kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Фондовый рынок: скоро дно?

28.11.08
размер текста:

Украинский рынок акций в 2008 году стал вторым в мире по величине обвала – снижение индекса на ПФТС составило 77,1%. В этом просматривается некая «историческая справедливость», поскольку годом ранее ПФТС стал вторым в мире фондовым рынком по величине роста – в 2,31 раза, до 1174 пункта. Однако нынешний кризис все же не достиг масштабов 1998 года. Тогда, после 404 дней падения, акции стоили в 10 раз дешевле пика (относительно ВВП). В 2008 году за 286 дней отмечено падение в 5 раз, т.е. до уровня 2004 года. «Может быть хуже, чем сейчас? Да. Но будет ли? Не факт.» - говорит директор инвестиционного департамента «Укрсоцбанка» Эрик Найман.

Эксперты полагают, что в нынешних условиях для возрождения интереса инвесторов к акциям необходимо, прежде всего, понижение доходности облигаций. Поскольку сейчас они являются гораздо более привлекательными ценными бумагами. В настоящее время, при годовом NDF на уровне 9 грн./долл. рынок оценивает процентные ставки в долларах для украинских государственных еврооблигаций на уровне 55% годовых. Какую же потенциальную доходность требовать тогда от акций - 100% и выше? Нереально. При этом следует отметить, что в 2007 году, в период фондового бума, собственники украинских компаний, среди которых и государство, не воспользовались благоприятным моментом для продажи акций на пике стоимости. В результате free float (объем акций в свободном обращении) отечественного рынка остается мизерным - 6,3%. Тогда как на Франкфуртской и Лондонской биржах 20-25%.

Мировой финансовый кризис привел к глобальной переоценке рисков инвестирования. Так, до 2008 года вложения в компании с рейтингом АА считались абсолютно безубыточными – поскольку вероятность их дефолта оценивалась как близкая к нулю. Напомним, что рейтинг АА имел американский инвестфонд leman Brothers, банкротство которого стало одним из наиболее заметных мировых событий 2008 года в финансовой сфере. В связи с этим обстоятельством прогнозируется изменение структуры портфельных активов в пользу более консервативных, хотя и менее доходных финансовых инструментов. В настоящее время наиболее оптимальной для КУА является структура инвестиций, которая на 90% состоит, например, из банковских депозитов либо государственных облигаций, и на 10% - из рискованных финансовых инструментов, имеющих высокую доходность – например, евробондов НАК «Нафтогаз Украины», доходность по которым достигает 130%.

Следует также ожидать, что в будущем наиболее привлекательными для зарубежных инвестиций станут акции украинских компаний транспортного и аграрного секторов. Поскольку в этих отраслях Украина имеет абсолютное преимущество с точки зрения конкурентоспособности на глобальных рынках. Так, географическое положение обеспечивает выгодность транзитных перевозок через территорию Украины, а рост населения в мире будет способствовать развитию спроса на продукты питания. Это и есть те аспекты, на которые зарубежные инвесторы будут, прежде всего, обращать внимание, планируя инвестиционную стратегию. Вместе с тем, многие компании ГМК и ТЭК, которые в настоящее время являются лидерами торгов на ПФТС, не имеют дальнейшей перспективы с точки зрения привлечения зарубежных инвестиций. Основная причина - недиверсифицированные рынки сбыта, высокая зависимость от поставок сырья, а также низкая добавленная стоимость конечной продукции. Плюс, конечно, критический износ основных фондов в ГМК и ТЭК: 70-80%.

В качестве особенности украинского фондового рынка, препятствующей дальнейшему развитию, его участники отмечают почти полное отсутствие выплаты дивидендов. Иными словами, акция сама по себе не является источником дохода, а только товаром, который в дальнейшем планируется продать дороже, чем купил – и таким образом получить прибыль. Исключением из правил оказались отдельные компании ГМК, которые в нынешнем году выплатили рекордные для Украины суммы дивидендов. Так, по итогам 2007 года ОАО «АрселорМиттал Кривой Рог» направило на доход по акциям 5,8 млрд грн., ОАО «Азовсталь» - 1,3 млрд грн., ОАО «Запорожсталь» - 550 млн грн. Причем free float по металлургической отрасли наиболее низкий – в среднем 2%. «Компании с меньшим free float показывают больше прибыли и лучшую рентабельность продаж. Это означает, что мажоритарии пока не спешат делиться прибылью с миноритарными акционерами. Вывод – наилучшими с точки зрения прибыли и дивидендов являются акции компаний с меньшим free float» - говорит Э.Найман.

Также привлекательными сейчас являются акции компаний, которые объявили о сворачивании инвестиционных программ, но согласно прогнозам по итогам года должны показать хорошую прибыль. В целом же в эпоху кризиса философией инвестирования традиционно принято считать сбережение ранее заработанного, а не его преумножение. При этом задачей для краткосрочной перспективы является сохранение покупательной способности денежных активов. Они необходимы для накопления под покупку акций на «дне» обвала фондового рынка – с целью последующего получения сверхдоходности на вложенные средства. Большинство участников рынка ценных бумаг сходятся во мнении, что «дно» будет в конце первого квартала 2009 года.



 


Комментарии
комментариев: 1
13:00 | 01.12.2008
Катя
У меня на даче с 1997г открыт филиал фондового рынка. Вес сортир изнутри оклеян разными акциями!

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!