Подробнее Запомнить город


ИСД тонет в Гданьске

16.12.08
размер текста:

Крупнейшая в Польше судоверфь, откуда начал свой победный поход против коммунизма самый знаменитый электрик в мире Лех Валенса и которая сейчас находится под контролем украинской корпорации "Индустриальный союз Донбасса", оказалась на грани банкротства. И хотя вначале декабря правительство в Варшаве бросило утопающему гданьскому предприятию спасательный круг, очень скоро чиновники из Брюсселя могут его отобрать.

Под нажимом Евросоюза польский сейм принял 8 декабря закон о приватизации судостроительной отрасли страны. Согласно этому закону уже в следующем году на открытые торги должны быть выставлены верфи в Гдыне и Щецине, где государству принадлежат контрольные пакеты акций. Однако с Гданьской судоверфью ситуация сложнее. Там польские власти через Агентство развития промышленности имеют влияние лишь примерно на 17% акций. Остальное сосредоточила в своих руках компания ISD Polska. Исходя из этой диспозиции, представители Еврокомиссии настаивают на открытии против верфи в Гданьске процедуры банкротства. После ее завершения предприятие можно будет продать по-новому.

Чем же так проштрафилась "колыбель "Солидарносци" перед евробюрократами? Основных претензии две. Во-первых, в Еврокомиссии считают, что в 2004-2007 годах, уже после вступления Польши в ЕС, Гданьская верфь получала государственную финансовую помощь, что расценивается как нарушение конкурентного законодательства. Во-вторых, процедура приватизации этой корабельни в 2007 году квалифицируется как не полностью прозрачная. Дело в том, что контрольный пакет акций верфи был продан, если можно так выразиться, на конкурсе с ограниченным участием. Фактически это была не продажа, а дополнительная эмиссия акций, поэтому право на их первоочередное приобретение получили акционеры верфи. Эмиссию скупила ИСД, нарастив тем самым свою долю в гданьском предприятии с 5% до более чем 80%.

В "Индустриальном союзе Донбасса" считают, что придирки Еврокомиссии - это проявление банального лоббизма. Влиятельные судостроительные компании из Норвегии или Германии не желают, чтобы корабельная отрасль в Польше поднялась. Им выгоднее производить здесь полуфабрикат, то есть корпуса судов, которые они впоследствии "нафаршируют" автоматикой и электроникой и продадут как готовый продукт. Не зря же еще в 2007 году Еврокомиссия требовала от инвестора Гданьской верфи либо вернуть полученные в предыдущие годы дотации в польскую госказну (речь шла, как минимум о 10 миллионах евро), либо закрыть два из трех имеющихся на предприятии стапелей. Первое предложение было заведомо невыполнимым, второе - выполнить-то было можно, но это на корню убивало надежду на возрождение верфи. Тогда ИСД еще в качестве потенциального инвестора обе рекомендации отвергала, и ее в целом поддержали польские власти, где почти весь 2007 год доминировали выходцы из профсоюза "Солидарносць" братья Лех и Ярослав Качиньские.

Но после переформатирования в конце прошлого года польской правительственной коалиции и избрания премьер-министром Дональда Туска отношение к балтийским верфям в Варшаве стало более прохладным. Зато более чутким польский кабинет стал к требованиям Брюсселя. В результате Щецинская и Гдыньская верфи в срок до мая 2009 года таки пойдут с молотка, а Гданьской - придется взять на себя самоограничения в выпуске продукции. Стоит напомнить, что когда "Индустриальный союз Донбасса" заходил на эту верфь, он обещал вывести ее в тройку лучших в своей отрасли на европейском континенте и производить до 14 больших судов в год. Сейчас о таких амбициях пришлось забыть. Дело, начатое евробюрократами, довершил экономический кризис. Ныне речь идет о том, чтобы не упасть ниже планки в 22 тыс. тонн использованной стали в год. А из такого количества исходного материала получается не более 2 мощных кораблей или 5 небольших контейнеровозов длиной до 150 метров.

Но даже такая скромная производительность лучше, чем полная остановка верфи. Закрытие предприятия - это 2,5 тыс. потенциальных безработных, уже заявивших о готовности пойти маршем на Варшаву. ИСД постоянно акцентировала на этом аргументе, ведя на протяжении последних месяцев непростые переговоры с правительством Дональда Туска. В целом они завершились успешно для украинской корпорации. Вначале декабря официальная Варшава не только направила на визирование в Брюссель подготовленный вместе с ИСД план реструктуризации Гданьской верфи, но и согласилось выделить для нее еще 150 млн злотых (почти 40 млн евро) госкредита с возвратом аж в 2019 году.

