На Западе зреет кокс

Публікації

Шахты Западной Украины традиционно специализируются на добыче энергетического угля, тогда как уголь для коксования никогда не был их сильной стороной. Сломать сложившийся стереотип взялась компания "Lubel Coal Company Ltd", начавшая в регионе строительство первой крупной частной шахты, на которой надеется ежегодно добывать до 4 млн тонн коксующихся углей.

Заявленные LLC планы – это почти вызов Донбассу. Все государственные шахты страны вместе взятые добывают за год около 5 млн тонн угольного концентрата, причем далеко не лучшего качества. Добыча на шахте "Красноармейская-Западная №1" (самой богатой углем коксовых марок) составляет около 3 млн тонн в год, на шахте им.Засядько – 1 млн тонн. В то же время представители Lubel Coal Company уверены, что запасы Любельской площади Львовско-Волынского бассейна позволят им на протяжении 25 лет ежегодно выдавать на-гора по более чем 5 млн тонн рядового угля, из которого можно производить 4-4,15 млн тонн угольного концентрата, причем самой ходовой в коксохимии марки "К".

Классификация любельских запасов была подтверждена в конце 2008 года известной австралийской компанией Wardell Armstrong. Она же впоследствии участвовала и в подготовке ТЭО промышленной разработки этих ископаемых. А в марте 2010 копилка запасов LLC пополнилась еще одним блоком. Минприроды разрешило компании расширить границы лицензионной площади, что, по прогнозам, даст ей еще 135,8 млн тонн угля, а соответственно, и повысит привлекательность шахты в глазах отенциальных инвесторов и кредиторов.

Правда, прямой угрозы донбасскому углю этот проект пока не несет, ведь любельские добытчики изначально ориентируются на центральноевропейские рынки, а не на отечественного потребителя. Доставлять коксующееся сырья на меткомбинаты Польши, Словакии и даже венгерский Dunaferr отсюда раза вдвое ближе, чем на индустриальный Восток Украины. Любельское поле находится всего в 30 км от украинско-польской границы.

Кроме того, эксплуатация Любельской шахты начнется не завтра, а не раньше 2013 года. Предприятие строится не на пустом месте, но работы фактически сводятся к обустройству двух совершенно новых шахт (сервисной и подъемной), а также современной горно-обогатительной фабрики, работающей по американской технологии CETCO. Темпы стройки сильно будут зависеть от регулярности финансирования и выбора подрядчика. Так, если украинские и польские шахтостроители оценивают длительность работ в пределах 2-3 лет, то китайцы пообещали LLC управиться за 1,5 года. Об этом пока не говорят вслух, но вероятнее всего, подряд таки отдадут претендентам с Востока. Особенно после того, как в начале сентября министр угольной промышленности Украины Юрий Ященко подписал в Пекине соглашение о финансовом сотрудничестве с Государственным банком развития КНР. Данный документ, в частности,  предусматривает кредитование проектов модернизации украинских шахт на общую сумму более 1 млрд долл.

Образец для подражания Lubel Coal Company нашла в той же Польше: это шахта "Богданка", одна из самых передовых у соседей. Любельские недра планируется развивать по похожей схеме: подземная выработка с использованием традиционной выемки по технологии long wall и конвейерной системы. Ориентировочная глубина шахты 920-940 м, длина лав – 300 м, суточная выработка горной массы из трех забоев – 14,65 тыс. тонн.

Таким образом, как утверждает руководитель технической группы LLC Ярослав Гумен, Любельская способна стать единственной шахтой в Украине с суточной нагрузкой 5000 тонн на лаву. Кроме того, необходимо проложить железнодорожную ветку длиной 12 км до ближайшей станции и две линии электропередач к Добротвирской ТЭС, расположенной в 36 км от Любельского участка.

Стоимость всех этих работ оценена в 506 млн долл. до начала производства и в 592 млн долл. до выхода на полную мощность. Ожидаемый срок возврата инвестиций – 2,3 года после момента пиковой потребности в финансировании. В своих далеко идущих планах LLC исходит из долгосрочного прогноза цен на коксующийся уголь на уровне 120 долл./тонн, при том, что предполагаемые операционные затраты на Любельской шахте составят 24 долл./тонн продукции. Если верить этим расчетам, то игра стоит свеч. Некоторые сомнения возникают лишь относительно того, хватит ли у Lubel Coal Company начального капитала.

