Искомая глубина

Публікації

В последние несколько лет, идя навстречу назревшим потребностям металлургов и зернотрейдеров, Украина изрядно преуспела в развитии собственной портовой инфраструктуры. Тем не менее пока, из-за отсутствия полноценных глубоководных портов, прием судов с максимальным дедвейтом, использование которых обеспечивает оптимальную рентабельность перевозок, довольно проблематичен.

Первый Capesize в Украине

Не так давно в морском торговом порту Южный впервые в Украине было загружено крупнотоннажное судно типа Capesize с максимальной осадкой 18,5 м и дедвейтом 194 тыс. тонн. Учитывая тот факт, что Южный, как, впрочем, и все остальные глубоководные отечественные порты, способен принимать суда с осадкой, не превышающей 14,5 м, для проведения подобных погрузочных операций специалистам порта пришлось внедрить специальную технологию. В соответствии с ней судно частично загружают в порту, а дозагрузку выполняют на внешнем рейде.

Благодаря разработке этой технологии в настоящее время Южный оказался единственным украинским портом, способным обслуживать самые большегрузные суда типа Capesize, формируя полные судовые партии объемом до 200 тыс. тонн. Это позволило руководству порту еще в июле заключить договор с российской ХК "Металлоинвест" на перевалку железорудного сырья, поступающего с Лебединского и Михайловского горно-обогатительных комбинатов. А уже два месяца спустя, в рамках выполнения  контракта, новая технология была апробирована при погрузке партии железорудного концентрата.

Запрос и отечественные реалии

Напомним, что три года назад украинские металлурги столкнулись с очередным всплеском дефицита коксующихся углей, который уже нельзя было покрыть за счет поставок только из России. Поэтому они были вынуждены начать восполнять его путем импорта из стран дальнего зарубежья, в частности из Австралии и США. В мировой практике морские перевозки угля, а также руды, некоторых видов металлопродукции и, наконец, зерновых, осуществляются крупнотоннажными судами дедвейтом не менее 70 тыс. тонн, типа Panamax. Однако использование судов дедвейтом от 100 до 200 тыс. тонн, типа Capesize, гораздо эффективнее и, по расчетам разных специалистов, позволяет уменьшить транспортные расходы на 10-20%.

Но из-за отсутствия в Украине на тот момент глубоководных портов, способных принимать даже суда типа Panamax, украинские потребители коксующихся углей вынуждены были получать их в два этапа. Сначала уголь завозили большегрузным судном в болгарский Бургас или в румынскую Констанцу, а уже оттуда – мелкими партиями по 5-10 тыс. тонн – в Бердянск или Мариуполь. Разумеется, ни о каком транзите или экспорте-импорте через украинские порты других подобных грузов не было и речи.

Тем не менее буквально год-два спустя ситуация улучшилась. Так, на сегодня в Украине существуют два глубоководных морских порта и три оператора – МТП Южный, созданный на базе его мощностей терминал сыпучих грузов ООО "Трансинвестсервис" (ТИС), а также Ильичевский МТП. Первый расположен в Малом Аджалыкском лимане и способен принимать суда с осадкой до 15 м, а второй находится на берегах Сухого лимана и рассчитан на прием судов с осадкой до 13 м. Другими словами, в настоящее время оба порта могут обслуживать суда дедвейтом 50-100 тыс. тонн типа Panamax.

Однако порт Южный имеет достаточно сложную транспортную инфраструктуру из-за ландшафтных особенностей, что значительно увеличивает затраты времени на вывоз грузов из порта. Ильичевский же порт почти не перегружает уголь из-за отсутствия свободных площадей и специализированных причалов. Поэтому до недавнего времени возможности Украины даже по приему судов типа Panamax были крайне ограничены. Между тем, как отмечают потребители отечественных коксующихся углей из дальнего зарубежья, доставка этого вида сырья из Балтимора в Южный на 70-тыс.судах прибавляет к стоимости каждой тонны угля 27-30 долл., а его перевозка судами типа Capesize позволяет снизить издержки на 10-15%.

Модернизация терминала в Южном

Вполне естественно, что с появлением более глубоких портов возникла необходимость и в их оснащении соответствующим перегрузочным оборудованием. Следует отметить, что наиболее интенсивно работа в обоих направлениях пошла с конца августа – начала сентября нынешнего года, когда в Украине стартовала целая серия проектов по усовершенствованию портовой инфраструктуры. Лидером данного процесса стала компания "Трансинвестсервис", которая еще в мае закончила работы по модернизации контейнерного терминала на причалах №№21 и 22 порта Южный, глубина возле которых составляет 15 м.

Так, к этому времени была закончена установка оборудования для выгрузки навалочных грузов, а также строительство специализированного железнодорожного грузового фронта по обработке полувагонов. В частности, в портале контейнерных перегружателей разместилась конвейерная линия, соединенная с основными складскими площадями терминала "ТИС-Уголь", а сами портальные перегружатели были оборудованы вместительными грейферами, благодаря чему удалось добиться интенсивности перегрузки 9 тыс. тонн за смену. Кроме того, были проложены две железнодорожные колеи общей длиной 370 м под одновременную постановку 24 вагонов. На них были установлены два современных тыловых козловых перегружателя, способные переносить любые грузы – от чугуна и слябов до контейнеров и негабаритов с тяжеловесами.

Освоение новой технологии загрузки судов типа Capesize в МПТ Южный, а также ввод в эксплуатацию современного перегрузочного комплекса компанией "Трансинфестсервис" существенно расширяют транзитные и экспортно-импортные возможности отечественных портов. Тем не менее, по оценкам экспертов, их пока недостаточно. В частности, спрос на поставки коксующихся углей из-за океана будет расти. И один только этот факт уже является весомой причиной для развития глубоководных портовых мощностей, способных обеспечить полноценный прием и обслуживание судов с дедвейтом от 100 тыс. тонн и выше.

