет рыночными методами влиять на стоимость минеральных удобрений для украинских аграриев.

Между тем в средне- и долгосрочной перспективе, видимо, не все участники рынка в Украине смогут продолжать выпуск азотных минудобрений. У них останется, пожалуй, единственная возможность остаться "на плаву" - диверсифицировать ассортимент выпускаемой продукции, освоив производство новых видов. По такому пути пошел горловский "Стирол", освоивший производство биоэтанола, фармацевтических препаратов, а также ряда других товарных позиций. Однако подобные проекты также требуют значительных инвестиций. Пойдут ли на них собственники менее конкурентоспособных химкомпаний покажет ближайшее будущее.

 


Комментарии
комментариев: 3
14:48 | 27.11.2008
Дима
"О том, насколько по-разному собственники химкомпаний подходят к проблеме модернизации, можно судить хотя бы по такому показателю, как амортизационные отчисления. Если они растут – значит увеличивается износ основных фондов на предприятии. Если же уменьшаются – значит идет обновление и модернизация производственных мощностей." Вывод противоположный правильному. Если сумма амортизации увеличивается, значит увеличивается база для начисления амортизации - т.е. первичная стоимость ОС. Это означает, что компания обновляет ОС. А вот если амортизация уменьшается - значит собственник не вкладывается в ОС... Если ОПЗ спасает месторасположение, то у Ровноазота его нет, а ещё (по вашей инфо) и ОС не обновляются. Учите матчасть!
18:43 | 27.11.2008
Доморощенный аналитик
Судить в нашей стране об модернизации производства исходя из амортизационных отчислениях не реально и не возможно - издержки отечественного финучета.
15:26 | 27.11.2008
Дима
Правильнее было бы написать, что индикатором политики собственников относительно модернизации производства является коэффициент износа основных средств. У Ровноазота он действительно улучшился в 2007 в сравнении с 2006 с 52% до 35%.

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!