Кредит недоверия

Публікації

Дебютный выпуск еврооблигаций компании "Интерпайп", скорее всего, станет и последним кредитом этой компании на внешних рынках. Несмотря на то что держатели ее еврооблигаций согласились на реструктуризацию долгов в размере 200 млн долл., кредит доверия к компании полностью исчерпан. Тем более что, судя по всему, это не последняя просьба об отсрочке со стороны Интерпайпа.

Считается, что всегда больше преимуществ у кредитора перед заемщиком, так как над последним постоянно висит бремя выплаты долгов, а не наоборот. Однако, как оказалось, это не всегда так. В случае с кредиторами Интерпайпа ситуация полностью противоположная: в незавидном положении  оказались именно кредиторы компании, а не заемщик, который не может расплатиться по долгам.

В 2007 году компания "Интерпайп", поставив перед собой амбициозные цели, начала искать финансовые средства для их реализации. Планы были действительно грандиозными: в феврале 2007 года крупнейший производитель труб и колес в Украине совместно с итальянской компанией Danieli принял решение о строительстве электрометаллургического завода Интерпайп-сталь.

Этот завод должен был разместиться на промышленной площадке Нижнеднепровского трубопрокатного завода, который входит в состав Интерпайпа. Помимо Интерпайп НТЗ, в компанию также входят ОАО "Новомосковский трубный завод" и ЗАО "Никопольский завод бесшовных труб Нико Тьюб".

Оценочная стоимость проекта составляла 610 млн долл., мощность завода – 1,32 млн тонн стали в год. Производственный комплекс должен был состоять из электродуговой печи, одной двухпозиционной установки "печь-ковш" емкостью 160 тонн, установки вакуумной дегазации и двух машин непрерывного литья заготовки (МНЛЗ).

2006-2007 годы ознаменовались бумом сделок M&A на горнометаллургическом рынке. Интерпайп этот бум также не обошел стороной: Виктору Пинчуку стали поступать предложения о слиянии от российских трубников. Особенно настойчивым был владелец Трубной металлургической компании Дмитрий Пумпянский. И стороны таки начали переговоры. Однако результаты оценки капитализации Интерпайпа В.Пинчука не устроили: согласно этим оценкам он претендовал лишь на блокирующий пакет в объединенной компании.

Амбиции украинского бизнесмена взяли верх и не позволили ему заключить сделку, хотя в итоге он стал бы владельцем блокирующего пакета крупнейшей трубной компании мира. Именно такой гигант сформировался бы в результате слияния ТМК и Интерпайпа. Тем не менее В.Пинчук понял, что его детище слишком мало для равноценного слияния с иностранными компаниями. К тому же выводы аудита показали и слабые производственные места трубного бизнеса. Поэтому, чтобы увеличить вес компании, бизнесмен предпринял ряд шагов.

Одним из них стало создание в 2007 году управляющей компании EastОne. Именно эта компания и управляла всеми активами В.Пинчука. И после создания EastОne бизнесмен решился на строительство электрометаллургического завода Интерпайп-сталь, однако на реализацию  уже не хватало финансов. Единственным выходом в данной ситуации был кредит. С этой целью Интерпайп провел дебютный выпуск еврооблигаций на сумму 200 млн долл. со сроком обращения 3 года – по август 2010 года. А потом грянул кризис…

Первый звоночек, что Интерпайп не в состоянии расплатиться за кредит, прозвенел в феврале этого года, когда компании предстояло выплатить проценты по кредиту в размере 8,75 млн долл. Однако, несмотря на это, Интерпайп не желал расставаться с планами о строительстве электрометаллургического завода. Об этом в феврале 2010, сразу после предложения об отсрочке выплаты процентов по еврооблигациям, заявил генеральный директор управляющей компании EastOne Геннадий Газин.

Г.Газин был полон оптимизма и сообщил, что корпорация "Интерпайп" планирует достроить Интерпайп-сталь к середине 2011 года, несмотря на временные финансовые трудности. По словам гендиректора, в первую очередь менеджменту компании следует решить вопросы реструктуризации долгов, а уже затем заняться поисками источников для дальнейшего финансирования проекта. "Менеджмент Интерпайпа, акционеры и совет директоров по-прежнему настаивают на продолжении программы модернизации и развитии компании, которая была начата до кризиса. Речь идет о завершении строительства электросталеплавильного комплекса, совместно с компанией Danieli. До завершения проекта осталось около 1,5 года", – сказал Г.Газин.

Но следует отметить, что планы по запуску завода постоянно переносятся. В частности, в прошлом году руководство компании заявляло, что намерено завершить проект в 2010. И даже в условиях финансового кризиса компании Г.Газин не отказывался от планов выхода Интерпайпа на IPO. По его словам, размещение может состояться в ближайшие три года.