Давайте пристальнее рассмотрим саму компанию-инвестор. Зарегистрирована она на Британских Виргинских островах, главный офис находится в Лондоне, операционный – в Жовкве на Львовщине. Председателем совета директоров и идеологом проекта является Борис Покрасс, которому сейчас принадлежит самый крупный пакет акций LLC – 27%. Еще 20% акций владеет давний партнер Б.Покрасса по бизнесу Владимир Палант. Вдвоем они уже пробовали заняться на западе Украины добычей золота на Мужиевском месторождении в Закарпатской области, но успехов здесь не достигли.

Тесные деловые связи соединяют пару Покрасс-Палант с нынешним заместителем главы Киевской городской администрации Анатолием Голубченко и депутатом Верховной Рады Анатолием Богатыренко, основателем небольшой донецкой промышленной группы "РосУкр". Но даже их совместных усилий может оказаться недостаточно, чтобы организовать масштабное производство коксующегося угля из Львовско-Волынского бассейна. Поэтому стратегия LLC нацелена на поиск свободного крупного капитала. Его владельцу Б.Покрасс готов с выгодой перепродать перспективный проект.

Основной расчет у Lubel Coal Company на российских инвесторов. В этом контексте интригующе выглядит наличие в составе акционеров и руководящих органов компании гражданина России Марка Севериновского. Последний свое состояние сколотил на торговле ювелирными изделиями и парфюмерией из "лучших домов Парижа". А вместе с Владимиром Воронченко создал крупнейшую структуру по дистрибуции этой продукции сначала в России, а потом и в СНГ. Еще интереснее тот факт, что эти торговцы роскошью до сих пор поддерживают дружесткие связи с одним из известнейших предпринимателей России Виктором Вексельбергом. А вначале 2000 годов они даже засветились вместе в одном из проектов, близких к украинской металлургии, основав в Киеве Титано-апатитовую инвестиционную компанию (ТАКО) для добычи ильменитовых руд на Житомирщине. Сегодня добыча коксующихся углей в Украине выглядит более перспективной сферой для инвестиций, чем ильменит, который уже плотно окучивает Дмитрий Фирташ. Да и структуры В.Вексельберга в последнее время проявляют повышенное внимание к свободным угольным активам. Российский след тянется и еще к одному соучредителю LLC – компании Malavasia Enterprises, за которой, скорее всего, стоит дальневосточный золотодобытчик Павел Масловский (79 место в прошлогоднем рейтинге богатейших людей России).

Таким образом, как бы не величала себя Lubel Coal Company (а она позиционировалась и как австралийская компания, и как американская, и как британская – в зависимости от внутреннего перераспределения акционных пакетов), реально за ней стоит постсоветский капитал. Это, впрочем, не мешает Львовской облгосадминистрации, что при Василии Горбале, что при его предшественнике Николае Кмите, оказывать формально западному инвестору всяческое содействие. Жаловаться на невнимание областных властей компании Б.Покрасса не приходится, но и сама она не остается в долгу. Главным спонсором намеченного на начало октября 2010 года представительского инвестиционного саммита в Трускавце выступает именно LLC.

Но вот на низовом уровне проблемы у компании возникают одна за другой, и именно они тормозят процесс воплощение ее планов в жизнь. Трудности начались у LLC еще на этапе землеотвода, а теперь – при прокладке коммуникаций. Например, оказалось, что согласно украинскому законодательству нельзя пустить линию электропередач к ТЭС напрямую, потому что на пути растет лес, поэтому нужно тянуть ее в обход, а это – дополнительные расходы. А чтобы подсоединить к электростанции две воздушные ЛЭП, нужно заменить два устаревших автотрансформатора. Они – собственность компании "Захидэнерго", но та настаивает, чтобы LLC произвела замену за собственный счет. Подобный подход и у "Укрзализныци".

Хотите возить уголь через станцию Добросин – пожалуйста. Но реконструируйте ее сами. Причем ни энергетики, ни железнодорожники не принимают в расчет то, что они быстрее получат крупного клиента, если помогут ему. В более широком контексте такие мелкие инциденты тормозят не только любельский проект, но и вообще поиск инвесторов для других шахт Львовско-Волынского бассейна. Они в основном  все убыточные, но закрыть их нереально из социальных и экологических соображений. Вместе с тем, по данным госкомпании "Львиввугилля", запасы дефицитного ныне коксующегося угля есть в регионе и на других объектах, в частности на соседнем с Любельским Тягловском поле или в пластах шахты "Заречная". Но чтобы к ним подобраться, нужны инвестиции не меньшие, чем обещает вложить LLC.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