kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Украинская промышленность возвращается в 90-е

17.12.08
размер текста:

Едва украинская промышленность достигла советского уровня производства, как ей снова угрожает обвал, глубина которого может достичь показателей конца 90-х. При этом месячные темпы падения производства в октябре-ноябре текущего года были даже выше темпов спада промышленности в самые трудные времена прошлого десятилетия.

Объемы промышленного производства в Украине продолжают резко сокращаться. Промышленность падает четвертый месяц подряд (в августе сокращение составило -0,5%, в сентябре - 4,5%, в октябре -19,8%), однако в ноябре снижение было беспрецедентно глубоким. По сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, производство обвалилось на рекордные 28,6%. Более того, по сравнению с октябрем промышленность дополнительно снизилось на 15,2%, что свидетельствует о том, что "дно" еще не достигнуто. Из-за резко отрицательных показателей работы в октябре-ноябре, промышленность уже пошла в минус по результатам года – 0,7% за 11 мес., хотя еще в октябре этот показатель был положительным +2,2%.

Стремительное падение демонстрируют все отрасли. Максимальный спад был зафиксирован в добывающей промышленности в секторе добычи полезных ископаемых, кроме энергетических. В сравнении с ноябрем прошлого года, производство здесь сократилось на 60%, что в принципе закономерно в условиях обвала спроса на ЖРС, а также тех ископаемых, которые используются в производстве строительных материалов. Значительно меньшими темпами (около 7%) снижается добыча энергетических полезных ископаемых. Скорее всего, худшие времена в данном секторе попросту отсрочены на зиму. Падение цен на нефть при негибкой системе рентных платежей в Украине и комплекс сезонных факторов приведет к падению объемов добычи в Украине нефти. В то же время, отопительный сезон поддержит спрос на газ и уголь, что позволит данным отраслям более спокойно пережить зиму. А вот дальнейшие перспективы отрасли остаются туманными, поскольку "легшим" металлургам и химикам не нужны будут энергоносители, а теплокомунэнерго и в лучшие времена характеризовались слабой платежной дисциплиной. Поставки же газа населению, и вовсе осуществляются по цене, ниже себестоимости добычи.

Особое опасение вызывает тот факт, что опережающими темпами падают те сегменты экономики, которые обеспечивают львиную долю экспорта и валютной выручки. К стагнирующим четвертый месяц подряд – металлургии и химии, в ноябре присоединилось машиностроение, объем производства в котором в ноябре сократился почти на 40% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. При этом производство транспортных средств в ноябре упало почти в два раза. Это связано, прежде всего, со снижением объемов производства в автопроме. В сравнении с ноябрем прошлого года, производство легковых автомобилей, автобусов и тракторов сократилось на 61,1%, 40% и 70% соответственно. При этом если падение в сегменте автобусов и тракторов обусловлено объективными экономическими факторами (проблемы с ликвидностью в сельскохозяйственном секторе, снижение государственного и муниципального финансирования модернизации транспорта и пр.), то производители легковых машин попросту потеряли рынок из-за неспособности конкурировать с иномарками после снижения импортной пошлины на их ввоз с 25% до 10%. В частности, крупнейший автопроизводитель Украины - Запорожский автомобильный завод, из-за отсутствия спроса на свою продукции, в ноябре 2008 года сократил выпуск автомобилей в 4,2 раза по сравнению с ноябрем 2007 года. Третья компания по объемам выпуска легковых машин - "Еврокар" сокращает объемы производства на 50%.

Для того, чтобы поддержать национальные автокорпорации, Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №3379 (автор – С.Терехин), в котором предусмотрено введение дополнительной надбавки к таможенной пошлине в размере 12%. Таким образом, суммарный показатель пошлины составит 22%. Даная мера, позволит поддержать на плаву украинский автопром, но снова деформирует авторынок Украины, что, в конечном итоге, негативно отобразится на рядовых потребителях.

Между тем, как показывает практика, кроме как закрывать рынки, украинская власть никаких конструктивных антикризисных мер предложить не может. Практика меморандумов оказалась провальной, о чем свидетельствует тот факт, что национальная химия и металлургия, на поддержку которых они были ориентированы, являются мировыми лидерами по падению производства. Те же законодательные новшества, которые предлагают (снижение ставки налога на прибыль, которая реинвестируется в модернизацию, или увеличение норм амортизации), не понятно на кого направлены. Такие меры традиционно используются в благоприятные времена с целью стимулирования переоснащения основных фондов промышленных предприятий. В условиях кризиса, вряд ли, может вообще идти речь о какой-либо существенной модернизации.

