kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Украинская промышленность возвращается в 90-е

17.12.08
размер текста:

Едва украинская промышленность достигла советского уровня производства, как ей снова угрожает обвал, глубина которого может достичь показателей конца 90-х. При этом месячные темпы падения производства в октябре-ноябре текущего года были даже выше темпов спада промышленности в самые трудные времена прошлого десятилетия.

Объемы промышленного производства в Украине продолжают резко сокращаться. Промышленность падает четвертый месяц подряд (в августе сокращение составило -0,5%, в сентябре - 4,5%, в октябре -19,8%), однако в ноябре снижение было беспрецедентно глубоким. По сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, производство обвалилось на рекордные 28,6%. Более того, по сравнению с октябрем промышленность дополнительно снизилось на 15,2%, что свидетельствует о том, что "дно" еще не достигнуто. Из-за резко отрицательных показателей работы в октябре-ноябре, промышленность уже пошла в минус по результатам года – 0,7% за 11 мес., хотя еще в октябре этот показатель был положительным +2,2%.

Стремительное падение демонстрируют все отрасли. Максимальный спад был зафиксирован в добывающей промышленности в секторе добычи полезных ископаемых, кроме энергетических. В сравнении с ноябрем прошлого года, производство здесь сократилось на 60%, что в принципе закономерно в условиях обвала спроса на ЖРС, а также тех ископаемых, которые используются в производстве строительных материалов. Значительно меньшими темпами (около 7%) снижается добыча энергетических полезных ископаемых. Скорее всего, худшие времена в данном секторе попросту отсрочены на зиму. Падение цен на нефть при негибкой системе рентных платежей в Украине и комплекс сезонных факторов приведет к падению объемов добычи в Украине нефти. В то же время, отопительный сезон поддержит спрос на газ и уголь, что позволит данным отраслям более спокойно пережить зиму. А вот дальнейшие перспективы отрасли остаются туманными, поскольку "легшим" металлургам и химикам не нужны будут энергоносители, а теплокомунэнерго и в лучшие времена характеризовались слабой платежной дисциплиной. Поставки же газа населению, и вовсе осуществляются по цене, ниже себестоимости добычи.

Особое опасение вызывает тот факт, что опережающими темпами падают те сегменты экономики, которые обеспечивают львиную долю экспорта и валютной выручки. К стагнирующим четвертый месяц подряд – металлургии и химии, в ноябре присоединилось машиностроение, объем производства в котором в ноябре сократился почти на 40% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. При этом производство транспортных средств в ноябре упало почти в два раза. Это связано, прежде всего, со снижением объемов производства в автопроме. В сравнении с ноябрем прошлого года, производство легковых автомобилей, автобусов и тракторов сократилось на 61,1%, 40% и 70% соответственно. При этом если падение в сегменте автобусов и тракторов обусловлено объективными экономическими факторами (проблемы с ликвидностью в сельскохозяйственном секторе, снижение государственного и муниципального финансирования модернизации транспорта и пр.), то производители легковых машин попросту потеряли рынок из-за неспособности конкурировать с иномарками после снижения импортной пошлины на их ввоз с 25% до 10%. В частности, крупнейший автопроизводитель Украины - Запорожский автомобильный завод, из-за отсутствия спроса на свою продукции, в ноябре 2008 года сократил выпуск автомобилей в 4,2 раза по сравнению с ноябрем 2007 года. Третья компания по объемам выпуска легковых машин - "Еврокар" сокращает объемы производства на 50%.

Для того, чтобы поддержать национальные автокорпорации, Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №3379 (автор – С.Терехин), в котором предусмотрено введение дополнительной надбавки к таможенной пошлине в размере 12%. Таким образом, суммарный показатель пошлины составит 22%. Даная мера, позволит поддержать на плаву украинский автопром, но снова деформирует авторынок Украины, что, в конечном итоге, негативно отобразится на рядовых потребителях.

Между тем, как показывает практика, кроме как закрывать рынки, украинская власть никаких конструктивных антикризисных мер предложить не может. Практика меморандумов оказалась провальной, о чем свидетельствует тот факт, что национальная химия и металлургия, на поддержку которых они были ориентированы, являются мировыми лидерами по падению производства. Те же законодательные новшества, которые предлагают (снижение ставки налога на прибыль, которая реинвестируется в модернизацию, или увеличение норм амортизации), не понятно на кого направлены. Такие меры традиционно используются в благоприятные времена с целью стимулирования переоснащения основных фондов промышленных предприятий. В условиях кризиса, вряд ли, может вообще идти речь о какой-либо существенной модернизации.

