Турецкий блокпост

Публікації

Турция все еще является главным рынком сбыта украинской металлопродукции. Но уже в ближайшие два года он не только сузится, но и вообще перекроет отечественным металлургам дорогу на Ближний Восток. В средние века Стамбул по морю защищала огромная кованая цепь, не позволявшая вражеским судам приближаться к городу. Сегодня в Турции куют цепь невидимую, против проникновения на местный и прилегающие рынки украинской металлургической продукции.

В 2009 году потери на турецком рынке ощутимо ударили по украинскому ГМК: продажи металлопродукции в эту страну упали на 20% по тоннажу и на 60% по стоимости. Основным виновником стал плоский прокат, который турецкие металлурги годами закупали на меткомбинатах Украины, но в 2009 заметно к нему охладели. Связано это со стагнацией в строительной и нефтедобывающей отраслях стран Ближнего Востока, куда Турция традиционно поставляла продукцию более высокого передела, произведенную из украинского проката.

После того как ОАЭ, похоже, переболели кризисом, связанным с банкротством государственного инвестфонда Dubai World, ситуация со сбытом в Турции улучшилась. По итогам I квартала 2010 года украинский экспорт проката по турецким контрактам вырос вдвое против аналогичных показателей прошлого года – почти до 300 тыс. тонн. Но обольщаться  не стоит. Реванш, вероятнее всего, будет кратковременным. Уже в конце текущего года запланирован ввод в эксплуатацию нового прокатного стана мощностью 2,5 млн тонн в год на комбинате Atakas, а в 2011-2012 годах производство собственного проката в Турции может увеличиться еще на 4-8 млн тонн.

Проект на Atakas реализуется с участием российского Магнитогорского металлургического комбината. Он включает строительство фактически двух производственных комплексов: горячей прокатки в Искандеруне и переработки искандерунского листового проката в Стамбуле. Таким образом, в регионе Среднего и Ближнего Востока усилится влияние не только турецких сталеваров, но и других давних конкурентов отечественных металлургов – россиян. Магнитка с Atakas уже открыли в Турции совместный металлосервисный центр, который должен превратиться в одну из крупнейших в регионе перевалочных баз, откуда караваны стальной продукции будут расходиться по всему исламскому миру.

Кроме того, в 2010-2012 годах анонсирован запуск новых прокатных мощностей еще на 3 турецких предприятиях – Erdemir (3,5 млн тонн годовых), Colakoglu (3 млн тонн), Toscelik (2 млн тонн). Не исключено, что темпы их ввода в строй окажутся чуть ниже задекларированных, но даже такое неспешное наращивание чревато вытеснением украинской продукции из турецкого пространства. По расчетам маркетологов Запорожстали, в 2010 году можно ожидать еще 10-15% роста сбыта в Турции, но после 2011 он упадет как минимум на треть – ниже 300 тыс. тонн в год. Именно Запорожсталь – крупнейший отечественный экспортер проката в Турцию.

В 2006-2008 годах объемы отгрузок запорожской металлопродукции в Стамбул превышали 700 тыс. тонн в год. В 2009 они упали до 450 тыс. тонн, а в нынешнем году предел мечтаний комбината – перешагнуть за отметку  в 500 тыс. тонн. На Запорожстали надеются компенсировать потери в Турции за счет наращивания своей доли на рынках Ближнего Востока, стран Персидского залива и Северной Африки. Но надежды эти довольно призрачны. Те же турецкие сталевары, радикально сократив зависимость от импортного проката, будут постоянно "мешать" украинским коллегам. Ведь благодаря внутренней кооперации себестоимость турецкой стальной продукции снизится, а путь к конечному потребителю у них значительно короче. Первым тревожным звонком о подобном развитии событий стало апрельское удешевление турецкой стальной арматуры: ее предлагали по цене на 10-20 долл. ниже, чем у аналогичных изделий меткомбинатов Украины и России.

Особенно опасно для украинского экспорта наличие подобной тенденции в потрепанных войнами Ливане и Ираке. Восстановление экономики этих стран уже приносит неплохую прибыль нашей металлургии. Так, в прошлом году поставки в Ливан выросли почти в 3 раза, до 1,78 млн тонн, в Ирак – на 130%, до 480 тыс. тонн. Во многом благодаря именно этому украинский металлоэкспорт 2009 года избежал краха. Причем через ливанские порты
часть импортируемой продукции переправлялась и в соседние государства – тот же Ирак, Иорданию, Сирию. А Турция, оптимизировав линейку металлопродукции, сможет гораздо активнее управлять товарными потоками в регионе, манипулируя ценами и объемами.

Единственным тормозом турецкого прокатного рывка может стать сырьевой фактор. Новым мощностям потребуются дополнительные объемы лома и чугуна, ведь металлургия страны четко ориентирована на электросталеплавильное производство. Турция скупает более 40% лома, вывозимого из ЕС, и более половины – из Украины.

Очередной заморский всплеск интереса к украинскому металлолому был зафиксирован в конце прошлого года, но в 2010 тот подскочил в цене и турки вернулись к старой практике закупки готового проката. В I квартале 2010, согласно статистике "Держзовнишинформа", в Турцию было экспортировано 296 тыс. тонн квадратной заготовки, 240 тыс. тонн горячекатаного листа и лишь 56,5 тыс. тонн металлолома.

Маловероятно, что в ближайшее время этот показатель существенно увеличится. Рост спроса на лом наблюдается в самой Украине. Фактически все владельцы электропечей – ДЭМЗ, Донецксталь, Днепрспецсталь – заявили об увеличении объемов производства в 2010 году. Кроме того, свои электросталеплавильные мощности продолжают строить Виктор Пинчук и Константин Жеваго. А их ввода в эксплуатацию можно ожидать уже в следующем году. При таком раскладе национальное стальное лобби будет активнее препятствовать утечке украинского лома за границу, вплоть до принятия законодательных мер и скупки заготовительных компаний. Это означает, что продажу украинского лома в Турции ждет та же участь, что и продажу проката. Освободившуюся нишу, скорее всего, займут поставщики из России.

Впрочем, отказ Турции от закупок украинского металлолома – удар не слишком болезненный. Возможно, это даже пошло бы на пользу украинскому ГМК. Но закрытие турецкого рынка товарной стали, пускай даже полуфабрикатов, для многих в Украине стало бы трагедией. По оценкам экспертов "Держзовнишинформа", самые печальные последствия ожидают упомянутый уже комбинат Запорожсталь и Мариупольский МК им.Ильича. Криворожсталь, возможно, сумеет удержать свою долю, благодаря мультинациональности бизнеса Лакшми Миттала, в том числе и тесным связям с группой Erdemir. Остальные украинские сталепроизводители не столь привязаны к турецкому рынку. Хотя уже сейчас среди них идут разговоры о постепенной переориентации на рынки Латинской Америки, где также есть дефицит прокатных мощностей. Но найти равноценную замену такому удобному и по географическому положению, и по объему потребления клиенту, как Турция, почти невозможно.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