Как бы оптимистично ни звучал голос гендиректора, главная неожиданность держателей акций поджидала в августе текущего года, когда компания не смогла расплатиться за тело кредита. Интерпайп предложил инвесторам реструктурировать долг и увеличить срок обращения бумаг на семь лет. Со своей стороны Интерпайп предложил увеличение процентной ставки с 8,75 до 10,25 годовых, а также 17,5 млн долл. по невыплаченным купонам в случае, если дефолт по задолженности компании не будет объявлен до конца октября 2010 года.

Времени на раздумья у кредиторов было достаточно: собрание было назначено на 17 сентября. Правда, особого выбора у них не было, ведь в случае несогласия с предложением Интерпайпа они рисковали потерять свои вклады после объявления о банкротстве компании. И, как и прогнозировали эксперты, держатели еврооблигаций на сумму 200 млн долл. собственника трубно-колесной компании "Интерпайп" компании "Interpipe Limited" (Кипр) одобрили реструктуризацию этих обязательств на условиях, предложенных компанией. В частности, срок обращения бумаг был увеличен на семь лет, а доходность – с 8,75% до 10,25%.

Какие перспективы ждут держателей еврооблигаций в ближайшие четыре года – сказать пока очень сложно. Но финансовое положение Интерпайпа не позволяет делать слишком оптимистичные прогнозы. Компания продолжает переговоры о реструктуризации своих обязательств по кредитам, которые имеют более высокий уровень долгового обеспечения, чем еврооблигации. И хотя предприятия группы в текущем году показывали существенный рост объемов производства, объемы оборотных средств компании остаются мизерными, а значительные размеры долговых обязательств и вовсе порождают один только пессимизм.

С апреля этого года Интерпайп – Нижнеднепровский трубопрокатный завод стал показывать рост объемов производства, однако они еще не превышают объемы производства прошлого года. Интерпайп НТЗ специализируется на производстве сварных и бесшовных труб для добычи и транспортировки нефти и газа, является третьим в мире производителем колес и бандажей для железнодорожного транспорта. Производственные мощности завода превышают 1,1 млн тонн стальной продукции в год.

Так, в апреле, по сравнению с мартом, Интерпайп НТЗ увеличил производство стальных труб на 4,1%, или на 0,4 тыс. тонн, до 10,10 тыс. тонн, в мае – на 35,3%, или на 4,20 тыс. тонн, до 16,10 тыс. тонн, в июне – на 54,5%, или на 4,80 тыс. тонн, до 13,60 тыс. тонн, в июле – на на 45,6%, или на 7,20 тыс. тонн, до 23 тыс. тонн. В августе Интерпайп НТЗ и Интерпайп – Новомосковский трубный завод увеличили производство по сравнению с предыдущим месяцем на 20,9% и 3,6% соответственно. В частности, Интерпайп НТЗ произвел 27,8 тыс. тонн стальных труб, а Интерпайп – Новомосковский трубный завод – 20,4 тыс. тонн.

Однако долговые обязательства по-прежнему преследуют компанию. Ее предприятия даже являются крупнейшими должниками НАК "Нафтогаз Украины". Так, Интерпайп НТЗ задолжал за газ 122,7 млн грн., Интерпайп Нико Тьюб – 15,3 млн грн. Конкурентами  по величине газовых долгов предприятий В.Пинчука являются только предприятия Сергея Таруты, однако долги ИСД в разы меньше, чем долги Интерпайпа: Днепровский металлургический комбинат им. Дзержинского – 26,7 млн грн., Алчевский металлургический комбинат – 21,3 млн грн., Краматорский металлургический завод – 9,3 млн грн.

Поэтому, с учетом подобных обстоятельств, оптимизм руководства компании вызывает немалое удивление. Но выходов у компании немного. Один из них – слияние с более крупными игроками рынка. Однако подобное слияние возможно лишь после завершения проекта Интерпайп-сталь и выхода Интерпайпа на IPO. В противном случае компанию ждет неравноценное слияние, что сильно ударит по самолюбию В.Пинчука. Но и эти планы на данный момент находятся под угрозой. В ближайшие четыре года компания вряд ли сможет привлечь дополнительные финансовые средства, так как ей предстоит расплата по еврооблигациям. Поэтому планы по завершению Интерпайп-стали можно смело отодвинуть на 2015 год.

Что ждет компанию после 2015 года? Даже в случае выплаты долгов по еврооблигациям Интерпайп вряд ли сможет легко привлечь внешний кредит, ведь горький опыт дебютного выпуска еврооблигаций полностью подорвал доверие к компании. Правда, есть и второй выход – объявление о банкротстве.

Максим Гачев

МинПром

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