Прикарпатский ПЭТ-пакет

Публікації

В украинскую химиндустрию возвращается крупный игрок. До конца августа на калушском предприятии "Карпатнефтехим" после двухгодичного ремонта будут запущены цеха по производству полиэтилена и этилена, а в первой половине сентября откроются две совершенно новые линии – хлора и каустической соды (ХиКС) и поливинилхлорида. Российской компании "Лукойл-Нефтехим" эта перестройка обошлась более чем в 500 млн долл.

Пуско-наладочные работы в Калуше на Ивано-Франковщине кипят уже сейчас, официально же график ввода мощностей выглядит так: 25 августа приступает к работе полиэтиленовая установка, 27 августа – этиленовая, 14 сентября стартуют хлор и сода, 15 сентября – поливинилхлорид. Кардинально менять даты уже поздно, поскольку "Лукойл-Нефтехим" поспешил разослать всем высшим должностным лицам Украины приглашения на торжества по поводу запуска обновленного производства. К празднику на своей улице владельцы предприятия ждут только двух подарков от властей: окончательного принятия закона о льготном ввозе сырья для "Карпатнефтехима" и возврата экспортного НДС, набежавшего за последние 5 лет.

Что ж, это были бы королевские подарки, и шансы их получить у калушского предприятия довольно высоки. Хотя два последних года оно и не работало, но за период 2005-2007 годов накопило солидный объем невозвратов НДС, ведь тогда львиная доля продукции прикарпатских нефтехимиков шла на экспорт. Кроме того, не возмещен НДС и за ввезенное на предприятие зарубежное оборудование. В итоге "Карпатнефтехим" оказался в перечне предприятий, которые Министерство финансов выбрало для первоочередного погашения долгов посредством НДС-облигаций. Сумма признанной налоговой задолженности составляет 306 млн грн.

Лоббисты "Карпатнефтехима" постарались и в Верховной Раде. 8 июля парламент в первом чтении принял законопроект, освобождающий от уплаты акциза и ввозной пошлины тяжелые и легкие дистилляты, используемые как сырье для пиролиза этилена. Поскольку других производителей этилена в Украине нет и не предвидится в ближайшее время, то совершенно очевидно, что закон писался исключительно под "Карпатнефтехим". Даже имена его авторов-депутатов указывают на это: Дмитрий Сандлер до прихода в Верховную Раду возглавлял представительство "Лукойл-Нефтехима" в Украине, Алексей Федун – родственник одного из вице-президентов "Лукойла" Леонида Федуна. В августе только набирающий обороты "Карпатнефтехим" вполне может обойтись и без льготного режима. А вот в сентябре парламентарии вернутся из отпусков и примут упомянутый закон в окончательной редакции. В Калуше в этом уверены, ведь в первом чтении он был поддержан 264 голосами, а в его соавторы господа Сандлер и Федун пригласили для подстраховки членов БЮТ и "Нашей Украины" (последнюю, в частности, представляет экс-губернатор Ивано-Франковской области Роман Ткач).

По словам руководителя отдела по связям с общественностью компании "Карпатнефтехим" Анатолия Гетманчука, для рентабельной работы пиролизный цикл этиленовой установки требует не менее 50 тыс. тонн нефтепродуктов в месяц, а при высоком уровне загрузке потребность в этом сырье может достигать и 60-70 тыс. тонн. При этом установка рассчитана на три вида сырья: в основном дизтопливо и прямогонный бензин, дополнительно – газообразные фракции. ДТ в Калуш традиционно поступает из России транзитом через Беларусь по системе продуктопроводов "Транснефтепродукта", бензин привозят по железной дороге. В качестве поставщика последнего может выступать и принадлежащий "Лукойлу" Одесский НПЗ, но основные объемы сырья "Карпатнефтехим" все же намерен импортировать. В связи с этим некоторые операторы украинского топливного рынка опасаются, что в беспошлинном режиме "Лукойл" сможет ввозить и топливо для своих АЗС. Такие мелкие уловки проконтролировать непросто, но все же не они являются главной целью законопроекта Сандлера-Федуна. Стратегическая цель "Лукойла" – раскрутить в Украине максимально длинную полимерную цепочку с минимальными затратами.

Согласно цифрам, приведенным Дмитрием Сандлером, в последнем успешном для себя году, 2007, "Карпатнефтехим" переработал почти 170 тыс. тонн дизтоплива и более 410 тыс. тонн прямогонного бензина. Планы на 2011 год предусматривают переработку 180 и 250 тыс. тонн этих продуктов соответственно. Если закон о льготном ввозе заработает, то сырье для "Карпатнефтехима" подешевеет примерно на 20-30%. В противном случае предприятию придется работать, как и раньше, по давальческим контрактам с папой "Лукойлом". Однако, как заверяет господин Сандлер, последнее невыгодно ни для украинской компании, ни для украинского бюджета ввиду низкой рентабельности давальческой схемы. В случае же окончательного принятия желанного закона "Карпатнефтехим" уже в следующем году рассчитывает на 114 млн грн. прибыли, из которых примерно 28 млн грн. он готов заплатить в госказну в виде налога. Кроме того, на отечественном рынке полимеров появится более дешевая собственная продукция, линейка которой в Калуше после реконструкции расширилась.

