Вагоностроение: надежда на экспорт

Публікації

Производственные планы украинских вагоностроительных предприятий на 2010 год характеризуются сдержанным оптимизмом. Топ-менеджеры практически в один голос утверждают, что рынок – на подъеме.

Позитивные ожидания, с одной стороны, подкрепляются низкой сравнительной базой, возникшей после прошлогоднего провала. Например, Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) сообщил о намерениях увеличить выпуск грузовых вагонов на 80,76% по сравнению с предыдущим периодом, до 6 тыс. единиц, из которых 70-95% будет экспортировано.

Еще больший рост прогнозируется по пассажирским вагонам – на 100%, или в 2 раза, до 40 единиц. При этом по итогам 2009 года производство грузовых вагонов на КВСЗ уменьшилось на 49,3%, до 3,32 тыс. единиц, а пассажирских – вообще более чем в 5 раз, до 21 единиц.

В целом же по отрасли выпуск вагонов в 2009 году по сравнению с предыдущим периодом сократился с 24,6 тыс. единиц до 10,3 тыс. единиц. Хотя другие участники рынка вышли из 2009 года с относительно меньшими потерями. Так, у Стахановского вагоностроительного завода (СВСЗ) и мариупольского Азовмаша снижение производства, по оценкам аналитиков, составило 40-45% и 20-25% соответственно. При этом Азовмаш даже в кризисных условиях смог нарастить выпуск железнодорожных цистерн.

С другой стороны, при планировании отраслевые предприятия исходят из позитивной динамики макроэкономических показателей Украины, России и других государств СНГ, которые постепенно наращивают объемы промпроизводства. Что, в свою очередь, ведет к увеличению грузоперевозок. А это означает, что у железнодорожников появляются средства на обновление вагонного парка, состояние которого характеризуется значительной степенью износа по всему СНГ. Поэтому тот же СВСЗ в 2010 году планирует производство 6 тыс. грузовых вагонов, что составляет 75% от его проектной мощности.

При этом отыгрывать утраченные позиции украинские производители начали уже в IV квартале прошлого года. В этот период по сравнению с I кварталом 2009 года среднемесячный выпуск вагонов на КВСЗ возрос в 3 раза, до 520 единиц, на СВСЗ – в 7 раз, до 450 единиц, на Азовмаше – в 5 раз, до 300 единиц.

Таким образом, тот же КВСЗ, имея в I полугодии снижение производства на 77%, по итогам 2009 года смог уменьшить провал до 49,3%. Произошло это за счет получения крупного российского контракта на изготовление 1 тыс. вагонов-зерновозов, а также на 200 спецвагонов для Латвии.

Оживление спроса вместе с удорожанием комплектующих сдвинуло с места и ценовую динамику. Если в I полугодии средняя стоимость грузового вагона украинского производства составляла в среднем 33 тыс. долл., то ближе к концу декабря она выросла до 40 тыс. долл. А к концу I квартала нынешнего года, как ожидается, этот показатель достигнет уже 50 тыс. долл. Хотя и это еще далеко от докризисного уровня, даже с учетом глубокой девальвации гривны. Напомним, что в середине 2008 года новый грузовой вагон, изготовленный в Украине, стоил в среднем 100 тыс. долл.

Позитивная динамика в отрасли сохранилась и на старте 2010 года. Например, Азовмаш в январе добился 5% прироста в реализации по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом было произведено 75 полувагонов и 755 железнодорожных цистерн. Кстати, по цистернам в сравнении с декабрем 2009 года выпуск увеличился на 15,6%.

В целом же по итогам 2010 года эксперты прогнозируют увеличение производства грузовых вагонов в Украине до 15 тыс. единиц. Наиболее востребованными будут полувагоны, зерновозы, минераловозы и платформы. Однако если раньше крупные заказчики заключали среднесрочные контракты на 3-4 года, то сейчас речь может идти лишь о разовых поставках, отмечают на предприятиях. А возвращение на докризисный уровень производства в вагоностроении ожидается не ранее 2012 года: прежде всего, за счет увеличения спроса в России и Казахстане.

При этом надеяться на заказы Укрзализныци (УЗ) отечественным вагоностроителям объективно не приходится. Финансовое положение железнодорожной госмонополии сейчас таково, что ей не до обновления вагонного парка. В результате падения на 21,5% объема грузоперевозок в 2009 году по сравнению с предыдущим периодом УЗ недополучила, по ее расчетам, 7 млрд грн. К этому следует добавить потери в 2 млрд грн. на курсовой разнице по внешним займам, возникшей вследствие глубокой девальвации гривны. Одновременно железнодорожная госмонополия осуществила рекордные налоговые отчисления в госбюджет.

С таким подходом правительства Ю.Тимошенко с ноября 2009 года УЗ оказалась в состоянии технического дефолта, не сумев погасить кредит на 500 млн долл. перед банком Barclays Capital. Поэтому логично, что несмотря на ряд проведенных тендеров, УЗ в 2009 году ничего не закупала у отечественных вагоностроителей. И сомнительно, что она сможет это сделать в нынешнем году. Хотя планы приобрести, к примеру, 63 пассажирских вагона представители УЗ озвучивали.

Закономерно, что в подобной ситуации участники рынка могут рассчитывать только на экспорт своей продукции. "Если бы мы надеялись на Укрзализныцю, завод бы уже давно стоял", – отметил в связи с этим один из директоров.

Впрочем, фактором, сдерживающим восстановление, является еще и накопление задолженности перед вагоностроителями со стороны госбюджета по возмещению экспортного НДС. Так, если в IV квартале 2009 года правительство было должно тому же КВСЗ 130 млн грн., то к февралю нынешнего года эта сумма достигла 200 млн грн. Подобная ситуация наблюдается и у других предприятий отрасли. А что такое дефицит оборотных средств, да еще в условиях отсутствия доступного кредитования, понятно без лишних слов.

Игорь Воронцов

Новини

26 Грудня 2023

До 2030 року виробництво водню зросте лише до 110 млн тонн

УЗ провела 101 аукціон з продажу 76,4 тис тонн брухту 

Для відбудови та розвитку енергосектору України необхідне залучення сталого фінансування

50 млрд євро Україна отримає в будь-якому випадку – Кулеба

В Мінекономіки обговорили майбутнє зеленої металургії

Південнокорейська POSCO перезапустила три доменні печі

Туреччина переглядає антидемпінг на китайські труби з нержавіючої сталі

Японська Sumitomo припинить роботу вугільної ТЕС у рамках декарбонізації

Заводи на Закарпатті скорочують роботу через черги на кордонах

На кордоні з Польщею в чергах стоять понад 3 тисячі вантажівок

Цього року Метінвест розпочав виробництво 25 нових видів продукції

Експерти МВФ очікують подорожчання низки металів

Австралійська залізорудна промисловість шукає шляхи пристосування до зеленого переходу

Грузія посилить санкції за забруднення Чорного моря

Centravis зупинило виробництво продукції

Тайвань з початку року збільшив імпорт металобрухту на 19%

ВСІ НОВИНИ ⇢