kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Украинская промышленность возвращается в 90-е

17.12.08
размер текста:

Едва украинская промышленность достигла советского уровня производства, как ей снова угрожает обвал, глубина которого может достичь показателей конца 90-х. При этом месячные темпы падения производства в октябре-ноябре текущего года были даже выше темпов спада промышленности в самые трудные времена прошлого десятилетия.

Объемы промышленного производства в Украине продолжают резко сокращаться. Промышленность падает четвертый месяц подряд (в августе сокращение составило -0,5%, в сентябре - 4,5%, в октябре -19,8%), однако в ноябре снижение было беспрецедентно глубоким. По сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, производство обвалилось на рекордные 28,6%. Более того, по сравнению с октябрем промышленность дополнительно снизилось на 15,2%, что свидетельствует о том, что "дно" еще не достигнуто. Из-за резко отрицательных показателей работы в октябре-ноябре, промышленность уже пошла в минус по результатам года – 0,7% за 11 мес., хотя еще в октябре этот показатель был положительным +2,2%.

Стремительное падение демонстрируют все отрасли. Максимальный спад был зафиксирован в добывающей промышленности в секторе добычи полезных ископаемых, кроме энергетических. В сравнении с ноябрем прошлого года, производство здесь сократилось на 60%, что в принципе закономерно в условиях обвала спроса на ЖРС, а также тех ископаемых, которые используются в производстве строительных материалов. Значительно меньшими темпами (около 7%) снижается добыча энергетических полезных ископаемых. Скорее всего, худшие времена в данном секторе попросту отсрочены на зиму. Падение цен на нефть при негибкой системе рентных платежей в Украине и комплекс сезонных факторов приведет к падению объемов добычи в Украине нефти. В то же время, отопительный сезон поддержит спрос на газ и уголь, что позволит данным отраслям более спокойно пережить зиму. А вот дальнейшие перспективы отрасли остаются туманными, поскольку "легшим" металлургам и химикам не нужны будут энергоносители, а теплокомунэнерго и в лучшие времена характеризовались слабой платежной дисциплиной. Поставки же газа населению, и вовсе осуществляются по цене, ниже себестоимости добычи.

Особое опасение вызывает тот факт, что опережающими темпами падают те сегменты экономики, которые обеспечивают львиную долю экспорта и валютной выручки. К стагнирующим четвертый месяц подряд – металлургии и химии, в ноябре присоединилось машиностроение, объем производства в котором в ноябре сократился почти на 40% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. При этом производство транспортных средств в ноябре упало почти в два раза. Это связано, прежде всего, со снижением объемов производства в автопроме. В сравнении с ноябрем прошлого года, производство легковых автомобилей, автобусов и тракторов сократилось на 61,1%, 40% и 70% соответственно. При этом если падение в сегменте автобусов и тракторов обусловлено объективными экономическими факторами (проблемы с ликвидностью в сельскохозяйственном секторе, снижение государственного и муниципального финансирования модернизации транспорта и пр.), то производители легковых машин попросту потеряли рынок из-за неспособности конкурировать с иномарками после снижения импортной пошлины на их ввоз с 25% до 10%. В частности, крупнейший автопроизводитель Украины - Запорожский автомобильный завод, из-за отсутствия спроса на свою продукции, в ноябре 2008 года сократил выпуск автомобилей в 4,2 раза по сравнению с ноябрем 2007 года. Третья компания по объемам выпуска легковых машин - "Еврокар" сокращает объемы производства на 50%.

Для того, чтобы поддержать национальные автокорпорации, Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №3379 (автор – С.Терехин), в котором предусмотрено введение дополнительной надбавки к таможенной пошлине в размере 12%. Таким образом, суммарный показатель пошлины составит 22%. Даная мера, позволит поддержать на плаву украинский автопром, но снова деформирует авторынок Украины, что, в конечном итоге, негативно отобразится на рядовых потребителях.

Между тем, как показывает практика, кроме как закрывать рынки, украинская власть никаких конструктивных антикризисных мер предложить не может. Практика меморандумов оказалась провальной, о чем свидетельствует тот факт, что национальная химия и металлургия, на поддержку которых они были ориентированы, являются мировыми лидерами по падению производства. Те же законодательные новшества, которые предлагают (снижение ставки налога на прибыль, которая реинвестируется в модернизацию, или увеличение норм амортизации), не понятно на кого направлены. Такие меры традиционно используются в благоприятные времена с целью стимулирования переоснащения основных фондов промышленных предприятий. В условиях кризиса, вряд ли, может вообще идти речь о какой-либо существенной модернизации.