Теперь "Карпатнефтехим" способен производить по 250 тыс. тонн этилена и винилхлорида, 100 тыс. тонн полиэтилена, 180 тыс. тонн каустической соды и 200 тыс. тонн хлора ежегодно. А к концу 2010 должна заработать еще одна новая установка, позволяющая выпускать 300 тыс. тонн суспензионного поливинилхлорида за год. На последний продукт на предприятии возлагают особые надежды. Он фактически замыкает этиленовый цикл: от пиролиза нефтепродуктов до полуфабриката третьего передела, и его продажа должна приносить основную прибыль. Сейчас отечественная ПВХ-ниша полностью занята импортным товаром. Но уже в 2011 году "Карпатнефтехим" берется полностью удовлетворить украинский спрос на поливинилхлорид (емкость этого рынка оценивается в 180-200 тыс. тонн), еще кое-что останется и на экспорт.

По словам главного инженера "Карпатнефтехима" Георгия Кунева, сбыт 50 тыс. тонн ПВХ гарантирован на месте в Калуше: 20 тыс. тонн будет забирать сам производитель, перерабатывая его в профили для дверей и окон на своих же производственных мощностях, еще 30 тыс. тонн – запущенный в июне группой "Полипластик" Калушский трубный завод. При этом Г.Кунев обращает внимание на такую важную деталь. До сих пор конечным продуктом химпредприятия был винилхлорид – субстанция весьма токсичная, поэтому ее хранение и перевозка требовали значительных затрат. Поливинилхлорид же вполне безопасен и легко поддается транспортировке: его можно отгружать и в мешках, и в автоцистернах.

С ПВХ-проектом напрямую связана и реконструкция мощностей по производству хлора и каустической соды по новой технологии (мембранным способом). Во-первых, оно теперь не настолько энергозатратное, как два года назад. Во-вторых, и это главное, – "Карпатнефтехим" сможет полностью обходиться собственным хлором при изготовлении полимеров, не дозакупая его за границей. Каустическая сода самому предприятию не нужна, поэтому уже есть договоренность о продаже ее на Николаевский глиноземный завод. Соль для получения хлора и соды "Карпатнефтехим" пока будет закупать у донбасской "Артемсоли", но уже приобрел лицензию на разработку соляных залежей в Рожнятовском районе Ивано-Франковской области. То есть и на этом направлении калушские химики делают ставку на самодостаточность.

Как видим, к перезапуску своего производства в Прикарпатье "Лукойл-Нефтехим" подошел очень системно и комплексно. Но даже у идеальной машины есть слабые места. Мэр Калуша Игорь Насалык пообещал не подписывать акт о готовности поливинилхлоридной установки к эксплуатации до тех пор, пока "Карпатнефтехим" не поделится с городом инвестициями, полученными от своей российской материнской компании. Согласно утверждениям И.Насалыка предприятие обязано перечислить в калушский бюджет 5% от общей суммы инвестиций, а это как минимум 20 млн долл. В свою очередь на "Карпатнефтехиме" не хотят списывать даже 20 млн грн., которые город должен за очищение стоков, считая достаточным то, что они создают в регионе рабочие места и оплачивают аренду земли.

По словам генерального директора "Карпатнефтехима" Сергея Чмыхалова, с мая 2008 года, когда предприятие остановилось, оно ежемесячно несло около 2 млн долл. расходов, чтобы поддерживать жизнедеятельность производственных мощностей, выплачивать зарплаты, налоги и социальные взносы – и эти затраты еще предстоит вернуть. Впрочем, если "Лукойлу" удается лоббировать свои нефтехимические интересы на уровне Верховной Рады, то Калушский горсовет вряд ли окажется для него более твердым орешком.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

21 Грудня 2023

Японська Marubeni інвестує 4,4 млрд дол у збільшення видобутку міді у Чилі

Протягом січня-листопада італійські металурги знизили випуск сталі на 3%

Німеччина поповнила український Фонд енергетичної підтримки на 88 млн євро

УЗ розмірковує над оптимальною ціною, щоб перевозити вантажівки залізницею

Україна отримала від Японії 950 млн дол на відновлення та соцзахист

США посилять контроль за дотриманням стелі цін на експорт російської нафти

Питання авіасполучення зрушить з мертвої точки у 2024 році – Данілов

СОТ винесла рішення проти Туреччини у суперечці про мита на метали зі США

Україна у листопаді скоротила імпорт довгого прокату на 45% 

20 Грудня 2023

Видобуток залізної руди в Китаї зріс на 7,1%

Україна залучила грант 150 млн євро від ЄС

ЄС та США домовилися призупинити торговельну війну до березня 2025 року

Українські металурги не встигають підготуватись до СВАМ через війну

Метінвест планує побудувати прокатний завод в Італії

У грудні Україна виробила понад 50 тисяч FPV-дронів

Українська економіка у листопаді зросла на 4%

ВСІ НОВИНИ ⇢