Пресс-секретарь компании ISD Polska Яцек Ленский объяснил, что такая государственная поддержка вполне обоснована. Ведь когда шли только переговоры о покупке украинским инвестором данного судостроительного актива, то сумму дотаций для Гданьской верфи, которую согласно требованиям ЕС предстояло вернуть, польские чиновники оценивали в 60 млн злотых. На самом же деле эта цифра превышает 100 млн злотых. Кроме того, до ИСД Гданьская верфь несколько лет находилась под управлением государственной верфи, работающей в соседней Гдыне. И эти несколько лет нанесли гданьской компании значительный ущерб, покрывать который придется новому владельцу.

Правда, определенные обязательства уступка со стороны команды Туска накладывает и на украинскую корпорацию. В частности ее "дочка" – ISD Polska должна инвестировать в Гданьскую верфь 600 млн злотых, сосредоточившись не только на традиционном строительстве судов, но и на освоении новых видов продукции - мостовых конструкций и опор для ветровых электростанций. Кроме того, без одобрения подконтрольного правительству Агентства развития промышленности (остающегося миноритарием Гданьской верфи) основной акционер не имеет теперь права закрыть компанию, поменять ее устав или уменьшить уставный фонд. Наконец, еще одним обязательством со стороны ISD Polska должно стать сохранение на верфи определенного количества рабочих мест. Об окончательной цифре владелец с правительством еще не договорились, но маловероятно, что все из нынешних 2,5 тыс. работников предприятия останутся при деле. По крайней мере, до тех пор, пока кризис не отступит.

Несмотря на трудные времена, терять польскую верфь в "Индустриальном союзе Донбасса" совсем не намерены. Для корпорации именно в Гданьске заканчивается одна из самых логически выстроенных производственных цепочек. Алчевские слябы, ченстоховский стальной лист, гданьские суда - что еще нужно для полного цикла? В самом начале 2000-х годов ИСД пыталась создать подобную схему у себя на родине на базе Черноморского судостроительного завода (Николаев), но безуспешно. По словам Александра Пилипенко, вице-президента "Индустриальной группы" (компании, управляющей активами ИСД) и главы наблюдательного совета ISD Polska, корпорация предлагала взять на себя долги ЧСЗ, сохранить на нем рабочие места и инвестировать как минимум 150 млн долл. США в производство, но не платить при этом еще и за акции завода, поскольку актив весьма проблемный.
Фонд госимущества на такой вариант не согласился. Как следствие, окно к морю ИСД пришлось рубить через Балтику. Но вдоволь насладиться морским воздухом корпорация так и не успела.

Строгая женщина по имени Неели Кроэс, комиссар ЕС по вопросам конкуренции, может захлопнуть эту форточку еще до нового года. Если возглавляемый ею комитет отвергнет план реструктуризации Гданьской верфи, то избежать ее банкротства практически невозможно. Ожидается, что свой приговор легендарному судостроительному предприятию Польши Еврокомиссия вынесет в течение месяца. Но поскольку на Европу уже надвигаются Рождественские праздники, то ожидание может и несколько затянуться. Сама госпожа Кроэс пожелала предварительно посетить лично все три польские судостроительные компании на Балтике. Однако ее визит в Гданьск, Гдыню и Щецин, запланированный на первую декаду декабря, был отложен. Как заявил на днях один из лидеров местной "Солидарносци", может это и к лучшему, ведь гарантировать безопасность дамы на территории верфей профсоюзы не берутся.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.
31.10.17, Максим Полевой
"Зеленая" энергетика в Украине активно развивается, и к 2020 году ее долю в национальном энергопотреблении страны планируется довести до 11%, а к 2035-му – до 25%.
27.10.17, Ярослав Ярош
Российский бизнесмен Олег Дерипаска сделал вполне ожидаемый ход. Все свои украинские активы, в первую очередь, Николаевский глиноземный завод, он уступил крупному сырьевому трейдеру и давнему партнеру – компании Glencore. Теперь у НГЗ появился швейцарский иммунитет, но завод продолжает оставаться в орбите влияния "Русского Алюминия".
23.10.17, Максим Полевой
В мировой экономике наметилось оживление, но нельзя исключать и новую кризисную волну. Это особенно опасно для недостаточно стабильных развивающихся стран, включая Украину.
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!