Общая глубина падения промышленности по итогам года, даже в случае торможения темпов падения, превысит 5%, однако по пессимистическому сценарию может перевалить за 10%. Стоит также обратить внимание, что в сравнении с октябрем, который многие до последнего времени называли "дном" падения украинской промышленности, положительную динамику не продемонстрировала ни одна отрасль. К тому, что худшее еще впереди, украинское общество готовят и политики. В частности, Министр экономики Украины Богдан Данилишин в статье для "Зеркала недели" прогнозирует, что самым сложным для украинской экономики станет первое полугодие, когда будут сохраняться неблагоприятные для отечественных производителей условия торговли. Развитие экономики в 2009 году, с его слов, будет зависеть от оздоровления внутренних финансовых рынков, стабилизации курса национальной валюты, повышения конкурентоспособности украинской экономики и роста мировой экономики.

Между тем, помимо тяжелых экономических и социальных последствий, спад промпроизводства повлечет за собой невыполнение ряда статей по доходам государственного бюджета. Сейчас правительство компенсирует падение доходов за счет профицита бюджета, полученного в первом полугодии, однако в следующем году этого резерва уже не будет. Последние запасы, аккумулируемые на едином казначейском счете, "съел" принятый Верховной Радой правительственный законопроект изменений в госбюджет на 2008 год, согласно которому за две недели до конца года расходы госбюджета были увеличены на 13,3 млрд грн. При этом инвестиционных вливаний в экономику среди этих расходов найти проблематично. Вместо них предусматриваются дополнительные выделения в этом году Пенсионному фонду в сумме 5,2 млрд грн. для авансового финансирования пенсий в январе и 1,4 млрд грн. для увеличения минимального размера пенсий шахтерам. Кроме того, согласно документу, также увеличивается компенсация НАК "Нафтогаз Украины" разницы между ценами закупки импортного природного газа и его реализации в 2006 году на 3,2 млрд грн.

Очерченные направления расходования денег не внушают оптимизма украинскому бизнесу и иностранным инвесторам. Между тем, темпы падения промышленного производства в ноябре этого года являются беспрецедентными не только в сравнении с результатами благоприятного последнего десятилетия, но и в сравнении с кризисом 1990-х. Устойчивое 30%-ное снижение промпроизводства наблюдалось только в самый тяжелый год для постсоветской украинской экономики за весь период кризиса – 1994 г. К слову, в 90-е годы возвращаются и многие крупнейшие экономики мира. В частности, в октябре объем промышленного производства в еврозоне снизился на 5,3% в годовом исчислении, что является максимальным снижением с июля 1993 года. При этом, промышленное производство в Германии в октябре в годовом исчислении упало на 3,8%, во Франции - на 7,5%, в Италии - на 6,9%. В стадию рецессии вошли также Япония и США.

Во втором полугодии 2008 года отмечено быстрое снижение темпов роста промышленного производства и в стремительно развивающихся странах. В крупнейшей из них – Китае - в июне 2008 года рост промпроизводства составил 16%, в июле - 14,7%, в августе - 12,8%, в сентябре - 11,4%, в октябре - 8,2%. Большинство экспертов уверены, что ноябрьские цифры будут в районе нуля.

Между тем, в отличие от Украины, большинство из указанных стран имеют ряд стабилизационных факторов, которые смягчают последствия кризиса. Во-первых, это низкая доля промышленности в структуре ВВП, а также отсутствие детерминированной связи между нею и сферой услуг. Во-вторых, объемы их внутреннего рынка, позволяют поддерживать промышленность на достаточно высоком уровне, даже в условиях охлаждения мировых рынков. В-третьих, большинство из этих стран, имеют четкое конкурентное преимущество (качество – США, ЕС, дешевизна – РФ и КНР), поэтому именно они все еще сохраняют позиции на внешних рынках, тогда как те страны, которые закрепились только благодаря временному превышению спроса над предложением, вынуждены были их покинуть.

Украине же, с ее гипертрофированной долей промышленности в структуре ВВП, слабым внутреннем потреблением промпродукции, а также отсутствием каких-либо конкурентных преимуществ на внешних рынках, нынешний кризис нанесет полномасштабный урон. В случае дальнейшего отсутствия адекватной государственной антикризисной политики, украинская экономика может снова оказаться в 90-х годах. Между тем, чтобы преодолеть спад производства в прошлом десятилетии потребовалось около 10 лет.

 


Комментарии
комментариев: 6
15:20 | 21.12.2008
Влад
"промышленность достигла советского уровня производства"
Забыли указать на какой год, Думаю подойдет 1924
07:42 | 20.12.2008
Правда
Еще не один наш политик не признал себя в чем либо виновным. Виновен кто-то но не он. Это беда Украины.
15:20 | 17.12.2008
Палач
Пан Президент, если Вы считаете до сих пор себя великим экономистом и у Вас есть чувство собственного достоинства, то проанализируйте свои достижения в должности Президента и застрелитесь.

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!