Общая глубина падения промышленности по итогам года, даже в случае торможения темпов падения, превысит 5%, однако по пессимистическому сценарию может перевалить за 10%. Стоит также обратить внимание, что в сравнении с октябрем, который многие до последнего времени называли "дном" падения украинской промышленности, положительную динамику не продемонстрировала ни одна отрасль. К тому, что худшее еще впереди, украинское общество готовят и политики. В частности, Министр экономики Украины Богдан Данилишин в статье для "Зеркала недели" прогнозирует, что самым сложным для украинской экономики станет первое полугодие, когда будут сохраняться неблагоприятные для отечественных производителей условия торговли. Развитие экономики в 2009 году, с его слов, будет зависеть от оздоровления внутренних финансовых рынков, стабилизации курса национальной валюты, повышения конкурентоспособности украинской экономики и роста мировой экономики.

Между тем, помимо тяжелых экономических и социальных последствий, спад промпроизводства повлечет за собой невыполнение ряда статей по доходам государственного бюджета. Сейчас правительство компенсирует падение доходов за счет профицита бюджета, полученного в первом полугодии, однако в следующем году этого резерва уже не будет. Последние запасы, аккумулируемые на едином казначейском счете, "съел" принятый Верховной Радой правительственный законопроект изменений в госбюджет на 2008 год, согласно которому за две недели до конца года расходы госбюджета были увеличены на 13,3 млрд грн. При этом инвестиционных вливаний в экономику среди этих расходов найти проблематично. Вместо них предусматриваются дополнительные выделения в этом году Пенсионному фонду в сумме 5,2 млрд грн. для авансового финансирования пенсий в январе и 1,4 млрд грн. для увеличения минимального размера пенсий шахтерам. Кроме того, согласно документу, также увеличивается компенсация НАК "Нафтогаз Украины" разницы между ценами закупки импортного природного газа и его реализации в 2006 году на 3,2 млрд грн.

Очерченные направления расходования денег не внушают оптимизма украинскому бизнесу и иностранным инвесторам. Между тем, темпы падения промышленного производства в ноябре этого года являются беспрецедентными не только в сравнении с результатами благоприятного последнего десятилетия, но и в сравнении с кризисом 1990-х. Устойчивое 30%-ное снижение промпроизводства наблюдалось только в самый тяжелый год для постсоветской украинской экономики за весь период кризиса – 1994 г. К слову, в 90-е годы возвращаются и многие крупнейшие экономики мира. В частности, в октябре объем промышленного производства в еврозоне снизился на 5,3% в годовом исчислении, что является максимальным снижением с июля 1993 года. При этом, промышленное производство в Германии в октябре в годовом исчислении упало на 3,8%, во Франции - на 7,5%, в Италии - на 6,9%. В стадию рецессии вошли также Япония и США.

Во втором полугодии 2008 года отмечено быстрое снижение темпов роста промышленного производства и в стремительно развивающихся странах. В крупнейшей из них – Китае - в июне 2008 года рост промпроизводства составил 16%, в июле - 14,7%, в августе - 12,8%, в сентябре - 11,4%, в октябре - 8,2%. Большинство экспертов уверены, что ноябрьские цифры будут в районе нуля.

Между тем, в отличие от Украины, большинство из указанных стран имеют ряд стабилизационных факторов, которые смягчают последствия кризиса. Во-первых, это низкая доля промышленности в структуре ВВП, а также отсутствие детерминированной связи между нею и сферой услуг. Во-вторых, объемы их внутреннего рынка, позволяют поддерживать промышленность на достаточно высоком уровне, даже в условиях охлаждения мировых рынков. В-третьих, большинство из этих стран, имеют четкое конкурентное преимущество (качество – США, ЕС, дешевизна – РФ и КНР), поэтому именно они все еще сохраняют позиции на внешних рынках, тогда как те страны, которые закрепились только благодаря временному превышению спроса над предложением, вынуждены были их покинуть.

Украине же, с ее гипертрофированной долей промышленности в структуре ВВП, слабым внутреннем потреблением промпродукции, а также отсутствием каких-либо конкурентных преимуществ на внешних рынках, нынешний кризис нанесет полномасштабный урон. В случае дальнейшего отсутствия адекватной государственной антикризисной политики, украинская экономика может снова оказаться в 90-х годах. Между тем, чтобы преодолеть спад производства в прошлом десятилетии потребовалось около 10 лет.

 


Комментарии
комментариев: 6
15:20 | 21.12.2008
Влад
"промышленность достигла советского уровня производства"
Забыли указать на какой год, Думаю подойдет 1924
07:42 | 20.12.2008
Правда
Еще не один наш политик не признал себя в чем либо виновным. Виновен кто-то но не он. Это беда Украины.
15:20 | 17.12.2008
Палач
Пан Президент, если Вы считаете до сих пор себя великим экономистом и у Вас есть чувство собственного достоинства, то проанализируйте свои достижения в должности Президента и застрелитесь.

...


Статьи
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!