Общая глубина падения промышленности по итогам года, даже в случае торможения темпов падения, превысит 5%, однако по пессимистическому сценарию может перевалить за 10%. Стоит также обратить внимание, что в сравнении с октябрем, который многие до последнего времени называли "дном" падения украинской промышленности, положительную динамику не продемонстрировала ни одна отрасль. К тому, что худшее еще впереди, украинское общество готовят и политики. В частности, Министр экономики Украины Богдан Данилишин в статье для "Зеркала недели" прогнозирует, что самым сложным для украинской экономики станет первое полугодие, когда будут сохраняться неблагоприятные для отечественных производителей условия торговли. Развитие экономики в 2009 году, с его слов, будет зависеть от оздоровления внутренних финансовых рынков, стабилизации курса национальной валюты, повышения конкурентоспособности украинской экономики и роста мировой экономики.

Между тем, помимо тяжелых экономических и социальных последствий, спад промпроизводства повлечет за собой невыполнение ряда статей по доходам государственного бюджета. Сейчас правительство компенсирует падение доходов за счет профицита бюджета, полученного в первом полугодии, однако в следующем году этого резерва уже не будет. Последние запасы, аккумулируемые на едином казначейском счете, "съел" принятый Верховной Радой правительственный законопроект изменений в госбюджет на 2008 год, согласно которому за две недели до конца года расходы госбюджета были увеличены на 13,3 млрд грн. При этом инвестиционных вливаний в экономику среди этих расходов найти проблематично. Вместо них предусматриваются дополнительные выделения в этом году Пенсионному фонду в сумме 5,2 млрд грн. для авансового финансирования пенсий в январе и 1,4 млрд грн. для увеличения минимального размера пенсий шахтерам. Кроме того, согласно документу, также увеличивается компенсация НАК "Нафтогаз Украины" разницы между ценами закупки импортного природного газа и его реализации в 2006 году на 3,2 млрд грн.

Очерченные направления расходования денег не внушают оптимизма украинскому бизнесу и иностранным инвесторам. Между тем, темпы падения промышленного производства в ноябре этого года являются беспрецедентными не только в сравнении с результатами благоприятного последнего десятилетия, но и в сравнении с кризисом 1990-х. Устойчивое 30%-ное снижение промпроизводства наблюдалось только в самый тяжелый год для постсоветской украинской экономики за весь период кризиса – 1994 г. К слову, в 90-е годы возвращаются и многие крупнейшие экономики мира. В частности, в октябре объем промышленного производства в еврозоне снизился на 5,3% в годовом исчислении, что является максимальным снижением с июля 1993 года. При этом, промышленное производство в Германии в октябре в годовом исчислении упало на 3,8%, во Франции - на 7,5%, в Италии - на 6,9%. В стадию рецессии вошли также Япония и США.

Во втором полугодии 2008 года отмечено быстрое снижение темпов роста промышленного производства и в стремительно развивающихся странах. В крупнейшей из них – Китае - в июне 2008 года рост промпроизводства составил 16%, в июле - 14,7%, в августе - 12,8%, в сентябре - 11,4%, в октябре - 8,2%. Большинство экспертов уверены, что ноябрьские цифры будут в районе нуля.

Между тем, в отличие от Украины, большинство из указанных стран имеют ряд стабилизационных факторов, которые смягчают последствия кризиса. Во-первых, это низкая доля промышленности в структуре ВВП, а также отсутствие детерминированной связи между нею и сферой услуг. Во-вторых, объемы их внутреннего рынка, позволяют поддерживать промышленность на достаточно высоком уровне, даже в условиях охлаждения мировых рынков. В-третьих, большинство из этих стран, имеют четкое конкурентное преимущество (качество – США, ЕС, дешевизна – РФ и КНР), поэтому именно они все еще сохраняют позиции на внешних рынках, тогда как те страны, которые закрепились только благодаря временному превышению спроса над предложением, вынуждены были их покинуть.

Украине же, с ее гипертрофированной долей промышленности в структуре ВВП, слабым внутреннем потреблением промпродукции, а также отсутствием каких-либо конкурентных преимуществ на внешних рынках, нынешний кризис нанесет полномасштабный урон. В случае дальнейшего отсутствия адекватной государственной антикризисной политики, украинская экономика может снова оказаться в 90-х годах. Между тем, чтобы преодолеть спад производства в прошлом десятилетии потребовалось около 10 лет.

 


Комментарии
комментариев: 6
15:20 | 21.12.2008
Влад
"промышленность достигла советского уровня производства"
Забыли указать на какой год, Думаю подойдет 1924
07:42 | 20.12.2008
Правда
Еще не один наш политик не признал себя в чем либо виновным. Виновен кто-то но не он. Это беда Украины.
15:20 | 17.12.2008
Палач
Пан Президент, если Вы считаете до сих пор себя великим экономистом и у Вас есть чувство собственного достоинства, то проанализируйте свои достижения в должности Президента и застрелитесь.

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!