Строительство терминала в Одесском МТП

Между тем ни один из реализуемых ныне проектов оптимизации портовой инфраструктуры не предполагает углубления морского дна свыше 16 м, а значит – и последующего приема судов типа Capesize. Но именно такая глубина у причала предусмотрена проектом строительства нового контейнерного терминала в Одесском МТП, и в итоге, после его реализации, у Украины появится еще один, третий, глубоководный порт. А следовательно, и дополнительные мощности по обслуживанию судов типа Panamax.

Напомним, что строительство данного терминала в Одесском порту началось в августе нынешнего года на основе соглашения, заключенного между его оператором, компанией "ГПК-Украина" (ФРГ), и ГП "Одесский МТП". Согласно документу партнеры будут финансировать проект на паритетных началах – 50% на 50%. В частности, украинская сторона обеспечит сооружение причальной линии и проведет работы по углублению дна в акватории, а немецкая построит северное и южное берегоукрепления, соединив новый причал с существующей дорогой к транспортной эстакаде, и оснастит терминал всей необходимой погрузочной техникой.

Согласно планам строительство терминала должно закончиться к 2012 году. В результате возможности обработки грузов на одесском контейнерном терминале возрастут до 1,2 млн TEU в год. А значит, как констатировал президент "ГПК-Украина" Клаус Шмекер, он станет самым крупным и самым современным в Украине. Плюс Одесский морпорт окажется и одним из самых глубоководных.

Развитие инфраструктуры в Ильичевске

Наряду с проектом строительства нового контейнерного терминала в Одесском МТП углубление дна до 16 м предусмотрено и проектом "Развитие инфраструктуры Ильичевского морского торгового порта". В данном случае повышение эффективности портовых мощностей будет выполняться на кредитные средства в размере 38,9 млн евро, предоставленные Европейским банком реконструкции и развития. Проект предполагает реконструкцию трех причалов, их оснащение современной перегрузочной техникой и работы по углублению дна.

В рамках его реализации 30 сентября состоятся тендеры по отбору компаний, которые разработают проекты реконструкции причалов и строительства берегоукреплений. В частности, победитель первого тендера должен будет создать проект реконструкции причала №29 и построить берегоукрепления для холодильно-рефрижераторного перегрузочного терминала, а победитель второго – проекты реконструкции причалов №№30 и 31 для обеспечения приема и обслуживания судов-зерновозов. 19 октября Ильичевский морпорт проведет тендер на поставку двух полноповоротных портальных кранов. Тендеры на поставку всего остального портового оборудования, в частности портовых терминальных тягачей и портовых полуприцепов, состоятся уже во II квартале 2012 года. И, наконец, тендеры на проведение дноуглубительных работ в акватории порта – в IV квартале 2012.

Кроме этого, в начале сентября один из крупнейших отечественных зернотрейдеров – компания Cargill A.T., а также транснациональная группа компаний Risoil подписали с руководством Ильичевского МТП протокол о намерениях создать совместное предприятие с целью строительства зернового терминала до 2014 года. Данный проект планируется осуществить в рамках общей программы развития порта, предполагающей, в частности, сооружение двух зерноперевалочных терминалов с мощностью единовременного хранения до 150 тыс. тонн каждый, на которое требуются инвестиции в размере 100-140 млн долл.

Инвестпроекты для Южного и Ильичевска

Также в настоящее время заявлены два инвестиционных проекта, которые дают потребителям надежду на то, что специальная технология дозагрузки судов типа Capesize, применяемая в порту Южный, не останется в обозримом будущем единственным способом эксплуатации этих судов, доступным в Украине. Так, в октябре на форуме инвесторов международного транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия Министерство транспорта и связи Украины намерено представить инвестпроект строительства терминалов для насыпных и накатных грузов в Ильичевском МТП, а также проект дальнейшего углубления дна в порту Южный.

Объем инвестиций, необходимых для реализации обоих проектов, составляет около 470 млн долл. При этом, по данным пресс-службы Минтранссвязи, представители Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка и Международной финансовой корпорации уже заявили о своей готовности предоставить будущим инвесторам необходимые кредиты. В частности, на строительство терминалов в Ильичевске – примерно 320 млн долл., а на работы по углублению дна в Южном, с учетом модернизации причалов и разворотных бассейнов, – примерно 150 млн долл. А в результате Украина наконец сможет спокойно принимать полностью загруженные нефтяные танкеры и сухогрузные балкеры.

Елена Герасимова

МинПром

Новини

26 Грудня 2023

До 2030 року виробництво водню зросте лише до 110 млн тонн

УЗ провела 101 аукціон з продажу 76,4 тис тонн брухту 

Для відбудови та розвитку енергосектору України необхідне залучення сталого фінансування

50 млрд євро Україна отримає в будь-якому випадку – Кулеба

В Мінекономіки обговорили майбутнє зеленої металургії

Південнокорейська POSCO перезапустила три доменні печі

Туреччина переглядає антидемпінг на китайські труби з нержавіючої сталі

Японська Sumitomo припинить роботу вугільної ТЕС у рамках декарбонізації

Заводи на Закарпатті скорочують роботу через черги на кордонах

На кордоні з Польщею в чергах стоять понад 3 тисячі вантажівок

Цього року Метінвест розпочав виробництво 25 нових видів продукції

Експерти МВФ очікують подорожчання низки металів

Австралійська залізорудна промисловість шукає шляхи пристосування до зеленого переходу

Грузія посилить санкції за забруднення Чорного моря

Centravis зупинило виробництво продукції

Тайвань з початку року збільшив імпорт металобрухту на 19%

ВСІ НОВИНИ ⇢