Алюминиевая консервация

Публікації

Черная полоса в работе Запорожского алюминиевого комбината длится второй год подряд. Так, по итогам января-февраля предприятие экспортировало первичного алюминия на 24,581 млн долл., что всего на 4,4% больше, чем за тот же период 2009 года.

Причем и минувший год был, мягко говоря, далеко не самым успешным для единственного в Украине производителя крылатого металла. Так, в 2009 году ЗАлК сократил выплавку алюминия на 56% по сравнению с предыдущим периодом, до 50 тыс. тонн, или половины от проектной мощности. Еще более впечатляющим оказалось падение производства глинозема: на 87% по сравнению с предыдущим периодом, до 29 тыс. тонн.

Нечто подобное на комбинате происходило 15 лет назад, когда из-за "популярных" в то время веерных отключений электроэнергии простаивали электролизеры 4 серии, а остальные работали в поддерживающем режиме.

Конечно, надо отметить, что в 2009 году никто из частников рынка не мог чувствовать себя комфортно в условиях снижения глобального спроса на 8,2% с одновременным падением цен на 35% по сравнению с предыдущим периодом. Это привело к уменьшению мирового производства алюминия на 5,9%, до 37,8 млн тонн, а также к приостановке проектов по вводу в эксплуатацию новых мощностей на 3,5 млн тонн ежегодно.

Логично, что и в объединенной компании "Русский алюминий", в состав которой входит ЗАлК, в 2009 году выплавка крылатого металла снизилась на 11%, до 3,946 млн тонн, а выпуск глинозема – на 36%, до 7,279 млн тонн. Однако сразу видно, что падение производства на запорожском предприятии несопоставимо с показателями холдинга в целом.

Столь существенное сокращение в ОК "Русал" объясняют высокой затратностью производства на ЗАлКе алюминия и особенно глинозема. И тут нужно вспомнить, что комбинат является старейшим предприятием отрасли на территории бывшего СССР. Он был введен в эксплуатацию еще в 1933 году, после войны восстановлен, и с тех пор техническое перевооружение основного производства не осуществлялась.

Разумеется, в таких условиях комбинату сложно конкурировать с сибирскими алюминиевыми заводами, построенными гораздо позднее, а значит, имеющими гораздо меньший износ основных фондов. Вот почему и в текущем году ЗАлКу не приходится рассчитывать на улучшение ситуации.

В целом на 2010 год Русал озвучил весьма скромные и осторожные производственные планы. Так, выплавку алюминия предполагается повысить на 3% по сравнению с предыдущим периодом, в основном за счет увеличения производства на сибирских заводах холдинга. В том числе – благодаря выводу на полную мощность 5 серии на Иркутском алюминиевом заводе, а также за счет нигерийского предприятия Alson и швейцарского Kubal.

Аналогичная ситуация и с выпуском глинозема: ожидается его увеличение на 7% за счет стабилизации и восстановления производства на Ачинском и Бокситогорском глиноземных заводах, Уральском и Богословском алюминиевых заводах, а также на гвинейском предприятии Friguia и ирландском Augunish. При этом ЗАлК не упоминается ни в первом, ни во втором случае.

Необходимо отметить еще один важный момент. Успех бизнеса Олега Дерипаски, основного акционера Русала, во многом определяется его умением лоббировать преференции для своих предприятий. Это особенно наглядно на примере России – кредиты в государственных банках, щадящие тарифы на электроэнергию и экспортный протекционизм.

Однако в Украине предприниматель не сумел заручиться необходимой поддержкой властей. Его попытки добиться дифференцированного (читай – сниженного) тарифа на электроэнергию для ЗАлКа оказались безрезультатными. Хотя другому запорожскому предприятию, государственному титано-магниевому комбинату, такой тариф все же был предоставлен. А на угрозы Дерипаски остановить завод и уволить рабочих Генеральная прокуратура отреагировала подачей в Киевский хозяйственный суд иска о возвращении ЗАлКа в госсобственность в связи с невыполнением инвестиционных обязательств прежним собственником, компанией "АвтоВАЗ-инвест".

С того времени прошло уже больше года и никаких действий по рассмотрению иска нет и не предвидится. Тем не менее О.Дерипаска намек понял и вопрос о закрытии ЗАлКа и льготных тарифах больше не поднимал. Хотя надо признать, что украинская электроэнергия на самом деле стоит дороже, чем в Европе и России: 0,07 долл./кВт.ч по сравнению с 0,015-0,035 долл./кВт.ч. Так что уже только по этой причине запорожскому комбинату сложно бороться за покупателя на внешних рынках.

Ранее в руководстве ЗАлКа отмечали, что при цене крылатого металла в 2000 долл./тонна деятельность комбината является планово-убыточной. Очевидно, что и его нынешняя стоимость в 2400 долл./ тонна в лучшем случае  позволит только покрыть затраты. Однако не стоит забывать, что для получения прибыли в условиях ограниченного спроса интересы холдинга заключаются в максимальных объемах продаж алюминия с минимальной  себестоимостью. А это, прежде всего, Иркутский, Саянский, Братский и Красноярский заводы Русала.

Поэтому можно сделать вывод, что в поддерживающем режиме предприятие будет работать до тех пор, пока мировые цены на алюминий не повысятся до уровня, при котором его выплавка станет рентабельной даже на безнадежно устаревшем оборудовании.

Экс-председатель Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Валерий Кальченко отмечает, что представителям ЗАлКа в 2008-2009 гг. не удалось согласовать методику расчета дифференцированного тарифа на электроэнергию с Министерством топлива и энергетики. По его словам, предоставление дисконта для производителя алюминия неизбежно стало бы дополнительной нагрузкой на остальных промышленных потребителей.

"Поэтому здесь нужен расчет – что получит государство от предоставления такой льготы: сохранение или увеличение рабочих мест, налоговые отчисления в бюджет – все должно учитываться, и на основании этих расчетов Кабинет министров уже может принимать решение", – пояснил В.Кальченко.

Впрочем, сказать, что украинское правительство повернулось к комбинату спиной, тоже нельзя. По словам экс-председателя НКРЭ, частично дифтариф ЗАлКу все же был предоставлен – на объем электроэнергии, необходимый для работы одной серии электролизеров. В итоге предприятию удалось избежать полной остановки производства.

Бывший заместитель министра промполитики Сергей Грищенко также подчеркивает, что его ведомство выступало за предоставление дифтарифа ЗАлКУ. "Это решение не новое, оно оправдано экономически. На сибирских алюминиевых заводах в России также действуют дифференцированные тарифы", – отмечает он. Однако в Минтопэнерго, по его словам, считают недопустимым перекрестное субсидирование, неизбежно возникающее при работе ЗАлКа на дифтарифе.

Следует также отметить, что, несмотря на смену руководителя Минтопэнерго, должность заместителя министра, курирующего электроэнергетику, сохранил за собой Владимир Лучников. Поэтому ЗАлКу едва ли стоит надеяться на изменение позиции ведомства по данному вопросу.

Таким образом, предприятию остается ждать, пока в Лондоне, Нью-Йорке и Шанхае не начнут предлагать металл по 3000 долл./тонна, как это было в 2007-2008 гг. Вот только произойдет это нескоро. Ведь сейчас глобальный спрос на алюминий (а значит, и ценовая конъюнктура) поддерживается в основном благодаря деятельности сырьевых инвестфондов, активно скупающих металл, а не за счет спроса реальных потребителей, прежде всего в авиационной и автомобильной промышленности.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